Введение 3
Глава I Пэчворк в современном художественном проектировании костюма 9
1.1 Пэчворк в истории декоративно-прикладного искусства 9
1.2 Типология пэчворка 16
Глава II Пэчворк в коллекции «Крэйзи-пэчворк» 22
2.1 Пэчворк в коллекциях современных дизайнеров одежды 22
2.2 Разработка концептуальной коллекции моделей «Крэйзи-пэчворк» с
элементами прогноза модных тенденций 27
Заключение 36
Список терминов 39
Список источников и литературы 41
Иллюстрации 45
Пэчворк - это вид декоративно-прикладного искусства, корни, которого уходят в далекое прошлое. На Руси это творчество называлось «лоскутное шитьё» и использовалось не только в костюме, но и в декорировании предметов текстильного интерьера. В настоящее время этот вид получил новую жизнь и современное прочтение. Лоскутная мозаика обрела актуальный для сегодняшнего дня: вид, качество, технологии, фактуру. Осовременились и декоративные узоры, которые стали отвечать модным вызовам времени. Актуализировалось не только само искусство пэчворка, но и получили большую популярность мероприятия, связанные с этим видом творчества. В 2019 году объявлены отечественные и зарубежные конкурсы:
- лоскутное панно «Формула счастья» в Суздале;
- мини квилт «Портрет с улыбкой - 2019» в Санкт Петербурге;
- «Любимое лоскутное одеяло» в Москве;
- «Мода в стиле пэчворк» в Японии
- международный лоскутный конкурс во Франции;
Так же прошли фестивали:
-открытый Международный фестиваль лоскутного шитья «QuiltFest» в Москве;
-8 всероссийский фестиваль декоративного искусства «лоскутная мозаика России» в городе Иваново;
- фестиваль лоскутного шитья «Традиция» в Санкт-Петербурге;
Были презентованы арт - проекты:
- «Лоскутное поле»;
- открытая выставка «Ностальгия»;
- квилт-проект «Лоскутная мозаика России»
На современном мировом подиуме не редкими стали показы на тему пэчворка. Ярким примером является коллекция Вероники Этро осень-зима 2018-2019 года. В ней автор создает модели, навеянные образами «Дикого Запада», с его яркими тканями, ковбойскими мотивами, красочными нарядами, выполненными при помощи лоскутной техники. Модельер смело сочетает цветовую палитру, экспериментирует с разной фактурой материалов, использует орнаментированные символические принты.
Также труды знаменитого дизайнера Valentino, коллекция осень-зима 2014¬2015года. Дизайнер включил в коллекцию платья с жесткими воротниками, отрезной талией, струящиеся юбки с широкими полосами. Верхняя одежда кожаные пальто и шубы, выполненные в лоскутной технике, лоскутки собраны в геометрический рисунок.
Обзор литературы:
При работе над исследованием были проанализированы труды зарубежных и отечественных авторов:
1) Пец Марины Николаевны. Пэчворк 40 идей. В данной книге представлены дизайнерские решения лоскутных изделий, в разных видах и техниках. Рассматриваются методы сочетания различных тканей по цвету и фактуре. Автор описывает профессиональные приемы в создании лоскутного произведения искусства.
2) Измайлова Татьяна Викторовна. Пэчворк. В это книге представляются разработанные методики по работе в технике лоскутного шитья. Представлены пять ключевых видов пэчворка, освещены типы материала и профессиональные инструменты, исследуются виды соединения лоскутков. Особое внимание уделяется такой технике как квилтигн, в которой важную роль играет художественная стежка.
3) Джэнет Хэйг. Японские мотивы в пэчворке и аппликации. Восточная экзотика представлена техникой пэчворка. В соответствии с японскими традициями работа строится по принципу времен года. Автор представляет произведения декоративно-прикладного искусства в технике пэчворк, которые выполнены в восточном стиле.
4) Клаудия Шмидт. Английская техника пэчворк. В этой книге описывается традиционный английский пэчворк по бумажным трафаретам. Представлены проекты, как для начинающих, так и для мастериц уже познавшие этот вид искусства. Особое внимание уделяется на традиционные шаблоны для пэчворка, продемонстрировано большое количество геометрических фигур.
5) Ксения Штиль. Энциклопедия тканей. В работе представлены методы и способы обработки ткани. Раскрываются особенности материала, и область их применения. Также приведена детальная классификация ассортимента одежды современных тканей.
6) В.Г.Власов. Стили в искусстве. Том I. Труд отражает современный подход к истории стилей мирового изобразительного искусства. Составленная в форме словаря, она дает толкование более тысячи названий художественных направлений, течений, стилей, школ, творческих объединений. Материал носит развернутый характер, содержит этимологические, исторические и географические сведения, объяснения профессиональных терминов, высказывания художников, мнения историков, критиков и поэтов, подчас противоречивые и парадоксальные, не совпадающие с привычными хрестоматийными оценками. Второй и третий тома, представляют собой словарь имен художников, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, историков, теоретиков, коллекционеров и меценатов, чья деятельность внесла существенный вклад в развитие художественных стилей.
7) Т.А. Терешкович. Словарь моды. Терминология, история, аксессуары. Словарь содержит более полутора тысячи терминов и является справочным изданием как для профессионалов в этой области, так и для любителей. В нем можно найти статьи о моде и одежд, их происхождению и истории. Мода различных времен и народов, украшение и другие аксессуары, костюм военных и чиновников царской России, великие модельеры и ювелиры - все это есть в нашем словаре моды.
8) Петушкова.Т.А. Дизайн костюма. Коммуникативные
трансформации. В данной монографии рассмотрены семиотические вопросы трансформативного формообразования, их принципы и организация коммуникативного пространства моды в рекламных изображениях костюма, его художественный образ и особенности восприятия. Большое внимание уделено экспериментально-исследовательской работе студентов.
9) Иттен Иоханнес. Искусство цвета. Швейцарский художник, исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателей знаменитого Баухауза, знаток классического и новейшего европейского искусства, а также философии и культуры Индии и Китая. Книга написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов. В книге описывается, как разобрать закономерность цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования.
12) Трубецкова Инесса Александровна. Мода. Цвет. Стиль. В этой книге Инесса описывает, как правильно подобрать цветовую гамму в макияже, одежде, аксессуаров, чтобы не ошибиться в правильном сочетании цветов, при этом выглядеть модно и со вкусом. Много примеров как правильно сочетать цвета для своего цвета кожи, как определить цветотип кожи. Правильный подобранный цвет одежды и макияж может изменить внешность: сделать фигуру стройной, глаза яркими, скрыть морщины, сделать кожу сияющей. Эта книга поможет разобраться в своей цветовой палитре, чтобы при важных мероприятиях выглядеть стильно и красиво, изучив данное пособие по подбору цвета можно не переживать, что во время важной встречи вы будите выглядеть нелепо. В этой книге прилагается тест, для изучения характеристики цвета. Позволит смело и грамотно сочетать цветовую гамму, не бояться экспериментировать и развивать свой вкус. Так же к книге прилагается круг цветовых сочетаний в одежде.
В изготовлении коллекции использованы мех и кожа, как актуальные современные материалы, следовательно, была проанализирована литература, посвященная данным тканевым трендам.
10) Тамара Васильевна Котова. Изделия из кожи и ткани. В данной работе представлено описание изделий из кожи, как правильно работать с этим материалом и особенности эксплуатации его. Особое внимание уделяется методикам работы с кожей, описываются подробные последовательности раскроя и шитья как искусственной, так и натуральной кожи. Книга содержит иллюстрации и чертежи, схемы по раскрою материала. Прилагаются дизайнерские решения по сочетанию кожи с другими тканями.
11) Наталья Анатольевна Смотрова. Изделия из меха. Практическое пособие описывает методику моделирования изделий из меха. В книге прилагается практическое задание на раскрой и пошив меховых изделий, как искусственного, так и натурального меха. Книга содержит иллюстрации, схемы по раскрою меха и чертежи для постройки лекал.
Объект исследования: пэчворк - как вид декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: коллекция современной молодежной одежды «Крэйзи-пэчворк» выполненная с применением пэчворка.
Цель исследования: разработать коллекцию моделей верхней одежды с использованием пэчворка, предназначенную для подиумного показа.
Задачи исследования:
- изучить особенности искусства в стиле пэчворк
- рассмотреть типологию стиля пэчворк
-исследовать искусство пэчворка в коллекциях современных дизайнеров одежды
- разработать коллекцию в стиле пэчворк.
Источником вдохновения: послужили экспозиции выставки
«Межрегиональный фестиваль лоскутного шитья», в Барнаульском музее «Город», который прошел 11 февраля 2018 года. Авторами экспонатов выставки являлись мастера из Алтайского края, республики Хакасии, Новосибирской, Омской и Томской областей, которые демонстрируют работы в лоскутной технике.
Работы в технике пэчворк народного мастера Алтайского края Ларисы Васильевны Храбрых. Изделия были представлены на фестивале «Лоскутная мозаика России». А также в исследовании важная роль принадлежит работе «Святки», за которую автор удостоена звания лауреата конкурса.
Коллекция одежды Вероники Этро осень-зима 2018-2019 года, в которой представлен Запад ХХ века, с его яркими тканями, ковбойскими мотивами, красочными нарядами, выполненных при помощи лоскутной техники.
Коллекции дизайнеров: Валентин Юдашкин, Том Форд, Кензо и другие, в которых демонстрируется модели, выполненных в нетрадиционной для пэчворка технике - «меховая мозаика». Основным средством выразительности в этих коллекциях является цвет. Дизайнеры использует как натуральный мех, так и крашенный. Цветовые блоки крашеного меха комбинируют в соответствии с авторской концепцией коллекций.
Методы исследования: исторический метод, сравнительный метод, метод обобщения и изучения отечественной и зарубежной литературы, метод художественного проектирования костюма, метод конструирования швейных изделий.
В ходе проделанной работы была изучена техника лоскутного шитья, виды и современные тенденции. В соответствии с поставленными задачами были сделаны выводы, на сегодняшний день техника лоскутного шитья все больше завоевывает лидерские позиции, как в России, так и в зарубежных странах. Среди других видов декоративно -прикладного искусства пэчворк обретает новое прочтение, изделия ручного труда вновь обрели свою ценность и превосходство над серийными производственными образцами. Лоскутное шитье очень многогранно и разнообразно. На сегодняшний день этому виду искусства стали уделять много внимания, как в Росси, так и за рубежом, появляются новые виды и техники лоскутного шитья. Посмотрев как много рисунков и узоров, возможно, сделать из геометрических фигур и цветовых сочетаний, понимаешь, что пэчворк будет развиваться и совершенствоваться долгие годы. На современном подиуме пэчворк приобрел новое прочтение среди знаменитых дизайнеров, они создают все больше коллекций в этой технике, экспериментируют с материалом, цветом и фактурой ткани. Пэчворк переродился в ультрамодное направление, и еще не один сезон будет появляться на современном подиуме. Созданная коллекция полностью отображает современный образ жизни. Задача созданных вещей заключается в том, чтобы люди носили изделия в лоскутной технике и не забывали про этот вид искусства на протяжении долгих лет. Данная коллекция позволит модницам не бояться экспериментировать, и пробовать что-то новое. Яркое цветовое решение позволит выражать свою индивидуальность, вырваться за рамки привычного, в этом и заключается концепция коллекции «Крэйзи-пэчворк» прет-а-поре осень-зима 2019 года.
1. Костюм - может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. [7, с. 133].
2. Мода - совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время. Установление идеологии или стиля в какой-либо сфере жизни или культуры.
3. Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков) . [45, с. 13].
4. Традиционный пэчворк. Англо-американское рукоделие, цель которого - создание цельного полотна из отдельных лоскутков, сложенных в геометрические узоры. В этой технике можно сшить и большое покрывало, и маленькие прихватки для кухни. Как правило, сшитое покрывало или более мелкие изделия имеют лицевую (лоскутную) сторону и подкладку.
5. Крэйзи-пэчворк (сумасшедший лоскуток). Разновидность пэчворка, в которой соблюдается технология изготовления лоскутных полотен с использованием произвольных (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций. Кроме того швы здесь маскируются тесьмой или вышивкой, а само изделие (покрывало, подушка, панно, сумка, одежда) обильно декорируются лентами, бусинами, кружевом и другой фурнитурой.
6. Вязаный пэчворк. Еще одна разновидность традиционного пэчворка, где используется несколько иная технология соединения лоскутов. Здесь отдельные фрагменты привязываются друг к другу с помощью контрастной нити и вязального крючка.
7. Японский пэчворк. Технология лоскутного шитья, объединившая восточные и западные традиции. В ней активно используется стежка, а предпочтение отдается шелковым тканям, из которых можно изготовить и шикарное лоскутное покрывало, и панно, и одежду. В основе узоров лежат традиционные геометрические формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки.
8. Квилтинг - это более широкое понятие, чем пэчворк. Однако в дословном переводе «квилтинг» - стеганое полотно. Это технология создания узоров с помощью стежки, когда между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из синтепона, ваты или ватина, а узор вышивается машинной строчкой. Созданное в технике квилтинга объемное покрывало или одеяло выглядит более элегантно, чем просто собранное из лоскутов. С равным успехом возможно использовать эту технику и при изготовлении прихваток для кухни, диванных подушек или одежды для детей.
9. Дизайн - разные виды деятельности проектировщика, которые имеют свою цель - формирование обще эстетических и художественных качеств фона. . [33, с. 45].
10. Дизайнер - специалист в области дизайна.
11. Колорит - цвета или их оттенки, которые сочетаются между собой по виду и характеру отображения.
12. Колорит коллекции - ряд различных цветов или оттенков, которые сочетаются между собой. Могут иметь разные характеры отображения, начиная от спокойного и заканчивая дерзким, грубым видом.
13. Коллекция - систематизированная совокупность моделей, построенная на согласовании и связи определенных пластических идей раскрывающая эмоционально-эстетическую выразительность через художественный образ человека в костюме.
14. Формообразование - процесс создания формы в деятельности дизайнера или модельера, которая будет соответствовать моде, культурным установкам прошлого, требованиям художественной и эстетической выразительности объекта.
15. Декоративно-прикладное искусство - это большой раздел изобразительного искусства, который охватывает все виды творчества. Несет в себе утилитарные и художественные функции.
Швейные термины:
15. Стачать - соединить одну или несколько деталей, шов в рукаве, боковые и плечевые срезы.
16. Заутюжить - направить припуски в одну сторону и зафиксировать их горячим утюгом.
17. Декатировать - обработка ткани горячим утюгом с паром для дальнейшей раскройки материала. Это делается во избежание усадки ткани.
18. Раскрой ткани - это раскладка деталей выкройки на ткани с учётом направления долевой нити, после этого раскроенные детали стачивают между собой и получают готовое изделие.
19. Выкройка - это детали будущего изделия, выполненные из бумаги, кальки, ткани и т.д
20. Долевая нить - это нить основы, идущая по направлению работы ткацкого станка. Она идет вдоль длинны полотна. Поэтому при раскрои ткани нужно соблюдать правило «по долевой нити»
21. Проутюжильник - это ткань, зачастую хлопчатобумажная, предназначена для обработки материала утюгом, во избежание деформации и сгорание ткани.