Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста

Работа №98649

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития словаря детей
дошкольного возраста 6
1.2. Лингво-методические основы развития словаря детей младшего
дошкольного возраста 13
1.3. Методы и приемы формирования словаря у детей дошкольного
возраста 23
1.4. Анализ ФГОС ДО и образовательных программ по проблеме
развития словаря 26
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Констатирующий этап проектировочной работы 34
2.2. Формирующий этап проектировочной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Всестороннее развитие личности ребенка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется умственное, физическое, нравственное, эстетическое воспитание. Речевое развитие играет важную роль в развитии и поведении ребенка.
Методика развития речи детей младшего возраста является содержанием главных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики участвовали известные работники-педагоги, методисты: М. М. Алексеева, Н. С. Карпинская, Е. М. Струнина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева и др.
Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой организации процесса обучения в детском саду. Поэтому формирование словаря в этом возрасте происходит в этой деятельности. Но нельзя исключать и другие формы работы с детьми. Так, в совместной деятельности детей и воспитателя при проведении дидактических игр , увеличивается запас слов каждого ребенка. На прогулке важное место занимает восприятие литерного произведения разных жанров. Необходимо отметить, что в организации непосредственно-образовательной деятельности и в других видах детской деятельности процесс обучения построен в соответствии со всеми основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Он является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. В стандарте учитываются возможности освоения Образовательной Программы на разных этапах ее реализации и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. ФГОС ДО ориентируют на комплексное построение образовательно-воспитательного процесса. В современном дошкольном образовании большое значение уделяется интегрированным занятиям.
В дошкольном образовании актуальность формирования активного словаря детей подтверждена в основных нормативных документах, регламентирующих организацию дошкольного образования. В стандарте учитываются возможности освоения образовательной программы на разных этапах ее реализации и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. При организации непосредственно-образовательной деятельности создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования словаря детей.
Требования к психолого-педагогическим условиям успешной реализации основной образовательной программы прописаны в ФГОС ДО. Содержание педагогической работы по освоению детьми младшего дошкольного возраста образовательных областей, ориентировано на развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает развитие речевой, звуковой, интонационной культуры, детской книжной литературы, понимание на слух литературного жанрового разнообразия, фонематического слуха
Таким образом, комплексная организация непосредственно-образовательной деятельности наиболее соответствуют осуществлению работы по развитию речи, формированию словаря детей младшего дошкольного возраста. В комплексных подходах следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей.
Исследование посвящено организации деятельности педагога ДОО по важному и злободневному вопросу - формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: создать и апробировать комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы формирования словаря;
- описать психолого-педагогические основы организации
деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
- проанализировать программное содержание работы по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста детского сада;
- выявить особенности содержания, форм и приемов в работе по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста;
- подобрать диагностику для определения сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования - изучение литературы по данной теме, наблюдение, математическая обработка данных, проектировочная работа.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №9» - «Детский сад №1» города Первоуральска Свердловской области. Принимали участие 25 детей младшей группы №2 в возрасте 3 лет.
Структура ВКР: работа состоит из: содержания, введения, двух глав, списка, заключения, использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста занимает одно из главных мест в образовании и обучении дошкольников, а вопрос о содержании словаря и методике его развития является одним из актуальных вопросов. Известно, что наиболее благоприятным для развития речевых умений является возраст детей 3-4 лет. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, чаще всего обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря ребенка. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста, так как понимание слова является средством развития речи и мышления.
Проблемы, связанные с развитием речи детей дошкольного возраста, изучали отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Г. А.Черемухина, С. Н. Цейтлин, Д. Б. Эльконин и другие.
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М. М. Алексеевой, В. И Яшиной в разделе «Формирование словаря дошкольников» определяет задачи словарной работы в дошкольной образовательной организации: обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря; устранение из речи детей нелитературных слов.
Проблемы формирования словаря рассматриваются в работах Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой и др. авторами исследования под формированием словаря понимается длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным в собственной детской деятельности.
Выделяются количественная и качественная стороны обогащения словаря ребенка младшего дошкольного возраста.
Формирование словарного запаса детей - это один из основных элементов формирования личности, освоения ею выработанных ценностей национальной культуры. Развитие речи непосредственно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием и является приоритетным направлением в языковом воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста.
Формирование словаря и речевого общения дошкольников предполагает включение в их взаимодействие специально сконструированные ситуации общения (индивидуальные и коллективные), в которые педагог ставит педагогические задачи по запоминанию слов, игровые моменты. В этих ситуациях происходит активизация, обогащение, расширение, закрепление словаря детей младшего дошкольного возраста, накапливаются умения и навыки выражения замысла, создаются условия для совершенствования речи.
Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. В дальнейшем нужно усовершенствовать его и увеличивать объем словарного запаса. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь
В практической части нашего исследования мы провели всестороннюю диагностику уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста. Результаты исследования показали, что словарный запас у основной части детей не сформирован в достаточной мере, что предполагает разработку комплекса педагогических мероприятий, направленного на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов диагностики нами был разработан и внедрен в воспитательный и образовательный процесс комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста. Работа с детьми включала комплекс дидактических игр, направленных на умение употреблять в речи слова разных частей речи и разной степени обобщенности.
При организации совместных дидактических игр ребенку обеспечена возможность выбора игрового материала для достижения цели, языковых средств. В таких играх у детей развивается способность выражать эмоционально свои мысли, намерения. В постоянно меняющихся ситуациях общения дети проявляют себя активнее. Им интересен процесс общения и обучения новому.
Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса и его закрепление. Речь способствует развитию интеллекта и чувственного эмоционального опыта ребенка.
Главной задачей педагога является максимальная оптимизация формирования словаря детей младшего дошкольного возраста. Для решения этой задачи применяются различные методики преподавания развития речи и словаря. С их использованием можно добиться высоких результатов у детей младшего дошкольного возраста.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : учебное пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2001 - 272 с.
3. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,
О. В. Солнцева.. - М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 352 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : книга для воспитателя / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
5. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду [Текст] : методическое пособие / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение 1974. - 94 с.
6. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада [Текст] : методическое пособие для воспитателей / Т. М. Бондаренко. - Воронеж : Учитель, 2002. - 98 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учебное пособие для студентов / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с.
8. Васильева, М. А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. - 368 с.
9. Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] : учебно-методическое пособие / М. А. Васильева. - М. : Просвещение 1991. - 112 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2000. - 678 с.
12. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений [Текст] : учебное пособие / А. Н. Гвоздев. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 284 с.
13. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет [Текст] : учебно-методическое пособие / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 125 с.
14. Гербова, В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа [Текст] : учебно-методическое пособие / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 128 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2008. - 384 с.
16. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 184 с.
17. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / С. А. Козлова. - М. : Академия, 2009. - 416 с.
18. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга [Текст] / М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 2000. - 224 с.
19. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] : учебное пособие / М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 2004. - 224 с
20. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] /
А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997. - 287 с.
21. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] /
А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2004. - 214 с.
22. Лисина, М. И. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] : учебное пособие для студентов / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1985. - 208 с
23. Немов, Р. С, Общая психология [Текст] : учебник для студентов / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 608 с.
24. Новоселова, С. А. Игра дошкольника [Текст] : методическое пособие / С. А. Новоселова. - М. : Просвещение, 1989. - 188 с.
25. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. - М. : Юрайт, 2011. - 576 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - М. : Питер, 2001. - 433 с.
27. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] : учебно-методическое пособие для воспитателей / Ф. А. Сохин. - М. : Просвещение, 1992. - 92 с.
28. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / Ф. А. Сохин. - М. : Просвещение, 1979. - 223 с.
29. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] : учебно пособие / Ф. А. Сохин. - М. : МОДЭК, 2004. - 224 с.
30. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольника [Текст] : учебное пособие для студентов / Н. А. Стародубцева. - М. : Академия, 2006. - 260 с.
31. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] : учебное пособие для студентов / И. Е. Тихева. - СПб. : Питер, 2001. - 111 с.
32. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. И. Удальцова. - М. : Просвещение, 1976. -.73 с.
33. Ушакова, О. С. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет) [Текст] : учебно-методическое пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : РИНО. - 1999. - 288 с.
34. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие для воспитателей и студентов / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
35. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / О. С. Ушакова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 96 с.
36. Ушакова, О. С. Развитие речи 3-5лет [Текст] : программы, конспекты, методические рекомендации / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 192 с.
37. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника : развиваем речь [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 240 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 зарегистрирован в Минюсте России14 ноября 2013 № 30384). - Екатеринбург : ООО Издательский дом «Ажур», 2014. - 48 с.
39. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] : учебное пособие / С. Н. Цейтлин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
40. Штейнмец, А. Э. Общая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Э. Штеймец. - М. : Академия, 2010. - 288 с.
41. Эльконин, Д. Б. Психология развития [Текст] : учебное пособие / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2008. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ