ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста .... 12
1.3. Программное содержание работы по формированию умений
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 19
1.4. Методы и приемы формирования умений диалогической речи у детей
среднего дошкольного возраста 25
1.5. Возможности формирования диалогических умений детей среднего
дошкольного возраста в процессе чтения литературы 30
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ
РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста 38
2.2. Описание деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
Одна из ключевых задач дошкольного образования - речевое развитие. Речь открывает дошкольнику доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи развивается познавательная сфера ребенка, формируется его внутренний мир.
Диалогическая речь имеет особое значение в развитии дошкольников. Развитая диалогическая речь служит для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Дошкольнику свойственно стремление к общению, он ищет пути к личностным контактам. Но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т. п. Немаловажную роль играют при этом и умения диалогической речи - приемы установления контакта, умение почувствовать состояние речевого партнера, готовность к общению, умение поддерживать беседу, вести диалог.
Если ребенок не владеет культурой общения, навязывает другим детям свое мнение, сверстники активно избегают его, и ребенок может оказаться в изоляции. Трудности во взаимоотношениях с другими детьми могут возникнуть и при недостаточно развитой у ребенка потребности в общении.
Не случайно развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи является одной из задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом перед дошкольным образованием.
Проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста посвящены работы А. Г. Арушановой [2, 3], Е. И. Радиной [39], О. И. Соловьевой [49], Ф. А. Сохина [42], Е. И. Тихеевой [52], Е. А. Флериной [57], В. И. Яшиной [1] и др.
В настоящее время методика формирования диалогических умений у дошкольников активно разрабатывается О. А. Бизиковой [6, 7, 8], Е. С. Рычаговой [44], А. А. Соколовой [48], А. В. Чулковой [58, 59] и др.
Многие исследователи (М. М. Алексеева, О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин, А. В. Чулкова, В. И. Яшина и др.) особую роль в формировании умений диалогической речи отводят чтению художественной литературы.
Проблемой исследования является определение содержания деятельности педагога по формированию умений диалогической речи в процессе чтения литературы.
Проблема исследования определила выбор его темы: «Формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы».
Объект исследования: процесс формирования умений диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование умений диалогической речи.
В работе введено ограничение. Проблема исследуется относительно детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности психического и речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программное содержание, методы и приемы работы по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности формирования диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы.
4. Провести диагностику умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, включенное и невключенное наблюдение, организация игровых диагностических упражнений, количественный и качественный анализ полученных данных, проектирование.
База исследования: средняя группа МАДОУ - детский сад № 550 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы определялось содержание деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что детей среднего дошкольного возраста характеризует интенсивное развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, на основе чего формируется наглядно-образное мышление и развивается речь. Развитие речи активизируется появлением новых форм общения со взрослыми и сверстниками.
Дети 4-5 лет владеют речью как средством общения, у них совершенствуются все элементы звуковой культуры речи, расширяется активный словарный запас. Дети способны вступать в разговор, участвовать в коллективной беседе.
На основе анализа методической литературы и образовательных программ дошкольного образования было определено программное содержание, установлены методы и приемы работы педагога по формированию умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с программами дошкольного образования у детей средней группы формируются следующие диалогические умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение; проявлять инициативу в общении; выражать отношение к предмету разговора, высказываться логично, связно, умение соблюдать правила культуры диалога.
Для формирования диалогических умений детей среднего дошкольного возраста могут использоваться разнообразные методы и приемы работы: разговор воспитателя с детьми, беседа, совместная деятельность кооперативного типа. В этих целях применяют разнообразные речевые ситуации, коммуникативные задачи. Эффективным методом является и организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, инсценировок.
Анализ методической литературы показал также, что работа с произведениями художественной литературы достаточно широко используется при формировании диалогических умений детей среднего дошкольного возраста. Во время занятий по ознакомлению с литературными произведениями специальные приемы формирования диалогической речи могут использоваться на всех этапах работы. Также подобная работа может проводиться вне занятий. Ряд исследователей активно использует приемы формирования диалогических умений в процессе чтения литературы в разработанных ими технологиях.
В практической части работы проведено диагностическое исследование уровня сформированности диалогических умений у детей средней группы МАДОУ - детский сад № 550 г. Екатеринбурга.
Критериями, выделенными для диагностики на основе анализа теоретических материалов, стали следующие:
- умение вступать в общение (начать разговор с разными людьми в различных обстоятельствах);
- умение поддерживать и завершать общение (активное стремление поддержать и продолжить общение; умение слушать и слышать собеседника, переспрашивать, задавать вопросы и отвечать на них, учитывать условия и ситуацию общения);
- умение соблюдать правила культуры диалога (вежливо обращаться к собеседнику, не перебивать, использовать различные формы обращение, приветствия, прощания, благодарности и т. д.).
Диагностика проводилась с помощью методов включенного и невключенного наблюдения и игровых заданий. Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что диалогические умения у детей среднего дошкольного возраста сформированы недостаточно. 45% детей имеют достаточный и 55% - критический уровень сформированности диалогических умений.
Затем был спроектирован комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста. В процессе занятий у детей развивается желание общаться, проявлять инициативу в диалогах. Также формируются умения вступать в общение, поддерживать и завершать общение, соблюдать правила культуры диалога. Основными методами и приемами формирования диалогических умений являются следующие: беседа, восприятие образцов диалогов, просмотр мультфильмов, воспроизведение литературных диалогов, чтение стихотворений по ролям, игры-драматизации, инсценирование литературных произведений, разыгрывание диалогов по мотивам литературных произведений и по аналогии.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения со сверстниками [Текст] / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С. 51-59.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. [Текст] : метод. пособие /
А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 296 с.
4. Багичева, Н. В. Формирование грамматического строя речи и
грамматических понятий: период дошкольного детства [Текст] /
Н. В. Багичева // Филологический класс. - 2004. - № 119. - С. 32-43.
5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] /
М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.
6. Бизикова, О. А. Игра как фактор развития диалога. Старший дошкольный возраст [Текст] / О. А. Бизикова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 9-18.
7. Бизикова, О. А. Ознакомление с трудом взрослых как средство развития речи дошкольников [Текст] / О. А. Бизикова // Современный детский сад: теория и практика. - 2011. - № 8. - С. 62-69.
8. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.07 / О. А. Бизикова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 205 с.
9. Богуславская, З. М. Влияние построения предметной модели формы на восприятие ее признаков у детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / [Текст] / ред. А. В. Запорожец, М. И. Лисина. - М. : Просвещение, 1966. - С. 201-246.
10. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1969. - 368 с.
11. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - М. : Просвещение, 1982. - 111 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 471 с.
13. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 90 с.
14. Гризик, Т. И. Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и
повествованию [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /
Т. И. Гризик ; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - М., 1990. - 25 с.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : Детство-Пресс», 2014. - 280 с.
16. Журова, Л. Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду [Текст] / Л. Е. Журова. - М. : Педагогика, 1978. - 152 с.
17. Журова, Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет [Текст] : метод. пособие / Л. Е. Журова. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 60 с.
18. Зрожевская, А. А. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Зрожевская ; НИИ дошк. воспит. - М., 1986. - 29 с.
19. Истомина, З. М. Развитие произвольной памяти у детей в
дошкольном возрасте [Текст] / З. М. Истомина // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца - М. : Международный Образовательный и
Психологический Колледж, 1995. - С. 70-141.
20. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Н. С. Карпинская. - М. : Педагогика., 1972. - 149 с.
21. Коменский, Я. А. Материнская школа [Текст] / Я. А. Коменский // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / под ред. С. Ф. Егорова. - М. : Академия, 2000. - С. 43-69.
22. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
23. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / А. Д. Кошелева,
B. И. Перегуда, О. А. Шаграева, С.А. Козлова. - М. : Академия, 2003. - 176 с.
24. Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Наука, 2000. - 150 с.
25. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. -C. 358-371.
26. Лисина, М. И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников [Текст] / М. И. Лисина // Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников / под ред. А. Г. Рузской. - М. : Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - С. 202-208.
27. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
28. Логинова, В. И. Формирование словаря [Текст] / В. И. Логинова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - С. 226-237.
29. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1971. - 410 с.
30. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г. М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - С. 17-27.
31. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
32. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / А. И. Максаков. - М. : Просвещение, 1988. - 159 с.
33. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
34. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина / под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
35. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-синтез, 2014. - 333 с.
36. Палагина, Н. Н. Воображение у самого истока: психологические механизмы формирования [Текст] / Н. Н. Палагина. - Бишкек: Илим, 1992. - 123 с.
37. Парамонова, Л. Г. Воспитание связной речи у детей [Текст] : метод. пособие / Л. Г. Парамонова. - СПб. : Детство-Пресс», 2011. - 176 с.
38. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М. : Просвещение, 1964. - 351 с.
39. Радина, Е. И. Роль беседы в воспитательно-образовательной работе советского детского сада [Текст] / Е. И. Радина // Известия АПН РСФСР, 1948. - Вып.16. - С. 177-224.
40. Радуга. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е. В. Соловьевой. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с.
41. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. - М. : Педагогика, 1974. - 288 с.
42. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1979. - 223 с.
43. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Рузская. // Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе». - М. : Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. - С. 6-30.
44. Рычагова, Е. С. Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей четырех-пяти лет в игре [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. С. Рычагова ; НИИ дошк. образ. им А. В. Запорожца. - М., 2012. - 190 с.
45. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
46. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 49-57.
47. Соболева, О. Л. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / О. Л. Соболева, Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская и др. - М. : Дрофа, 2014. - 864 с.
48. Соколова, А. А. Методика обучения диалогу детей шести-семи лет в образовательном процессе ДОУ [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / А. А. Соколова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 27 с.
49. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О. И. Соловьева. - М. : Просвещение 1966. - 176 с.
50. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] /
A. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1982. - 98 с.
51. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников
[Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Н. А. Стародубова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с.
52. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева,
B. И. Яшина. - М. : Академия, 2001. - С. 126-144.
53. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Г. А. Тумакова. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
54. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
55. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / С. Н. Гамова, Е. Н. Герасимова, В. А. Деркунская и др. - М. : Просвещение, 2015. - 256 с.
56. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 240 с.
57. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2001. - С. 380-393.
58. Чулкова, А. В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Чулкова. - Волгоград : Перемена, 2003. - 168 с.
59. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольника [Текст] : учебное пособие / А. В. Чулкова. - М. : Издательство Феникс, 2008. - 220 с.
60. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
61. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 115 с.
62. Ядэшко, В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет: о формировании предложений в речи детей [Текст] / В. И. Ядэшко. - М. : Просвещение, 1966. - 96 с.