ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста 7
1.2. Лингво-методические основы развития коммуникативных умений
у детей дошкольного возраста 21
1.3. Анализ ФГОС ДО и рекомендованных программ воспитания и
развития детей дошкольного возраста 25
1.4. Методы и приемы развития коммуникативных умений у детей
дошкольного возраста 35
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42
2.1. Диагностическое исследование первичного уровня развития
коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 43
2.2. Комплекс организационно-педагогических мероприятий по
развитию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста на формирующем этапе проектировочной работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Жизнедеятельность любого человека пронизана контактами с другими людьми. Необходимость в общении - одна из наиболее важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и во взаимоотношениях с другими людьми человек способен ощутить и осознать самого себя, отыскать собственную роль в обществе. В последнее время широкое распространение приобрел термин «коммуникация», наравне с термином «общение».
Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она содержит передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным орудием коммуникации является речь, с помощью которой не только происходит передача информации, но и осуществляется влияние друг на друга участников совместной деятельности [3, с. 15].
На сегодняшний день данная проблема приобретает особую значимость, так как коммуникативное развитие ребенка вызывает серьезную тревогу. Дети стали реже контактировать не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение значительно обогащает жизнедеятельность ребенка, раскрашивает яркими красками область их чувств.
Ребенок, который редко контактирует с ровесниками и не принимается или из-за неумения осуществлять взаимодействие, быть интересным находящимся вокруг, ощущает себя уязвленным и не признанным, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, либо, наоборот, к излишней агрессивности поведения.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает особую настороженность в связи с заменой общения и игровой деятельности телевизором, компьютером, компьютерными играми. Взаимодействие и только живое человеческое общение обогащает жизнедеятельность ребенка. У большинства дошкольников нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей прослеживается неустойчивое внимание, слабая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, бедный словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются медлительность психических процессов, они могут проявить нерешительность и зажатость. Дети начинают относиться критично к собственным недостаткам. Дошкольники не всегда могут правильно выразить собственную мысль, верно ответить на вопросы, не могут грамотно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно диалог с товарищами, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путем и в вежливой форме.
В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром - становится наиболее актуальной.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленный на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы
рассмотреть понятие «общение» и его виды.
2) На основе анализа психолого-педагогической и лингво-
методической литературы по проблеме исследования раскрыть содержание вопроса развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
3) Раскрыть методы и приемы развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
4) На констатирующем этапе проектировочной работы подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
5) Разработать и апробировать занятия, направленные на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
6) Проследить динамику развития коммуникативных умений у детей: провести сравнительный анализ результатов, сделать выводы об эффективности разработанности занятий.
7) Представить в приложении разработанные занятия, направленные на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Методологическая основа:
- психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, A.B. Запорожец и др.);
- рассматривали общение как коммуникативную деятельность М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина;
- исследования отмечающие, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы; их в таблицах и гистограммах.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №161 г. Екатеринбурга; в исследовании принимали участие 20 воспитанников средней группы.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 55 источников, приложения.
Дошкольный возраст - это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные умения.
Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные умения детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть контекстной речью.
Следует помнить, что результаты коммуникативных умений дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.
Подводя итоги проектировочной работы по развитию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста, можно сформулировать следующие выводы:
1) Формирование коммуникативных умений - одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая особого внимания.
2) На основе анализа психолого-педагогической и лингво-методической литературы по проблеме исследования раскрыто содержание вопроса развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста. Выделены критерии и показатели оценки уровня сформированности коммуникативных умений у детей.
3) Формирование коммуникативных умений у детей происходит наиболее эффективно при реализации таких форм организации педагогической работы, как - дидактические игры, упражнения, игры- имитации, этюды, творческие занятия, проектная деятельность и др.
4) Между коммуникативными умениями, сформированными в результате специально организованной работы с детьми и уже имеющимся у детей опытом осуществления коммуникативной деятельности, существует взаимосвязь. Новые представления и опыт действования в определенных коммуникативных ситуациях корректируют имеющийся у детей опыт общения, придают ему сознательный, произвольный характер. В то же время имеющийся у детей опыт является условием успешности формирования новых коммуникативных умений.
5) Особую значимость в формировании коммуникативных умений у детей средней группы приобретает предметно-развивающая среда, которая обеспечивает единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности (беседа, игры и пр.)
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
6) Важная роль в формировании коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста отводится родителям.
Умение общаться - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных умений дошкольников.
Ребенок не только слушает и наблюдает, но и активно действует, включаясь в коммуникативно-игровой процесс. Организация социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста предполагает их межличностные отношения, складывающиеся под воздействием социальных норм, эталонов, ценностей. Это происходит легко и непринужденно только во время игровых отношений. Через игровые действия ребенок познает социальный мир, осваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия.
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: формирование грамматического строя речи: 3-7 лет: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
2. Артемова, JI. B. Формирование общественной направленности
ребенка-дошкольника в игре [Текст] / Л. В. Артемова. - Киев: Вшуашк., 1988. - 159 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - СПб., 2001. - 186 с.
4. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова // Дидактические игры. - 2000. - № 7. - С. 52-84.
5. Абрамова, Н. К проблеме активизирующего общения взрослого и
ребенка в игре [Текст] / Н. Абрамова, В. Кормилица // Дошкольное
воспитание. - 1996. - № 3. - С. 30-32.
6. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст]: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 5. - С. 32-38.
7. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белоборыкина. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. - 240 с., ил. - (Серия : «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
8. Баранова, С. П. Педагогика [Текст] / С. П. Баранова, В. А. Сластенина В.А. - М. - 2001. - 237 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб., 1997. - 104 с.
10. Дудковская, Е. Е. Развитие коммуникатиной компетенции в
условиях реализации ФГОС [Текст] / Е.Е. Дудковская // Человек и
образование. - 2014. - № 3 (40).
11. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет [Текст]: пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина - СПб. : «ДЕТСТО-ПРЕСС», 2004. - 272 с.
12. Детство [Текст]: примерная образовательная программа
дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с.
13. Дошкольное образование в России [Текст]: сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Ред.- сост. Р. Б. Стеркина. - М.: Изд-во ACT, 1996. - 173 с.
14. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности [Текст] / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 20-21.
15. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников [Текст] / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 64-65.
16. Иванец, И. И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников [Текст]: дис. канд. пед. наук / И. И. Иванец. - Ростов-на-Дону, 1997. - 279 с.
17. Каган, М. С. Мир общения [Текст] : проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
18. Котырло, В. К. Воспитание гуманных чувств у людей [Текст] / В. К. Котырло. - Киев, 1987. - 203 с.
19. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.
20. Кравцова, Е. Ребенок внутри общения [Текст] / Е. Кравцова, Е. Бережковская // Дошкольное образование. - 2005. - № 3.
21. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться [Текст] / Е.
Кравцова, Т. Пуртова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 11. - С. 93-94.
22. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А.
Леонтьев: под ред. М. К. Кабардова; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Нальчик, 1996.
23. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: Изд-во «Питер», 2009. - 410 с.
24. Малетина, Н. С. Воспитание словесной вежливости у детей 4-6 лет в условиях разновозрастной группы [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н. С. Малетина. - М., 1991. - 190 с.
25. Маркова, Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Маркова // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2007. - 234 с.
26. Марцинковской, Т. И. Детская практическая психология [Текст] / Т. И. Марцинковской. - М., 2001. - 247 с.
27. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст]: учеб. пособие / А. В. Мудрик. - М.: Пед. Общество России, 2001. - 319 с.
28. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 352 с.
29. Немов, P. C. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р. С. Немов; кн. 2. - М., 1997. - 154 с.
30. Неверова, А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г.
Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 102-106.
31. От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
32. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Под ред. Т. А. Репиной. - М., 1998.
33. Панфилова, А. П. Теория и практика общения [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова; 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
34. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / С. Е. Привалова; Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 203 с.
35. Проняева, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст]: дис. канд. пед. наук / С. В. Проняева. - Екатеринбург, 1999. - 263 с.
36. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг [Текст] / А. С. Прутченков; 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 144 с.
37. Полякевич, Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет [Текст]: модели комплексных занятий / Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 159 с.
38. Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 720 с. - (Бакалавриат).
39. Пигарева, Г. В. Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников [Текст] / Г. В. Пигарева, Н. Н. Балашова // Молодой ученый. - 2017. - № 15.2. - С. 143-145.
40. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Российская газета. - 2013. - 25 ноября.
41. Рогов, Е. И. Психология общения [Текст] / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 2001. - 334 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2000. - 705 с.
43. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 278 с.
44. Ребенок внутри общения [Текст]: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е. Кравцова, Е. Бережковская // Дошкольное образование: Издательский дом «Первое сентября» - 2005. - № 4. - С. 6.
45. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е. О. Смирнова; 3-е изд. - СПб. - 2009. - 304 с.
46. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников [Текст]: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
47. Соломенникова, О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ [Текст] / О. А. Соломенникова. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 203 с.
48. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
49. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие / Е. О. Смирнова. - М.: Академия, 2000.
50. Уханова, А. В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка [Текст] / А. В. Уханова. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 128 с.
51. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного
возраста в детском саду [Текст] / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -
197с.
52. Черенкова, О. А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности [Текст] / О. А. Черенкова. - Пенза, 2008. - 202 с.
53. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст]: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - С. 15-56.
54. Шипицына, Л. М. Азбука общения [Текст]: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с.
55. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику [Текст] / Н. Г. Яковлева. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 130 с.