Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Социально-коммуникативного развития»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8
1.1. Теоретические основы методики формирование диалогической
речи у детей дошкольного возраста 8
1.2. Характеристика диалогической речи по вопросам развития
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 15
1.3. Особенности развития умений диалогической речи у детей
среднего дошкольного возраста, своеобразие детского диалога 19
1.4. Анализ программ дошкольного образования 25
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» 33
2.1. Диагностика уровня сформированности диалогической речи
у детей среднего дошкольного возраста 33
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование диалогической речи 38
2.3. Диагностика уровня сформированности диалогической речи у
детей среднего возраста по результатам опытно-поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Отечественные педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин и др.) утверждают, что общение является одним из основных условий развития ребенка, необходимого для формирования его личности, а также является ведущим видом человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
Психологи А. В. Запорожец, М. И. Лисина в своих работах указывали на то, что общение возникает раньше, чем другие психические процессы и присутствует во всех видах человеческой деятельности. Общение оказывает существенное влияние на речевое и психическое развитие ребенка, кроме того, согласно утверждению педагогов и психологов, формирует личность в целом. Доказано, что самой ранней формой речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами.
Диалог, как форма общения человека стал объектом исследования многих ученых. Так, исследователи О. М. Вершина, В. П. Глухов, О. Я. Гойхман и др. рассматривали диалог как важный способ активизации познавательно-мыслительных процессов. Кроме того, ученые доказали, что при недостаточном общении развитие речи и другие психические процессы значительно замедляются.
Однако существует и обратная взаимосвязь, которую установили Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова. Они считают, что недостаточный уровень сформированности речевых средств снижает качественный уровень общения.
Однако в последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился. Новые исследования В. В. Ветровой, С. А Мироновой, в области онтолингвистики доказывают, что «детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно разговора, а детерминирован потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия» [9].
Таким образом, вопросы возникновения и формирования диалога целесообразно рассматривать с точки зрения развития у ребенка различных видов предметно-практической деятельности.
Речь, как вид деятельности, выполняет различные функции в жизни ребенка. Основной функцией речи является коммуникативная функция, т. е. речь в первую очередь, должна быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти направления коммуникативной функции речи находят отражение в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно развитие коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, на основе которой возникает связная речь.
Актуальность данного исследования обосновывается в первую тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным временем для усвоения общепризнанных форм коммуникации. Выделяются две главные сферы общения дошкольника: со взрослыми и с ровесниками. В раннем возрасте малыша в разговор вовлекает взрослый. Обращаясь к ребенку с вопросами, он тем самым деятельно отзывается на его выражения и жесты, формирует разговор, интерпретируя, распространяя неполные ситуативные выражения собеседника, достраивает их до совершенной формы. Опыт речевого общения со взрослыми малыш переносит в свои отношения со ровесниками.
У дошкольника ясно выражена потребность в общении с ровесниками, желание донести до собеседника цели и смысл собственных действий. Однако дети чувствуют огромные трудности в общении, т. е. в усвоении родного языка - его голосовой системы, грамматического строя, лексического состава. Не владея родным языком, малыш не сможет освоить навыки диалогического общения. Разговор, как вид общения, подразумевает познание языка, умение им воспользоваться при построении связного выражения и налаживании речевого взаимодействия с партнером.
Дети четырех-пяти лет чувствуют потребность делиться своими впечатлениями на темы из собственного опыта, добровольно отзываются на предложение поведать о собственных встречах, о природе, о четвероногих товарищах, обожаемых игрушках. У их нередко не хватает терпения слушать собеседника, все начинают говорить сразу. В разговоре со ровесником дети получают опыт равенства в общении; учатся наблюдать друг за другом и собой; учатся говорить более ясно, четко, задавать вопросы, отвечать, анализировать. Дети нуждаются в поддержке взрослого в процессе освоения диалогического общения со ровесниками. Чтоб дети могли содержательно общаться друг с другом, нужны определенные условия для их общей деятельности, для взаимодействия в играх, в будничной жизни. Для общения детям нужны специальные материальные условия, т. е. развивающая среда. Разговор является натуральной средой развития личности. Неимение либо недостаток диалогического общения ведет к разного рода искажениям личного развития, росту проблем во взаимодействии с окружающими людьми, появлению сложностей в умении приспособиться в меняющихся житейских обстоятельствах.
Для обеспечения каждому ребенку того равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его ни получал.
Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Как было сказано ранее, развитие диалогической речи у ребенка дошкольного возраста происходит не стихийно, а под воздействием взрослого. Это сложный, планомерный процесс, требующий использования различных средств, методов и форм работы. Данное положение обусловило выбор темы нашего исследования «Методические основы формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Коммуникация».
Объект исследования - процесс формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на формирование диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста и практически апробировать комплекс игр.
Исходя из цели исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику диалогической речи;
- описать особенности развития, умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста;
- определить методы и формы работы, способствующие развитию у детей среднего дошкольного возраста диалогической речи;
- сделать обзор литературы по вопросу формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста;
- проанализировать содержание образовательной области «Коммуникация»;
- провести диагностику.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Многие специалисты считают, что умению вести диалог нужно учить. В развитых формах диалог - не просто бытовой ситуативный разговор, это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение.
Диалогу предшествует «коллективный монолог» - речевое общение, когда каждый партнер активно высказывается в присутствии сверстника, но не отвечает на его реплики, не замечая реакции с его стороны на собственные высказывания.
Наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к, различного рода, искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Необходимо постоянное внимание педагогов в организации развития диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого общения.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных
воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей; игры-драматизации и беседы по ним; вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.
Настоящее исследование заключалось в том, чтобы проанализировать, как развивается у детей диалогическая речь. Данное исследование дало возможность сформулировать ряд рекомендаций по развитию диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Коммуникация».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначено, что образовательная область «Коммуникация» направлена на всестороннее развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Только систематическая и планомерная работа педагогов, их заинтересованность в результате помогут решить многие проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, а тем самым в хорошем усвоении образовательной области и так называемого стандарта, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
Роль слова, как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка, определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
В процессе нашей работы по формированию диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Коммуникация» мы использовали комплекс игр. В результате проведения данной работы мы можем говорить об эффективности предложенного комплекса. Так оптимальный уровень развития диалогической речи детей исследовательской группы повысился на 14%, допустимый - на 2%, а критический уменьшился на 16%.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, были успешно решены: изучен теоретический материал, касающийся темы работы, проведен анализ по работе с детьми, сформированы рекомендации по формированию у детей диалогической речи в условиях детского дошкольного учреждения.
1. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / М. М. Алексеева., В. И. Яшина. - М. : Академия, 1999. - 560 с.
2. Арушанова, А. Истоки диалога / А. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - С. 82-90.
3. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С. 51-61.
4. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие [Текст]/ Н. В. Басова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 416 с.
5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - М. : Искусство, 1979. - 423 с.
6. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для вузов / Л. Р. Болотина - М. : Академия, 1997. - 232 с.
7. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических
теориях и системах воспитания [Текст] : учебное пособие /
Е. В Бондаревская, С. В. Кульневич. - М. : Академия, 1999. - 560 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учебник для вузов / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2001. - 255 с.
9. Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить [Текст] / В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова. - М. : Знание, 1998. - 94 с.
10. Винокур, Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи [Текст] / Т. Г. Винокур // Исследования по грамматике русского литературного языка. - М. : изд. АН, 2005. - 56 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - 356 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А. Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 1961. - 434 с.
13. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет [Текст] / В.В. Гербова. - М. : Просвещение, 2003. - 73 с.
14. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе [Текст] / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 78-80.
15. Гипертекстовый словарь методических терминов.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: й11р://’№’№’№.й1.ги/оп-1те/Фс1юпагу .php?term=335. (дата обращения: 15.11.15).
16. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] / Г. А. Глинка. - СПб.: Питер, 1998. - 221 с.
17. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 12. - С. 91-93.
18. Грецик, Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т. Грецик // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6. - С. 54-56.
19. Исенина, Е. И. Дословесный период развития речи у детей [Текст] / Е. И. Исенина - Саратов, 1996. - 164 с.
20. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы [Текст] : методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ/ Т. П. Колодяжная, Л. А Колунова. - Ростов- н/д. : ТЦ «Учитель», 2002. - 32 с.
21. Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст] / Э. Л. Короткова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева. - М. : Академия, 1999. - С. 201-202.
22. Крылова, Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое
развитие детей [Текст] / Н. М. Крылова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост.
53
М. М. Алексеева. - М. : Академия, 1999. - С. 204-208.
23. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина - М..: Просвещение, 1974. - 368 с.
24. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г. М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева. - М. : Академия, 1999. - С. 49-52.
25. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева - Ярославль: Гринго, 1995. - 236 с.
26. Основы теории речевой деятельности [Текст] / под ред. А. А. Леонтьева. - М. : Просвещение, 1994. - 148 с.
27. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех. [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. Г. Парамонова - СПб. : Питер, 2009. - 416 с.
28. Педагогика [Текст] : учебник / JI. П. Крившенко и др. - М. : ТК Велби, 2007. - 432 с.
29. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - 3-е изд. - М. : Большая Рос. энцикл., 2009. - 528 с.
30. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже - М. : Просвещение, 1994. - 534 с.
31. Подласый И. П. Педагогика. Новый [Текст] курс : учебник для студентов педагогических вузов / И. П. Подласый. - М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. - 256 с.
32. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» .
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://deti.rkomi.ru/content/629220655.pdf. (дата обращения: 15.09.16).
33. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-синтез, 2014. - 63 с.
34. Радина, К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] / К. К. Радина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева. - М. : Академия, 1999. - С. 221-229.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубиншбейн. - СПб. : Изд. «Питер», 2000. - 712 с.
36. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / учебное пособие для студентов / О. И. Соловьева. - М. : Просвещение, 1996. - 175 с.
37. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин // Вопросы психологии, 1999. - № 3. - С. 21-24.
38. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева - М. : Просвещение, 2002. - 280 с.
39. Ушакова, О. С. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : АПО, 1994. - 125 с.
40. Ушакова, О. С. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : АПО, 1994. - 63 с.
41. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] : Сб. науч. трудов / под ред. О. С. Ушаковой. - М. : АПН СССР, 1990. - 137 с.
42. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] : учебн. для вузов. - М. : Изд-во института психотерапии, 2001. - 237 с.
43. Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753 (дата обращения: 04.06.2016).
44. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. - М. : Академия, 1999. - С. 110-115.
45. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Элькнин. - М. : Просвещение, 1958. - 378 с.