ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика интереса к чтению произведений детской художественной литературы 7
1.2 Особенности восприятия художественных произведений детьми старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методика работы с книгой в дошкольном образовательном
учреждении 15
1.4. Условия, способствующие развитию интереса к чтению у старших
дошкольников 21
1.5. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 29
1.6. Анализ методических пособий по ознакомлению дошкольников с
художественной литературой 37
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика развития интереса к чтению у старших дошкольников 41
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к
чтению у старших дошкольников 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 108
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рекомендаций, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и пониманию книги очень тяжело.
Воспитанию читателя-школьника посвящено немало изучений. Что же касается дошкольника, то тут дело обстоит труднее. Возможно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем.
Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому в жизнь ребенка литература должна войти в период, когда развивается речь, формируется у него. Полюбившийся образный художественный текст дошкольником в раннем детстве восприимчивые, чувствительные образы останутся с ними на долгие годы.
В жизни ребенка художественная литература должна занимать важное место. Приобщение к книжке - одна из главных задач художественно- эстетического обучения дошкольника. С первых лет жизни художественная литература и фольклор должна начинаться со знакомства с доступными ему образцами.
Известно, что дошкольное детство - этап, определяющий в развитии личности, потому что в возрасте до 6 лет ребенок с интересом узнает окружающий вокруг мир, «напитывается» различными впечатлениями, подражает героям книг, усваивает нормы поведения окружающего мира.
В результате приобщения к книге совершенствуется его разум, облагораживается сердце ребенка. Книга способствует овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, вещей, природы, человеческих отношений. Закладывать основу нравственности, необходимо через частое чтение литературных текстов разными обликами детской деятельности, при умелом сочетании с жизненными наблюдениями, способствует постижению ребенком окружающего мира, учат его воспринимать и любить красоту.
Проблемы образования и литературного развития детей в ХХ в. подвергаются глубокому осмыслению. Данные проблемы оказались в зоне внимания таких ученых, как О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Гурович, Л.А. Левин, Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова, О.Н. Сомкова и других. В частности, в одних исследованиях поднимались вопросы, связанные со спецификой восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста (Л.М. Гурович, Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова,), в других работах изучались проблемы развития интереса детей к книге и к чтению (Р.И. Жуковская, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина). Следует также отметить исследования, посвященные проблемам читательского развития детей (Е.Л. Гончарова, З.А. Гриценко, Т.А. Новикова).
Процесс приобщения ребенка к книге должен быть организован грамотно. Педагог, думая над тем, как заинтересовать ребёнка книгой, как научить ребёнка любить книгу, должен понимать сущность литературного развития ребенка, выявлять его специфику в дошкольном возрасте и обоснованно определять его содержание.
Объектом исследования является процесс развития интереса к детской художественной литературе у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленные на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования: создать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на повышение интереса старших дошкольников к детской литературе.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ методической, педагогической и психологической литературы по данной теме.
2. Выявить особенность общей характеристики понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей дошкольного возраста.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к детской художественной литературе.
5. Выявить уровни восприятия и интереса у детей дошкольного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
6. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у старших дошкольников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анализ работ детей, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 76. В исследовании принимали участие дети старшей группы (5-6 лет) этого детского сада в количестве 15 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и десяти приложений.
В выпускной квалификационной работе было проведен анализ методической, педагогической и психологической литературы по проблеме развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.
К основным условиям развития интереса к чтению у старших дошкольников относятся: максимальная опора на активную мыслительную деятельность ребенка; вести процесс развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса; благоприятное общение.
Работа по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста включала в себя несколько направлений: работа с детьми в условиях ДОУ, работа с детьми дома, работа воспитателей с родителями. Основными формами мероприятий являлись: детские игры, театральные постановки и этюды, выразительное чтение, создание мини-музея, дидактические игры и т.д.
Диагностический этап проектировочной работы выявил необходимость проведения формирующей работы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе нами был разработан и апробирован комплекс мероприятий, способствующий приобщению детей к миру литературы и воспитанию интереса к чтению через обогащение предметно-пространственной развивающей среды новыми формами работы.
В группе дошкольников отмечаются положительные изменения после проведения проектировочной работы с использованием комплекса мероприятий с помощью таких методов, как игры, дискуссии, беседы, дидактические игры и т.д.
1. Алексеева, А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения [Текст] /А.А. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С.64-78.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб.пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 400 с.
3. Алиева, И.Г. Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника [Текст] / И.Г. Алиевой, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова [и др.]. - М. : Творческий Центр Сфера, 1997. - 161 с.
4. Амонашвили, Ш.А. В школу с шести лет [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М. : Просвещение, 2002. - 178 с.
5. Афонькина, Ю.А. Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников [Текст] / Ю.А. Афонькина // Дошкольное воспитание. - 1993. - №6. - С. 20-25.
6. Бакина, М.А. Современные дети, современные игры [Текст] / М.А. Бакина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 52-60.
7. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей [Текст] /
A. И. Баркана. - М. :АСТ-ПРЕСС, 2000. - 432 с.
8. Белинский, В.Г. О детских книгах [Текст] : Собр. Соч. /
B. Г. Белинский. - М. :Художественная литература, 1978. - Т. 3. -461 с.
9. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей дошкольников [Текст] : вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. - 352 с.
10. Белкин, А.И. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.И. Белкина. - Екатеринбург :Педагогика, 1997. - 43 с.
11. Белова, А.А. Бессознательное как источник творческой деятельности. [Текст] :Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 / А.А. Белова ; Харьков. гос.ун-т. -Харьков, 1997. - 157 с.
12. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / А.А. Белова. - Ярославль : «Академия развития», 1998. - 240 с.
13. Беляев, В.И. Становление и развитие инновационной концепции [Текст] / В.И. Беляев, С. Т. Шацкого. - М. : МНЭПУ, 1999. - 187 с.
14. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович-Вып.73 - М. : Известия АПН РСФСР,1955. - 14 с.
15. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /
А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1990. - 160 с.
16. Бондаренко, Е.А. О Психическом развитии ребенка [Текст] : Мн.: «Нар.школа», 1984. Роль дидактического материала в обучении дошкольников / Е.А. Бондаренко // Дошкольное воспитание. - 1982. - №4. -С. 45-54.
17. Буре, Р. С. Готовим детей к школе [Текст] / Р.С. Буре - М. : Просвещение, 1987. - 96 с.
18. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии [Текст] / Г.В. Бурменская. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 133 с.
19. Венгер, Л.А. Психология. [Текст] / Л.А. Венгера, В.С. Мухиной - М. : Просвещение, 1988. - 336 с.
20. Венгер, А.А. Педагогика способностей [Текст] / А.А. Венгер. - М. : Просвещение, 1973. - 268 с.
21. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготкий. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
22. Выготский, Л.С. Проблема развития способностей [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 32-39.
23. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 134 с.
24. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. [Текст] / Л.С. Выготского. - М., 1984. - Т. 4.- 40 с.
25. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] /Л.С. Выготского. - С.-Пб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
26. Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. - М. : МГУ, 1968. - 135 с.
27. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин. - М. : Просвещение, 1966. - 243 с.
28. Ганичев, Ю.П. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки [Текст] / Ю.П. Ганичев // Воспитание школьника. - 2002. - № 2. - С. 41-51с.
29. Гилфорд, Дж.П. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж.П. Гилфорд // Психология мышления. - М. : Прогресс, 1965. - 118 с.
30. Годовикова, Д.Н. Формирование познавательной активности [Текст] /Д.Н. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1. - С. 25-32.
31. Гризик, Т.И. Радуга: программа воспитания, образования и Р15 развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада [Текст] / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон ; науч. рук. Е.В. Соловьёва - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
32. Гриценко, З.А. Пришли мне чтения доброго [Текст] /
З.А. Гриценко. - М., 2001. - 65 с.
33. Гриценко, З.А. Положи твое сердце у чтения [Текст] / З.А. Гриценко. - М. : Просвещение, 2000г. - 77 с.
34. Гриценко, З.И. Ребенок и книга [Текст] / З.И. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 45-52.
35. Гришкова, Г.Н. Развитие познавательного интереса в игровой деятельности [Текст] / Г.Н. Гришкова, И.Б. Юсубова // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 45-65.
36. Гришина, Г.Н. Любимые детские игры [Текст] / Г.Н. Гришиной. - М. : Просвещение, 1997. - 96 с.
37. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. Сада. [Текст] / В.И. Логиновой, Л.Б. Береговой, В.И. Логиновой. - М.,1992. - 214 с.
38. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] : Пособие для практических работников ДОУ. / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
39. Денисова, С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек [Текст] / С.А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - №5. - С. 32-51.
40. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.]. - СПб., 2014. - 280 с.
41. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] : Под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, И.А. Ножкина [и др.]. - Спб., 1995. - 255 с.
42. Доронова, Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства - в отрочество» [Текст] / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2002. - 268 с.
43. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст] : учеб.пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 218 с.
44. Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] : под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М. : Гном - Пресс, 1999. - 144 с.
45. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Г.В. Лаврентьева. - М. : Педагогика, 1984. - 128 с.
46. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи ; пер. с англ. Н.М. Николаевой. - М. : Совершенство, 1997. - 197 с.
47. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / Т.И. Ерофеевой. - М., 2000. - 334 с.
48. Жукова, Г.Д. Семейное чтение в год семьи [Текст] / Г.Д. Жукова. - М. : Русская школьная ассоциация, 2007. - 286 с.
49. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. - М. : Педагогика, 1990. - 424 с.
50. Запорожец, А.В. Воспитание и обучение в детском саду [Текст] /
А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1976. - 296 с.
51. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] :Избр. псих.труды. / А.В. Запорожца. - М., 1996. - Т.1. - 66 с.
52. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком. [Текст] / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9. - С. 57-67.
53. Иванова, О.А. Учимся читать художественную литературу: программа. Темат. планирование. Конспекты занятий: для работы с детьми мл.и сред. дошк. возраста [Текст] / О.А. Иванова. - М. : Школьная Пресса, 2004 (ГУП Чехов.полигр. комб.). - 79 с.
54. Кайдаш, Е. Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе [Текст] / Е. Г. Кайдаш // Начальная школа. - 1993. - № 12. - С. 19-25.
55. Канавина, Г.А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. [Текст] / Г.А. Канавина. - М. : Просвещение, 2000г. - 152 с.
56. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С. Карпинская. - М. : Педагогика, 2002. - 400 с.
57. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] : Для студ. высш. и сред.пед. учеб. Заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
58. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. [Текст] : Под ред.
С.А. Козловой. - М. : «Академия», 1998. - 184 с.
59. Косенко, Ю.А. Формирование активности в игре [Текст] /
Ю.А. Косенко // Дошкольное воспитание. - 1989. № 6. - С. 25-45.
60. Коломинский, Я.Л. Учитель в психологии детей шестилетнего возраста [Текст] : Кн. для учителя. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М. : Просвещение, 1988. - 190 с.
61. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова. - М. :Просвящение, 1982. - 128 с.
62. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 464 с.
63. Лебедев, П.И. Литературная энциклопедия: в 11 т. [Текст] : под ред. П.И. Лебедева-Полянского [и др.]. - М. : Академия, 1930. - Т. 5. - 768 с.
64. Лисина, М.И. Познавательная активность дошкольников [Текст] : Под ред. М.И. Лисиной. - М. : Просвещение, 1989. - 134 с.
65. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина [и др.] ; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. - 256 с.
66. Макаренко А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : Издательство политической литературы, 1990. - 416 с.
67. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] : Пособие для практических работников дошкольных учреждений. /
В.М. Миинаева. - М. : АРКТИ, 1999. - 48 с.
68. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М. :Гардарики, 2000. - 255 с.
69. Метельский, Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы [Текст] / Н.В. Метельский. - Минск : Изд-во БГУ, 1992. - 308 с.
70. Международный день детской книги [Текст] / М.Б. Зацепин // Дошкольное образование. - 2010. - №6. - С. 25-35.
71. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития (в соавт.). [Текст] /А.А. Мелик- Пашаев. - Дубна : Феникс, 2009. - 278 с.
72. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /
Н.Г. Морозова. - М. : Просвещение, 1999. - 95 с.
73. Морозова, Н.Г. Педагогу о познавательном интересе [Текст] /
Н.Г. Морозова. // Психология и педагогика. - 2009. - С. 19-31.
74. Моркова, Т.А. Основы дошкольной педагогики [Текст] /
Т.А. Моркова. - М. : Педагогика, 1980. - 380 с.
75. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухиной - М., 1975. - 176 с.
76. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] : учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов / В.С. Мухина. - М. : Институт практической психологии, 1998. - 488 с.
77. Нежданова, Л.И. Работа с семьей и продвижение семейного чтения [Текст] / Л.И. Нежданова, Е.А. Киченко. - М. : Просвещение, 1996 г. - 54 с.
78. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 2-е изд-е. - М. : Просвещение : Владос, 1999. - 688 с.
79. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы [Текст] / О. И.. Никифорова. - М. : Книга, 1972. - 152 с.
80. Онушкина, В.Г. Образование взрослых [Текст] :
междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкина, Е.И. Огарёв. - Санкт-Петербург, Воронеж, 1995. - 232 с.
81. Опалюк, А.Н. Формирование основ нравственно-эстетического мировоззрения младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства [Текст] :Дис. ... к.п.н.: 13.00.01 / Киев.гос. лингвист. Универ. / А.Н. Опалюк. - М., 1999. - 224 с.
82. Пидкасистов, П.И. Педагогика [Текст] : учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Российское педагогическое агентство, 1995. - 604 с.
83. Петрова, Ю.П. Динамика эстетического развития личности в процессе ее общения с искусством [Текст] :Искуст. и эстет.воспитание молодежи / Ю.П. Петровой. - М. : Педагогика, 1981. - 166 с.
84. Петровский, А.В. Психология. Словарь [Текст] : Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-изд. испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
85. Полунина, В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя [Текст] / В.Н, Полунина. - М. : Просвещение, 1982. - 191 с.
86. Программа «Развитие» [Текст] :основные положения. - М. : Новая школа, 1994. - 64 с.
87. Прохоров, А.М. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. [Текст] / под ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1974. - Т. 18. - 632 с.
88. Пименова, И.П. Семейное чтение: Целевая программа. [Текст] / И.П. Пименова. М., - 2008-2010 г. - 243 с.
89. Радуга: программа воспитания, образования и Р15 развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада [Текст] / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон ; науч. рук. Е.В. Соловьёва. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
90. Репина, Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми [Текст] / Т.А. Репина // Вопросы психологии. - 1959. - № 1. - С. 146-152.
91. Роль педагога в процессе формирования познавательной активности
детей дошкольного возраста [Текст] : Сборник научных статей
преподавателей и аспирантов. - Балашов: Изд-во БФ СГУ, 2001. - 30 с.
92. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейна. - М., 1946. - 471 с.
93. Руденко, Т.В. Книги хорошие, книги плохие [Текст] / Т.В. Руденко, М. Мелик-Пашаева //Дошкольное образование. - 2010. - №6. - С. 26-35.
94. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. [Текст] / А.И. Савенков // Дошколь-ное воспитание. - 2006. - №1.- С. 15-21.
95. Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать.
Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет [Текст] / С.И. Семенака. - М. : АРКТИ, 2003. - 79 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
96. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. А.И. Сорокиной. - М. : Просвещение, 1975. - 175 с.
97. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] /
B. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1981. - 289 с.
98. Токмакова, И.П. Детская литература - первооснова воспитания [Текст] / И.П. Токмакова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 6. -C. 15-28.
99. Умнов, Б.Г. Типологизация читателей: логика и процедура исследования [Текст] / Б.Г. Умнов // Психология чтения и проблемы типологии читателей: Сб. науч. тр. - Л., 1984. - 68 с.
100. Ушакова, О.С. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова. - М., 1994. - 288 с.
101. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий [Текст] / О.С. Ушаков, Н.В. Гавриш. - Сфера : Программа развития. - 2008. - 288 с.
102. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
103. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М., 2013. - 30 с.
104. Флерина, Е.А. Рассказывание в дошкольной практике [Текст] : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000.- 191 с.
105. Философский словарь [Текст] : под ред. И.Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.
106. Шаталов, Г.С. Способы повышения мотивации обучения [Текст] : Математика. Приложение к газете «Первое сентября» / Г.С. Шаталов. - 2003.
- № 23. - С. 31-45.
107. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1991. - 143 с.
108. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 203 с.
109. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] : Под ред. Г.И. Щукиной. - М. : Просвещение, 2004. - 176 с.
110. Эльконин, Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М. : Просвещение, 2004. - 384 с.