Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Особенности освоения детьми коммуникативных умений
в старшем дошкольном возрасте 9
1.2. Программное содержание по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Дидактическая игра как средство формирования
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Определение уровня коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2. Аналитическое описание организации деятельности педагога по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Анализ результативности организации деятельности педагога по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Особенности освоения детьми коммуникативных умений
в старшем дошкольном возрасте 9
1.2. Программное содержание по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Дидактическая игра как средство формирования
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Определение уровня коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2. Аналитическое описание организации деятельности педагога по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Анализ результативности организации деятельности педагога по
формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
В настоящее время одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества с дошкольного возраста, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями, обладающего широкими и разнообразными представлениями об окружающем мире. Поэтому родители и воспитатели должны постоянно поддерживать и развивать в ребенке его собственное «Я» и стремление к познанию окружающего.
Проблема межличностных отношений дошкольников является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Данная тема была актуальна всегда и многие ученые неоднократно к ней обращались. Такие исследователи, как О.Г. Абрамлина, Г.М. Батуева, В.С. Селиванова, Н.Е. Щуркова утверждают, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и умениями является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации.
Б.Г. Ананьев, А.А. Бодаев, А.Н. Леонтьев считают, что эффективное общение от того насколько у человека сформированы знания об общении и коммуникативных умениях, которыми он овладевает в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию.
Образовательная деятельность на современном этапе обеспечивает условия, необходимые для своевременного коммуникативного развития личности (ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, Закон РФ «Об образовании в РФ»).
«Коммуникация» - это новая образовательная область. Слово рано начинает волновать ребенка, потому что является из наиболее доступных и интересных средств самовыражения ребенка и в тоже время основой общих интересов со сверстниками. Но многие педагоги и родители отмечают, что современные дети не очень могут взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Если в середине и конце ХХ века большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводи много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяется процессу становления данного направления. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ.
По данным исследователей (М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной и др.), начальным этапом развития общения, формирования коммуникативной культуры личности является период дошкольного детства.
На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности (О.А. Веселкова, И.А. Кумова).
В условиях обновления целей и содержания дошкольного образования актуализировалась задача создания в ДОО комплекса психолого-педагогических условий для овладения воспитанниками основами коммуникативной культуры, в том числе коммуникативными умениями как ее необходимой составляющей. ФГОС ДО выделяет образовательную область социально-коммуникативное развитие, в которой отражаются задачи направленные на развитие общения дошкольника с взрослым и сверстником, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстником. В связи с этим возрос интерес к вопросам программно-технологического оснащения процесса приобщения детей дошкольного возраста к коммуникативной культуре, в частности формирования у них коммуникативных умений.
О.И. Киличенко, Н.М. Косова, Е.В. Смирнова, и др. определяют коммуникативные умения как свойства и способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечивающие достижение его целей.
Изучением развития коммуникативной деятельности занимались такие исследователи, как А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузской, О.Е. Смирнова и др. Они определяют, что общение как психический процесс и как вид деятельности активно осваивается детьми на протяжении раннего и дошкольного возраста.
В работах Л.Р. Мунировой, С.В. Проняевой, Е.Г. Савиной, O. С. Степиной, О.А. Черенковой и др. показано, что уже в раннем и в дошкольном возрасте ребенок способен усвоить и использовать довольно богатый репертуар коммуникативных умений: целеполагания, планирование процесса общения, разрешение конфликтов с окружающими людьми, адекватное применение разнообразных средств общения, умение рефлексировать процесс и результаты общения (С.А. Бычкова, P. Р. Калинина, С.В. Проняева, Л.М. Шипицина и др.). Данные и выводы исследований подтверждают, что воспитание и обучение способствуют быстрому и осознанному усвоению детьми сложных коммуникативных умений.
Характеризуя состояние изученности проблемы формирования коммуникативных умений в теории и практике дошкольного образования можно отметить, что некоторые аспекты изучения данной проблемы остаются мало разработанными: недостаточно полно раскрыто содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей старшего дошкольного возраста не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, не получили технологической разработки некоторые средства и методы формирования коммуникативных умений.
Важным вопросом теоретико-прикладного характера, требующего детального изучения, является вопрос о педагогических средствах целенаправленного формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений, которые позволили бы воспитанникам успешно решать возникающие перед ними социальные и практические задачи. В современных исследованиях все чаще в качестве эффективного средства развития, обучения и воспитания подрастающего поколения рассматривается игровая деятельность.
Ученые отмечают, что образовательный и воспитательный потенциал данного средства связан с тем, что дидактические игры позволяют реализовать важнейшие принципы обучения и воспитания детей (активности, практика - ориентированной направленности), являются эффективным средством решения задач обучения, социально-нравственного воспитания детей, обогащения субъектного опыта, развития самосознания и умений самооценки.
Вопросы изучения возможностей игры в решении задач формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста не получили в современных исследованиях детальной теоретической и технологической проработки. В то же время, очевидно, что развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста происходит в условиях спонтанного и организованного общения, связанного с конкретными обстоятельствами или задачами деятельности.
Таким образом, можно выделить противоречие между возможностями целенаправленного формирования коммуникативных умений детей в условиях разнообразных педагогических ситуаций и содержательной, технологической не разработанностью данного педагогического средства в теории дошкольного образования, ограниченностью его использования в воспитательном процессе ДОО.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков образовательный потенциал игровой деятельности в решении задач формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии обозначенной проблемой была определена тема выпускной квалификационной работы: «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Цель исследования: теоретическое обоснование потенциала дидактических игр как средства формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного; разработка и апробация дидактических игр для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности,
Предмет исследования: организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить актуальность проблемы исследования и теоретически обосновать пути ее решения в образовательной практике.
2. Изучить уровень сформированности коммуникативных умений у детей 6-7 лет.
3. Осуществить проектирование и апробацию процесса формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет в специально разработанных дидактических играх.
4. Выявить образовательный потенциал дидактической игры как средства формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, систематизация;
эмпирические: диагностические наблюдения, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад №51».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы из 47 наименований и приложений
Проблема межличностных отношений дошкольников является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Данная тема была актуальна всегда и многие ученые неоднократно к ней обращались. Такие исследователи, как О.Г. Абрамлина, Г.М. Батуева, В.С. Селиванова, Н.Е. Щуркова утверждают, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и умениями является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации.
Б.Г. Ананьев, А.А. Бодаев, А.Н. Леонтьев считают, что эффективное общение от того насколько у человека сформированы знания об общении и коммуникативных умениях, которыми он овладевает в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию.
Образовательная деятельность на современном этапе обеспечивает условия, необходимые для своевременного коммуникативного развития личности (ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, Закон РФ «Об образовании в РФ»).
«Коммуникация» - это новая образовательная область. Слово рано начинает волновать ребенка, потому что является из наиболее доступных и интересных средств самовыражения ребенка и в тоже время основой общих интересов со сверстниками. Но многие педагоги и родители отмечают, что современные дети не очень могут взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Если в середине и конце ХХ века большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводи много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяется процессу становления данного направления. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ.
По данным исследователей (М.И. Лисиной, С.В. Проняевой, Т.А. Репиной и др.), начальным этапом развития общения, формирования коммуникативной культуры личности является период дошкольного детства.
На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности (О.А. Веселкова, И.А. Кумова).
В условиях обновления целей и содержания дошкольного образования актуализировалась задача создания в ДОО комплекса психолого-педагогических условий для овладения воспитанниками основами коммуникативной культуры, в том числе коммуникативными умениями как ее необходимой составляющей. ФГОС ДО выделяет образовательную область социально-коммуникативное развитие, в которой отражаются задачи направленные на развитие общения дошкольника с взрослым и сверстником, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстником. В связи с этим возрос интерес к вопросам программно-технологического оснащения процесса приобщения детей дошкольного возраста к коммуникативной культуре, в частности формирования у них коммуникативных умений.
О.И. Киличенко, Н.М. Косова, Е.В. Смирнова, и др. определяют коммуникативные умения как свойства и способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечивающие достижение его целей.
Изучением развития коммуникативной деятельности занимались такие исследователи, как А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузской, О.Е. Смирнова и др. Они определяют, что общение как психический процесс и как вид деятельности активно осваивается детьми на протяжении раннего и дошкольного возраста.
В работах Л.Р. Мунировой, С.В. Проняевой, Е.Г. Савиной, O. С. Степиной, О.А. Черенковой и др. показано, что уже в раннем и в дошкольном возрасте ребенок способен усвоить и использовать довольно богатый репертуар коммуникативных умений: целеполагания, планирование процесса общения, разрешение конфликтов с окружающими людьми, адекватное применение разнообразных средств общения, умение рефлексировать процесс и результаты общения (С.А. Бычкова, P. Р. Калинина, С.В. Проняева, Л.М. Шипицина и др.). Данные и выводы исследований подтверждают, что воспитание и обучение способствуют быстрому и осознанному усвоению детьми сложных коммуникативных умений.
Характеризуя состояние изученности проблемы формирования коммуникативных умений в теории и практике дошкольного образования можно отметить, что некоторые аспекты изучения данной проблемы остаются мало разработанными: недостаточно полно раскрыто содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей старшего дошкольного возраста не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, не получили технологической разработки некоторые средства и методы формирования коммуникативных умений.
Важным вопросом теоретико-прикладного характера, требующего детального изучения, является вопрос о педагогических средствах целенаправленного формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений, которые позволили бы воспитанникам успешно решать возникающие перед ними социальные и практические задачи. В современных исследованиях все чаще в качестве эффективного средства развития, обучения и воспитания подрастающего поколения рассматривается игровая деятельность.
Ученые отмечают, что образовательный и воспитательный потенциал данного средства связан с тем, что дидактические игры позволяют реализовать важнейшие принципы обучения и воспитания детей (активности, практика - ориентированной направленности), являются эффективным средством решения задач обучения, социально-нравственного воспитания детей, обогащения субъектного опыта, развития самосознания и умений самооценки.
Вопросы изучения возможностей игры в решении задач формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста не получили в современных исследованиях детальной теоретической и технологической проработки. В то же время, очевидно, что развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста происходит в условиях спонтанного и организованного общения, связанного с конкретными обстоятельствами или задачами деятельности.
Таким образом, можно выделить противоречие между возможностями целенаправленного формирования коммуникативных умений детей в условиях разнообразных педагогических ситуаций и содержательной, технологической не разработанностью данного педагогического средства в теории дошкольного образования, ограниченностью его использования в воспитательном процессе ДОО.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков образовательный потенциал игровой деятельности в решении задач формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии обозначенной проблемой была определена тема выпускной квалификационной работы: «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Цель исследования: теоретическое обоснование потенциала дидактических игр как средства формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного; разработка и апробация дидактических игр для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности,
Предмет исследования: организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить актуальность проблемы исследования и теоретически обосновать пути ее решения в образовательной практике.
2. Изучить уровень сформированности коммуникативных умений у детей 6-7 лет.
3. Осуществить проектирование и апробацию процесса формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет в специально разработанных дидактических играх.
4. Выявить образовательный потенциал дидактической игры как средства формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, систематизация;
эмпирические: диагностические наблюдения, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад №51».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы из 47 наименований и приложений
Общение является взаимодействием двух либо более людей, которое направлено на объединение и согласование их усилий для налаживания отношений, а также для достижения результата. В качестве необходимых условий, подтверждающих наличие настоящего общения, выступают: умение отождествлять себя с другими людьми, способность сопереживать, готовность принять иную точку зрения.
Первые семь лет каждый ребенок переживает три периода своего развития, каждый из них характеризуется конкретным шагом навстречу общественным ценностям, а также новым возможностям преобразовывать, познавать и осваивать мир на эмоциональном уровне.
Именно проблема приобщения к миру взрослых была, есть, и, видимо, еще будет в будущем одной из краеугольных в процессе становления личности ребёнка. Взгляд в прошлое убеждает нас в необходимости, по возможности, оказать ребёнку всестороннюю и квалифицированную помощь в таком сложном процессе, как выход во взрослый мир.
Начать формирование навыков коммуникации необходимо уже в младшем возрасте, мотивируя дошкольников к целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого занятия, именно поэтому развитые коммуникативные умения ведут к росту качества учебного процесса.
Мы предположили, что дидактическая игра как метод формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста является эффективным средством формирования коммуникативных умений. В игре дети закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, учатся общаться друг с другом. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих. По моему мнению, именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, активизировать словарь.
Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности - потребность в общении. На протяжении жизни общение развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Вопросы изучения возможностей педагогических ситуаций в решении задач формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста не получили в современных исследованиях детальной теоретической и технологической проработки. В то же время, очевидно, что развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста происходит в условиях спонтанного и организованного общения, связанного с конкретными обстоятельствами или задачами деятельности. Педагогическая ситуация как естественно возникающий или специально смоделированный комплекс условий или обстоятельств позволяет ребенку самостоятельно и осознанно применять освоенные умения, корректировать процесс их выполнения в соответствии с жизненно значимыми задачами общения.
Анализ результатов начально-диагностического обследования детей 6-7 лет жизни, проведенный на основе выделенных в работе параметральных и уровневых характеристик, выявил, что в целом уровень развития коммуникативных умений у детей находится на достаточном уровне (48% - экспериментальная группа, 45% - контрольная группа). Эти данные позволили нам разработать комплекс педагогических ситуаций, которые были бы направлены на развитие коммуникативных умений 6-7 лет жизни.
В рамках настоящей работы было гипотетически выдвинуто и эмпирически проверено следующие утверждение: педагогические игры могут выполнять функцию средства формирования коммуникативных умений у детей, при условии их содержательного наполнения условиями и требованиями, актуализирующими коммуникативные потребности детей и применение ими разнообразных коммуникативных умений для решения задач основных видов совместной деятельности. Обозначенное условие нашло отражение в разработке программы работы с детьми по формированию коммуникативных умений. Формирующие исследование включал в себя решение задач по отбору педагогических ситуаций и их модификации в соответствии с задачами исследования и выявленным уровнем сформированности коммуникативных умений, разработки плана их использования в воспитательном процессе. Структура плана включала в себя: этапы, под этапы и их название, задачи каждого под этапа и педагогические ситуации, которые были направлены на решение поставленных задач.
Таким образом, задачи исследования решены, дидактические игры как средство по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, могут повлиять не только на развитие представлений об общении, но и на применении этих представлений в различных жизненных ситуациях детей.
На этом основании поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными. Данный комплекс дидактических игр рекомендован для педагогов ДОО для организации работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Первые семь лет каждый ребенок переживает три периода своего развития, каждый из них характеризуется конкретным шагом навстречу общественным ценностям, а также новым возможностям преобразовывать, познавать и осваивать мир на эмоциональном уровне.
Именно проблема приобщения к миру взрослых была, есть, и, видимо, еще будет в будущем одной из краеугольных в процессе становления личности ребёнка. Взгляд в прошлое убеждает нас в необходимости, по возможности, оказать ребёнку всестороннюю и квалифицированную помощь в таком сложном процессе, как выход во взрослый мир.
Начать формирование навыков коммуникации необходимо уже в младшем возрасте, мотивируя дошкольников к целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого занятия, именно поэтому развитые коммуникативные умения ведут к росту качества учебного процесса.
Мы предположили, что дидактическая игра как метод формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста является эффективным средством формирования коммуникативных умений. В игре дети закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, учатся общаться друг с другом. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих. По моему мнению, именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, активизировать словарь.
Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности - потребность в общении. На протяжении жизни общение развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Вопросы изучения возможностей педагогических ситуаций в решении задач формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста не получили в современных исследованиях детальной теоретической и технологической проработки. В то же время, очевидно, что развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста происходит в условиях спонтанного и организованного общения, связанного с конкретными обстоятельствами или задачами деятельности. Педагогическая ситуация как естественно возникающий или специально смоделированный комплекс условий или обстоятельств позволяет ребенку самостоятельно и осознанно применять освоенные умения, корректировать процесс их выполнения в соответствии с жизненно значимыми задачами общения.
Анализ результатов начально-диагностического обследования детей 6-7 лет жизни, проведенный на основе выделенных в работе параметральных и уровневых характеристик, выявил, что в целом уровень развития коммуникативных умений у детей находится на достаточном уровне (48% - экспериментальная группа, 45% - контрольная группа). Эти данные позволили нам разработать комплекс педагогических ситуаций, которые были бы направлены на развитие коммуникативных умений 6-7 лет жизни.
В рамках настоящей работы было гипотетически выдвинуто и эмпирически проверено следующие утверждение: педагогические игры могут выполнять функцию средства формирования коммуникативных умений у детей, при условии их содержательного наполнения условиями и требованиями, актуализирующими коммуникативные потребности детей и применение ими разнообразных коммуникативных умений для решения задач основных видов совместной деятельности. Обозначенное условие нашло отражение в разработке программы работы с детьми по формированию коммуникативных умений. Формирующие исследование включал в себя решение задач по отбору педагогических ситуаций и их модификации в соответствии с задачами исследования и выявленным уровнем сформированности коммуникативных умений, разработки плана их использования в воспитательном процессе. Структура плана включала в себя: этапы, под этапы и их название, задачи каждого под этапа и педагогические ситуации, которые были направлены на решение поставленных задач.
Таким образом, задачи исследования решены, дидактические игры как средство по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, могут повлиять не только на развитие представлений об общении, но и на применении этих представлений в различных жизненных ситуациях детей.
На этом основании поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными. Данный комплекс дидактических игр рекомендован для педагогов ДОО для организации работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста (на материале сказок)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



