Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого
развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 21
1.4. Анализ нормативных документов по проблеме исследования 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Определение уровня сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого
развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 21
1.4. Анализ нормативных документов по проблеме исследования 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Определение уровня сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
На сегодняшний день становиться все более очевидным социальный запрос общества на коммуникабельную личность. Человек с развитыми коммуникативными умениями, становиться ценным сотрудником на предприятии, незаменимым общественным деятелем при решении конфликтных ситуаций, эффективным работником при взаимодействии с детьми, а также различными социальными группами. Личность, обладающая коммуникативными умениями, всегда окружена друзьями, как правило, не сталкивается с трудностями в поиске работы, легко ладит с людьми, умеет «лавировать» в общении на разных уровнях. В то время как человек с низким уровнем развития коммуникативных умений испытывает при необходимости общения и взаимодействия с людьми значительные трудности и, в первую очередь психологические, что довольно сильно ограничивает границы личностного развития, и в целом жизнедеятельности, негативно влияет на эмоциональное состояние человека.
Оптимальным периодом для развития коммуникативных умений ученые называют дошкольное детство. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обозначено одно из важнейших направлений формирования личности дошкольника - социально-коммуникативное развитие, что предполагает освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие само регуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками».
Ребенок, плохо владеющий речью, не может четко и ясно выразить свою мысль, что отрицательно сказывается на его успехах в обучении. Всесторонне развиваясь, дошкольник все больше ощущает потребность поделиться своими мыслями со взрослыми, опытом и знаниями - со сверстниками. Однако, не обладая достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений, ребенок затрудняется это сделать. Ребенок, мало общающийся со сверстниками и не принимаемый ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности либо, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. И, напротив дошкольник, обладающий достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений, легко вступает в общение с окружающими: может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Вышеизложенное обуславливает тему исследования: «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста».
Проблемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста рассматривались в работах А.Г Арушановой, А.А. Когут, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.И. Максаковым, Е.О. Смирновой. Несмотря на большое количество работ по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, практически неизученной является проблема, связанная с формированием коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам выявить противоречие между неоспоримой эффективностью игровой деятельности в области формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста и отсутствием как таковых педагогических условий формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Проблема исследования состоит в разработке комплекса педагогических мероприятий по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить в практическую деятельность ДОО комплекс педагогических мероприятий по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогические и возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
3) на основе анализа психолого-педагогической литературы разработать педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести анализ нормативных документов по проблеме исследования;
5) в ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды различных ученых. Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста отражены в работах М.М. Алексеевой, А.Н. Гвоздева, О.Е. Кондрашиной, А.И. Максакова, В.И. Яшиной. Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах многих исследователей. Так само понятие коммуникативных умений приводится в области педагогики - в трудах Г.М. Андреевой, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, А.А. Максимовой, Л.Р. Мунировой, О.Н. Сомковой, в психологии - в работах Л.А. Петровской, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.А. Урунтаевой, в философии, социологии - в трудах Г.М. Андреевой, Н.М. Косовой, а также других исследователей. Психологические и возрастные особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста достаточно подробно изложены в работах Е.О. Смирновой. Структура коммуникативных умений дошкольника приведена в исследованиях А.А. Максимовой, а также других ученых.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочная работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов в области формирования коммуникативных умений старших дошкольников.
База опытно-поисковой работы: МАДОУ «Детский сад №41» г. Верхняя Пышма. В проектировочной работе принял участие 21 ребенок подготовительной группы «Осьминожки».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и шести приложений.
Оптимальным периодом для развития коммуникативных умений ученые называют дошкольное детство. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обозначено одно из важнейших направлений формирования личности дошкольника - социально-коммуникативное развитие, что предполагает освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие само регуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками».
Ребенок, плохо владеющий речью, не может четко и ясно выразить свою мысль, что отрицательно сказывается на его успехах в обучении. Всесторонне развиваясь, дошкольник все больше ощущает потребность поделиться своими мыслями со взрослыми, опытом и знаниями - со сверстниками. Однако, не обладая достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений, ребенок затрудняется это сделать. Ребенок, мало общающийся со сверстниками и не принимаемый ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности либо, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. И, напротив дошкольник, обладающий достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений, легко вступает в общение с окружающими: может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Вышеизложенное обуславливает тему исследования: «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста».
Проблемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста рассматривались в работах А.Г Арушановой, А.А. Когут, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.И. Максаковым, Е.О. Смирновой. Несмотря на большое количество работ по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, практически неизученной является проблема, связанная с формированием коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам выявить противоречие между неоспоримой эффективностью игровой деятельности в области формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста и отсутствием как таковых педагогических условий формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Проблема исследования состоит в разработке комплекса педагогических мероприятий по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить в практическую деятельность ДОО комплекс педагогических мероприятий по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогические и возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
3) на основе анализа психолого-педагогической литературы разработать педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести анализ нормативных документов по проблеме исследования;
5) в ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды различных ученых. Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста отражены в работах М.М. Алексеевой, А.Н. Гвоздева, О.Е. Кондрашиной, А.И. Максакова, В.И. Яшиной. Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах многих исследователей. Так само понятие коммуникативных умений приводится в области педагогики - в трудах Г.М. Андреевой, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, А.А. Максимовой, Л.Р. Мунировой, О.Н. Сомковой, в психологии - в работах Л.А. Петровской, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.А. Урунтаевой, в философии, социологии - в трудах Г.М. Андреевой, Н.М. Косовой, а также других исследователей. Психологические и возрастные особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста достаточно подробно изложены в работах Е.О. Смирновой. Структура коммуникативных умений дошкольника приведена в исследованиях А.А. Максимовой, а также других ученых.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочная работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов в области формирования коммуникативных умений старших дошкольников.
База опытно-поисковой работы: МАДОУ «Детский сад №41» г. Верхняя Пышма. В проектировочной работе принял участие 21 ребенок подготовительной группы «Осьминожки».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и шести приложений.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной. Для старших дошкольников характерен достаточно высокий уровень развития речи. Основная цель речевого развития старшего дошкольника заключается в формировании базы для всестороннего развития личности, облегчающей вхождение в современный социум. В качестве средства общения речь возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Уровень речевого развития ребенка оказывает прямое влияние на успешность развития его коммуникативных умений. Под коммуникативными умениями дошкольников следует понимать осознанные действия детей, основанные на владении структурными компонентами умений и коммуникативной деятельности и их способности правильно выстраивать свое поведение согласно задачам общения, контролировать его. Дети старшего дошкольного возраста уже обладают рядом коммуникативных умений: умеют слушать, выражать свои мысли и вести себя в конфликтной ситуации. Но это еще не дает гарантии, того, что их коммуникативные умения сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Нами были выделены основные педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: создание развивающей предметно - пространственной среды для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста; развитие мотивации старших дошкольников на общение и приобретение коммуникативных умений; использование игровой деятельности в качестве основного средства формирования коммуникативных умений у старших дошкольников; повышение компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных умений у старших дошкольников.
Проведенный анализ нормативных документов по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы: в ФГОС ДО области «социально-коммуникативное развитие» уделяется значительное внимание; среди средств коммуникативного развития дошкольника рассматривается игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во всех рассмотренных образовательных программах основными задачами выступают следующие:
- развитие эмоциональной сферы старшего дошкольника;
- проведение работы по освоению детьми средств выражения своих эмоций (мимика, пантомимика, жесты и т.д.);
- учить детей самостоятельно искать пути разрешения конфликтных ситуаций;
- развивать диалогическую речь;
- учить оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- учить взаимодействовать со сверстниками, вести себя достойно в коллективе.
В качестве основных средств развития коммуникативных умений авторами программ предлагается использовать: общение со взрослым, театрально игровую деятельность, игры, игровые ситуаций.
Проведенное исследование показало, что преобладающая доля воспитанников обладают низким уровнем сформированности коммуникативных умений, не умеют организовывать свое общение со сверстниками и взрослыми, не обладают достаточным уровнем знаний норм и правил общения с окружающими. Были выявлены основные проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: 1) отсутствие мотивации старших дошкольников на общение; 2) неумение вступать в контакт и организовать общение; 3) неумение решать конфликтные ситуации; 4) низкий уровень знаний норм и правил общения с окружающими.
С опорой на полученные результаты диагностирования, а также на анализ психолого-педагогической литературы нами была спланирована работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и были реализованы педагогические мероприятия по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников, проведены консультации родителей, с целью ознакомить родителей с особенностями развития коммуникативных умений у старших дошкольников. Родители узнали о некоторых психологических особенностях развития коммуникативных умений у старших дошкольников, что позволит им точнее понимать поведение и поступки своего ребенка в общении со сверстниками и взрослыми. Для старших дошкольников был разработан и проведен комплекс игр и игровых ситуаций, направленных на формирование коммуникативных умений. Каждая из групп игр была направлена на развитие конкретных коммуникативных умений у старших дошкольников. Также была организована группа игр на повышение уровня знаний норм и правил общения с окружающими. Было отмечено, что дети стали внимательнее друг к другу, стали более доброжелательно относится к сверстникам, учились задавать вопросы, завязывать разговор, обращаться с просьбой, предлагать свою помощь, развивать игровой диалог, игровое взаимодействие, внимательно слушать друг друга, организовывать общение со сверстниками, а также подбирать тему для общения.
Проведенный анализ нормативных документов по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы: в ФГОС ДО области «социально-коммуникативное развитие» уделяется значительное внимание; среди средств коммуникативного развития дошкольника рассматривается игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во всех рассмотренных образовательных программах основными задачами выступают следующие:
- развитие эмоциональной сферы старшего дошкольника;
- проведение работы по освоению детьми средств выражения своих эмоций (мимика, пантомимика, жесты и т.д.);
- учить детей самостоятельно искать пути разрешения конфликтных ситуаций;
- развивать диалогическую речь;
- учить оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- учить взаимодействовать со сверстниками, вести себя достойно в коллективе.
В качестве основных средств развития коммуникативных умений авторами программ предлагается использовать: общение со взрослым, театрально игровую деятельность, игры, игровые ситуаций.
Проведенное исследование показало, что преобладающая доля воспитанников обладают низким уровнем сформированности коммуникативных умений, не умеют организовывать свое общение со сверстниками и взрослыми, не обладают достаточным уровнем знаний норм и правил общения с окружающими. Были выявлены основные проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: 1) отсутствие мотивации старших дошкольников на общение; 2) неумение вступать в контакт и организовать общение; 3) неумение решать конфликтные ситуации; 4) низкий уровень знаний норм и правил общения с окружающими.
С опорой на полученные результаты диагностирования, а также на анализ психолого-педагогической литературы нами была спланирована работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и были реализованы педагогические мероприятия по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников, проведены консультации родителей, с целью ознакомить родителей с особенностями развития коммуникативных умений у старших дошкольников. Родители узнали о некоторых психологических особенностях развития коммуникативных умений у старших дошкольников, что позволит им точнее понимать поведение и поступки своего ребенка в общении со сверстниками и взрослыми. Для старших дошкольников был разработан и проведен комплекс игр и игровых ситуаций, направленных на формирование коммуникативных умений. Каждая из групп игр была направлена на развитие конкретных коммуникативных умений у старших дошкольников. Также была организована группа игр на повышение уровня знаний норм и правил общения с окружающими. Было отмечено, что дети стали внимательнее друг к другу, стали более доброжелательно относится к сверстникам, учились задавать вопросы, завязывать разговор, обращаться с просьбой, предлагать свою помощь, развивать игровой диалог, игровое взаимодействие, внимательно слушать друг друга, организовывать общение со сверстниками, а также подбирать тему для общения.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОД ПО СОЦИАЛЬНО-
КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017



