Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связных монологических умений у детей среднего дошкольного возраста при составлении рассказа по картине

Работа №98692

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития связной
монологической речи у детей дошкольного возраста 6
1.2. Лингвометодические основы развития связной монологической
речи у детей дошкольного возраста 13
1.3. Методы и приемы развития связной монологической речи у
детей дошкольного возраста 22
1.4. Анализ ФГОС и примерных образовательных программ по
разделу «Связная речь» 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Исследование первоначального уровня сформированности
развития связной монологической речи у детей среднего
дошкольного возраста 30
2.2 Формирующий этап проектировочной работы по формированию связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80


Развитие связной речи в жизни любого человека играет огромную роль. Каждые человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, который владеет красивой, правильной, простой речью, приятно и интересно общаться. Чтобы стать таким интересным человеком требуется большая работа и много времени. Для этого необходимо развивать связную речь с детства.
Развитие связной речи является центральной задачей лингвистического развития детей. Многие педагоги и психологи, такие как, И. Е. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, В. В. Гербова, О. И. Соловьева и др. говорили о том, что роль картины является одним из средств развития связной речи детей. В основе составления рассказов по картине проходит понимание окружающей жизни. Картина влияет на настроение ребенка, увеличивает понятия детей об объектах и событиях, создает потребность к рассказыванию, призывает говорить именно не говорящих, скромных, застенчивых детей, развивает решительность в собственных силах. И это так значимо. Во всяком случае мир детей наполнен чувствами. Пусть даже в самом малообщительном, замкнутом ребенке живет особенное сочетание чувств и эмоций.
При работе с картинами у детей совершенствуется активный словарный запас, связная речь, способность правильно и точно составлять фразы. Благодаря этому педагогическим работникам - воспитателям, следует обучать детей изучать картину и составлять по ней рассказы, правильно выражать свои впечатления.
Исследование проходило в средней группе дошкольного образовательного учреждения. У детей среднего дошкольного возраста еще небольшой жизненный опыт, но они склонны фантазировать, придумывать события.
Объект исследования: процесс развития умений связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на развитие связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать комплекс организационно¬ педагогических мероприятий, направленных на развитие умений связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста при составлении рассказов по картине.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы развития связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Определить роль составления рассказов по картине в развитии связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить критерии и выявить уровни развития связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Подобрать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие формированию связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста при составлении рассказов по картине.
Методы исследования:
1. Теоретический (изучение и анализ педагогической и методической литературы по избранной теме);
2. Экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов).
База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 с приоритетным осуществлением по познавательному и речевому направлениям развития воспитанников» города Красноуфимска Свердловской области.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В методической и педагогической литературе отмечается особая роль связной речи. Связная речь реализует одну из важнейших функций в общем развитии человека - является инструментом социализации. Она помогает создавать связи с окружающими людьми, регулирует нормы и правила поведения. Правильная и нужная организация обстановки, в которой бы у детей возникло желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение, является главным условием для решения речевых задач в детском саду.
Решая важные задачи обучения детей связной речи на различных возрастных периодах, можно достигнуть создания хорошей связной монологической речи. У детей будет хорошо развита речь только тогда, когда у них будет в меру приобретен богатый опыт, который они получают от восприятия разного рода предметов. Важное значение в развитии речи, именно связной, являются картины, которые продолжают развивать умение у детей рассказывать, а именно точно и образно высказывать свои мысли. В ходе рассматривания, знакомстве картин воспитатель шаг за шагом подводит детей к тому, что необходимо правильно и полно излагать свои мысли, иными словами к верному отражению их знаний о предметах и явлениях в точной и развернутой речи.
Одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Задачи, которые ставит программа детского сада перед воспитателем, включают в себя необходимость научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, логически, связно и по порядку излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, яркой, эмоциональной, выразительной. Степень развития речи дошкольников различен. Одни дети с легкостью общаются, используют в собственной речи имеющийся в наличии запас слов, другие дети при большом пассивном запасе слов используют малый активный словарный запас. Некоторые дети, не зная точного значения слов и выражений, используют их в речи. При изучении, исследовании картины дети, отвечая на вопросы, которые ставит воспитатель, реализуют разного рода лексические задания. Такие занятия увеличивают знания детей об окружающем, увеличивают запас слов, учат как нужно правильно и грамотно строить предложения.
Такие занятия, в которых используются сюжетные картины, позволяют детям накапливать знания о предметах, которые в повседневной жизни ребенка не всегда присутствуют. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а впоследствии грамотного построения монолога.
Изучив теоретическую и методическую литературу по данному вопросу, мы установили, что к среднему дошкольному возрасту выражаются различия в уровне речи детей. Совершенствование, улучшение монологической речи является значимой задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об объектах, предметах и явлениях природы, создание разного рода видов творческих рассказов, изучение и освоение форм речи - рассуждения (объяснительная речь, речь-планирование, речь- доказательство), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Весь ход развития речи у детей проходит под наблюдением взрослого. От активности ребёнка в условиях речевой деятельности зависит эффективность педагогического влияния. В итоге, результат будет намного лучше, если ребенок активен и чем больше он активен, чем больше вовлечен в интересную для себя деятельность, тем больше и лучше результат. Взрослому необходимо и важно вовлекать, побуждать ребенка к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в ходе ежедневного общения, но и в ходе специально организованного обучения.
Необходимо вести целенаправленную правильную, систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях прежде всего более совершенных, соответствующих, достойных, любопытных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут благоприятны для появления интереса у детей к данному виду речевой деятельности.
Проведя констатирующую диагностику сформированности умений связной речи, мы сделали вывод, что необходимо составить работу, которая содействовала бы формированию у детей среднего дошкольного возраста связной монологической речи, а также развитие умений рассказывать по картине, где в дополнение можно будет использовать метод моделирования (мнемотаблицы).
С этой целью нами был создан, разработан комплекс организационно-педагогических мероприятий, который проходил по трем направлениям: работа с детьми, работа по созданию развивающей речевой среды и работа с родителями. В ходе проведения целенаправленной работы по обучению детей рассказыванию по картине у детей возникло желание составлять рассказы по картине, как на занятии, так и в повседневной жизни; вырос и расширился круг знаний об окружающем мире; расширился словарный запас. Дети справились со своей робостью, застенчивостью, боязнью неправильно высказаться, образовалась смелость и уверенность в собственных силах; они стали активней общаться друг с другом и со взрослыми.
Данная работа показала, что использование комплекса разработанных организационно-педагогических мероприятий по развитию связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста при рассказывании по картине была эффективной.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред., пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи у детей [Текст] /
A. М. Бородич. - М. : Просвещение. 1981. - 256 с.
4. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т., Т. 4. [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : «Педагогика», 1982-1984. - 369 с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/
Л. С. Выгодский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 224 с.
6. Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить [Текст] / В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова. - М. : Знание, 1998. - 94 с.
7. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - М. : Просвещение, 2004. - 102 с.
8. Гейци, Э. Д. Психодиагностика в педвузе [Текст] : учеб. пособие /
Э. Д. Гейци. - Новосибирск : Изд. НГПУ. 2001. - 170 с.
9. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] : учеб. пособие / B. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2002. - 144 с.
10. Елкина, Н. В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни [Текст] / Н. В. Елкина. - М. : Педагогика. 1999. - 182 с.
11. Карпова, С. Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] /
C. Н. Карпова, Э. И. Труве. - Ростов н/Д. : Издательство Ростовского университета, 1987. - 96 с.
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия». 2001. - 416 с.
13. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Педагогика, 1985. - 256 с.
14. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Люблинская. - М. : Издательство, 1971. - 105 с.
15. Лямина, Г. М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 17 - 27.
16. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1969. - 214 с.
17. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / под ред. Е. Д. Хомской.
-М. : Издательство МГУ, 1998. - 336 с.
18. Леушина, A. M. Развитие связной речи у дошкольника [Текст]: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 560 с.
19. Мухина, B. C. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. С. Мухина. - М. : Просвещение. 1985. - 272 с.
20. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов вузов: в 3 кн. - 4-е издание / Р. С. Немов. В 3 кн. - М. : Гуманит. Издательство Центр ВЛАДОС, 2003. - 640 с.
21. Обухова, Л. В. Возрастная психология [Текст] / Л. В. Обухова.
- М. : Издательство «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с.
22. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / под ред. М. И. Лисиной. - М. : Педагогика, 1985. - 208 с.
23. Основы теории речевой деятельности [Текст] / под. ред. А. А. Леонтьев. - М. : Наука, 1974. - 368с.
24. Психологические и психофизиологические исследования речи [Текст] / под ред. Т. Н. Ушаковой. - М. : Наука, 1985. - 240 с.
25. Пропп, В. Я. Русская сказка [Текст] / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2000. - 416с.
26. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду [Текст] : сбор. научн. тр. / под ред. Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой. - М. : АПН СССР, 1987. - 120 с.
27. Расскажи мне сказку [Текст] / сост. Э. И. Иванова. - М. : Просвещение, 1993. - 464 с.
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Развитие связной речи [Текст] : хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М : Академия, 1999. - 560 с.
30. Родари, Дж. Грамматика фантазии [Текст]/ Дж. Родари. - М. : 1990.
31. Развитие речи дошкольника [Текст] : сбор. научн. трудов / под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Издательство АПН СССР, 1990. - 137 с.
32. Сказка как источник творчества детей [Текст] / Ю. А. Лебедев. - М. : Просвещение, 2001. - 235 с.
33. Смирнова, О. Е. Детская психология [Текст] : учеб. для вузов / О. Е. Смирнова. - М. : Гуманит. Издательство Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
34. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
35. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М. : Издательство «Просвещение», 1998. - 254 с.
36. Урунтаева, Г. А. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником [Текст] / под ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1998. - 138 с.
37. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - 5-е изд.. - М. : Академия. 2001. - 336 с.
38. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] /
О. С. Ушакова. - М. : Издательство Института Психотерапии. 2001. - 240 с.
39. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера. 2012. - 272 с.
40. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] : для работы с детьми дошкольного возраста / Л. Б. Фесюкова. - М. : ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
41. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия». 1999. - 560с.
42. Ядэшко, В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет [Текст] / В. И. Ядэшко. - М. : Просвещение. 1966. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ