Организация деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА 8
1.1. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного
возраста произведений детской литературы 8
1.2. Роль художественной литературы в эмоциональном, речевом
и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Жанры детского фольклора и их характеристика 17
1.4. Анализ программного содержания работы по освоению детьми
среднего дошкольного возраста произведений фольклора 24
1.5. Методические основы организации деятельности педагога
по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА 37
2.1. Диагностика начального уровня освоения детьми среднего
дошкольного возраста произведений фольклора 37
2.2. Организация деятельности педагога по освоению детьми
среднего дошкольного возраста произведений фольклора 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
65 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА 8
1.1. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного
возраста произведений детской литературы 8
1.2. Роль художественной литературы в эмоциональном, речевом
и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Жанры детского фольклора и их характеристика 17
1.4. Анализ программного содержания работы по освоению детьми
среднего дошкольного возраста произведений фольклора 24
1.5. Методические основы организации деятельности педагога
по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА 37
2.1. Диагностика начального уровня освоения детьми среднего
дошкольного возраста произведений фольклора 37
2.2. Организация деятельности педагога по освоению детьми
среднего дошкольного возраста произведений фольклора 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
65 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Актуальность работы заключается в том, что детский фольклор является составной частью народного творчества, формой сохранения народной традиции воспитания, общения ребёнка и взрослого. Исследование детского фольклора, как опыт передачи молодому поколению знаний о средствах и способах адаптации его в окружающем мире, является одной из важнейшей отрасли гуманитарных наук. Актуальность данной темы определяется тем, что в результате глобальных преобразований с начала XXIB.произошли значительные изменения в обществе. Потеря множества культурных традиций, обычаев, межпоколенных связей привела к разрыву преемственности в передаче подрастающему поколению ценностей культурного наследия [19].
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дословно говорит о необходимости знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы [16].
В примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, для среднего возраста детей рекомендуется учить детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок [8].
Госзаказ дословно предписывает более детально и глубоко изучить направление по созданию условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями. Приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности русского народа [45].
Изучением детского фольклора и его возникновением занимались многие ученые. В советской фольклористике первым к серьезному изучению произведений детского фольклора подошел выдающийся фольклорист и этнограф Г. С. Виноградов. Им опубликован ряд значительных работ, посвященных исследованию детского фольклора [10]. К ним он причисляет потешки, колыбельные, небылицы, приговорки, забавы, и т. п. произведения, иллюстрирует примерами применение их взрослыми в общении с детьми.
Вслед за Г. С. Виноградовым и совместно с ним исследует детский фольклор специалист по детской литературе и фольклору О. И. Капица. Она дает характеристику многочисленных жанров детского фольклора в книге «Детский фольклор», приводит большой фактический материал [26].
В дошкольном возрасте дети достаточно широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров - от колыбельных песен, считалок, потешек, пословиц, загадок до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой, с теми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Специалисты различного профиля пытаются разработать методики, подготавливающие ребенка к школе, обучающие начальным приемам письма и счета. Важное значение придается развитию речи, умению делиться своими впечатлениями от услышанного и прочитанного, умению правильно и грамотно выражать свои мысли [38]. Важнейшим средством формирования перечисленных навыков становится детский фольклор. Докучные сказки, колыбельные, прибаутки, песенки, легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект.
Объектом исследования является процесс организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
Цель работы: теоретически обосновать и подобрать комплекс мероприятий, направленный на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
Задачи:
1. Изучить особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений детской литературы;
2. Определить роль художественной литературы в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть характеристику жанров детского фольклора;
4. Проанализировать программное содержание в аспекте проблемы;
5. Подобрать методические рекомендации по организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора;
6. Провести диагностику начального уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора;
7. Разработать рекомендации организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
В данной работе были использованы методы:
- эмпирический: наблюдение, беседы;
- теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка». В исследовании приняли участие 16 детей средней группы ДОУ.
Структура ВКР: данная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дословно говорит о необходимости знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы [16].
В примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, для среднего возраста детей рекомендуется учить детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок [8].
Госзаказ дословно предписывает более детально и глубоко изучить направление по созданию условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями. Приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности русского народа [45].
Изучением детского фольклора и его возникновением занимались многие ученые. В советской фольклористике первым к серьезному изучению произведений детского фольклора подошел выдающийся фольклорист и этнограф Г. С. Виноградов. Им опубликован ряд значительных работ, посвященных исследованию детского фольклора [10]. К ним он причисляет потешки, колыбельные, небылицы, приговорки, забавы, и т. п. произведения, иллюстрирует примерами применение их взрослыми в общении с детьми.
Вслед за Г. С. Виноградовым и совместно с ним исследует детский фольклор специалист по детской литературе и фольклору О. И. Капица. Она дает характеристику многочисленных жанров детского фольклора в книге «Детский фольклор», приводит большой фактический материал [26].
В дошкольном возрасте дети достаточно широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров - от колыбельных песен, считалок, потешек, пословиц, загадок до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой, с теми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Специалисты различного профиля пытаются разработать методики, подготавливающие ребенка к школе, обучающие начальным приемам письма и счета. Важное значение придается развитию речи, умению делиться своими впечатлениями от услышанного и прочитанного, умению правильно и грамотно выражать свои мысли [38]. Важнейшим средством формирования перечисленных навыков становится детский фольклор. Докучные сказки, колыбельные, прибаутки, песенки, легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект.
Объектом исследования является процесс организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
Цель работы: теоретически обосновать и подобрать комплекс мероприятий, направленный на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
Задачи:
1. Изучить особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений детской литературы;
2. Определить роль художественной литературы в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть характеристику жанров детского фольклора;
4. Проанализировать программное содержание в аспекте проблемы;
5. Подобрать методические рекомендации по организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора;
6. Провести диагностику начального уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора;
7. Разработать рекомендации организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
В данной работе были использованы методы:
- эмпирический: наблюдение, беседы;
- теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка». В исследовании приняли участие 16 детей средней группы ДОУ.
Структура ВКР: данная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В начале XXI века множественные проблемы модернизации общества отразились на возможностях доступа к культуре и образованию, что сказалось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. На процесс чтения оказывает значительное влияние развитие аудиовизуальных средств информации. Становится понятным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе, фольклору, к истокам исконно русских традиций требуют особенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных организаций.
Педагогическую работу в области приобщения детей к художественной литературе и фольклору необходимо осуществлять с учётом современных подходов к организации деятельности дошкольников [41].
Восприятие произведений детского художественного творчества и произведений фольклора рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а ту деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, «мысленном действии», в воображаемом перенесении на себя событий. В результате этого присутствует эффект личного участия в событиях, личного присутствия. Детей необходимо учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. В результате перед детьми откроется сила народного слова [13].
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в осмыслении и понимании текста. Это связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. В данном возрасте появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление многократно воспроизводить его, осмысливать, обыгрывать. Потребность в правильном развитии психических процессов это неотъемлемая составляющая в восприятии ребенком среднего дошкольного возраста произведений детской художественной литературы и фольклора, так как именно в этом возрасте происходит рывок в развитии ребенка, осознании самого себя и происходящего вокруг.
Значение чтения фольклорных произведений в развитии ребенка дошкольного возраста очень велико. Рассказывание, чтение, пересказывание художественной литературы и фольклорных текстов доступного жанра (будь то сказка, загадка, песня, потешка), оказывает на ребенка-дошкольника огромное влияние на психологическое, умственное, творческое, интеллектуальное и психофизиологическое развитие, формирует культурную и нравственную сторону ребенка, рассказывает о жизни, о труде, об отношении к природе, развивает трудовую деятельность и социальный опыт дошкольника.
Анализируя программы «Детский сад 2100» и «Детство» делаем такой вывод, что данные образовательные программы достаточно широко раскрывают требования к работе педагога, описывает применение методов и форм работы по приобщению к художественной литературе и фольклору. Программы четко и понятно описывают последовательность приобщения ребенка к литературе и фольклору по мере взросления малыша.
Эффективность обучения дошкольников литературных фольклорных произведений зависит от внимания педагога, родителей, специалистов ДОУ, от умения воспитателя грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. В дальнейшей работе по формированию у дошкольников пятого года жизни интереса к художественной литературе и фольклору с помощью эффективных методов и приёмов необходимо:
- обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки);
- обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: сочинять загадки, сказки по аналогии со знакомыми текстами;
- способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии;
- приобщать дошкольников к социально-нравственным ценностям [29].
Исследование уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений литературы и фольклора проводилось на базе средней группы МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» в количестве 16 человек. Изучив формы, методы, приемы работы с детьми среднего дошкольного возраста по освоению произведений фольклора, а также проанализировав программы «Детство», «Детский сад 2100» было использовано методическое пособие «Диагностика развития речи дошкольников» М. Н. Едаковой, В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой. По результатам диагностики видно, что большинство детей данной группы не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Средний дошкольный возраст - это самый пик начала большой работы в области приобщения и восприятия к художественной литературе, произведениям фольклора с точки зрения понимания и осознанного осмысления сказок, рассказов, стихов, песенок, частушек, загадок, пословиц, поговорок и т. д.
С целью реализации в педагогическом процессе ДОУ условий, направленных на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора нами был разработан комплекс мероприятий по работе с педагогами, воспитанниками и их родителями. В результате чего, необходимо довести уровень понимания детьми фольклорных текстов в средней группе до высокого - у 30% детей, остальные - среднего уровня. Для
этого необходимо организовать систематическую работу с дошкольниками, с применением предложенного нами комплекса мероприятий, так как именно в этом возрасте различные формы фольклора доступны их пониманию и осознанию, что способствует положительному развитию и восприятию литературных и фольклорных жанров для всестороннего развития ребенка в условиях современного малоговорящего мира, ухода в лету исконно русских традиций, культуры и образа жизни русского народа.
Педагогическую работу в области приобщения детей к художественной литературе и фольклору необходимо осуществлять с учётом современных подходов к организации деятельности дошкольников [41].
Восприятие произведений детского художественного творчества и произведений фольклора рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а ту деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, «мысленном действии», в воображаемом перенесении на себя событий. В результате этого присутствует эффект личного участия в событиях, личного присутствия. Детей необходимо учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. В результате перед детьми откроется сила народного слова [13].
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в осмыслении и понимании текста. Это связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. В данном возрасте появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление многократно воспроизводить его, осмысливать, обыгрывать. Потребность в правильном развитии психических процессов это неотъемлемая составляющая в восприятии ребенком среднего дошкольного возраста произведений детской художественной литературы и фольклора, так как именно в этом возрасте происходит рывок в развитии ребенка, осознании самого себя и происходящего вокруг.
Значение чтения фольклорных произведений в развитии ребенка дошкольного возраста очень велико. Рассказывание, чтение, пересказывание художественной литературы и фольклорных текстов доступного жанра (будь то сказка, загадка, песня, потешка), оказывает на ребенка-дошкольника огромное влияние на психологическое, умственное, творческое, интеллектуальное и психофизиологическое развитие, формирует культурную и нравственную сторону ребенка, рассказывает о жизни, о труде, об отношении к природе, развивает трудовую деятельность и социальный опыт дошкольника.
Анализируя программы «Детский сад 2100» и «Детство» делаем такой вывод, что данные образовательные программы достаточно широко раскрывают требования к работе педагога, описывает применение методов и форм работы по приобщению к художественной литературе и фольклору. Программы четко и понятно описывают последовательность приобщения ребенка к литературе и фольклору по мере взросления малыша.
Эффективность обучения дошкольников литературных фольклорных произведений зависит от внимания педагога, родителей, специалистов ДОУ, от умения воспитателя грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. В дальнейшей работе по формированию у дошкольников пятого года жизни интереса к художественной литературе и фольклору с помощью эффективных методов и приёмов необходимо:
- обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки);
- обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: сочинять загадки, сказки по аналогии со знакомыми текстами;
- способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии;
- приобщать дошкольников к социально-нравственным ценностям [29].
Исследование уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений литературы и фольклора проводилось на базе средней группы МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» в количестве 16 человек. Изучив формы, методы, приемы работы с детьми среднего дошкольного возраста по освоению произведений фольклора, а также проанализировав программы «Детство», «Детский сад 2100» было использовано методическое пособие «Диагностика развития речи дошкольников» М. Н. Едаковой, В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой. По результатам диагностики видно, что большинство детей данной группы не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Средний дошкольный возраст - это самый пик начала большой работы в области приобщения и восприятия к художественной литературе, произведениям фольклора с точки зрения понимания и осознанного осмысления сказок, рассказов, стихов, песенок, частушек, загадок, пословиц, поговорок и т. д.
С целью реализации в педагогическом процессе ДОУ условий, направленных на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора нами был разработан комплекс мероприятий по работе с педагогами, воспитанниками и их родителями. В результате чего, необходимо довести уровень понимания детьми фольклорных текстов в средней группе до высокого - у 30% детей, остальные - среднего уровня. Для
этого необходимо организовать систематическую работу с дошкольниками, с применением предложенного нами комплекса мероприятий, так как именно в этом возрасте различные формы фольклора доступны их пониманию и осознанию, что способствует положительному развитию и восприятию литературных и фольклорных жанров для всестороннего развития ребенка в условиях современного малоговорящего мира, ухода в лету исконно русских традиций, культуры и образа жизни русского народа.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста со стихотворением
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с авторской сказкой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с книжной культурой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Развитие музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Исследование особенностей освоения детьми старшего дошкольного возраста народной культуры малочисленных народов Севера (Организация учебно-исследовательской работы, Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023



