Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование исследовательских умений учащихся на уроках истории в основной школе

Работа №98660

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ... 8
1.1. Сущность исследовательских умений и их классификация в
современной педагогической науке 8
1.2. Педагогические условия формирования исследовательских умений
учащихся основной школы 19
1.3. Модель процесса формирования исследовательских умений
учащихся 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 42
2.1. Диагностика степени сформированности у учащихся основной школы умений исследовательской деятельности на примере 5 классов.... 42
2.2. Реализация педагогических условий формирования
исследовательских умений учащихся основной школы 46
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88


Актуальность исследования. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
Обществу нужна личность, самостоятельно и критически мыслящая, способная видеть проблему и творчески ее решать. Достичь этой цели возможно только путем формирования у учащихся исследовательских умений. Именно исследовательские умения позволяют самостоятельно работать со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений, опытов и создании проектов; развивают абстрактное мышление, необходимое учащемуся; способность формировать свое мнение и умение его отстаивать; общаться с аудиторией, выступая на конференциях, дают положительные результаты в изучении предмета. Проблема формирования исследовательских умений, составляющих основу учебной деятельности, особенно актуальна для учащихся основной школы - именно в этом возрасте завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего, мышления.
Развитие исследовательских умений у учащихся основной школы - одна из актуальных проблем современности.
Актуальность нашего исследования определяется выявленным противоречием между потребностью общества в личности, обладающей исследовательскими умениями, и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.
Выявленное нами противоречие позволило в частности сформулировать проблему нашего исследования: комплекс, каких педагогических условий обеспечит успешное, быстрое, непрерывное, эффективное формирование исследовательских умений в основной школе.
Современный учитель должен определить педагогические условия обучения, направленные на формирование исследовательских умений учащихся, требующих от них интеллектуальных усилий и продуктивных действий. В связи с этим перед учителем - предметником основной школы встает вопрос о выборе педагогических условий, способствующих формированию исследовательских.
Общественная и практическая актуальность проблемы позволила нам определить выбор темы исследования: «Формирование исследовательских умений учащихся на уроках истории в основной школе». .
Цель исследования: теоретически выявить и проверить педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся основной школы.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений учащихся основной школы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования исследовательских умений в курсе истории.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что: формирования исследовательских умений учащихся будет проходить более успешно, если:
- разработать и внедрить модель формирования исследовательских умений у учащихся основной школы;
- определить и проверить педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся основной школы.
Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по теме нашего исследования с целью уточнить содержание понятия «исследовательские умения» и рассмотрения классификаций исследовательских умений.
2) Выявить и проверить педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся основной школы.
3) Разработать модель формирования исследовательских умений учащихся основной школы. 
4) Провести диагностику и анализ сформированности
исследовательских умений у учащихся.
5) Разработать методические рекомендации для педагогов по формированию исследовательских умений с учетом выделенных педагогических условий.
Для решения задач исследования выбраны следующие методы:
- теоретический анализ литературных источников общепедагогической, психологической, общей дидактической и методической тематики в контексте исследуемой проблемы.
- эмпирические методы применялись в комплексе и включали: педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, анализ работ учащихся, педагогический опыт - поиск, методы математической статистики, применяемые при обработке полученных данных.
Теоретическую основу исследования составили: положения современной дидактики и теории содержания общего образования (Л.И. Гурье, B.C. Леднев, А.А. Кузнецов, A.M. Кондаков, М.В. Рыжаков, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.П. Беспалько, И.Б. Ворожцова);
теория учебной деятельности (И.И. Ильясов, И.Я. Лернер, В.Я. Ляудис, Т.В. Габай, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя А.К. Маркова, Е.И. Машбиц, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.);
психологические исследования, мотивации и развитию личности: А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев,
A. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков);
исследования об особенностях подросткового возраста (Б.Г. Ананьев, М. Аргайл, Л.И. Божович, С.И. Иконников, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Н. Лукьянова, Б.Г. Мещерякова, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн,
B. Д. Шадриков, Э. Эриксон и др.);
исследовательские умения школьников (Н.П. Бартенева,
О.Л. Дворникова, А.В. Леонтович, Т.Ю. Фомина, Л.М. Фридман и др.);
исследовательская деятельность школьников (В.И. Андреев, Д.В. Вилькеев, В.А. Далингер, И.Я. Лернер, Е.В. Мещерова, П.И. Пидкасистый, А.И. Савенков, И.Д. Чечель).
Теоретико-методологические положения о сущности исследовательских умений и теоретические основы их формирования таких ученых А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Д.Б. Савенков А.И., Эльконин и др.
Научная новизна и теоретическая значимость:
- разработка модели формирования исследовательские умения учащихся основной школы, которую можно применять в образовательном процессе;
- выявлены и проверены в результате опытно-поисковой работе педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений учащихся основной школы.
Практическая значимость:
- представленная модель формирования исследовательских умений учащихся основной школы может быть использована в образовательном процессе для повышения качества результатов исследовательской деятельности;
- разработанные методические рекомендации по формированию исследовательских умений могут быть использованы учителями - предметниками.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Каменска- Уральского Свердловской области.
На защиту выносится:
1) Модель процесса формирования исследовательских умений учащихся основной школы предназначена для поэтапного формирования исследовательских умений учащихся в основной школе и включает в себя четыре взаимосвязанных друг с другом блока: 1) целевой;
2) организационно-деятельностный; 3) организационно-методический;
4) результативно-рефлексивный.
2) Формирование исследовательских умений учащихся обеспечивается комплексом педагогических условий: 1) мотивацией для учащихся может послужить занятия исследовательской деятельностью, а также внедрение системы стимулов; 2) при формировании исследовательских умений у учащихся организовать тесный контакт и взаимодействие с родителями с родителями; 3) пополнение предметно-пространственную среду в образовательном процессе; 4) метод проектов;
5) проблемное обучение.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 100 источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и опытно-поисковая работа по формированию исследовательских умений у учащихся основной школы. Проведенная работа по формированию исследовательских умений у учащихся основной школы подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы. Проведенный теоретический анализ в рамках первой задачи исследований по проблеме формирования исследовательских умений у учащихся основной школы позволили мне решить стоящие перед нами задачи сделать следующие выводы.
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке, уточнен понятийный аппарат исследования.
1) Теоретическое изучение литературы по теме исследования, показало, что данная тема рассматривается учеными в различных аспектах: психологическом и педагогическом. При рассмотрении сущности исследовательских умений учащихся, наше внимание акцентировалось на определении и классификацию исследовательских умений, на выявлении условий их формирования в образовательном процессе. Определена сущность понятия «исследовательские умения». Я солидарна с мнением П.В. Середенко, что исследовательские умения - осуществление эмпирических и интеллектуальных действий, которые составляют исследовательскую деятельность и приводят к новому знанию. П.В. Середенко также считает, что «исследовательские умения и навыки - это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению эмпирических и интеллектуальных действий, которые составляют исследовательскую деятельность и приводят к новому знанию».
2) Решая вторую задачу, мы выделили в образовательном процессе педагогические условия, обеспечивающих эффективное формирование исследовательских умений:
- мотивация учащихся заниматься исследовательской деятельностью, использование системы стимулов;
- взаимодействие с родителями по формирования исследовательских умений у учащихся;
- пополнение предметно-пространственную среду в образовательном процессе: оформления кабинета истории, памятки, рабочая программа;
- работу с историческими источниками;
- устное сообщение;
- исследовательская работа;
- исследовательские проекты;
- метод проектов;
- проблемное обучение
3) Для решения третьей задачи, мы разработали модель формирования исследовательских умений. Данная модель содержит в себе несколько блоков в том числе: целевого, организационно-деятельностного, организационно¬методического и результативно-рефлексивного. Модель призвана внедрять поэтапно, постепенно формирование исследовательских умений, в ходе занятий с учетом выявленных педагогических условий. Представленная модель формирования исследовательских умений должна состоять на наш взгляд из следующих компонентов:
- целевой компонент включает в себя следующее: цель, задачи, принципы, системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, диагностику уровня сформированности исследовательских умений;
- организационно-деятельностный компонент включает в себя исследовательские умения, система занятий разработанные с учетом педагогических условий, реализацию педагогических условий, которая состоит из деятельности учителя, деятельности ученика;
- организационно-методический компонент включает в себя следующее формы обучения, методы обучения, приемы обучения, средства обучения, этапы формирования исследовательских умений;
- результативно-рефлексивный компонент включает в себя критерии и уровни сформированности исследовательских умений, результат.
При разработки модели формирования исследовательских умений нами было приято решение разработать занятия с учетом педагогических условий, способствующих формированию исследовательских умений. Разработанный комплекс занятий может быть использован педагогами в практической деятельности. А также, определенный в работе комплекс педагогических условий формирования исследовательских умений, структура показателей и критерии отслеживания процесса, могут быть применены педагогами при формировании исследовательских умений не только в процессе исследовательской деятельности, но и в других видах деятельности.
4) Для решения четвертой задачи мы провели диагностику формирования исследовательских умений. Диагностика проводилась по методике О.А Ивашовой направленная на выявление степени сформированности исследовательских умений учащихся в начале учебного года в 5 класса по окончанию начальной школы. В ходе проведения данная диагностика были выявлены следующие результаты.
Низкий уровень сформированности исследовательских умений из 134 учеников при выполнении заданий выявлено у 22 учеников, средний уровень показали 78 учеников из класса, а высокий уровень был выявлен в ходе выполнения заданий у 34 учеников.
Необходимо взять за основу полученные результаты для дальнейшего планирования работы с учащимися основного звена, с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей, педагогических условий, представленные в нашей модели формирования исследовательских умений.
Работа по формированию исследовательских умений учащихся должна проводиться постепенно и поэтапно и систематически.
5) Для решения пятой задачи нами были прописаны методические рекомендации по формированию исследовательских умений учащихся в помощь учителям предметникам основного звена. Результаты, полученные в ходе опытно-поисковой работы, позволили считать проведенную данную работу успешной, а педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся - необходимыми и достаточными.
Анализ полученные результатов поисковой работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.


1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Критерии эффективности обучения
учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.
М., 2001. - С. 64-68.
2. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - №1. - С. 24-33.
3. Алмаев П. А. Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. — vi, 164 с.
4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996. - 495 с.
5. Бартенева Н. П. Научно-исследовательская деятельность учащихся / Н.П. Бартенева // Преподавание истории в школе, 2005, № 3, - С. 31-39.
6. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей - М., 2006. - С. 40-50.
7. Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб.пособие / Калинингр.ун-т. - Калининград, 1995. - 72 с.
8. Ванциян, А. Г., Нечаева, Н. В. Реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В.Занкова. [Текст] - Самара: «Федоров», 2012. - 224 с.
9. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст]/ под ред. Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1966. - 213 с.
10. Выготский Л. С. Педагогика подростка. - М.: Профит, 1994. - 94 с.
11. Выготский JI. C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В. В. Мироненоко; Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, - 1601987. - С. 377-383.
12. Выготский JI. C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. 480 с.
13. Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. / Е.Е. Вяземский - М.: Эксмо, 2000. - 298 с.
14. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - [Текст] М.: МГУ, 1985. - 82 с.
15. Гликман, И. З. Методика или технология [Текст] / И.З. Гликман //Методист. - 2007. - №3. - С. 59-62.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ