Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация работы педагога по формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста при обучении их пересказу

Работа №98686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности развития
речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Текст как основа речевого развития дошкольников 20
1.3. Роль текстовых умений в обучении дошкольников пересказу 31
1.4. Анализ нормативных документов по теме исследования 37
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ 47
2.1. Диагностика уровня сформированности текстовых умений
у детей старшего дошкольного возраста 47
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий по
формированию текстовых умений в дошкольной образовательной организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Актуальность темы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования ФГОС ДО: «Развитие речи, в ее состав входит овладение речью как средством культуры и общения; развитие звуковой и фонематического слуха, интонационной культуры речи; развитие речевого творчества; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; формирование звуковой синтетически-аналитической активности как предпосылки обучения грамоте» [1, с. 11].
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребёнка.
Уникальную роль в становлении личности человека играет родной язык. Речь и язык традиционно рассматривались в философии, психологии и педагогике как скопление, на фоне которого различные линии психологического развития сходятся воедино: воображение, мышление, память и эмоции. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Русский язык является для старших дошкольников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.
На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего педагогического процесса. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие всех компонентов устной речи детей, в том числе и умений пересказа.
Таким образом, процесс обучения должен быть развивающим, увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивающим постоянный рост в развитии каждого воспитанника.
В современном языковом образовании на первый план выдвигается задача формирования и совершенствования умения свободного и коммуникативно-оправданного использования языка в различных ситуациях общения. Проблема развития устной речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Недооцененным резервом методики в аспекте формирования речевых умений дошкольников является пересказ.
Пересказ определяется как вид работы по развитию связной монологической речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).
В методике формирования связной речи роль пересказа оценивается неоднозначно. Большинство авторов признают важность умений пересказа для речевого развития личности (М М. Алексеева, А. М. Бородич, Н. С. Валгина, Т. А. Ладыженская, О. Н. Самкова).
Несмотря на достаточную степень изученности проблемы обучения пересказу, как одного из видов монологической речи старших дошкольников, не в полную меру разработан один из его аспектов - использование текстовых умений, которые помогает ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, что обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника. Однако, к использованию этих приемов обычно обращаются с целью развития логического мышления, они используется при обучении некоторым видам рассказов, а эффективного средства развития умения пересказывать нет.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: как построить систему работы по использованию при обучении пересказыванию, как виду монологической речи дошкольников. В работе рассматривается проблема использования текстовых умений в процессе обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы обусловила выбор темы «Организация работы педагога по формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста при обучении их пересказу».
Объект исследования: процесс формирования текстовых умений старших дошкольников.
Предмет исследования: методы и приемы работы, способствующие эффективному формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, описать и систематизировать работу по формированию текстовых умений у детей дошкольного возраста в процессе обучения пересказу.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы обучения старших дошкольников пересказу с использованием текстовых умений в теории и практике.
2. Определить критерии и показатели для выявления уровня сформированности умения детей старшего дошкольного возраста пересказывать текст.
3. Отобрать и систематизировать текстовые умения, используемые в формировании умения у детей старшего дошкольного возраста пересказывать текст.
4. Проанализировать содержание работы по обучению старших дошкольников пересказу с использованием текстовых умений.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы, организация целенаправленной проектировочной работы, включающей в себя наблюдение, анкетирование, изучение и анализ деятельности старших дошкольников, проведение занятий.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста при обучении их пересказу способствует развитию у детей воспитанию чувств и логики мышления, поскольку развивается речь в единстве с формированием его мышления. Сложная деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, воображение и память называется пересказ. Это подчеркивается многими исследователями, как коррекционной педагогике, так и в общей дошкольной А. М. Бородич, В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым, Т. Б. Филичевой и другие.
В процессе работы над темой были решены следующие поставленные задачи:
1. Осуществлён теоретический анализ проблемы формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определены психолого-педагогические и возрастные особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста,
3. Рассмотрен текст как основа речевого развития дошкольников.
4. Проанализированы нормативные документы с точки зрения исследуемой проблемы.
5. Проведена диагностика уровня сформированное текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ № 18 «Радуга».
6. Охарактеризованы методы и приемы формирования текстовых умений в процессе обучения старших дошкольников пересказу.
Теоретическое изучение проблемы использования текстовых умений в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу и результаты педагогической работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Проводимая работа по обучению пересказу на основе текстовых умений играет решающую роль в речевом развитии старших дошкольников.
2. Использование текстовых умений в процессе обучения старших дошкольников разнообразным знаниям и умениям имеет огромное значение для их умственного и речевого развития, облегчает процесс освоения связной речи. Текстовые умения служит своеобразным планом для создания монологов, поэтому они успешно могут использоваться в практике.
3. Использование текстовых умений в образовательном процессе позволило оказать комплексное воздействие на развитие каждого воспитанника. Работая по данной системе, дети учатся:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применять текстовые умения, оказывающие положительное влияние на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Необходимый уровень развития умения пересказывать у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается путём введения в процесс обучения текстовых умений; значимых для построения связных пересказа.
2. Текстовые умения, используемые в обучении пересказу заметно облегчают детям овладение этим видом связной монологической речи; помогают осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте; делают пересказы связными, полными, последовательными; позволяют привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям и повысить их эффективность.
3. Для диагностики уровня сформированности умений детей составлять пересказ текста была использована авторская методика В. П. Глухова.
В результате поведенного исследования нами было определено, что на всех этапах диагностики старшие дошкольники показали низкие результаты, о чем свидетельствуют количество правильных ответов.
По итогам диагностики, был проведен комплекс педагогических мероприятий по формированию текстовых умений в дошкольной образовательной организации, который помог формированию у детей связной речи, а также способности пересказывать, где основным методом будет выступать моделирование. Для этого были использованы разнообразные методы и приемы формирования текстовых умений в процессе обучения старших дошкольников пересказу. Обобщив результаты диагностического обследования, можно сделать вывод, что использование текстовых умений в обучении старших дошкольников пересказу дает положительный результат.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Высокий уровень развития умения пересказывать у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается путём введения в процесс обучения текстовых умений; поэтапного формирования речевых умений, значимых для построения связных монологических высказываний.
2. Используемые в обучении пересказу, текстовые умения заметно облегчают детям овладение этим видом связной монологической речи; помогают осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте; дети воспроизводят тексты связными, полными, последовательными.
3. 3 а период обучения была отмечена положительная динамика сформированности у большинства детей. Дети овладели текстовыми умениями при пересказе, научились самостоятельно составлять собственные творческие пересказы. Обогатилось содержание детских монологов, представление о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое.
Таким образом, цель работы раскрыта, задачи выполнены.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М.: Академия, 2015. 275 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 2014. 159 с.
3. Артюшков И.В. Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. 2017. №4. С. 66-75.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Академия, 2014. 218 с.
5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления
дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: Акцидент, 2017. 189 с.
6. Булычева А.И., Брофман В.В., Варенцова Н.С. и др. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Рекомендации и материалы к проведению. М.: Детский центр Венгера, 2015. 69 с.
7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск: Академия Холдинг, 2016.178 с.
8. Валгина Н.С. Теория текста. М: Логос, 2013.173 с.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2015. 328 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологическое исследование. М.: Лабиринт. 2016. 416 с.
11. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования М.: КомКнига, 2015. 148.с.
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Акцидент, 2016. 205 с.
13. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. М.: ГНОМ и Д, 2014. 144 с.
14. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение. 2016. 138 с.
15. Жукова О.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. М.: Академия, 2013. 225 с.
16. Забранная С.Д., Костенкова Ю.Н. Развивающие занятия с детьми. М.: Академия, 2017.132 с.
17. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком
дошкольником литературного произведения // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М.: Педагогика, 2016. 247 с.
18. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М.: Педагогика, 2015. 143 с.
19. Коменский Я.А. Великая дидактика: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика,
2015. 476 с.
20. Ковальчук Г.А. Формирование речевой деятельности на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского. // Начальная школа. 2014. №10. 128 с.
21. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи М.: Педагогика, 2014. 206 с.
22. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем М.: Центр педагогического образования, 2012. 312 с.
23. Лебедева Л.В., Козина И.В. Обучение пересказу детей с ОНР // Ребенок в детском саду. 2015. № 1. С. 26-28.
24. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность / сост. А.Н. Леонтьев Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 2017. 176 с.
25. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. 2015. №6. С. 105-107.
26. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М.: Просвещение, 2014. 312 с.
27. Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в общении. Минск: Народная асвета, 2016. 223 с.
28. Мухина В.С.Возрастная психология. Феноменология развития: Учеб. для студ. обучающихся по пед. спец. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Лкадемия, 2017. 638 с.
29. Николаева Т.М. Непарадигматическая лингвистика. М.: Педагогика, 2014. 245 с.
30. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 2015. 336 с.
31. Поддьяков Н.Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2015. 368 с.
32. Рамзаева Т.Г. Лингвометодические основы изучения предлогов и предложных словосочетаний в начальных классах школы: учеб. пособие. СПб.: Образование, 2017. 245 с.
33. Развитие речи и творчества дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 2012. 161 с.
34. Сомкова О.Н. Пересказ литературного произведения как средство развития системы личностных смыслов ребенка // Дошкольная педагогика 2014. №1. С. 152-154.
35. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения // Дошкольное воспитание. 2013. № 4. С. 231-235.
36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Просвещение, 2015. 255 с.
37. Тихеева Е.Н. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2015. 311 с.
38. Ткаченко Т.И. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] // Дошкольное воспитание 2016. №10. С. 138-141.
39. Ткаченко ТА. Если дошкольник плохо говорит. СПб.: Педагогика, 2015. 244 с.
40. Ушинский К.Д. Слабость воли и склонности, из неё происходящие. Антология гуманитарии. М.: Просвещение, 2013. 316 с.
41. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. 2016. Т.20, N3. С. 59-69.
42. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2017. №9. С. 71-78.
43. Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Центр педагогического образования, 2014. 107 с.
44. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. М.: Просвещение, 2017. 139 с.
45. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение,1989. 264 с.
46. Федоренко, Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика
развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2017. 239 с.
47. Флерина Е.А. О руководстве восприятием дошкольника в
процессе обучения // Педагогика. 2015. №12. С. 74-78.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до
семи лет. М.: Просвещение, 2013. 348 с.
49. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. М. 2013. 298 с.
50. Ядешко В.И. Развитие речи от пяти до семи. М.: Просвещение,
2016. 95с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ