Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества

Работа №98986

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 5
1.1. Специфика развития математических
представлений дошкольников 5
1.2. Психологические особенности детей среднего дошкольного
возраста 9
1.3. Анализ программ для ДОУ по формированию
математических представлений 14
1.4. Возможности использования устного народного
творчества при обучении математике детей дошкольного
возраста 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 32
2.1. Исследование уровней развития математических
представлений детей 4 - 5 лет 32
2.2. Работа по формированию у детей среднего дошкольного
возраста математических представлений посредством
устного народного творчества 39
2.3. Результаты экспериментальной работы, их анализ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ


Особенную значимость на сегодняшний день обретает вопрос увеличения эффективности процесса развития математической деятельности у ребенка дошкольного возраста. Иностранными и российскими учеными проводится интенсивный отбор новейших способов, методов, технологий формирования математической деятельности. Согласно суждению Е. А. Носовой [30], инновационные развивающие ориентированы не только на развитие разных видов математической деятельности, элементарных математических представлений, но и на формирование психологических действий, индивидуальных свойств, интеллектуально-творческих возможностей детей дошкольного возраста.
Выделяются 2 категории типов математической деятельности ( А.А. Столяр) [47]. К первой группе относятся основные математические виды деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления. Во вторую группу вступают подготовительные виды деятельности: сравнение предметов посредством наложения либо приложения (А.М. Леушина) [18], уравнивание и комплектование (В.В. Давыдов) [6], сравнение и уравнивание. ( Н.И. Непомнящая) [25].
И.В. Житко [12] включает в развитие математической деятельности произведения декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые фартуки, сорочки, изделия искусства саломоплетения, глиняные изделия разных форм и размеров), а кроме того применение фольклорных календарных обрядовых праздников.
Согласно суждению Л.С. Ходонович [52], акцент на устное народное творчество гарантирует дошкольнику национальное виденье окружающей действительности, содействует национальной идентификации, упрощает ребенку подход «вхождения» в национальную и мировую культуру.
Актуальность темы объясняется тем, что широкое применение устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников заинтересованности к математическим знаниям, улучшения познавательной работы, общего умственного развития.
Цель исследования - установить и обосновать условия применения устного народного творчества в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста элементарных математических представлений.
Объект исследования - процесс формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - устное народное творчество как средство формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности формирования математических представлений у дошкольников;
- выявить особенности использования устного народного творчества на занятиях по ознакомлению с элементами математических представлений дошкольников.
- определить и обосновать условия формирования математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ теоретических источников, методической литературы. Эмпирическое исследование, состоящее из 3 этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Практическая значимость исследования: разработаны условия, которые могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Опираясь на психолого-педагогические источники были раскрыты особенности формирования математических представлений детей среднего дошкольного возраста, заключающиеся в изучении состава чисел, цифр, составлении числа из меньших групп; произведения действия сложения, вычитания; освоения первого десятка; решения простых задач.
Постоянное применение на занятиях по развитию математических представлений системы, намеренно подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на формирование познавательных способностей и возможностей, расширяет математический кругозор детей дошкольного возраста, способствует математическому развитию, улучшает качество математической подготовки, предоставляет возможность детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и уверенно применять математические знания в повседневной жизни.
Условие: удачное выполнение математических заданий с применением форм устного народного творчества, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Следовательно, вариативное применение фольклора дает возможность осуществлять дифференцированный подход к детям.
Элементарные знания по математике, установленные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, однако необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Обновленное и качественное усовершенствование системы математического развития дошкольников дает возможность педагогам находить более интересные формы работы, что способствует формированию элементарных математических представлений.
Таким образом, подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что задачи решены в полном объеме, цель достигнута.



1. Бабаева Т. И. Методические советы к программе «Детство». СПб., 2009.
2. Блехер Ф. Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. - М., 2010. - с. 6-8.
3. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. - М.: Просвещение, 2010.- 224с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
A. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2008. - 276с.
5. Волковский Д. Л. Руководство к «Детскому миру» в числах. - М., 1916. - с.7-11,13,24.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психологиям [Текст]/
Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2008.
7. Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [Текст] / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 5-10.
8. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... [Текст] / З. А. Гриценко - М.: Линка-пресс, 2008.
9. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая,
B. Логинова. - СПб. : Питер, 2009. - 324с.
10. Демина Е. С. Развитие элементарных математических представлений [Текст] / Е. С. Демина Москва, ТЦ СФЕРА, 2009г.
11. Ерофеева Т. И. Занимательная математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева - Ярославль: Академия развития,2000.
12. Житко И. В. Развитие у дошкольников творческого воображения как средства культуротворчества (в процессе предматематической подготовки). Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. тр.: В 2 ч. - Ч. 2. - Минск: БГПУ, 2009. - 139 с. - С. 36-38.
13. Занимательная математика для малышей-дошкольников
[Электронный ресурс] //
URL: http: //community .livej ournal .com/kid home l ib/15852.html (дата
обращения: 03.06.2017).
14. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская - М. : Педагогика, 2008. - 152с.
15. Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
16. Леонтьев А. А. Комплексная программа развития, воспитания и обучения дошкольника в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») /А. А. Леонтьев (руководитель), Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М. М. Борисова, А. А. Вахрушев, М. В. Корепанова, Т. Р. Кислова,
С. А. Козлова, О А. Куревина, И. В. Маслова, О. А. Степанова, О. В. Чиндилова.
17. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 2008. - 128c.
18. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина - М., 1994.
19. Метлина Л. С. «Математика в детском саду» [Текст] / Л. С. Метлина -М., 1984.
20. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М. И. Лисина -М.: «Воронеж»,1997
21. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников [Текст] / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
22. Математика от трёх до семи / учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. - М.: 2001.
23. Метлина Л. С. Математика в детском саду. [Текст] /
Л. С. Метлина - М.: Просвещение 2007.
24. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для
дошкольников. [Текст] / З.А. Михайлова - М.: Просвещение, 2010.
25. Михайлова З. А. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей. /
З. А. Михайлова., Р. Л. Непомнящая - СПб.: Фирма Икар, 2009.
26. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического
развития детей дошкольного возраста. // «Детство-пресс». / 3. А. Михайлова., E. Д. Носова., А. А. Столяр., М. Н. Полякова., А. М. Вербенец. СПб.:
«Питер», 2008. С. 24-35.
27. Мухина В. С. Возрастная психология. [Текст] / В.С. Мухина -М.: «Академия», 2000
28. Нищева, Н. В. Играйка. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников [Текст] / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. -673 с.
29. Новикова В. П. Математика в детском саду [Текст] / В. П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
30. Носова Е. А. Формирования умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Е. А. Носова. -- Л.: 1990. - 37 с.
31. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
32. Пантина, Н. С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве. [Текст] / Н. С. Пантина. Вопросы психологии № 1933.
33. Петровский В. П. «Построение развивающей среды в
дошкольном учреждении». [Текст] / В. П. Петровский М., 1993.
34. Пономарева И. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада» [Текст] / И. Пономарева. -- М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 с.
35. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
36. Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа 2000..." (М.: Баласс, 2002). Автор: Л. Г. Петерсон, доктор педагогических наук.
37. «Радуга»: программа и методические рекомендации по воспитанию, развитию и образования детей 4-5 лет в детском саду. / Состав. Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2010.
38. Радугин, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Радугин. - М.: 2000.
39. Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова., Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - С. 6 - 14.
40. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. - С. 10 - 18.
41. Спиваковская А. С. Как быть родителями: психология родительской любви [Текст] / А. С. Спиваковская - М.: «Педагогика», 1986
42. Смоленцева А. А. Математика до школы [Текст] / А. А. Смоленцева, О.В. Пустовойт // «Детство-пресс», Санкт- Петербург,2000г
43. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофеевой. - М., 2010.
44. Соловьева Е. В.: «Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей» [Текст]/ Е. В. Соловьева. - М., 2010
45. Сорокова М. Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония [Текст] / М. Г. Сорокова. - М., 2008
46. Стойлова Л. П. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Л. П. Стойлова., Н. И. Фрейлах. - М.: Гном-Пресс, 2008.
47. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр - М.: Просвещение, 1988.
48. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников. [Текст] / Т. В. Турунтаева. - М.:
«Просвещение», 2004. - 64 с.
49. Ерофеева Т. И. «Математика дошкольников» [Текст] /
Т. И. Ерофеева - М., 1992.
50. Фельдштейн Д. «Школа 2100» - успех, подтвержденный временем //Российская газета, Федеральный выпуск № 4873 от 24 марта 2009 года
51. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики; Курс лекций для высших учеб. зав./А. В. Белошистая. -М.: Владос, 2004. - 400с.: ил. - (Учеб. пос. для вузов).
52. Ходонович Л. С. Дошкольное образование в контексте культурологического подхода. Образование и педагогическая наука: тр. Нац. Ин-та образования. Вып. 1. Концептуальные основания / Ред. кол. А. И. Жук - Минск: НИО, 2007 (Серия 5: Дошкольное и начальное образование). - С. 28-32.
53. Чудакова, А. Выше - ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет [Текст] / А. Чудакова. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 496 с.
54. Шаталова Е. В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров [Текст] / Е. В. Шаталова //Дошкольное воспитание и образование. - 2007. - №9. - С12-17.
55. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие [Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2009.
56. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е. И. Щербакова // Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ