Логопедическая работа по формированию навыков связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Освоение связного высказывания в процессе онтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и псевдобульбарной дизартрией 16
1.3. Особенности освоения устной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и псевдобульбарной дизартрией 21
1.4. Обзор коррекционно-развивающих технологий по формированию
навыков связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня в современной теории и практике... 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 31
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
исследования 31
2.2. Содержание методики исследования уровня сформированности
связной монологической речи у дошкольников с дизартрией 35
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ 43
3.1. Основные принципы, цели, задачи логопедической работы по
развитию навыков связного высказывания 43
3.2. Содержание логопедической работы по развитию навыков связной
монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией с помощью мнемотехники 45
3.3. Анализ результатов контрольного исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Освоение связного высказывания в процессе онтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и псевдобульбарной дизартрией 16
1.3. Особенности освоения устной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и псевдобульбарной дизартрией 21
1.4. Обзор коррекционно-развивающих технологий по формированию
навыков связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня в современной теории и практике... 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 31
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
исследования 31
2.2. Содержание методики исследования уровня сформированности
связной монологической речи у дошкольников с дизартрией 35
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ 43
3.1. Основные принципы, цели, задачи логопедической работы по
развитию навыков связного высказывания 43
3.2. Содержание логопедической работы по развитию навыков связной
монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией с помощью мнемотехники 45
3.3. Анализ результатов контрольного исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Психолого-педагогические исследования в области коррекционной педагогики указывают на стабильную устойчивую тенденцию к увеличению численности детей со сложными нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи (далее - ОНР) наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности к обучению в школе является уровень сформированности связной речи. Это обусловливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы [12].
Наиболее сложной формой речевой деятельности является связная речь. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Нарушения связной речи часто лежат в основе неуспеваемости ребенка по программе ДОУ и младших классов школы и связанной с ними дезадаптации. Кроме того, нарушения связной речи снижают
коммуникативное развитие дошкольников. Развитие связной речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения [1].
Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах А. М. Бордича, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Ф. А. Сохина, В. И. Тихеевой, Т. А, Ткаченко, Т. Б. Филичевой и других. Основная мысль, просматривающаяся в трудах всех исследователей, что в системе коррекционной работы логопеда с детьми, имеющими ОНР, формирование 4
связной речи приобретает особое значение и становится сложной задачей, исходя из структуры дефекта. Сформированная связная речь - это, главная и конечная цель всего коррекционного процесса. Данную цель трудно достичь, она требует долгой тщательной работы не только специалиста (логопеда), но и воспитателей детского сада, родителей и самого ребенка.
Объект исследования - уровень сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования - содержание логопедического воздействия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством использования мнемотехники.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически апробировать содержание логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Изучить научную, методическую литературу по теме исследования.
2. Провести теоретический анализ особенностей развития связного высказывания в процессе онтогенеза и у детей с изучаемой патологией.
3. Изучить сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в процессе констатирующего эксперимента.
4. На основании теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента сделать выводы об особенностях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
5. Определить основные направления и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с учетом данных констатирующего эксперимента.
6. Определить эффективность логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием средств мнемотехники.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: библиографические (изучение анамнестических данных, изучение сопутствующей документации), эмпирические (наблюдение, беседа, констатирующий и контрольный эксперименты), количественный и качественный анализ.
Теоретико-методологическим основанием исследования явились следующие научные теории и положения:
1. Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина и др.
2. Особенности развития связной речи у детей с ОНР, рассмотренные в работах В. П. Глухова, А. А. Гуськовой, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой и др.
3. Особенности коррекционной работы при ОНР в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской, Г. В. Чиркиной и др.
Теоретическая значимость работы заключаются в уточнении данных об уровне сформированности связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией. Практическая значимость состоит в применении имеющихся знаний для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы.
База исследования: МБ ДОУ д/с компенсирующего вида № 244
г. Екатеринбурга. В эксперименте участвовало 10 детей (8 мальчиков и 2 девочки), возраст детей от 6 лет 6 месяцев до 7 лет. Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи третьего уровня, псевдобульбарная дизартрия.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа
включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение...
Наиболее сложной формой речевой деятельности является связная речь. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Нарушения связной речи часто лежат в основе неуспеваемости ребенка по программе ДОУ и младших классов школы и связанной с ними дезадаптации. Кроме того, нарушения связной речи снижают
коммуникативное развитие дошкольников. Развитие связной речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения [1].
Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах А. М. Бордича, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Ф. А. Сохина, В. И. Тихеевой, Т. А, Ткаченко, Т. Б. Филичевой и других. Основная мысль, просматривающаяся в трудах всех исследователей, что в системе коррекционной работы логопеда с детьми, имеющими ОНР, формирование 4
связной речи приобретает особое значение и становится сложной задачей, исходя из структуры дефекта. Сформированная связная речь - это, главная и конечная цель всего коррекционного процесса. Данную цель трудно достичь, она требует долгой тщательной работы не только специалиста (логопеда), но и воспитателей детского сада, родителей и самого ребенка.
Объект исследования - уровень сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования - содержание логопедического воздействия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством использования мнемотехники.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически апробировать содержание логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Изучить научную, методическую литературу по теме исследования.
2. Провести теоретический анализ особенностей развития связного высказывания в процессе онтогенеза и у детей с изучаемой патологией.
3. Изучить сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в процессе констатирующего эксперимента.
4. На основании теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента сделать выводы об особенностях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
5. Определить основные направления и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с учетом данных констатирующего эксперимента.
6. Определить эффективность логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием средств мнемотехники.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: библиографические (изучение анамнестических данных, изучение сопутствующей документации), эмпирические (наблюдение, беседа, констатирующий и контрольный эксперименты), количественный и качественный анализ.
Теоретико-методологическим основанием исследования явились следующие научные теории и положения:
1. Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина и др.
2. Особенности развития связной речи у детей с ОНР, рассмотренные в работах В. П. Глухова, А. А. Гуськовой, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой и др.
3. Особенности коррекционной работы при ОНР в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской, Г. В. Чиркиной и др.
Теоретическая значимость работы заключаются в уточнении данных об уровне сформированности связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией. Практическая значимость состоит в применении имеющихся знаний для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы.
База исследования: МБ ДОУ д/с компенсирующего вида № 244
г. Екатеринбурга. В эксперименте участвовало 10 детей (8 мальчиков и 2 девочки), возраст детей от 6 лет 6 месяцев до 7 лет. Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи третьего уровня, псевдобульбарная дизартрия.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа
включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение...
Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Наличие общего недоразвития у детей приводит с стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Актуальность проведенного исследования связана с существующей проблемой недостаточного развития устной связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня находится на среднем уровне и уровне выше среднего. Словарь детей не соответствует возрасту, наблюдаются грамматические нарушения. При отсутствии своевременной помощи в дальнейшем произойдет нарушение не только устной, но и письменной речи.
Можно сделать вывод, что в проведенной работе была достигнута цель: теоретическое обоснование и практическое апробирование содержания логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники. Для осуществления цели работы успешно решены поставленные задачи:
1. Изучена научная, методическая литература по теме исследования.
2. Проведен теоретический анализ особенностей развития связного высказывания в процессе онтогенеза и у детей с изучаемой патологией.
3. Изучена сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в процессе констатирующего эксперимента.
4. На основании теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента сделан выводы об особенностях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
5. Определены основные направления и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с учетом данных констатирующего эксперимента.
6. Определена эффективность логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием средств мнемотехники.
Для наиболее полного преодоления общего речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей связную монологическую речь.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
Актуальность проведенного исследования связана с существующей проблемой недостаточного развития устной связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня находится на среднем уровне и уровне выше среднего. Словарь детей не соответствует возрасту, наблюдаются грамматические нарушения. При отсутствии своевременной помощи в дальнейшем произойдет нарушение не только устной, но и письменной речи.
Можно сделать вывод, что в проведенной работе была достигнута цель: теоретическое обоснование и практическое апробирование содержания логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники. Для осуществления цели работы успешно решены поставленные задачи:
1. Изучена научная, методическая литература по теме исследования.
2. Проведен теоретический анализ особенностей развития связного высказывания в процессе онтогенеза и у детей с изучаемой патологией.
3. Изучена сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в процессе констатирующего эксперимента.
4. На основании теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента сделан выводы об особенностях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
5. Определены основные направления и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с учетом данных констатирующего эксперимента.
6. Определена эффективность логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием средств мнемотехники.
Для наиболее полного преодоления общего речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей связную монологическую речь.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию навыков составления
описательного рассказа в структуре преодоления общего недоразвития
речи III уровня у младших школьников средствами мнемотехники
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по развитию умения составлять рассказы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВНЯ) ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной речи на материале повествовательного
рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня с использованием мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью
мнемотаблиц
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной речи на материале повествовательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию монологической речи у
школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня
средствами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





