Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.2. Формирование словаря детей в образовательном процессе ДОО 11
1.3. Методы и приемы работы над словарем дошкольников 16
1.4. Анализ программ для ДОО в аспекте формирования словаря
детей младшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика сформированности словаря детей 28
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование словаря
детей 4-го года жизни 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.2. Формирование словаря детей в образовательном процессе ДОО 11
1.3. Методы и приемы работы над словарем дошкольников 16
1.4. Анализ программ для ДОО в аспекте формирования словаря
детей младшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика сформированности словаря детей 28
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование словаря
детей 4-го года жизни 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
Современные реалии жизни предъявляют значительное количество требований к человеку. Для соответствия большинству из них необходимо уметь успешно вступать в коммуникацию, грамотно излагать свою мысль, взаимодействовать с собеседником. Это обуславливает содержание системы образования XXI века.
На сегодняшний день государством, призванным гарантировать качественное, соответствующее духу времени образование, разработан комплекс нормативных документов, содержащих базовые требования к образовательной деятельности. Ключевым документом, регулирующим содержание и организацию образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт.
Будучи нацеленным на всестороннее развитие человека, ФГОС предполагает реализацию образовательной деятельности в пяти направлениях, среди которых социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и эстетическое развитие.
Речевое развитие - это создание условий для успешного овладения воспитанниками речью как средством общения, наживания активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирования звуковой аналитико-синтетической активности как подготовки к обучению грамоте.
Таким образом, обогащение словаря является одной из базовых задач развития речи детей дошкольного возраста. Нормативные документы не предъявляют требований к объему слов, которым необходимо владеть ребенку, но его должно быть достаточно для успешного общения со сверстниками и взрослыми, понимания прочитанного в соответствующей возрасту литературе, увиденного по телевизору и т. д.
Обогащение словаря дошкольников непосредственным образом связано с развитием содержательной и операционной стороны их мышления. Также оно способствует эмоциональному и нравственному совершенствованию детей.
Важность реализации данного направления для воспитанников ДОО, его значимость в структуре деятельности педагога обуславливают актуальность нашего исследования. Многие исследователи посвятили свои труды методике развития речи дошкольников: А. М. Бородин, Л. С. Выготский, В. В. Гербова, А. В. Запорожец, Я. А. Каменский, М. М. Конина, В. И. Логинова, Г. М. Лямина, М. Монтессори, И. Песталоцци, С. В Плотникова, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин и другие.
Достаточный интерес для практикующего специалиста, на наш взгляд, представляет книга В. И. Яшиной «Теория и методика развития речи детей» [74]. В ней автор анализирует особенности развития детей дошкольного возраста, содержание словарной работы в разных возрастных группах, приводит некоторые методы развития словаря дошкольников, сопровождая их конкретными примерами.
Е. И. Тихеева в работе «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста» детально анализирует различные формы деятельности педагога: экскурсии, игры - занятия с материалом и игрушками, беседы, чтение и т. д., направленные на речевое развитие [57].
Примечательно в данной области и пособие С. В. Плотниковой «Развитие лексикона ребенка», в котором раскрыты основные закономерности развития лексикона ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие лексикона ребенка она рассматривает в двух аспектах: лингвистическом и методическом.
Практикующий педагог при решении задачи формирования словаря сталкивается со следующими трудностями:
- дети стали гораздо позже начинать говорить;
- у большинства дошкольников имеются трудности речевого развития, логопедические нарушения речи;
- наличие в программах детских садов специальных занятий по развитию речи часто не только не решает проблем речевого развития, но и приводит к тому, что некоторые дети перестают любить говорить.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей.
Предмет исследования: комплекс мероприятий в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста. Согласно цели, объекту и предмету исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования словаря дошкольников.
2. Проанализировать программы для ДОО в аспекте формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
4. С учетом результатов диагностики разработать комплекс мероприятий в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, три приложения.
На сегодняшний день государством, призванным гарантировать качественное, соответствующее духу времени образование, разработан комплекс нормативных документов, содержащих базовые требования к образовательной деятельности. Ключевым документом, регулирующим содержание и организацию образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт.
Будучи нацеленным на всестороннее развитие человека, ФГОС предполагает реализацию образовательной деятельности в пяти направлениях, среди которых социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и эстетическое развитие.
Речевое развитие - это создание условий для успешного овладения воспитанниками речью как средством общения, наживания активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирования звуковой аналитико-синтетической активности как подготовки к обучению грамоте.
Таким образом, обогащение словаря является одной из базовых задач развития речи детей дошкольного возраста. Нормативные документы не предъявляют требований к объему слов, которым необходимо владеть ребенку, но его должно быть достаточно для успешного общения со сверстниками и взрослыми, понимания прочитанного в соответствующей возрасту литературе, увиденного по телевизору и т. д.
Обогащение словаря дошкольников непосредственным образом связано с развитием содержательной и операционной стороны их мышления. Также оно способствует эмоциональному и нравственному совершенствованию детей.
Важность реализации данного направления для воспитанников ДОО, его значимость в структуре деятельности педагога обуславливают актуальность нашего исследования. Многие исследователи посвятили свои труды методике развития речи дошкольников: А. М. Бородин, Л. С. Выготский, В. В. Гербова, А. В. Запорожец, Я. А. Каменский, М. М. Конина, В. И. Логинова, Г. М. Лямина, М. Монтессори, И. Песталоцци, С. В Плотникова, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин и другие.
Достаточный интерес для практикующего специалиста, на наш взгляд, представляет книга В. И. Яшиной «Теория и методика развития речи детей» [74]. В ней автор анализирует особенности развития детей дошкольного возраста, содержание словарной работы в разных возрастных группах, приводит некоторые методы развития словаря дошкольников, сопровождая их конкретными примерами.
Е. И. Тихеева в работе «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста» детально анализирует различные формы деятельности педагога: экскурсии, игры - занятия с материалом и игрушками, беседы, чтение и т. д., направленные на речевое развитие [57].
Примечательно в данной области и пособие С. В. Плотниковой «Развитие лексикона ребенка», в котором раскрыты основные закономерности развития лексикона ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие лексикона ребенка она рассматривает в двух аспектах: лингвистическом и методическом.
Практикующий педагог при решении задачи формирования словаря сталкивается со следующими трудностями:
- дети стали гораздо позже начинать говорить;
- у большинства дошкольников имеются трудности речевого развития, логопедические нарушения речи;
- наличие в программах детских садов специальных занятий по развитию речи часто не только не решает проблем речевого развития, но и приводит к тому, что некоторые дети перестают любить говорить.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей.
Предмет исследования: комплекс мероприятий в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста. Согласно цели, объекту и предмету исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования словаря дошкольников.
2. Проанализировать программы для ДОО в аспекте формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
4. С учетом результатов диагностики разработать комплекс мероприятий в дошкольной образовательной организации, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, три приложения.
Проанализировав литературу можно сделать вывод, что речь у детей дошкольного возраста развивается в процессе повседневного общения со сверстниками и взрослыми. Успех развития речи ребенка зависит не только от богатства и правильности речи взрослого, но и от растущих потребностей ребенка. У детей появляется потребность в общении, желание узнать и понять новое, увиденное, удивительное.
С возрастом все большую роль в речевом развитии играют слушание, беседы, чтение, рассуждения, иногда споры. К окончанию дошкольного возраста, большинство детей уже умеют читать, некоторые дети умеют писать и составлять рассказы самостоятельно, без помощи взрослых, но в дошкольном возрасте процесс овладения речью не заканчивается. Впереди еще очень много работы над особенностями речевого развития детей.
Речевому развитию дошкольников уделяется значительное внимание в методической литературе. Это обусловлено его большой ролью в становлении личности воспитанников, их интеллектуальном, коммуникативном, нравственном совершенствовании. Также данное положение соответствует требованиям, предъявляемым нормативными документами к системе дошкольного образования. С опорой на требования стандарта методистами разработано примерное содержание образовательной деятельности по речевому развитию в целом и в частности по расширению словаря детей, которое может стать ориентиром в работе педагога.
Анализируя представленную информацию, необходимо отметить, что современная методическая литература предлагает широкий спектр средств и методов работы, которые можно использовать в целях расширения словаря воспитанников. Многими авторами детально описаны специфические черты, условия реализации отдельных методов, приведены примеры. Это позволяет констатировать широкий инструментарий, предложенный практикующим специалистам.
Дидактические игры в ДОО педагоги используют как основное условие всестороннего воспитания ребенка. Благодаря дидактическим играм развиваются его умственные способности, формируются нравственно-эстетические представления, элементы выразительности речи, активизируется словарь. Также дидактическая игра - это форма общения, огромный потенциал для развития речи и ее качественных характеристик.
Формы и функции речи в этом возрасте связаны с усвоением ребенком грамматического строя и звукового состава родного языка. Имеется программа, по которой движется ребенок, овладевая родным языком [14]. Кроме того, стоит отметить, что речевое развитие воспитанников ДОО может осуществляться не только в рамках учебной деятельности, но и стихийно в процессе текущей жизнедеятельности.
Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что словарная работа является одной из главных задач развития речи детей. Все образовательные программы детского сада уделяют большое внимание разделу развитие речи и в частности формированию словаря воспитанников. В каждой из рассмотренных программ организация словарной работы выстраивается сообразно возрастным особенностям воспитанников, она предполагает последовательное увеличение объема слов, введение в словарный запас детей новых форм речи, словесных оборотов. При этом обогащение словаря детей осуществляется в контексте всестороннего развития личности воспитанников и согласуется со всеми направлениями педагогической работы.
А проведенная нами диагностика показала, что формирование словаря детей младшего дошкольного возраста осуществляется с помощью взаимодействия воспитателей ДОО с семьями воспитанников по проблеме формирования словаря детей. Разные мероприятия будут способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития и способах формирования грамматического строя речи .
Непосредственная образовательная деятельность в совокупности с работой над речью в режимные моменты дала положительные результаты. У детей значительно расширились знания об окружающем, увеличился словарный запас. Речь их стала более выразительной, образной, обогатилась не только существительными, но и глаголами.
Для формирования словаря младших дошкольников необходимы такие мероприятия как: взаимодействие с родителями (семинары-практикумы, лекции, круглые столы, групповые консультации, индивидуальные беседы, а также посредством организации совместных мероприятий); работа над словарем в режимные моменты (проговаривание и конкретизация всех своих совершаемых действий и действий, совершаемых другими людьми, проговаривание предметов и вещей, окружающих детей в группе); непосредственная образовательная деятельность, направленная на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста (дидактические игры, беседы, занятия, чтение художественной литературы и т. д.)
С возрастом все большую роль в речевом развитии играют слушание, беседы, чтение, рассуждения, иногда споры. К окончанию дошкольного возраста, большинство детей уже умеют читать, некоторые дети умеют писать и составлять рассказы самостоятельно, без помощи взрослых, но в дошкольном возрасте процесс овладения речью не заканчивается. Впереди еще очень много работы над особенностями речевого развития детей.
Речевому развитию дошкольников уделяется значительное внимание в методической литературе. Это обусловлено его большой ролью в становлении личности воспитанников, их интеллектуальном, коммуникативном, нравственном совершенствовании. Также данное положение соответствует требованиям, предъявляемым нормативными документами к системе дошкольного образования. С опорой на требования стандарта методистами разработано примерное содержание образовательной деятельности по речевому развитию в целом и в частности по расширению словаря детей, которое может стать ориентиром в работе педагога.
Анализируя представленную информацию, необходимо отметить, что современная методическая литература предлагает широкий спектр средств и методов работы, которые можно использовать в целях расширения словаря воспитанников. Многими авторами детально описаны специфические черты, условия реализации отдельных методов, приведены примеры. Это позволяет констатировать широкий инструментарий, предложенный практикующим специалистам.
Дидактические игры в ДОО педагоги используют как основное условие всестороннего воспитания ребенка. Благодаря дидактическим играм развиваются его умственные способности, формируются нравственно-эстетические представления, элементы выразительности речи, активизируется словарь. Также дидактическая игра - это форма общения, огромный потенциал для развития речи и ее качественных характеристик.
Формы и функции речи в этом возрасте связаны с усвоением ребенком грамматического строя и звукового состава родного языка. Имеется программа, по которой движется ребенок, овладевая родным языком [14]. Кроме того, стоит отметить, что речевое развитие воспитанников ДОО может осуществляться не только в рамках учебной деятельности, но и стихийно в процессе текущей жизнедеятельности.
Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что словарная работа является одной из главных задач развития речи детей. Все образовательные программы детского сада уделяют большое внимание разделу развитие речи и в частности формированию словаря воспитанников. В каждой из рассмотренных программ организация словарной работы выстраивается сообразно возрастным особенностям воспитанников, она предполагает последовательное увеличение объема слов, введение в словарный запас детей новых форм речи, словесных оборотов. При этом обогащение словаря детей осуществляется в контексте всестороннего развития личности воспитанников и согласуется со всеми направлениями педагогической работы.
А проведенная нами диагностика показала, что формирование словаря детей младшего дошкольного возраста осуществляется с помощью взаимодействия воспитателей ДОО с семьями воспитанников по проблеме формирования словаря детей. Разные мероприятия будут способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития и способах формирования грамматического строя речи .
Непосредственная образовательная деятельность в совокупности с работой над речью в режимные моменты дала положительные результаты. У детей значительно расширились знания об окружающем, увеличился словарный запас. Речь их стала более выразительной, образной, обогатилась не только существительными, но и глаголами.
Для формирования словаря младших дошкольников необходимы такие мероприятия как: взаимодействие с родителями (семинары-практикумы, лекции, круглые столы, групповые консультации, индивидуальные беседы, а также посредством организации совместных мероприятий); работа над словарем в режимные моменты (проговаривание и конкретизация всех своих совершаемых действий и действий, совершаемых другими людьми, проговаривание предметов и вещей, окружающих детей в группе); непосредственная образовательная деятельность, направленная на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста (дидактические игры, беседы, занятия, чтение художественной литературы и т. д.)
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию словаря
детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



