Организация деятельности педагога по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика интереса к чтению произведений детской художественной литературы 7
1.2 Особенности восприятия художественных произведений детьми старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методика работы с книгой в дошкольном образовательном
учреждении 15
1.4. Условия, способствующие развитию интереса к чтению у старших
дошкольников 21
1.5. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 29
1.6. Анализ методических пособий по ознакомлению дошкольников с
художественной литературой 37
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика развития интереса к чтению у старших дошкольников 41
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к
чтению у старших дошкольников 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 108
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика интереса к чтению произведений детской художественной литературы 7
1.2 Особенности восприятия художественных произведений детьми старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методика работы с книгой в дошкольном образовательном
учреждении 15
1.4. Условия, способствующие развитию интереса к чтению у старших
дошкольников 21
1.5. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 29
1.6. Анализ методических пособий по ознакомлению дошкольников с
художественной литературой 37
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика развития интереса к чтению у старших дошкольников 41
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к
чтению у старших дошкольников 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 108
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рекомендаций, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и пониманию книги очень тяжело.
Воспитанию читателя-школьника посвящено немало изучений. Что же касается дошкольника, то тут дело обстоит труднее. Возможно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем.
Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому в жизнь ребенка литература должна войти в период, когда развивается речь, формируется у него. Полюбившийся образный художественный текст дошкольником в раннем детстве восприимчивые, чувствительные образы останутся с ними на долгие годы.
В жизни ребенка художественная литература должна занимать важное место. Приобщение к книжке - одна из главных задач художественно- эстетического обучения дошкольника. С первых лет жизни художественная литература и фольклор должна начинаться со знакомства с доступными ему образцами.
Известно, что дошкольное детство - этап, определяющий в развитии личности, потому что в возрасте до 6 лет ребенок с интересом узнает окружающий вокруг мир, «напитывается» различными впечатлениями, подражает героям книг, усваивает нормы поведения окружающего мира.
В результате приобщения к книге совершенствуется его разум, облагораживается сердце ребенка. Книга способствует овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, вещей, природы, человеческих отношений. Закладывать основу нравственности, необходимо через частое чтение литературных текстов разными обликами детской деятельности, при умелом сочетании с жизненными наблюдениями, способствует постижению ребенком окружающего мира, учат его воспринимать и любить красоту.
Проблемы образования и литературного развития детей в ХХ в. подвергаются глубокому осмыслению. Данные проблемы оказались в зоне внимания таких ученых, как О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Гурович, Л.А. Левин, Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова, О.Н. Сомкова и других. В частности, в одних исследованиях поднимались вопросы, связанные со спецификой восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста (Л.М. Гурович, Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова,), в других работах изучались проблемы развития интереса детей к книге и к чтению (Р.И. Жуковская, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина). Следует также отметить исследования, посвященные проблемам читательского развития детей (Е.Л. Гончарова, З.А. Гриценко, Т.А. Новикова).
Процесс приобщения ребенка к книге должен быть организован грамотно. Педагог, думая над тем, как заинтересовать ребёнка книгой, как научить ребёнка любить книгу, должен понимать сущность литературного развития ребенка, выявлять его специфику в дошкольном возрасте и обоснованно определять его содержание.
Объектом исследования является процесс развития интереса к детской художественной литературе у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленные на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования: создать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на повышение интереса старших дошкольников к детской литературе.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ методической, педагогической и психологической литературы по данной теме.
2. Выявить особенность общей характеристики понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей дошкольного возраста.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к детской художественной литературе.
5. Выявить уровни восприятия и интереса у детей дошкольного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
6. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у старших дошкольников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анализ работ детей, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 76. В исследовании принимали участие дети старшей группы (5-6 лет) этого детского сада в количестве 15 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и десяти приложений.
Воспитанию читателя-школьника посвящено немало изучений. Что же касается дошкольника, то тут дело обстоит труднее. Возможно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем.
Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому в жизнь ребенка литература должна войти в период, когда развивается речь, формируется у него. Полюбившийся образный художественный текст дошкольником в раннем детстве восприимчивые, чувствительные образы останутся с ними на долгие годы.
В жизни ребенка художественная литература должна занимать важное место. Приобщение к книжке - одна из главных задач художественно- эстетического обучения дошкольника. С первых лет жизни художественная литература и фольклор должна начинаться со знакомства с доступными ему образцами.
Известно, что дошкольное детство - этап, определяющий в развитии личности, потому что в возрасте до 6 лет ребенок с интересом узнает окружающий вокруг мир, «напитывается» различными впечатлениями, подражает героям книг, усваивает нормы поведения окружающего мира.
В результате приобщения к книге совершенствуется его разум, облагораживается сердце ребенка. Книга способствует овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, вещей, природы, человеческих отношений. Закладывать основу нравственности, необходимо через частое чтение литературных текстов разными обликами детской деятельности, при умелом сочетании с жизненными наблюдениями, способствует постижению ребенком окружающего мира, учат его воспринимать и любить красоту.
Проблемы образования и литературного развития детей в ХХ в. подвергаются глубокому осмыслению. Данные проблемы оказались в зоне внимания таких ученых, как О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Гурович, Л.А. Левин, Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова, О.Н. Сомкова и других. В частности, в одних исследованиях поднимались вопросы, связанные со спецификой восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста (Л.М. Гурович, Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова,), в других работах изучались проблемы развития интереса детей к книге и к чтению (Р.И. Жуковская, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина). Следует также отметить исследования, посвященные проблемам читательского развития детей (Е.Л. Гончарова, З.А. Гриценко, Т.А. Новикова).
Процесс приобщения ребенка к книге должен быть организован грамотно. Педагог, думая над тем, как заинтересовать ребёнка книгой, как научить ребёнка любить книгу, должен понимать сущность литературного развития ребенка, выявлять его специфику в дошкольном возрасте и обоснованно определять его содержание.
Объектом исследования является процесс развития интереса к детской художественной литературе у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленные на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования: создать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на повышение интереса старших дошкольников к детской литературе.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ методической, педагогической и психологической литературы по данной теме.
2. Выявить особенность общей характеристики понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей дошкольного возраста.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к детской художественной литературе.
5. Выявить уровни восприятия и интереса у детей дошкольного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
6. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у старших дошкольников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анализ работ детей, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 76. В исследовании принимали участие дети старшей группы (5-6 лет) этого детского сада в количестве 15 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и десяти приложений.
В выпускной квалификационной работе было проведен анализ методической, педагогической и психологической литературы по проблеме развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.
К основным условиям развития интереса к чтению у старших дошкольников относятся: максимальная опора на активную мыслительную деятельность ребенка; вести процесс развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса; благоприятное общение.
Работа по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста включала в себя несколько направлений: работа с детьми в условиях ДОУ, работа с детьми дома, работа воспитателей с родителями. Основными формами мероприятий являлись: детские игры, театральные постановки и этюды, выразительное чтение, создание мини-музея, дидактические игры и т.д.
Диагностический этап проектировочной работы выявил необходимость проведения формирующей работы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе нами был разработан и апробирован комплекс мероприятий, способствующий приобщению детей к миру литературы и воспитанию интереса к чтению через обогащение предметно-пространственной развивающей среды новыми формами работы.
В группе дошкольников отмечаются положительные изменения после проведения проектировочной работы с использованием комплекса мероприятий с помощью таких методов, как игры, дискуссии, беседы, дидактические игры и т.д.
К основным условиям развития интереса к чтению у старших дошкольников относятся: максимальная опора на активную мыслительную деятельность ребенка; вести процесс развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса; благоприятное общение.
Работа по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста включала в себя несколько направлений: работа с детьми в условиях ДОУ, работа с детьми дома, работа воспитателей с родителями. Основными формами мероприятий являлись: детские игры, театральные постановки и этюды, выразительное чтение, создание мини-музея, дидактические игры и т.д.
Диагностический этап проектировочной работы выявил необходимость проведения формирующей работы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе нами был разработан и апробирован комплекс мероприятий, способствующий приобщению детей к миру литературы и воспитанию интереса к чтению через обогащение предметно-пространственной развивающей среды новыми формами работы.
В группе дошкольников отмечаются положительные изменения после проведения проектировочной работы с использованием комплекса мероприятий с помощью таких методов, как игры, дискуссии, беседы, дидактические игры и т.д.
Подобные работы
- Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста (Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020



