Глава 1. Теоретические аспекты проведения ЕГЭ 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты проведения ЕГЭ 6
1.2. ЕГЭ по информатике как средство аттестации 8
1.3. Структура ЕГЭ по информатике в 2018 году 10
1.4. Анализ электронных ресурсов для подготовки к ЕГЭ по информатике 16
Глава 2. Методика применения системы уроков по подготовке к ЕГЭ по информатике 24
2.1. Методические особенности подготовки к ЕГЭ по информатике 24
2.2. Рациональное использование времени во время экзамена 28
2.3. Система уроков по подготовке к ЕГЭ по информатике 30
2.4. Анализ результатов применения разработанной методической системы
уроков 60
Заключение 64
Библиографический список 65
РЕФЕРАТ
Горинова М.А. РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ, выпускная квалификационная работа: 66 стр., рис. 4, табл. 3, библ. 32 назв., приложений 0. Ключевые слова: ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКАЗМЕН, ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ КУРС.
Объект исследования - процесс подготовки к ЕГЭ по информатике.
Цель работы - разработка учебно-тематического плана уроков для подготовки учащихся 11-х классов к успешной сдаче ЕГЭ по информатике.
В работе описаны теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение и сравнительный анализ государственного образовательного стандарта, программ, учебников и учебных пособий по информатике; тестирование, опрос учащихся; проведение педагогического эксперимента, статистическая обработка полученных результатов исследования и их анализ.
Работа доведена до стадии внедрения и имеет определенную практическую значимость: разработано тематическое планирование и в соответствии с ним комплекс заданий, основной целью которых является успешная подготовка учащихся к сдаче экзамена по информатике.
Система внедрена и прошла апробацию в практике частного репетиторства, может быть использована в работе любого учебного заведения при организации дополнительных занятий в старших классах для подготовки к ЕГЭ по информатике.
В числе инновационных форм, определяющих объективную оценку качества подготовки выпускников школ - единый государственный экзамен (ЕГЭ). Его сторонники и противники на протяжении нескольких лет обсуждают вновь созданный механизм итоговой аттестации, характеризуя положительные и отрицательные стороны, внося коррективы в идущий процесс модернизации.
Единый государственный экзамен позволяет объединить государственную итоговую аттестацию и вступительные экзамены в учреждения высшего и среднего профессионального образования, представляет собой «форму независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы (контрольные измерительные материалы), выполнение которых позволяет установить уровень учебных достижений обучающихся по освоению федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [29].
Его назначение - оценить общеобразовательную подготовку по информатике и ИКТ выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования [19]. Результаты экзамена показывают, что сдать этот экзамен можно лишь в случае полного изучения всех тем, вошедших в содержание базового и углубленного курса информатики. Именно последняя проблема является наиболее актуальной в ЕГЭ по информатике, решение которой видится в повышении уровня преподавания информатики в школах.
Объект исследования: процесс подготовки учащихся к ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Предмет исследования: комплекс заданий для подготовки к ЕГЭ по информатике.
Цель работы: разработка учебно-тематического плана уроков для подготовки учащихся 11-х классов к успешной сдаче ЕГЭ по информатике.
Задачи:
1. Изучить элементы содержания и требования к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ.
2. Проанализировать учебный материал по информатике за весь курс обучения предмета для подготовки к ЕГЭ.
3. Изучить экзаменационные задания по информатике.
4. Выявить основные проблемы при подготовке к ЕГЭ.
5. Составить учебный план занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике.
Гипотеза исследования: если использовать предложенный комплекс заданий с применением предложенной методики, то это позволит обеспечить успешную сдачу экзамена.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой части рассматривается психолого-педагогические аспекты проведения ЕГЭ, и ЕГЭ по информатике как средство аттестации. Вторая часть работы содержит практические аспекты по подготовке к экзамену по информатике и учебно-тематический план уроков.
Подготовка к ЕГЭ по информатике стала актуальной с введением экзамена по информатике по выбору при окончании средней школы и введением в ВУЗах вступительных экзаменов по информатике. Этот предмет нужно сдавать для поступления на многие физико-математические и технические специальности. Экзамен проводится с использованием тестовых технологий. В связи с введением ЕГЭ более широко стали применять тестовые формы контроля по всем курсам информатики, используя многообразный дополнительный материал, который накапливается и обновляется ежегодно.
В ходе работы были мною изучены элементы содержания и требования к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ, проанализированы учебные материалы по информатике за весь курс обучения предмета для подготовки к ЕГЭ и электронные ресурсы для подготовки к экзамену. Также выявлены основные проблемы при подготовке к ЕГЭ, самый значимый - это фактор времени.
Учитывая изученные материалы, мной разработан и внедрен учебный план занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике.
В ходе исследования было установлено, что уровень подготовки учащихся увеличился при использовании предложенного комплекса уроков, но однозначно подтвердить гипотезу нельзя.
1. Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины «Информационные системы и технологии» // Гуманитарные научные исследования. 2014. - № 12.
2. Газейкина А.И. Стили мышления и обучение программированию студентов педагогического вуза/ А.И. Газейкина. - URL: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6371.html
3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. «Информатика 10-11». - М.: Просвещение, 2009.
4. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. «Информатика 10-11» (учеб. пособие для общеобразоват. учреждений). - 2 изд. М.: Просвещение, 2009.
5. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 г.
6. ЕГЭ. Информатика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. - М.: Интеллект-Центр, 2017. - 288 с.
7. ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов / И.Ю. Гусева - СПб.: Тригон, 2009. - 120 с.
8. Зорина Е.М., Зорин М.В. ЕГЭ 2018. Информатика. Сборник заданий. — М.: Эксмо, 2017.
9. Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник: в 2 ч. / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 204 с.: ил.
10. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т. 1. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
11. Казиев В.М. Материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике / В.М. Казиев - Информатика: Методическая газета для учителей информатики, 2009. - №10 - с. 1 - 46.
12. Крылов С.С., Чуркина Т.Е. ЕГЭ-2018. Информатика и ИКТ. Типовые
экзаменационные варианты. 20 вариантов — М.: Национальное
образование, 2017.
13. Лещинер В.Р. ЕГЭ 2008. Информатика. Методические материалы / Авт.- сост. В.Р. Лещинер. - М.: Эксмо, 2008. - 96 с.
14. Лядова Л.Г., Шестакова Л.В. Сборник конкурсных тестов по информатике / Перм. ун-т, - Пермь, 2002. - 44 с.
15. Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2017. URL: http://fipi .ru/ sites/default/files/ document/1488894836/inf mr 2017.doc
...