ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 9
1.1. Основания педагогического сопровождения в формировании УУД
в контексте ФГОС 9
1.2. Педагогические условия формирования УУД в школе 16
1.3 Педагогическая модель формирования универсальных учебных
действий обучающихся 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ 8
КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ 34
2.1. Характеристика программного обеспечения уроков химии в школе 34
2.2. Анализ возможностей в формировании УУД на уроках химии .... 47
2.3. Опытно-поисковая работа по формированию УУД на уроках химии
у обучающихся 8 классов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий обучающихся обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения обучающимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин - к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий школьников.
Современному выпускнику школы для успешной социализации нужны не только сумма знаний, но стремление и умение самостоятельно осваивать новые информацию и опыт. В связи с этим в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) в качестве одной из целей образования определено развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий.
Как известно, в ФГОС выделены следующие виды УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Выделение регулятивных универсальных учебных действий связано со структурой учебной деятельности. По мнению авторов концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова, Н.Г. Салмина и C.B. Молчанов), регулятивные универсальные учебные действия (к ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование контроль, оценка, коррекция, саморегуляция) обеспечивают организацию учебной деятельности обучающегося.
Существуют работы, раскрывающие особенности формирования отдельных универсальных учебных действий (Н.П. Анисимова, В.В. Давыдов, A. B. Захарова, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, А.К. Маркова, О.Н. Молчанова, B. И. Моросанова, Г.А. Цукерман и др.).
В ряде трудов даётся описание отдельных приёмов формирования навыков самоорганизации средних школьников (А.Б. Воронцов, В.В. Донсков, Л.В. Жарова, A.C. Лында, Е.В. Минаева, Э.В. Минздаева, Л.П.Никитина, И.Е. Сюсюкина, H.H. Титаренко, Г.А. Цукерман и др.).
Однако мало исследованы педагогические средства формирования регулятивных УУД, не выявлены условия, обеспечивающие успешность этого процесса, проблемным остаётся вопрос о диагностике уровня сформированности регулятивных УУД.
Кроме того, неразработанность методического обеспечения процесса формирования универсальных учебных действий отрицательно сказывается на уровне его организации и результатах образования обучающихся.
Цель исследования: разработка теоретической модели формирования универсальных учебных действий на уроках химии.
Проблема исследования: практика использования теоретической модели формирования универсальных учебных действий на уроках химии, которая состоит из ряда условий: целенаправленное и систематическое использование информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеурочной деятельности, ориентация на сотрудничество и партнерство, как основной способ взаимодействия учителя и обучающегося, ориентация процесса обучения обучающегося на формирование внутренней мотивации к саморазвитию, самопознанию, формирование эффективной и психологически комфортной учебно-информационной среды на уроках и внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Предмет исследования: педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках химии.
В соответствии с целью и предметом исследования необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
3. Рассмотреть особенности педагогических условий, способствующих формированию универсальных учебных действий на уроках химии.
4. Разработать теоретическую модель формирования универсальных учебных действий на уроках химии.
5. Провести опытно-поисковую работу по формированию УУД на уроках химии в 8 классе.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по изучению особенностей педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий у школьников в среднем звене таких ученых, как: Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.А.Лошкарева, А.А.Люблинская, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В.Воровщиков, Г.К.Селевко, Д.В.Татьянченко, А.В.Усова и др. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б.Элькониным и его учениками: В.В.Давыдовым, В.В.Репкиным, Л.Е.Журовой, Г.А. Цукермани др.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Вопрос формирования у школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов (Ю.К.Бабанского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, А.К.Маркову, С.Л.Рубинштейна, В.В.Репкина, Н.Ф.Талызину, Т.И.Шамову, Д.Б. Эльконина и др.) в контексте обсуждения проблемы учебной деятельности: умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
Методы исследования включают:
- теоретический анализ литературы по проблеме педагогического сопровождения развития школьников среднего звена;
- эмпирические методы: методика определения уровня
сформированности умения работать с информацией И.С. Фишмана, уровневая методика диагностики УУД, методика на определение уровня сформированности УУД, предложенная М.А. Ступницкой;
- интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Научная значимость заключается в том, что проанализированы и систематизированы данные по педагогическим условиям формирования универсальных учебных действий у учащихся 8-х классов на уроках химии, а именно дано уточнение представлений об универсальных учебных действиях, представлена модель формирования универсальных учебных действии обучающихся на уроках химии.
Практическая значимость определяется необходимостью разработки теоретической модели формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках химии, использование которой способствует личностному саморазвитию обучающихся и их самореализации.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на региональной научно-практической конференции педагогов в г.Первоуральске и г.Нижние Серьги.
Теоретические положения и результаты исследования нашли своё отражение в 1 публикации.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Успешному формированию универсальных учебных действий в образовательном пространстве школы способствуют следующие педагогические условия:
- учет возрастных особенностей обучающихся;
- преемственность на всех ступенях обучения;
- ориентация процесса обучения обучающегося на формирование внутренней мотивации к саморазвитию, самопознанию;
- организация работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся на основе самостоятельного выбора учителем учебно¬методического комплекта в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
- использование в процессе формирования УУД обучающихся форм и методов обучения, основанных на системно-деятельностном подходе;
- систематическая диагностика уровня сформированности УУД обучающихся на уроках химии.
2. Разработана модель формирования УУД обучающихся, она позволяет заинтересовать обучающихся и приводит к повышению познавательного интереса, а, следовательно, и познавательной активности в изучении учебного предмета «химия».
Теоретическая модель формирования универсальных учебных действий для обучающихся состоит из ряда компонентов: педагогические условия, целевой блок, содержательный блок, организационный блок, оценочно¬рефлексивный блок.
Структура работы: введение, 2 главы, схемы, таблицы, заключение и список литературы из 101 наименования.
Основная задача ФГОС нового поколения: ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
Назначение ФГОС:
- задают основные результаты образования - общие и по ступеням;
- характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:
- учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)
- программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные).
Методологической основой построения содержания ФГОС основного общего образования (ООО) является системно-деятельностный подход, который предполагает общекультурное и личностное развитие учащихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность учащихся; обучение их самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся [94].
С позиций системно-деятельностного подхода основные результаты образования и воспитания определяются в контексте формирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся.
Термин «универсальные учебные действия» означает:
- в широком значении - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- в собственно психологическом значении - совокупность обобщенных способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование УУД позволяют осуществить переход от учебной деятельности, осуществляемой совместно и под руководством учителя, к деятельности самообразования и самовоспитания.
УУД выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, его деятельностным ядром.
УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов, в том числе и химии.
В ходе опытно-поисковой работы (ОПР) проверялись идеи теоретического исследования, описание которых приводится в первой главе, а также уточнялись основные положения выдвинутой гипотезы, обобщались и интерпретировались результаты, полученные на констатирующем и формирующем этапах эксперимента. Были разработаны и апробированы методические материалы по формированию универсальных учебных действий учащихся 8-х классов, ориентированные на учителей, преподающих химию на базовом уровне. Для них проводились семинары, на которых раскрывались причинно-следственные связи между уровнем сформированности универсальных учебных действий учащихся и уровнем их успешности на уроках химии.
Анализ результатов констатирующего этапа исследования свидетельствует о преобладании у учащихся 8-х классов репродуктивного и частично-поискового уровней сформированности умения работать с информацией (информационной компетентности), а также низкого уровня успешности в работе с задачами и соответственно низкого уровня сформированности коммуникативной компетентности.
Создаваемые педагогические условия реализуются во время урочной и внеурочной деятельности в процессе:
- использования специальных приемов и задач на всех этапах урока химии;
- включения учащихся в процесс составления задач по темам школьного курса химии в рамках альтернативного домашнего задания.
Контролирующий этап ОПР свидетельствует об эффективности модели формирования универсальных учебных действий на уроках химии в образовательном процессе, а также о достаточности предложенного комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.
Таким образом, цель опытно-поисковой работы достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Аджемян, Г.А. Формирование универсальных учебных действий у средних подростков при выполнении математических заданий физического содержания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.02 / Г.А. Аджемян. - М., 2016. - 26 с.
2. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А., 1998.
3. Айхорин А. «Трудный подросток». - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001.
4. Антипин А. Задумайтесь, взрослые!// Клуб. - 2000. - №1. - С.11-12.
5. Аранская О. С., Бурая И. В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. Методическое пособие 8-11 кл. М: Вентана- Граф, 2007.
6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Психология в модернизации образования. - 2011.-№1(5].-С. 104-111.
7. Ахметова Э.Ш. Портфолио как средство развития универсальных учебных
действий средних школьников в МБОУ»СОШ № 4»
г. Симферополя / Э.Ш. Ахметова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-1. - С. 14-20.
8. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов: учеб. пособие / Л. П. Баданина. - М. : Флинта ; МПСИ, 2008. - 240 с.
9. Бархаев Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
10. Боднар Е.Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии посредством решения ситуационных задач // Вестник научных конференций. 2015. № 1-3. С. 24-25.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред.
Д.И. Фельдштейна / Вступит. статья Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
12. Болотова B.C. Формирование универсальных учебных действий [УУД] на уроке химии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html
13. Бухольцев С.Н. «Проектная деятельность на уроках химии» [Электронный ресурс] http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html
14. Венкова С.И., Шабанова Т.Л. Психолого-педагогические условия формирования у старшеклассников исследовательской деятельности в современном образовательном процессе школы // Альманах мировой науки. 2016. № 1-1 (4). С. 17-22.
15. Войтенкова Л.Г. «Исследовательская деятельность на уроках химии» [Электронный ресурс] http://neretina- iv.my 1 .ru / publ / issledo vatelskaja_dej atelnost_na_urokakh_fiziki /1-1-0-15
...