Формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста .... 12
1.3. Программное содержание работы по формированию умений
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 19
1.4. Методы и приемы формирования умений диалогической речи у детей
среднего дошкольного возраста 25
1.5. Возможности формирования диалогических умений детей среднего
дошкольного возраста в процессе чтения литературы 30
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ
РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста 38
2.2. Описание деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста .... 12
1.3. Программное содержание работы по формированию умений
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 19
1.4. Методы и приемы формирования умений диалогической речи у детей
среднего дошкольного возраста 25
1.5. Возможности формирования диалогических умений детей среднего
дошкольного возраста в процессе чтения литературы 30
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ
РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста 38
2.2. Описание деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
Одна из ключевых задач дошкольного образования - речевое развитие. Речь открывает дошкольнику доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи развивается познавательная сфера ребенка, формируется его внутренний мир.
Диалогическая речь имеет особое значение в развитии дошкольников. Развитая диалогическая речь служит для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Дошкольнику свойственно стремление к общению, он ищет пути к личностным контактам. Но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т. п. Немаловажную роль играют при этом и умения диалогической речи - приемы установления контакта, умение почувствовать состояние речевого партнера, готовность к общению, умение поддерживать беседу, вести диалог.
Если ребенок не владеет культурой общения, навязывает другим детям свое мнение, сверстники активно избегают его, и ребенок может оказаться в изоляции. Трудности во взаимоотношениях с другими детьми могут возникнуть и при недостаточно развитой у ребенка потребности в общении.
Не случайно развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи является одной из задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом перед дошкольным образованием.
Проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста посвящены работы А. Г. Арушановой [2, 3], Е. И. Радиной [39], О. И. Соловьевой [49], Ф. А. Сохина [42], Е. И. Тихеевой [52], Е. А. Флериной [57], В. И. Яшиной [1] и др.
В настоящее время методика формирования диалогических умений у дошкольников активно разрабатывается О. А. Бизиковой [6, 7, 8], Е. С. Рычаговой [44], А. А. Соколовой [48], А. В. Чулковой [58, 59] и др.
Многие исследователи (М. М. Алексеева, О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин, А. В. Чулкова, В. И. Яшина и др.) особую роль в формировании умений диалогической речи отводят чтению художественной литературы.
Проблемой исследования является определение содержания деятельности педагога по формированию умений диалогической речи в процессе чтения литературы.
Проблема исследования определила выбор его темы: «Формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы».
Объект исследования: процесс формирования умений диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование умений диалогической речи.
В работе введено ограничение. Проблема исследуется относительно детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности психического и речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программное содержание, методы и приемы работы по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности формирования диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы.
4. Провести диагностику умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, включенное и невключенное наблюдение, организация игровых диагностических упражнений, количественный и качественный анализ полученных данных, проектирование.
База исследования: средняя группа МАДОУ - детский сад № 550 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Диалогическая речь имеет особое значение в развитии дошкольников. Развитая диалогическая речь служит для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Дошкольнику свойственно стремление к общению, он ищет пути к личностным контактам. Но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т. п. Немаловажную роль играют при этом и умения диалогической речи - приемы установления контакта, умение почувствовать состояние речевого партнера, готовность к общению, умение поддерживать беседу, вести диалог.
Если ребенок не владеет культурой общения, навязывает другим детям свое мнение, сверстники активно избегают его, и ребенок может оказаться в изоляции. Трудности во взаимоотношениях с другими детьми могут возникнуть и при недостаточно развитой у ребенка потребности в общении.
Не случайно развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи является одной из задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом перед дошкольным образованием.
Проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста посвящены работы А. Г. Арушановой [2, 3], Е. И. Радиной [39], О. И. Соловьевой [49], Ф. А. Сохина [42], Е. И. Тихеевой [52], Е. А. Флериной [57], В. И. Яшиной [1] и др.
В настоящее время методика формирования диалогических умений у дошкольников активно разрабатывается О. А. Бизиковой [6, 7, 8], Е. С. Рычаговой [44], А. А. Соколовой [48], А. В. Чулковой [58, 59] и др.
Многие исследователи (М. М. Алексеева, О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин, А. В. Чулкова, В. И. Яшина и др.) особую роль в формировании умений диалогической речи отводят чтению художественной литературы.
Проблемой исследования является определение содержания деятельности педагога по формированию умений диалогической речи в процессе чтения литературы.
Проблема исследования определила выбор его темы: «Формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы».
Объект исследования: процесс формирования умений диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование умений диалогической речи.
В работе введено ограничение. Проблема исследуется относительно детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности психического и речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программное содержание, методы и приемы работы по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности формирования диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы.
4. Провести диагностику умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, включенное и невключенное наблюдение, организация игровых диагностических упражнений, количественный и качественный анализ полученных данных, проектирование.
База исследования: средняя группа МАДОУ - детский сад № 550 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы определялось содержание деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что детей среднего дошкольного возраста характеризует интенсивное развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, на основе чего формируется наглядно-образное мышление и развивается речь. Развитие речи активизируется появлением новых форм общения со взрослыми и сверстниками.
Дети 4-5 лет владеют речью как средством общения, у них совершенствуются все элементы звуковой культуры речи, расширяется активный словарный запас. Дети способны вступать в разговор, участвовать в коллективной беседе.
На основе анализа методической литературы и образовательных программ дошкольного образования было определено программное содержание, установлены методы и приемы работы педагога по формированию умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с программами дошкольного образования у детей средней группы формируются следующие диалогические умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение; проявлять инициативу в общении; выражать отношение к предмету разговора, высказываться логично, связно, умение соблюдать правила культуры диалога.
Для формирования диалогических умений детей среднего дошкольного возраста могут использоваться разнообразные методы и приемы работы: разговор воспитателя с детьми, беседа, совместная деятельность кооперативного типа. В этих целях применяют разнообразные речевые ситуации, коммуникативные задачи. Эффективным методом является и организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, инсценировок.
Анализ методической литературы показал также, что работа с произведениями художественной литературы достаточно широко используется при формировании диалогических умений детей среднего дошкольного возраста. Во время занятий по ознакомлению с литературными произведениями специальные приемы формирования диалогической речи могут использоваться на всех этапах работы. Также подобная работа может проводиться вне занятий. Ряд исследователей активно использует приемы формирования диалогических умений в процессе чтения литературы в разработанных ими технологиях.
В практической части работы проведено диагностическое исследование уровня сформированности диалогических умений у детей средней группы МАДОУ - детский сад № 550 г. Екатеринбурга.
Критериями, выделенными для диагностики на основе анализа теоретических материалов, стали следующие:
- умение вступать в общение (начать разговор с разными людьми в различных обстоятельствах);
- умение поддерживать и завершать общение (активное стремление поддержать и продолжить общение; умение слушать и слышать собеседника, переспрашивать, задавать вопросы и отвечать на них, учитывать условия и ситуацию общения);
- умение соблюдать правила культуры диалога (вежливо обращаться к собеседнику, не перебивать, использовать различные формы обращение, приветствия, прощания, благодарности и т. д.).
Диагностика проводилась с помощью методов включенного и невключенного наблюдения и игровых заданий. Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что диалогические умения у детей среднего дошкольного возраста сформированы недостаточно. 45% детей имеют достаточный и 55% - критический уровень сформированности диалогических умений.
Затем был спроектирован комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста. В процессе занятий у детей развивается желание общаться, проявлять инициативу в диалогах. Также формируются умения вступать в общение, поддерживать и завершать общение, соблюдать правила культуры диалога. Основными методами и приемами формирования диалогических умений являются следующие: беседа, восприятие образцов диалогов, просмотр мультфильмов, воспроизведение литературных диалогов, чтение стихотворений по ролям, игры-драматизации, инсценирование литературных произведений, разыгрывание диалогов по мотивам литературных произведений и по аналогии.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что детей среднего дошкольного возраста характеризует интенсивное развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, на основе чего формируется наглядно-образное мышление и развивается речь. Развитие речи активизируется появлением новых форм общения со взрослыми и сверстниками.
Дети 4-5 лет владеют речью как средством общения, у них совершенствуются все элементы звуковой культуры речи, расширяется активный словарный запас. Дети способны вступать в разговор, участвовать в коллективной беседе.
На основе анализа методической литературы и образовательных программ дошкольного образования было определено программное содержание, установлены методы и приемы работы педагога по формированию умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с программами дошкольного образования у детей средней группы формируются следующие диалогические умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение; проявлять инициативу в общении; выражать отношение к предмету разговора, высказываться логично, связно, умение соблюдать правила культуры диалога.
Для формирования диалогических умений детей среднего дошкольного возраста могут использоваться разнообразные методы и приемы работы: разговор воспитателя с детьми, беседа, совместная деятельность кооперативного типа. В этих целях применяют разнообразные речевые ситуации, коммуникативные задачи. Эффективным методом является и организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, инсценировок.
Анализ методической литературы показал также, что работа с произведениями художественной литературы достаточно широко используется при формировании диалогических умений детей среднего дошкольного возраста. Во время занятий по ознакомлению с литературными произведениями специальные приемы формирования диалогической речи могут использоваться на всех этапах работы. Также подобная работа может проводиться вне занятий. Ряд исследователей активно использует приемы формирования диалогических умений в процессе чтения литературы в разработанных ими технологиях.
В практической части работы проведено диагностическое исследование уровня сформированности диалогических умений у детей средней группы МАДОУ - детский сад № 550 г. Екатеринбурга.
Критериями, выделенными для диагностики на основе анализа теоретических материалов, стали следующие:
- умение вступать в общение (начать разговор с разными людьми в различных обстоятельствах);
- умение поддерживать и завершать общение (активное стремление поддержать и продолжить общение; умение слушать и слышать собеседника, переспрашивать, задавать вопросы и отвечать на них, учитывать условия и ситуацию общения);
- умение соблюдать правила культуры диалога (вежливо обращаться к собеседнику, не перебивать, использовать различные формы обращение, приветствия, прощания, благодарности и т. д.).
Диагностика проводилась с помощью методов включенного и невключенного наблюдения и игровых заданий. Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что диалогические умения у детей среднего дошкольного возраста сформированы недостаточно. 45% детей имеют достаточный и 55% - критический уровень сформированности диалогических умений.
Затем был спроектирован комплекс занятий по ознакомлению с художественной литературой, направленный на формирование диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста. В процессе занятий у детей развивается желание общаться, проявлять инициативу в диалогах. Также формируются умения вступать в общение, поддерживать и завершать общение, соблюдать правила культуры диалога. Основными методами и приемами формирования диалогических умений являются следующие: беседа, восприятие образцов диалогов, просмотр мультфильмов, воспроизведение литературных диалогов, чтение стихотворений по ролям, игры-драматизации, инсценирование литературных произведений, разыгрывание диалогов по мотивам литературных произведений и по аналогии.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены.



