Организация работы педагога по формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста при обучении их пересказу
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности развития
речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Текст как основа речевого развития дошкольников 20
1.3. Роль текстовых умений в обучении дошкольников пересказу 31
1.4. Анализ нормативных документов по теме исследования 37
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ 47
2.1. Диагностика уровня сформированности текстовых умений
у детей старшего дошкольного возраста 47
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий по
формированию текстовых умений в дошкольной образовательной организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности развития
речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Текст как основа речевого развития дошкольников 20
1.3. Роль текстовых умений в обучении дошкольников пересказу 31
1.4. Анализ нормативных документов по теме исследования 37
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ 47
2.1. Диагностика уровня сформированности текстовых умений
у детей старшего дошкольного возраста 47
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий по
формированию текстовых умений в дошкольной образовательной организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Актуальность темы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования ФГОС ДО: «Развитие речи, в ее состав входит овладение речью как средством культуры и общения; развитие звуковой и фонематического слуха, интонационной культуры речи; развитие речевого творчества; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; формирование звуковой синтетически-аналитической активности как предпосылки обучения грамоте» [1, с. 11].
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребёнка.
Уникальную роль в становлении личности человека играет родной язык. Речь и язык традиционно рассматривались в философии, психологии и педагогике как скопление, на фоне которого различные линии психологического развития сходятся воедино: воображение, мышление, память и эмоции. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Русский язык является для старших дошкольников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.
На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего педагогического процесса. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие всех компонентов устной речи детей, в том числе и умений пересказа.
Таким образом, процесс обучения должен быть развивающим, увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивающим постоянный рост в развитии каждого воспитанника.
В современном языковом образовании на первый план выдвигается задача формирования и совершенствования умения свободного и коммуникативно-оправданного использования языка в различных ситуациях общения. Проблема развития устной речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Недооцененным резервом методики в аспекте формирования речевых умений дошкольников является пересказ.
Пересказ определяется как вид работы по развитию связной монологической речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).
В методике формирования связной речи роль пересказа оценивается неоднозначно. Большинство авторов признают важность умений пересказа для речевого развития личности (М М. Алексеева, А. М. Бородич, Н. С. Валгина, Т. А. Ладыженская, О. Н. Самкова).
Несмотря на достаточную степень изученности проблемы обучения пересказу, как одного из видов монологической речи старших дошкольников, не в полную меру разработан один из его аспектов - использование текстовых умений, которые помогает ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, что обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника. Однако, к использованию этих приемов обычно обращаются с целью развития логического мышления, они используется при обучении некоторым видам рассказов, а эффективного средства развития умения пересказывать нет.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: как построить систему работы по использованию при обучении пересказыванию, как виду монологической речи дошкольников. В работе рассматривается проблема использования текстовых умений в процессе обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы обусловила выбор темы «Организация работы педагога по формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста при обучении их пересказу».
Объект исследования: процесс формирования текстовых умений старших дошкольников.
Предмет исследования: методы и приемы работы, способствующие эффективному формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, описать и систематизировать работу по формированию текстовых умений у детей дошкольного возраста в процессе обучения пересказу.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы обучения старших дошкольников пересказу с использованием текстовых умений в теории и практике.
2. Определить критерии и показатели для выявления уровня сформированности умения детей старшего дошкольного возраста пересказывать текст.
3. Отобрать и систематизировать текстовые умения, используемые в формировании умения у детей старшего дошкольного возраста пересказывать текст.
4. Проанализировать содержание работы по обучению старших дошкольников пересказу с использованием текстовых умений.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы, организация целенаправленной проектировочной работы, включающей в себя наблюдение, анкетирование, изучение и анализ деятельности старших дошкольников, проведение занятий.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребёнка.
Уникальную роль в становлении личности человека играет родной язык. Речь и язык традиционно рассматривались в философии, психологии и педагогике как скопление, на фоне которого различные линии психологического развития сходятся воедино: воображение, мышление, память и эмоции. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Русский язык является для старших дошкольников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.
На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего педагогического процесса. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие всех компонентов устной речи детей, в том числе и умений пересказа.
Таким образом, процесс обучения должен быть развивающим, увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивающим постоянный рост в развитии каждого воспитанника.
В современном языковом образовании на первый план выдвигается задача формирования и совершенствования умения свободного и коммуникативно-оправданного использования языка в различных ситуациях общения. Проблема развития устной речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Недооцененным резервом методики в аспекте формирования речевых умений дошкольников является пересказ.
Пересказ определяется как вид работы по развитию связной монологической речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).
В методике формирования связной речи роль пересказа оценивается неоднозначно. Большинство авторов признают важность умений пересказа для речевого развития личности (М М. Алексеева, А. М. Бородич, Н. С. Валгина, Т. А. Ладыженская, О. Н. Самкова).
Несмотря на достаточную степень изученности проблемы обучения пересказу, как одного из видов монологической речи старших дошкольников, не в полную меру разработан один из его аспектов - использование текстовых умений, которые помогает ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, что обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника. Однако, к использованию этих приемов обычно обращаются с целью развития логического мышления, они используется при обучении некоторым видам рассказов, а эффективного средства развития умения пересказывать нет.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: как построить систему работы по использованию при обучении пересказыванию, как виду монологической речи дошкольников. В работе рассматривается проблема использования текстовых умений в процессе обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы обусловила выбор темы «Организация работы педагога по формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста при обучении их пересказу».
Объект исследования: процесс формирования текстовых умений старших дошкольников.
Предмет исследования: методы и приемы работы, способствующие эффективному формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, описать и систематизировать работу по формированию текстовых умений у детей дошкольного возраста в процессе обучения пересказу.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы обучения старших дошкольников пересказу с использованием текстовых умений в теории и практике.
2. Определить критерии и показатели для выявления уровня сформированности умения детей старшего дошкольного возраста пересказывать текст.
3. Отобрать и систематизировать текстовые умения, используемые в формировании умения у детей старшего дошкольного возраста пересказывать текст.
4. Проанализировать содержание работы по обучению старших дошкольников пересказу с использованием текстовых умений.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы, организация целенаправленной проектировочной работы, включающей в себя наблюдение, анкетирование, изучение и анализ деятельности старших дошкольников, проведение занятий.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.
Формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста при обучении их пересказу способствует развитию у детей воспитанию чувств и логики мышления, поскольку развивается речь в единстве с формированием его мышления. Сложная деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, воображение и память называется пересказ. Это подчеркивается многими исследователями, как коррекционной педагогике, так и в общей дошкольной А. М. Бородич, В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым, Т. Б. Филичевой и другие.
В процессе работы над темой были решены следующие поставленные задачи:
1. Осуществлён теоретический анализ проблемы формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определены психолого-педагогические и возрастные особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста,
3. Рассмотрен текст как основа речевого развития дошкольников.
4. Проанализированы нормативные документы с точки зрения исследуемой проблемы.
5. Проведена диагностика уровня сформированное текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ № 18 «Радуга».
6. Охарактеризованы методы и приемы формирования текстовых умений в процессе обучения старших дошкольников пересказу.
Теоретическое изучение проблемы использования текстовых умений в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу и результаты педагогической работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Проводимая работа по обучению пересказу на основе текстовых умений играет решающую роль в речевом развитии старших дошкольников.
2. Использование текстовых умений в процессе обучения старших дошкольников разнообразным знаниям и умениям имеет огромное значение для их умственного и речевого развития, облегчает процесс освоения связной речи. Текстовые умения служит своеобразным планом для создания монологов, поэтому они успешно могут использоваться в практике.
3. Использование текстовых умений в образовательном процессе позволило оказать комплексное воздействие на развитие каждого воспитанника. Работая по данной системе, дети учатся:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применять текстовые умения, оказывающие положительное влияние на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Необходимый уровень развития умения пересказывать у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается путём введения в процесс обучения текстовых умений; значимых для построения связных пересказа.
2. Текстовые умения, используемые в обучении пересказу заметно облегчают детям овладение этим видом связной монологической речи; помогают осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте; делают пересказы связными, полными, последовательными; позволяют привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям и повысить их эффективность.
3. Для диагностики уровня сформированности умений детей составлять пересказ текста была использована авторская методика В. П. Глухова.
В результате поведенного исследования нами было определено, что на всех этапах диагностики старшие дошкольники показали низкие результаты, о чем свидетельствуют количество правильных ответов.
По итогам диагностики, был проведен комплекс педагогических мероприятий по формированию текстовых умений в дошкольной образовательной организации, который помог формированию у детей связной речи, а также способности пересказывать, где основным методом будет выступать моделирование. Для этого были использованы разнообразные методы и приемы формирования текстовых умений в процессе обучения старших дошкольников пересказу. Обобщив результаты диагностического обследования, можно сделать вывод, что использование текстовых умений в обучении старших дошкольников пересказу дает положительный результат.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Высокий уровень развития умения пересказывать у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается путём введения в процесс обучения текстовых умений; поэтапного формирования речевых умений, значимых для построения связных монологических высказываний.
2. Используемые в обучении пересказу, текстовые умения заметно облегчают детям овладение этим видом связной монологической речи; помогают осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте; дети воспроизводят тексты связными, полными, последовательными.
3. 3 а период обучения была отмечена положительная динамика сформированности у большинства детей. Дети овладели текстовыми умениями при пересказе, научились самостоятельно составлять собственные творческие пересказы. Обогатилось содержание детских монологов, представление о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое.
Таким образом, цель работы раскрыта, задачи выполнены.
В процессе работы над темой были решены следующие поставленные задачи:
1. Осуществлён теоретический анализ проблемы формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определены психолого-педагогические и возрастные особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста,
3. Рассмотрен текст как основа речевого развития дошкольников.
4. Проанализированы нормативные документы с точки зрения исследуемой проблемы.
5. Проведена диагностика уровня сформированное текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ № 18 «Радуга».
6. Охарактеризованы методы и приемы формирования текстовых умений в процессе обучения старших дошкольников пересказу.
Теоретическое изучение проблемы использования текстовых умений в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу и результаты педагогической работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Проводимая работа по обучению пересказу на основе текстовых умений играет решающую роль в речевом развитии старших дошкольников.
2. Использование текстовых умений в процессе обучения старших дошкольников разнообразным знаниям и умениям имеет огромное значение для их умственного и речевого развития, облегчает процесс освоения связной речи. Текстовые умения служит своеобразным планом для создания монологов, поэтому они успешно могут использоваться в практике.
3. Использование текстовых умений в образовательном процессе позволило оказать комплексное воздействие на развитие каждого воспитанника. Работая по данной системе, дети учатся:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применять текстовые умения, оказывающие положительное влияние на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Необходимый уровень развития умения пересказывать у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается путём введения в процесс обучения текстовых умений; значимых для построения связных пересказа.
2. Текстовые умения, используемые в обучении пересказу заметно облегчают детям овладение этим видом связной монологической речи; помогают осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте; делают пересказы связными, полными, последовательными; позволяют привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям и повысить их эффективность.
3. Для диагностики уровня сформированности умений детей составлять пересказ текста была использована авторская методика В. П. Глухова.
В результате поведенного исследования нами было определено, что на всех этапах диагностики старшие дошкольники показали низкие результаты, о чем свидетельствуют количество правильных ответов.
По итогам диагностики, был проведен комплекс педагогических мероприятий по формированию текстовых умений в дошкольной образовательной организации, который помог формированию у детей связной речи, а также способности пересказывать, где основным методом будет выступать моделирование. Для этого были использованы разнообразные методы и приемы формирования текстовых умений в процессе обучения старших дошкольников пересказу. Обобщив результаты диагностического обследования, можно сделать вывод, что использование текстовых умений в обучении старших дошкольников пересказу дает положительный результат.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Высокий уровень развития умения пересказывать у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается путём введения в процесс обучения текстовых умений; поэтапного формирования речевых умений, значимых для построения связных монологических высказываний.
2. Используемые в обучении пересказу, текстовые умения заметно облегчают детям овладение этим видом связной монологической речи; помогают осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте; дети воспроизводят тексты связными, полными, последовательными.
3. 3 а период обучения была отмечена положительная динамика сформированности у большинства детей. Дети овладели текстовыми умениями при пересказе, научились самостоятельно составлять собственные творческие пересказы. Обогатилось содержание детских монологов, представление о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое.
Таким образом, цель работы раскрыта, задачи выполнены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕСКАЗУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по развитию связной устной речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на материале пересказа
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале пересказа
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Украинский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Подготовка к овладению связной монологической речью детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи с использованием мультфильмов
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - Формирование предикативного словаря у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020



