ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 11
1.1. Сущность педагогического проектирования и моделирования основной образовательной программы 11
1.2 Нормативно-правовые основы организации процесса
проектирования основной образовательной программы дошкольного образования 23
1.3 Управление процессом проектирования основной образовательной программы на основе взаимодействия всех участников образовательного
процесса 29
Вывод по главе 1 38
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ООП ДОУ 39
2.1. Изучение исходного уровня результативности управленческой
деятельности по проектированию ООП в ДОУ 43
2.2. Организация системы работы по внедрению модели
управленческой деятельности по проектированию ООП ДОУ 47
2.3. Проверка эффективности внедрения модели управленческой
деятельности по разработке основной образовательной программы ДОУ на
контрольном этапе исследования 63
Вывод по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 90
Актуальность темы исследования. Существенные изменения социально-экономических условий, происходящие в последнее время в обществе, оказывают значительное влияние на процессы, происходящие в образовательной сфере. Система образования на современном этапе активно внедряет и реализует новые образовательные стандарты. Внедрение образовательных стандартов вносит изменения в структуре, наполнении и ресурсном обеспечении образовательной деятельности, в системе оценки полученных образовательных результатов, а также требования к профессиональным компетенциям управленцев и исполнение Стандарта в учреждении обеспечивается наличием основной образовательной программы, разрабатываемой самим учреждением.
В ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями, должны соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), образовательная организация сама проектирует и утверждает образовательную программу.
Основная образовательная программа дошкольного образовательного
учреждения является нормативно-управленческим документом, в котором раскрывается содержание и организация образовательной деятельности в дошкольном учреждении. В ФГОС ДО обозначены требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. Требования к условиям, в которых должны реализовываться программы ДО: финансовым, кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим и развивающей предметно-пространственной среде, требования к результатам освоения образовательной программы
дошкольного образования.
Проектированию образовательных программ посвящены исследования: А.М. Соломатина, Р.Г. Чураковой, Е.С. Заир - Бек, Е.М. Казаковой, Т.Г. Новиковой, Л.Г.Осетровой, О.Г. Прикот, В.Е. Радионовой, С.Д. Сажиной, Н.Г. Стрикун, Л.П. Тряпицыной и других.
Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Т.Н. Доронова, Н.М. Микляева, И.Л. Паршукова определяют подходы к проектированию образовательных программ, такие как, гуманизация, регионализация, системность, технологизация, целостность.
Ю.В. Громыко, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, А.А. Моисеев, В.С. Слобочиков рассматривают вопросы развития и управления новыми образовательными системами через организацию процесса проектирования, для осмысления проектирования как управленческой деятельности.
Несмотря на множество подходов к проектированию образовательных программ и наличие нормативных документов, регламентирующих требования к структуре ООП ДО недостаточно разработан вопрос организации управленческой деятельности по проектированию основной образовательной программы в системе дошкольного образования.
Таким образом, актуальность исследования на социальнопедагогическом уровне определяется несоответствием между
необходимостью организовать управленческую деятельность по проектированию ООП ДОУ и недостаточной готовностью управленцев дошкольного образования к осуществлению данной деятельности.
Актуальность работы на научно-теоретическом уровне связана с отсутствием единого подхода к организации управленческой деятельности, а также нечёткостью в определении ее сущности, структуры и не разработанностью критериев и уровней для ее определения ее эффективности в педагогической теории и практике.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена отсутствием модели управленческой деятельности по проектированию основной образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения и необходимостью определения педагогических условий, способствующих её эффективной реализации руководителями дошкольных организаций.
Анализ существующих психолого-педагогических исследований и специальной литературы по данному вопросу, а также опыт работы руководителей позволили выделить следующие противоречия исследования:
на социально-педагогическом уровне: между потребностью
педагогического сообщества в проектировании ООП ДОУ в соответствии с современными требованиями и существующим недостаточным уровнем подготовки к данному виду деятельности у руководителей дошкольных учреждений;
на научно-теоретическом уровне: между необходимостью управления процессом проектирования ООП ДОУ и недостаточной разработанностью в науке и практике содержания управленческой деятельности ее сущности и структуры.
на научно-методическом уровне: между существующими
требованиями направленными на проектирование основной образовательной программы дошкольного образования и отсутствием модели управленческой деятельности по проектированию и реализации основной образовательной программы в ДОУ.
Указанные противоречия определили проблему исследования: недостаточный уровень подготовки и отсутствие опыта в осуществлении системы управленческих действий по проектированию основной образовательной программы учреждения, обеспечивающей повышение качества дошкольного образования.
Актуальность проблемы отсутствия управленческой деятельности по проектированию ООП ДОУ обусловила выбор темы исследования: «Проектирование и условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации»
В соответствии с данной темой были определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования...
На современном этапе развития дошкольного образования происходят значительные изменения: дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. В связи с этим меняются нормативные документы, которые предъявляют новые требования и стандарты системе дошкольного образования, внедряются новые технологии развития и разрабатываются новые программы.
В теоретической части работы была изучены и проанализированы теоретические и нормативно-правовые основы проектирования основной образовательной программы дошкольного образования. В данной части более детально рассмотрено проектирование и моделирование в педагогической деятельности, определены основные подходы к проектированию. Обоснована необходимость в пересмотре отношений между всеми участниками образовательных отношений. Для решения данной задачи необходимо обеспечить переход к управлению, ориентированному на устойчивое развитие дошкольного образования, с учетом интересов всех заинтересованных сторон - родители, воспитатели, руководители дошкольных образовательных организаций, социальные партнеры и др. Пересмотр управленческих действий предполагает гибкий подход к управлению, использование имеющихся ресурсов (трудовые, финансовые, временные), высокое качество образовательной деятельности, соответствующий квалифицированный (с образованием, со стажем работы) уровень управленческих и педагогических кадров; обеспеченность материально-технической базы; сплоченность коллектива
(единомышленники); 100% укомплектованность кадрами в организации; мотивация педагогического коллектива; финансовые условия реализации программы, широкий спектр образовательных услуг для детей с разными возможностями и потребностями. В результате была предложена модель управленческой деятельности по проектированию ООП ДОУ.
Управление участниками образовательных отношений подразумевает коммуникации, проведение переговоров, контакты и отношения с ними, мотивирование их поведения с целью определения наибольшей выгоды для перспектив развития дошкольной образовательной организации, т.е. управление - это непосредственное воздействие на них. Важно обеспечить баланс между их интересами и запросами, которые вносят свой вклад в развитие ДОУ.
На констатирующем этапе исследования был подобран и модифицирован инструментарий для оценивания эффективности системы управленческой деятельности включающий в себя диагностическую работу по следующим направлениям: работа с кадрами (педагогами), мониторинг усвоения воспитанниками ООП ДОУ в предыдущем учебном году, анализ заболеваемости воспитанников (статистические данные), анкетирование и опрос родителей и социальных партнеров. Предложены требования к профессиональной компетенции педагога позволяющие наиболее эффективно планировать и проектировать образовательную деятельность. Проанализирован состав предыдущей рабочей группы по проектированию ООП ДОУ.
На формирующем этапе исследования была внедрена модель управленческий действий по проектированию ООП ДОУ, включающая в себя взаимодействие всех участников образовательных отношений. В данном этапе более детально представлена работа со всеми участниками образовательных отношений в рамках предложенной модели.
Рассмотрев организацию управленческой деятельности в рамках предложенной модели можно выявить определенный алгоритм действий (пошаговая деятельность).
Шаг 1 - создание Рабочей группы, которая разрабатывает образовательную программу ДОУ. В состав рабочей группы входят представители администрации и преподавательского состава (5-7 человек).
Шаг 2 - состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом руководителя.
Шаг 3 - Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по развитию образовательной программы ДОУ которая разрабатывается администрацией учреждения, обсуждаемой, принятой педагогической Совета и утверждается приказом руководителя.
Шаг 4 - Рабочая группа работает в соответствии с утвержденным руководителем планом, который определяет конкретные виды деятельности, определяет условия их реализации и назначает ответственных лиц.
Шаг 5 - Рабочие совещания Рабочей группы проводятся по мере
необходимости примерно 1-2 раза в месяц; Решения принимаются в форме протокола, составленного Секретарем и подписанного Председателем Рабочей группы.
Шаг 6 - проект образовательной программы ДОУ обсуждается,
дополняется и принимается педагогическим советом.
Шаг 7 - окончательная версия образовательной программы ДОУ
одобрена приказом руководителя и введена в действие.
Шаг-8 получены предварительные обнадеживающие результаты реализации предложенной модели...
1. Александрова, Е. С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса. [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01 Е. С. Александрова; - СПб. : 2000. - 18с.
2. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа
педагогического процесса. [Текст] Ш. А. Амонашвили. - Минск : Университетские чтения, 1990. - 560 с.
3. Антология дошкольного образования: Навигатор
образовательных программ дошкольного образования [Текст] : сборник : сост. А.С. Русаков. - М. : Национальное образование, 2015. - 112 с.
4. Андреева, С. М. Составление плана воспитательнообразовательной работы в ДОО [Текст] : метод. рекомендации / С.М. Андреева, О.Н. Сенова. - Нижний Тагил : НТФ ИРО, 2015. - 45 с.
5. Афонькина, Ю. А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО [Текст] Ю. А. Афонькина. - Волгоград : Учитель, 2015. - 83 с.
6. Бережнова, О. В. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. [Текст]. Методическое пособие. / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014. - 132 с.
7. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. [Текст]. Методическое пособие. / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. - 144 с.
8. Балясная, Л.К. Описание в процессе моделирования воспитательных систем [Текст] / Л.К. Балясная // Моделирование воспитательных систем : теория-практика / Под. ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М. : РОУД. 1995. - С.58-62.
9. Белая, К. Ю. Дошкольное, образовательное учреждение: управление по результатам. [Текст] / К.Ю. Белая, П.И. Третьякова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 238 с.
10. Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ СФЕРА. 2016. - 128 с.
11. Бланшар, К. 3 ключа к созданию новой структуры управления [Текст] / Перевод с англ. Л.А. Бабук / К. Бланшар, Д. П. Карлос, А. Рэндолф. - Минск : Попурри, 2004. - 304 с.
12. Боровлева, A. B. Проектный метод - как средство повышения качества образования [Текст] / А. В. Боровлева // Научно практический журнал Управление ДОУ. - 2006. -№7. С.79.
13. Вершинина, H. A. Взаимосвязь методики обучения изобразительной деятельности с физиологией дошкольников как условие повышения эффективности образовательного процесса ДОУ [Текст] / Н. А. Вершинина // Педагогическая акмеология : поиски и достижения. -2006.- № 8. С.23.
14. Волобуева, JI. M. Структура управления ДОУ. [Текст]. Л. М.
Волобуева // Научно практический журнал Управление ДОУ. -2004. -
№1(13). С. 8-15.
15. Гладышева, Н. Н. «Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ [Текст]. / Н. Н. Гладышева, Л. В. Чернова. - Волгоград : Учитель. 2014. - 147 с...