Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление инновационной деятельностью в средней школе

Работа №98656

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы117
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕМ
ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1. Управление инновационной деятельностью педагогов как психолого-педагогический феномен 8
1.2. Роль управления инновационной деятельностью педагогов в развитии
образовательной организации 15
1.3. Использование системного и деятельностного подходов в управлении
инновационной деятельностью педагогов 26
1.4. Теоретическая модель педагогических условий управления
инновационной деятельностью педагогов в образовательной организации 32
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ 41
2.1. Особенности управления инновационной деятельностью педагогов в МБОУ СОШ №1 41
2.2. Результаты диагностики профессионального развития педагогов в условиях управляемой инновационной деятельности 48
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71



В условиях модернизации современного российского образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания и в достижении нового качества образования.
Одним из значимых условий обновления образования является управленческая деятельность руководителя образовательной организации. Находиться в творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности современного общества, осваивать новые педагогические технологии - все это условия для дальнейшего развития образовательной организации, в основе которого лежит инновационная деятельность. Для управления инновационной деятельностью педагогов в образовательной организации необходимо создать условия, выявить закономерности, планировать и организовывать данный процесс с учетом внутреннего резерва педагогического коллектива, его мотивации к инновационной деятельности.
На современном этапе развития науки и образования накоплен и представлен опыт исследования в области психологии, философии, педагогики по проблеме управления инновационной деятельностью в школе:
- теоретико-методологические основы социального управления
образовательными системами (Г. В. Афанасьев, А. И. Берг, В. И. Садовский);
- проблемы управления образовательными системами рассматриваются в работах М.М. Поташника, П. И. Третьякова, В. С. Лазарева;
- в теории управления отражены аспекты модели внутришкольного управления: организационная структура управляющей системы, технология управленческого взаимодействия Т.И. Шамовой, В.И. Бовыкиным, М.И. Махмутовым;
- основные функции внутришкольного управления, его структуру и содержание в своих трудах рассматривают Ю.К Бабанский, И.А Богачек, Т.М. Давыденко, Н.В. Немова, Ю.В. Васильев;
- педагогические исследования в области управления школой рассматриваются И.Ф Исаевым, А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевским, О.Г. Хомерики, Е.А. Ямбургом.
Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, собственный опыт управленческой деятельности выявил наличие противоречий между социальным заказом современного общества в условиях модернизации системы образования (подразумевающим включение педагогов в инновационную деятельность), и недостатком научных исследований по изучению вопросов управления инновационной деятельностью педагогов в образовательной организации на современном этапе развития российского образования.
Обозначенные противоречия и рассогласования позволили сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в обосновании основ управленческой деятельности по включению педагогов в инновационный процесс.
Актуальность рассматриваемой проблемы на современном этапе развития образования, её недостаточный уровень теоретической и практической разработанности для образовательных организаций являются основанием для определения темы нашего исследования: «Управление инновационной деятельностью в средней школе».
Цель исследования: выявить, определить и научно обосновать модель и технологию, обеспечивающие эффективное управление инновационной деятельностью педагогов в школе.
Объект исследования: инновационная деятельность педагогов в
общеобразовательной организации.
Предмет исследования: управление инновационной деятельностью
педагогов в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования:
- управление инновационной деятельностью в средней школе будет успешным при условии, если разработанная в ходе исследования модель управления инновационной деятельностью будет эффективно реализована в учебно-воспитательном процессе;
- разработанная технология управленческой деятельности по включению педагогов в инновационную деятельность на основе традиционных и новых организационных форм позволит получить устойчивый запланированный результат.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотетических положений были сформулированы следующие задачи:
- Определить сущность управления инновационной деятельностью педагогов.
- Разработать теоретическую модель управления инновационной деятельностью педагогов.
- Разработать технологию управления инновационной деятельностью педагогов, включающую последовательность операций, этапы, содержание, формы и методы совместной инновационной деятельности.
- Проверить эффективность реализации модели управления инновационной деятельностью педагогов с использованием разработанной технологии управления.
База исследования: в опытно-поисковой работе принимали участие педагоги Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Реж, Свердловской области.
В исследовательской работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, учебно-методической, философской литературы по теме исследования;
- эмпирические: анализ результатов деятельности субъектов
образовательного процесса, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок;
- исследовательские: прямое и косвенное педагогическое наблюдение.
Этапы исследования:
Первый этап исследования: изучалось состояние проблемы в научной литературе и образовательной практике, осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, формулировались теоретические и методологические основы исследования, в том числе разрабатывалась модель управления инновационной деятельностью в школе.
Второй этап исследования: диагностировался начальный уровень квалификации педагогов, проверялась результативность комплекса организационно-педагогических условий, необходимых для результативного управления инновационной деятельностью.
Третий этап исследования: подводились итоги работы, обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались результаты исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- Разработана теоретическая модель управления инновационной деятельностью педагогов.
- Разработана технология управления инновационной деятельностью педагогов.
- Определены совокупности организационно - педагогических условий, необходимых для результативного управления инновационной деятельностью педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- Разработана технология управления инновационной деятельностью педагогов.
- Реализация модели управления инновационной деятельностью педагогов с использованием технологии управления позволяет развить мотивационную и операционно-технологическую готовность педагогов к инновационной деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Разработана модель управления инновационной деятельностью педагогов в средней школе, которая состоит из взаимосвязанных компонентов: целевого (включает систему цели, задач, принципов), содержательно¬процессуального (содержит направления, методы, используемую технологию управления инновационной деятельностью), оценочно-результирующего (описывает критерии и уровни сформированности готовности учителя к инновационной деятельности, а также результат - сформированную готовность учителя к осуществлению инновационной деятельности в условиях меняющихся требований к профессиональным качествам и результатам деятельности педагога).
2. Разработанная технология управления инновационной деятельностью педагогов, представленная в виде научно-обоснованной, рационально организованной и оптимально оснащенной, последовательности операций, позволяет сформировать готовность педагога к личностному и профессиональному развитию педагога, успешному освоению и применению педагогических инноваций.
3. Созданы организационно-педагогические условия, необходимые для результативного управления инновационной деятельностью педагогов:
- нормативно-правовые (пакет документов в форме положений, локальных актов);
- материально-технические (развитие учебно-материальной базы);
- программно-методические (организация исследовательской работы, разработка авторских материалов);
- кадровые;
- информационно-коммуникационные (взаимодействие с научными, социальными и профессиональными организациями; создание банка данных по инновационным проектам).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовании. Это связано и с утверждением Д.В. Медведевым Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», и с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются инновационные типы и виды образовательных организаций.
Главное в инновационном преобразовании школы - создание такой социокультурной, предметно-развивающей среды, где бы в комплексе решались задачи учебно-воспитательного процесса на принципах взаимообогащения, сотрудничества педагогов, обучающихся и родителей.
Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивает готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные организации стали вводить новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Мы предположили, что данные противоречия можно устранить, внедрив в практику модель управления инновационной деятельностью педагогов. Успешная реализация модели управленческой деятельности по включению педагогов в инновационную деятельность позволила педагогам расширить границы своего профессионализма.
Таким образом, в ходе опытно-поисковой работы мы выполнили все поставленные задачи, констатирующие справедливость гипотезы, а именно:
1. Проанализированы основные положения, определяющие проблемы управления инновационной деятельностью педагогов, на основе которых определены понятия «новшество», «инновация», «инновационная деятельность», «управление». На основании этого нами сформулировано определение понятия «управление инновационной деятельностью педагогов».
2. Управление инновационной деятельностью мы рассмотрели как процесс научно обоснованного целенаправленного взаимодействия руководителя и педагогов. Разработали и внедрили модель управления инновационной деятельностью в средней школе с использованием технологии управления, что позволило развить мотивационную и операционно-технологическую готовность педагогов к инновационной деятельности.
3. Обосновали использование системного и деятельностного подходов в управленческой деятельности, что позволило педагогам стать активными участниками инновационной деятельности.
4. Формирование роста мотивационной и операционно-технологической готовности педагогов к инновационной деятельности обеспечивается рейтинговой оценкой этой деятельности.
Считаем, что наши изыскания являются лишь частью исследовательской работы по данной проблеме. Одним из важнейших направлений дальнейшей работы может стать изучение вопроса об управлении процессом создания инновационной среды в образовательной организации.



1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды./ К.А. Абульханова - М.: Мос. псих. соц. институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.- 224 с.
2. Бабанский. Ю. К. Проблемы эффективности педагогических исследований. [Электронный ресурс] - М., 1982. Режим доступа:
http://elib.gnpbu.ru/text/babanskiy izbrannye-pedagogicheskie-trudy 1989/ свободный.
3. Вахрушев В.Ф. Управление персоналом в современных условиях [Текст] [Электронный ресурс] / В.Ф Вахрущев // URL: http :// www . ngpc . ru / text / enc consalt 1. htm (дата обращения 21.06.2017).
4. Воропаева Е.Э. Структура и критерии готовности к инновационной деятельности // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 1.
- C.122-122;URL: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/view?id=704
(дата обращения: 12.08.2017)
5. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики [Текст]: / Под ред.Т.И. Шамовой. - М.: Педагогика, 1991. - С. 32-111.
6. Внутришкольное управление: Теория и опыт педагогических и управленческих инноваций [Текст]: / Под ред. Н. В. Горбуновой. - М.: Новая школа, 1995 - С.6-47 [Электронный ресурс] http://libr.msu.mogilev.by:8888/opac/index.php?url=/users/login
7. Габдрахманова К.Ф. В Педагогическое управление В инновационной
деятельностью в средней школе: дис.кан.пед наук. [ Электронный ресурс] [Т екст]: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika- 13-00-01/dissertaciya-
pedagogicheskoe-upravlenie-innovatsionnoy-deyatelnostyu-v-sredney-shkole
8. Гаврильева А. А., В Герасимова Л. И. В Специфика управления инновационным процессом в I образовательном учреждении // [Текст]:
Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 32. - С. 369-373. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771107.htm.
9. Гаджиева Л. В. Дистанционные технологии как средство инновационной деятельности руководителя организации образования. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2016/02/02/distantsionny e-tehnologii-kak-sredstvo
10. Горбунова О. Н., Бабенко Е. И. Системный подход к управлению
инновационной деятельностью //[Текст]: Вестник ТГУ. 2008. №3. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-upravleniyu-innovatsionnoy- deyatelnostyu (дата обращения: 21.08.2017).
11. Глухова, С. Г. Инновационный процесс в образовательном учреждении: аспект управления [Электронный ресурс] / С. Г. Глухова. - Режим доступа : http://wiki.iteach.ru/index. php/ Инновационный процесс в учреждении (дата обращения: 14.07.2017).
12. Жиркова З.С. Модель управления инновационной деятельностью в сельских школах Заполярья/ Жиркова З.С.// [Текст]: Образование и наука. - 2010. - № 5 (73)
13. Загвязинский В . И . , Атаханов Р. Методология и методы психолого¬
педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: I Издательский центр « Академия», 2001. - 208 с.
http: //www.studmed.ru/zagvyazinskiy-vi-atahanov-r-metodologiya-i-metody- psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya 1ab6d3f18ac.html
14. I Зверева В . И . Организационно- педагогическая деятельность руководителя школы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая школа, 1997. - 320 с.
15. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Сост. С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. С. Д. Ильенковой. - М., 1997. - 327 с. http://www.twirpx.com/file/127494/
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ