ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА 8
1.1. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного
возраста произведений детской литературы 8
1.2. Роль художественной литературы в эмоциональном, речевом
и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Жанры детского фольклора и их характеристика 17
1.4. Анализ программного содержания работы по освоению детьми
среднего дошкольного возраста произведений фольклора 24
1.5. Методические основы организации деятельности педагога
по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА 37
2.1. Диагностика начального уровня освоения детьми среднего
дошкольного возраста произведений фольклора 37
2.2. Организация деятельности педагога по освоению детьми
среднего дошкольного возраста произведений фольклора 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
65 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Актуальность работы заключается в том, что детский фольклор является составной частью народного творчества, формой сохранения народной традиции воспитания, общения ребёнка и взрослого. Исследование детского фольклора, как опыт передачи молодому поколению знаний о средствах и способах адаптации его в окружающем мире, является одной из важнейшей отрасли гуманитарных наук. Актуальность данной темы определяется тем, что в результате глобальных преобразований с начала XXIB.произошли значительные изменения в обществе. Потеря множества культурных традиций, обычаев, межпоколенных связей привела к разрыву преемственности в передаче подрастающему поколению ценностей культурного наследия [19].
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дословно говорит о необходимости знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы [16].
В примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, для среднего возраста детей рекомендуется учить детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок [8].
Госзаказ дословно предписывает более детально и глубоко изучить направление по созданию условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями. Приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности русского народа [45].
Изучением детского фольклора и его возникновением занимались многие ученые. В советской фольклористике первым к серьезному изучению произведений детского фольклора подошел выдающийся фольклорист и этнограф Г. С. Виноградов. Им опубликован ряд значительных работ, посвященных исследованию детского фольклора [10]. К ним он причисляет потешки, колыбельные, небылицы, приговорки, забавы, и т. п. произведения, иллюстрирует примерами применение их взрослыми в общении с детьми.
Вслед за Г. С. Виноградовым и совместно с ним исследует детский фольклор специалист по детской литературе и фольклору О. И. Капица. Она дает характеристику многочисленных жанров детского фольклора в книге «Детский фольклор», приводит большой фактический материал [26].
В дошкольном возрасте дети достаточно широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров - от колыбельных песен, считалок, потешек, пословиц, загадок до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой, с теми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Специалисты различного профиля пытаются разработать методики, подготавливающие ребенка к школе, обучающие начальным приемам письма и счета. Важное значение придается развитию речи, умению делиться своими впечатлениями от услышанного и прочитанного, умению правильно и грамотно выражать свои мысли [38]. Важнейшим средством формирования перечисленных навыков становится детский фольклор. Докучные сказки, колыбельные, прибаутки, песенки, легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект.
Объектом исследования является процесс организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
Цель работы: теоретически обосновать и подобрать комплекс мероприятий, направленный на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
Задачи:
1. Изучить особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений детской литературы;
2. Определить роль художественной литературы в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть характеристику жанров детского фольклора;
4. Проанализировать программное содержание в аспекте проблемы;
5. Подобрать методические рекомендации по организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора;
6. Провести диагностику начального уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора;
7. Разработать рекомендации организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора.
В данной работе были использованы методы:
- эмпирический: наблюдение, беседы;
- теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Ягодка». В исследовании приняли участие 16 детей средней группы ДОУ.
Структура ВКР: данная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В начале XXI века множественные проблемы модернизации общества отразились на возможностях доступа к культуре и образованию, что сказалось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. На процесс чтения оказывает значительное влияние развитие аудиовизуальных средств информации. Становится понятным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе, фольклору, к истокам исконно русских традиций требуют особенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных организаций.
Педагогическую работу в области приобщения детей к художественной литературе и фольклору необходимо осуществлять с учётом современных подходов к организации деятельности дошкольников [41].
Восприятие произведений детского художественного творчества и произведений фольклора рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а ту деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, «мысленном действии», в воображаемом перенесении на себя событий. В результате этого присутствует эффект личного участия в событиях, личного присутствия. Детей необходимо учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. В результате перед детьми откроется сила народного слова [13].
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в осмыслении и понимании текста. Это связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. В данном возрасте появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление многократно воспроизводить его, осмысливать, обыгрывать. Потребность в правильном развитии психических процессов это неотъемлемая составляющая в восприятии ребенком среднего дошкольного возраста произведений детской художественной литературы и фольклора, так как именно в этом возрасте происходит рывок в развитии ребенка, осознании самого себя и происходящего вокруг.
Значение чтения фольклорных произведений в развитии ребенка дошкольного возраста очень велико. Рассказывание, чтение, пересказывание художественной литературы и фольклорных текстов доступного жанра (будь то сказка, загадка, песня, потешка), оказывает на ребенка-дошкольника огромное влияние на психологическое, умственное, творческое, интеллектуальное и психофизиологическое развитие, формирует культурную и нравственную сторону ребенка, рассказывает о жизни, о труде, об отношении к природе, развивает трудовую деятельность и социальный опыт дошкольника.
Анализируя программы «Детский сад 2100» и «Детство» делаем такой вывод, что данные образовательные программы достаточно широко раскрывают требования к работе педагога, описывает применение методов и форм работы по приобщению к художественной литературе и фольклору. Программы четко и понятно описывают последовательность приобщения ребенка к литературе и фольклору по мере взросления малыша.
Эффективность обучения дошкольников литературных фольклорных произведений зависит от внимания педагога, родителей, специалистов ДОУ, от умения воспитателя грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. В дальнейшей работе по формированию у дошкольников пятого года жизни интереса к художественной литературе и фольклору с помощью эффективных методов и приёмов необходимо:
- обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки);
- обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: сочинять загадки, сказки по аналогии со знакомыми текстами;
- способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии;
- приобщать дошкольников к социально-нравственным ценностям [29].
Исследование уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений литературы и фольклора проводилось на базе средней группы МАДОУ детский сад № 14 «Ягодка» в количестве 16 человек. Изучив формы, методы, приемы работы с детьми среднего дошкольного возраста по освоению произведений фольклора, а также проанализировав программы «Детство», «Детский сад 2100» было использовано методическое пособие «Диагностика развития речи дошкольников» М. Н. Едаковой, В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой. По результатам диагностики видно, что большинство детей данной группы не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Средний дошкольный возраст - это самый пик начала большой работы в области приобщения и восприятия к художественной литературе, произведениям фольклора с точки зрения понимания и осознанного осмысления сказок, рассказов, стихов, песенок, частушек, загадок, пословиц, поговорок и т. д.
С целью реализации в педагогическом процессе ДОУ условий, направленных на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора нами был разработан комплекс мероприятий по работе с педагогами, воспитанниками и их родителями. В результате чего, необходимо довести уровень понимания детьми фольклорных текстов в средней группе до высокого - у 30% детей, остальные - среднего уровня. Для
этого необходимо организовать систематическую работу с дошкольниками, с применением предложенного нами комплекса мероприятий, так как именно в этом возрасте различные формы фольклора доступны их пониманию и осознанию, что способствует положительному развитию и восприятию литературных и фольклорных жанров для всестороннего развития ребенка в условиях современного малоговорящего мира, ухода в лету исконно русских традиций, культуры и образа жизни русского народа.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Акифьева, Н. В. Развитие речи детей посредством использования
малых фольклорных форм [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pedportal.net(дата обращения: 27.08.2016).
3. Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст] : учебное пособие / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
4. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
5. Беспалова, О. В. Методические рекомендации для педагогов по освоению образовательной области «чтение художественной литературы младший и средний дошкольный возраст» [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 17.07.2015).
6. Бунеева, Р. Н. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» [Текст] : сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р. Н. Бунеева. -2-е изд., перераб. - М. : Баласс, 2016. - 528 с.
7. Василенко, В. А. Детский фольклор [Текст] : учебное пособие / В. А. Василенко - М. : Высшая школа, 1978. - 198 с.
8. Васильева, М. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : «Мозаика-Синтез», 2014. - 334 с.
9. Викулина, А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения [Текст] : учебное пособие / А. М. Викулина - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 138 с.
10. Виноградов, Г. С. Русский детский фольклор [Текст] : учебное пособие - Иркутск. : Флинта-наука, 1930. - 234 с.
11. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Волков - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
12. Гавриш, Н. В. Использование малых фольклорных форм [Текст] / Н. В. Гавриш // Дошкольное воспитание. - 1991. - №9 - С. 16-20.
13. Гаврилова, И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» [Текст] / И. Г. Гаврилова. - М. : Детство-Пресс, 2008. - 160 с.
14. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс]. URL:http://www/persev.ru (дата обращения: 20.08.2015).
15. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст] : Пособие для воспитателя / В. В. Гербова - М. : Просвещение, 1983. - 100 с.
16. Гольцова, Е. Н. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsportal.ru (дата обращения: 11.05.2015).
17. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 4-5 лет [Текст] : Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - М. : Просвещение, 2004. - 168 с.
18. Гурович, Л. М. Ребенок и книга [Текст] / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова - М. : Просвещение, 1992. - 245 с.
19. Ермилова,И. А. Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс]. URL:http://ped-kopilka.ru (дата обращения: 25.07.2016).
20. Ермоленко, Е. В. Логопедия / Влияние загадок на речевое развитие дошкольников : [Электронный ресурс]. URL: http://www.Metod-Kopilka.ru(дата обращения: 16.07.2015).
21. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником
литературного произведения [Текст] : Изобр. псих. труды Т.1 / А. В.
Запорожец - М. : «Педагогика», 1996. - 166 с.
22. Зимина, И. А. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И. А. Зимина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 26-31.
23. Зуева, Т. В. Русский фольклор [Текст] : учебное пособие / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - М. : Наука : Флинта, 1998. - 400 с.
24. Калинина, Е. А. Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте : [Электронный ресурс]. URL:http://superinf.ru (дата обращения: 10.07.2015).
25. Калугина, В. И. Фольклор народов России [Текст] : учебное пособие / В. И. Калугина, А. В. Копалина - М. : «Дрофа», 2002. - 320 с.
26. Капица, Ф. С. «Русский детский фольклор» [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. - М. : Флинта-наука, 2011. - 51 с.
27. Клопертанец, З. Н. Роль чтения в развитии ребенка : [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 12.06.2015).
28. Ключевая, С. В. Методика художественного чтения и рассказывания детям : [Электронный ресурс]. URL: http://www.studopedia.ru(дата обращения: 18.07.2016).
29. Колобова, О. А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста. Актуальные задачи педагогики [Текст] : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.) / О. А. Колобова - Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 37-45.
30. Кудряшев, В. И. Интернет-журнал для педагогов «Планета Детства» : [Электронный ресурс]. URL: http://www.PlanetaDetstva.net(дата обращения: 11.06.2016 ).
31. Ларионова, Д. Н. Устное народное творчество, как фактор социального и духовного развития личности ребенка, 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.portalpedagoga.ru(дата обращения: 12.07.2016).
32. Макарова, В. Н. Диагностика развития речи дошкольников [Текст] : методическое пособие / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова - М. : Педагогическое общество России, 2007. - 80 с.
33. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник
для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2003. - 592 с.
34. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор [Текст] : учебное пособие / М. Н. Мельников. - М. : Просвещение, 1987. - 240 с.
35. Миронова, Н. А. Анализ стихотворения [Текст] : учебное пособие / Н. А. Миронова, С. А. Самойлова. - М. : Экзамен, 2008. - 384 с.
36. Немов, Р. С. Психология. [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов - 2-е изд. - М. : Просвещение: ВлАДоС, 1999. - 496 с.
37. Никитина, Л. С. Развивающие игры и упражнения на внимание : [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru (дата обращения: 08.06.2015).
38. Новикова, Я. В. Значение русской народной культуры в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла [Текст] / Я. В. Новикова // Молодой ученый. - 2014. - №. 15 - С. 292-293.
39. Пидручная, С. Сказки - за безопасность детей [Текст] / С. Пидручная // Дошкольное воспитание - 2008. - №. 3 - С.124-127.
40. Померанцева, Э. В. Русская народная сказка [Текст] / Э. В. Померанцева - М. : «Просвещение», 1963. - 128 с.
41. Понаморенко, Ю. С. Психофизиологические аспекты навыка чтения и процесс овладения им : [Электронный ресурс]. URL: http://www.infourok.ru(дата обращения: 09.06.2016).
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : В 2 т. / С. Л. Рубинштейн - М. : Педагогика, 1989. - 487 с.
43. Самойленко, В. П. Потешный фольклор : [Электронный ресурс]. URL: http://www.modernstudy.ru(дата обращения: 25.06.2016).
44. Светлова, И. Е. Развиваем воображение и фантазию [Текст] / И. Е. Светлова - М. : Эксмо, 2007.- 104 с.
45. Симолин, А. С. Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL:http://www.myhared.ru_(дата обращения: 29.07.2015).
46. Старцева, Е.А. Развитие психологических процессов у детей 4-5 лет : [Электронный ресурс]. URL:http://detky.info (дата обращения: 04.08.2015).
47. Томашева, О. С. Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста : [Электронный ресурс]. URL: http://gcbs.ru (дата обращения: 12.08.2016).
48. Туктарова, А. В. Консультация для воспитателей «Сущность и жанровая классификация детского фольклора» : [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru (дата обращения: 18.08.2016).
49. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
50. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] / К. Д. Ушинский - М. : «Издательство Академии педагогических наук РСФСР» 1948. - Т. 2 - 659 с.
51. Ушинский, К. Д. Родное слово [Текст] : Собрание сочинений / К. Д. Ушинский - М. : Педагогика 1974. - Т. 5 - 528. с.
52. Ушинский, К. Д. «Васька» [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Издательство: «Адонис, Яблоко» 2015. - 10 с.
53. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста [Текст] : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Н. А. Флерина - М. : Академия, 1961. - 320 с.
54. Хоркина, С. В. Консультация для родителей «Ребенок и книга» : [Электронный ресурс]. URL:http://doshvozrast.ru (дата обращения: 28.08.2016).
55. Шубина, О. П. Русская частушка: проблема возникновения жанра, специфика лиризма, богатство тематики и проблематики, своеобразие поэтики : [Электронный ресурс]. URL:http://studFiles.ru (дата обращения: 09.09.2015).
56. Яструб, Г. Ф. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста, 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestlogoped.com(дата обращения: 15.07.2015).