ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого
развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 21
1.4. Анализ нормативных документов по проблеме исследования 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Определение уровня сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
На сегодняшний день становиться все более очевидным социальный запрос общества на коммуникабельную личность. Человек с развитыми коммуникативными умениями, становиться ценным сотрудником на предприятии, незаменимым общественным деятелем при решении конфликтных ситуаций, эффективным работником при взаимодействии с детьми, а также различными социальными группами. Личность, обладающая коммуникативными умениями, всегда окружена друзьями, как правило, не сталкивается с трудностями в поиске работы, легко ладит с людьми, умеет «лавировать» в общении на разных уровнях. В то время как человек с низким уровнем развития коммуникативных умений испытывает при необходимости общения и взаимодействия с людьми значительные трудности и, в первую очередь психологические, что довольно сильно ограничивает границы личностного развития, и в целом жизнедеятельности, негативно влияет на эмоциональное состояние человека.
Оптимальным периодом для развития коммуникативных умений ученые называют дошкольное детство. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обозначено одно из важнейших направлений формирования личности дошкольника - социально-коммуникативное развитие, что предполагает освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие само регуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками».
Ребенок, плохо владеющий речью, не может четко и ясно выразить свою мысль, что отрицательно сказывается на его успехах в обучении. Всесторонне развиваясь, дошкольник все больше ощущает потребность поделиться своими мыслями со взрослыми, опытом и знаниями - со сверстниками. Однако, не обладая достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений, ребенок затрудняется это сделать. Ребенок, мало общающийся со сверстниками и не принимаемый ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности либо, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. И, напротив дошкольник, обладающий достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений, легко вступает в общение с окружающими: может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Вышеизложенное обуславливает тему исследования: «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста».
Проблемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста рассматривались в работах А.Г Арушановой, А.А. Когут, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.И. Максаковым, Е.О. Смирновой. Несмотря на большое количество работ по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, практически неизученной является проблема, связанная с формированием коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам выявить противоречие между неоспоримой эффективностью игровой деятельности в области формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста и отсутствием как таковых педагогических условий формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Проблема исследования состоит в разработке комплекса педагогических мероприятий по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить в практическую деятельность ДОО комплекс педагогических мероприятий по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогические и возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
3) на основе анализа психолого-педагогической литературы разработать педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести анализ нормативных документов по проблеме исследования;
5) в ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды различных ученых. Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста отражены в работах М.М. Алексеевой, А.Н. Гвоздева, О.Е. Кондрашиной, А.И. Максакова, В.И. Яшиной. Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах многих исследователей. Так само понятие коммуникативных умений приводится в области педагогики - в трудах Г.М. Андреевой, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, А.А. Максимовой, Л.Р. Мунировой, О.Н. Сомковой, в психологии - в работах Л.А. Петровской, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.А. Урунтаевой, в философии, социологии - в трудах Г.М. Андреевой, Н.М. Косовой, а также других исследователей. Психологические и возрастные особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста достаточно подробно изложены в работах Е.О. Смирновой. Структура коммуникативных умений дошкольника приведена в исследованиях А.А. Максимовой, а также других ученых.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочная работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов в области формирования коммуникативных умений старших дошкольников.
База опытно-поисковой работы: МАДОУ «Детский сад №41» г. Верхняя Пышма. В проектировочной работе принял участие 21 ребенок подготовительной группы «Осьминожки».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и шести приложений.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной. Для старших дошкольников характерен достаточно высокий уровень развития речи. Основная цель речевого развития старшего дошкольника заключается в формировании базы для всестороннего развития личности, облегчающей вхождение в современный социум. В качестве средства общения речь возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Уровень речевого развития ребенка оказывает прямое влияние на успешность развития его коммуникативных умений. Под коммуникативными умениями дошкольников следует понимать осознанные действия детей, основанные на владении структурными компонентами умений и коммуникативной деятельности и их способности правильно выстраивать свое поведение согласно задачам общения, контролировать его. Дети старшего дошкольного возраста уже обладают рядом коммуникативных умений: умеют слушать, выражать свои мысли и вести себя в конфликтной ситуации. Но это еще не дает гарантии, того, что их коммуникативные умения сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Нами были выделены основные педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: создание развивающей предметно - пространственной среды для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста; развитие мотивации старших дошкольников на общение и приобретение коммуникативных умений; использование игровой деятельности в качестве основного средства формирования коммуникативных умений у старших дошкольников; повышение компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных умений у старших дошкольников.
Проведенный анализ нормативных документов по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы: в ФГОС ДО области «социально-коммуникативное развитие» уделяется значительное внимание; среди средств коммуникативного развития дошкольника рассматривается игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во всех рассмотренных образовательных программах основными задачами выступают следующие:
- развитие эмоциональной сферы старшего дошкольника;
- проведение работы по освоению детьми средств выражения своих эмоций (мимика, пантомимика, жесты и т.д.);
- учить детей самостоятельно искать пути разрешения конфликтных ситуаций;
- развивать диалогическую речь;
- учить оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- учить взаимодействовать со сверстниками, вести себя достойно в коллективе.
В качестве основных средств развития коммуникативных умений авторами программ предлагается использовать: общение со взрослым, театрально игровую деятельность, игры, игровые ситуаций.
Проведенное исследование показало, что преобладающая доля воспитанников обладают низким уровнем сформированности коммуникативных умений, не умеют организовывать свое общение со сверстниками и взрослыми, не обладают достаточным уровнем знаний норм и правил общения с окружающими. Были выявлены основные проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: 1) отсутствие мотивации старших дошкольников на общение; 2) неумение вступать в контакт и организовать общение; 3) неумение решать конфликтные ситуации; 4) низкий уровень знаний норм и правил общения с окружающими.
С опорой на полученные результаты диагностирования, а также на анализ психолого-педагогической литературы нами была спланирована работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и были реализованы педагогические мероприятия по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников, проведены консультации родителей, с целью ознакомить родителей с особенностями развития коммуникативных умений у старших дошкольников. Родители узнали о некоторых психологических особенностях развития коммуникативных умений у старших дошкольников, что позволит им точнее понимать поведение и поступки своего ребенка в общении со сверстниками и взрослыми. Для старших дошкольников был разработан и проведен комплекс игр и игровых ситуаций, направленных на формирование коммуникативных умений. Каждая из групп игр была направлена на развитие конкретных коммуникативных умений у старших дошкольников. Также была организована группа игр на повышение уровня знаний норм и правил общения с окружающими. Было отмечено, что дети стали внимательнее друг к другу, стали более доброжелательно относится к сверстникам, учились задавать вопросы, завязывать разговор, обращаться с просьбой, предлагать свою помощь, развивать игровой диалог, игровое взаимодействие, внимательно слушать друг друга, организовывать общение со сверстниками, а также подбирать тему для общения.
1. Айзенбарт, М. М. Формирование социально-коммуникативной компетенции старших дошкольников [Текст] / М. М. Айзенбарт // Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 198-202.
2. Акулова, Ю. В. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст] : пособие для педагогов / Ю. В. Акулова,
А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др. ; науч. рук. А. Г. Асмолов ; рук. авт. коллектива Н. В. Федина. - М. : Просвещение, 2012. - 205 с.
3. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
5. Антонова, Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях [Текст] / Т. В. Антонова, М. А. Васильева. - М. : Педагогика, 2006. - 250 с.
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
7. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] : методическое пособие / А. Г. Арушанова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
8. Аухадеева, Л. А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза [Текст] / Л. А. Аухадеева // Педагогика: Научно-теоретический журнал. - 2007. - № 4. - С. 63-67.
9. Банникова, Е. Г., Гильманова Л. В., Кибец К. Л., Тарасова Л. С. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей [Текст] / Е. Г. Банникова, Л. В. Гильманова, К. Л. Кибец, Л. С. Тарасова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. - С. 20-23.
10. Батыгин, Г. С., Девятко И. Ф. Миф о качественной социологии [Текст] // Социологический журнал. - 1994. - № 2. - С. 28-42.
11. Белянина, М. В. Формирование коммуникативных умений у студентов факультетов начальных классов педвузов средствами иностранного языка [Текст] / М. В. Белянина. - М. : Просвещение, 1996. - 189 с.
12. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] : Монография / научный редактор Н. К. Сергеев. - Волгоград : Перемена, - 2001. - 181 с.
13. Васильев, Г. Г. Краткий философский словарь [Текст] /
А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев ; Под ред. А. П. Алексеев. - М. : РГ-Пресс, 2012. - 496 с.
14. Власова, Т. А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т. А. Власова, Л. А. Климчук // Сборники конференций НИЦ // Социосфера. - 2013. - № 27.
- С. 27-36.
15. Воронцова, М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры [Текст] / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - № 3 (8). - С. 107-112.
16. Выготский Л. С. Собрание сочинений [Текст] : В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / под. ред М. Г. Ярошевский. - М. : Педагогика, - 1984. - 400 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Изд. РГПУ, 2008. - 472 с.
18. Гонохова, Т. А. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Гонохова, Г. Ж. Солтанова // Оценка качества образования: опыт, проблемы, перспективы сборник научных трудов. - 2015. - С. 96-100.
19. Григорян, К. И. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников [Текст] / К. И. Григорян, Ю. В. Пистун, Г. П. Кавачева // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 474-476.
20. Гуревич П. С. Психология: учебник для бакалавров [Текст] / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт 2013 - 608 с.
21. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.¬528 с.
22. Дунаева, Н. А. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Дунаева, Т. А. Коваленко // В сборнике: Наука молодых - будущее России сборник научных статей международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 3 томах // Юго-Западный государственный университет. - 2016. - С. 45-48.
23. Евдокишина, О. В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 155-159.
24. Запивахина, Е. М. Социоигровые технологии в работе с дошкольниками [Текст] / Е. М. Запивахина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 5. - С. 58-65.
25. Зотова, И. В. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] / И. В. Зотова, А. М. Мааль // Наука и образование сегодня. - 2017. - № 5. - С. 53-55.
26. Иванова, И. С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /
И. С. Иванова, Н. Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 7-2. - С. 39-48.
27. Казакова, И. П. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. П. Казакова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 640-643.
28. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] /
B. А. Кан-Калик. - М. : Просвещение, 1987. - 190 с.
29. Кахнович, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст] /
C. В. Кахнович, И. Е. Парамонова // Евсеевские чтения. Серия: Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых. - 2016. - С. 39-44.
30. Князева, О. Л. «Я, ты, мы» [Текст] : учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : Дрофа, ДиК, 1999. - 128 с.
31. Когут, А. А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников [Текст] / А. А. Когут // ЧиО. - 2012. - № 4. - С. 161-164.
32. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр.; Гриф МО. - М. : Академия,
2006. - 415 с.
33. Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь : более 600 иллюстраций и 1700 статей [Текст] / И. М. Кондаков. - СПб. : Прайм- Еврознак ; М. : Олма-Пресс, 2003. - 512 с.
34. Кондрашина, О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание [Текст] / О. Е. Кондрашина // Вестник ТГУ. - 2013. -
№ 2. - С. 72-76.
35. Косова, Н. М. Формирование коммуникативной активности
будущего учителя [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
Н. М. Косова ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И Ленина. - М., 1989. - 15 с.
36. Левшина, Н. И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Н. И. Левшина,
Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 94-103
37. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Академия, 2012. - 270 с.
38. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Максаков. - 2-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
39. Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. [Текст] / А. А. Максимова- М. : ТЦ «Сфера», 2015 - 78 с.
40. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] : учебное пособие / А. В. Мудрик. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
41. Мунирова, Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Мунирова Л. Р. ; Моск. пед. ун-т. М., 1991. - 21 с.
42. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : А Темп, 2013. - 865 с.
43. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез. 2014. - 368 с.
44. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л. А. Петровская. - М. : Изд-во Моск. ун¬та, 1989. - 216 с.
45. Платонов, К. К. Об изучении психологии учащегося [Текст] /
К. К. Платонов. - М. : Профтехиздат, 1961. - 143 с.
46. Полуночева, М. А. Развиваем коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. А. Полуночева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 12. - С. 54-55.
47. «Радуга»: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада [Текст] / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон ; науч. рук. Е. В. Соловьева. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. - СПб. : изд-во «Питер», - 2000. - 712 с.
49. Скворцова, С. С. К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6-7 лет в сюжетно-ролевой игре [Текст] / С. С. Скворцова // Молодой ученый. - 2017. - № 7. - С. 477-480.
50. Скитская, Л. В. К вопросу оптимизации общения детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ [Текст] / Л. В. Скитская, Ю. И. Щербаков // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5. - С. 84-87.
51. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. - 366 с.
52. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова,
В. М. Холмогорова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
53. Сомкова, О. Н. Образовательная область «Коммуникация» [Текст] / О. Н. Сомкова. - М. : Детство-пресс. 2012. - 26 с.
54. Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст] : в 2 т. / Б. М. Теплов. - М. : изд-во «Педагогика», 1985. - 328 с.
55. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. учр. высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2013 - 336 с.
56. Устюгова, М. Н. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] / М. Н. Устюгова,
С. Б. Селезнев // Векторы образования: от традиций к инновациям Материалы III всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 208-210.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки [Текст]. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
58. Чернышева В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру [Текст] / В. Л. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 75-78.
59. Чувашова, Н. Я. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Я. Чувашова // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы: сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица, 14 ноября 2014 года : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования. - Екатеринбург, 2014. - ч. 1. - С. 257-262.
60. Эльконин, Д. Б. Ролевая игра - ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин // Детская психология. - М. :
2007. - С. 105-135.
61. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 115 с.