Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Работа №98647

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 6
1.1. Особенности психологического развития детей среднего
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 10
1.3. Анализ программного содержания по развитию диалогической
речи у детей среднего дошкольного возраста 17
1.4. Роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей среднего
дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 27
2.1. Диагностика уровня умений диалогической речи у детей
среднего дошкольного возраста 27
2.2. Описание проектировочной деятельности педагога по
формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66


Актуальность работы определяется тем, что в дошкольном периоде дети овладевают, в первую очередь, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста должно происходить систематически, планомерно и с учетом индивидуальных возможностей детей.
В теории и практике отечественной методики речевого развития приоритетным направлением стало изучение проблем развития у детей монологической речи: А.М. Бородич [5], Э.П. Короткова [24], О.С. Ушакова [47] и многие др. На фоне многочисленных исследований, посвященных обучению детей монологической речи, проблема развития у них диалогической речи до последнего времени выглядела почти не изученной, хотя во всех теоретических и методических источниках объявлялось положение о том, что диалогическая форма речи в дошкольном возрасте является ведущей. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребенку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте. Наиважнейшей задачей становится формирование диалогического общения, которое определяет постановку задач языкового развития.
Умения диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста являются главной предпосылкой их благополучия в интеллектуальном и социальном развитии. Результативным методом развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко, чем разнообразнее и богаче диалог в игровой деятельности, тем выше уровень игрового творчества дошкольников.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для педагогической теории и практики обусловили выбор темы исследования.
В соответствии с темой определим применяемый научный аппарат.
Проблема исследования: каково содержание деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре?
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: деятельность педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- описать особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста;
- определить особенности речевого развития детей среднего
дошкольного возраста;
- представить анализ программного содержания по развитию
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста;
- рассмотреть роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста;
- организовать и провести аналитическое описание проектировочной работы педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;
- разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Тема, цель, задачи обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование, анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирический, объединенные в рамках констатирующей, и
проектировочной части, включали: наблюдение и тестирование, проектирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Диалог является одной из форм связной речи. Развитая связная речь является наиболее важным критерием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и связно выражать собственные рассуждения. Формирование диалогической речи является одним из важных условий для развития связной монологической речи.
Есть разные формы диалогической речи: бытовая беседа, беседа на определенную тему, теоретическая дискуссия, обсуждение. Для всех форм, кроме разговора, характерно наличие ситуации спора, когда столкновение различных точек зрения участниками диалога выражается в противоположных или расходящихся мнениях.
Для разных этапов развития ребенка характерны свои методы обучающего воздействия. В обучении дошкольников чаще всего используется ролевая игра.
У детей без речевых отклонений, развитие диалогической речи происходит постепенно в процессе жизненной практики взаимодействия со взрослыми и другими детьми, и связано с развитием деятельности и коммуникации. В результате организованной ролевой игры формируется целостное высказывание, что это очень важно для процесса обучения детей дошкольного возраста.
Диалог в процессе обучения является не только средством обучения и воспитания, но и полигоном для упражнения речевых способностей детей и условием для усвоения законов общения. Эти законы включают в себя умение четко выражать свои мысли, понимать собеседника, добиваться адекватного понимания собеседником смысла своего высказывания. Диалог, как форма общения, формируется с дошкольного возраста, он направлен на решение образовательных задач.
Из анализа современных научных источников по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста выявляются изменения в использовании обучающих инструментов и методов. Если до недавнего времени в качестве основного средства содействия диалогу рассматривалось общение педагога с детьми через беседы, игры, то в настоящее время стали предприниматься попытки использования ролевых, игровых мероприятий и разговорных методов обучения. Но в этом направлении только немного очерчена возможность обогащения методики развития диалогической речи игровыми методами.
Исходя из теоретического анализа, можно сделать вывод, что овладение речью - важнейший аспект развития дошкольника, связанный со всеми направлениями его психического развития. Важность проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста подчеркивается многими педагогами и психологами. Однако, должного изучения вопросы развития диалогической речи не получили.
В ходе исследования было установлено, что в специально организованных беседах диалогических умений и навыков:
высокий уровень у 1 ребенка - 6,7%,
средний уровень у 7 дошкольников - 46,7%,
низкий уровень у 7 детей - 46,7%.
В специально организованной деятельности:
высокий уровень характерен для 3 детей - 20 %,
средний уровень для 5 дошкольников - 33,3%,
низкий уровень для 7 ребят - 46,7%.
Все сюжетно-ролевые игры проходили очень эмоционально, тем самым, побуждая детей вступать в диалог с воспитателем. Именно это, в большей степени, помогло повысить результат детей с низким и средним уровнем диалогических умений. Таким образом, установлено, что разработанные нами сюжетно-ролевые игры способствуют формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 274 с.
2. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 1999. - 159 с.
3. Артеменко, О. Н. Влияние развивающей образовательной среды на развитие субъектов образовательного процесса [Текст] / О. Н. Артеменко // Вестник Карачаево-Черкесского государственного университета. - 2007. - № 22. - С. 158-182.
4. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека [Текст] / Н. Д. Артюнова - М. : Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2001. - 356 с.
6. Виноградов, В. В. Избранные труды [Текст] : История русского литературного языка / В. В. Виноградов. - М. : Новосибирск, 1978. - 225 с.
7. Винокур, Т. О. О языке художественной литературы [Текст] / Т. О. Винокур. - М. : Высшая школа, 1991. - 22 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3. - М. : Учебно-методический центр «Психология», 2001. - С. 65-82.
9. Выготский, Л. С. О природе эгоцентрической речи [Текст] : Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3. Субъект познания / под ред. В. В. Петухова. - М. : Просвещение, 1998. - 78 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
A. Н. Гвоздев. - СПб. : Питер, 2009. - 458 с.
11. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет [Текст] /
B. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 168 с.
12. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации / В. В. Гербова - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 148 с.
13. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] / Г. А. Глинка. - М. : Питер, 1998. - 221 с.
14. Глухов, В. П., Смирнова, М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 13-24.
15. Горшкова, Е. В. Учите детей общаться [Текст] / Е. В. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 12. - С. 90-97.
16. Губанова, Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду» [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 268 с.
17. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / под ред. В. И. Логиновой. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 224 с.
18. Дзюбенко, О. Г. О чём и как спорят дети (от 2 до 8) [Текст] / О. Г. Дзюбенко. - М. : Тернополь, 1990. - 456 с.
19. Доронова, Т. Н. Из детства - в отрочество [Текст] : программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2016. - 386 с.
20. Елкина, Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / Н. В. Елкина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. - 76 с.
21. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : Учебник для студентов вузов / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2014. - 289 с.
22. Коломинский, Я. Л. Введение в возрастную и педагогическую психологию [Текст]: учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М. : МГПИ, 2005. - 101 с.
23. Комарова, Н. Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду» [Текст] : Пособие для воспитателей и родителей /
B. А. Недоспасова ; под ред. Н.Ф. Комарова. - М. : Просвещение, 2002. - 234 с.
24. Короткова, Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 2002. - 202 с.
25. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1980. - 208 с.
26. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. - 3-е изд. - М. : Смысл ; СПб. : Лань, 2003. - 287 с.
27. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2009. - 214 с.
28. Леушина, А. М. Диагностические методики речевого развития дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова ; под ред. А. М. Леушина. - М. : МаГУ, 2008. - 67 с.
29. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.
30. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного
возраста [Текст] / Г. М. Лямина // Педагог. - 2006. - №4. -
C. 105-112.
31. Негневицкая, Е. И. Язык и дети [Текст] / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнорович. - М. : Наука, 2001. - 215 с.
32. Основы теории речевой деятельности [Текст] / под ред.
A. А. Леонтьева - М. : Наука, 2004. - 368 с.
33. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 333 с.
34. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. - Изд. 7. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 245 с.
35. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /
B. В. Гербова, Т. С. Комарова ; под ред. М. А. Васильевой - Изд. 3. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
36. Радина, Е. И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] / Е. И. Радина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина ; под ред. Е. И. Радиной. - М. : Академия, 2001. - С. 393-403.
37. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновой, Е. В. Соловьёвой, С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 2014. - 240 с.
38. Развитие. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова ; под ред. Л. А. Венгер. - М. : НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012. - 168 с.
39. Рубинштейн, С. Л. Речь [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2000. - С. 381-416
40. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Рузская. - СПб. : Питер, 2008. - 315 с.
41. Рябцева, С. Л. Размышления о Русском языке [Текст] /
С. Л. Рябцева. - М. : Астрель, 2002. - 164 с.
42. Серебрякова, Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Серебрякова. - М. : КАРО, 2014. - 218 с.
43. Скалкин, В. Л. Обучение диалогической речи [Текст] : пособие для учителей - М. : Просвещение, 1989. - 158 с.
44. Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи [Текст] / И. А. Смирнова. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 258 с.
45. Сохин, Ф. А. Осознание речи дошкольниками [Текст] : подготовка детей к школе в детском саду / Ф. А. Сохин. - М. : Педагогика, 2006. - 224с.
46. Сохина, Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ф. А.Сохина. - М. : Просвещение, 1995. - 235 с.
47. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 425с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс]: URL:
http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/ Приказ № 1155
от17.10.2013 г. (дата обращения: 20.09.2017).
49. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273 [Электронный ресурс] : федер. закон принят 29. 12. 2012. - СПб. : Питер, 2014. - 240 с. URL:http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 16.09.2017).
50. Федоренко, Л. П. Закономерности усвоения родной речи [Текст] / Л. П. Федоренко. - М. : Просвещение, 1994. - 314 с.
51. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев ; под ред. Л. П. Федоренко. - М. : Просвещение, 2009. - С. 153-168.
52. Филичева, Т. Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Е. Филичева. - М. : Просвещение, 2009. - 223 с.
53. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] : хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина ; под ред. Е.А. Флерина. - М. : Академия, 2001. - С. 380-393.
54. Хомский, А. Н. Язык и мышление [Текст] / А. Н. Хомский. - М. : Астрель, 1972. - 159 с.
55. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений / Г. М. Лямина. - М. : Академия, 2001. - 139 с.
56. Чернышев, В. И. Культура речи [Текст] : избранные труды / В.И. Чернышев. - М. : МарТ, 1970. - 368 с.
57. Чоома, А. Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников [Текст] : материалы VII Междунар. науч. конф. - М. : Чита ; Изд. Молодой ученый, 2016. - С. 63-66.
58. Штерн, В. Психология раннего детства [Текст] / В. Штерн. - М. : Харвест, 2003. - 400 с.
59. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку [Текст] / Л. В. Щерба. - М. : Наука, 2003. - 214 с.
60. Щербакова, Ю. В. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова. - М. : Глобус, 2007. - 186 с.
61. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Воронеж; НПО МОДЭК, 1997. - 416 с.
62. Якубинский, Л. П. Избранные работы: язык и его
функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский. - М. : Астрель, 1986. - С. 17-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ