Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию навыков связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники

Работа №98608

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Освоение связного высказывания в процессе онтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и псевдобульбарной дизартрией 16
1.3. Особенности освоения устной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и псевдобульбарной дизартрией 21
1.4. Обзор коррекционно-развивающих технологий по формированию
навыков связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня в современной теории и практике... 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 31
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
исследования 31
2.2. Содержание методики исследования уровня сформированности
связной монологической речи у дошкольников с дизартрией 35
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ 43
3.1. Основные принципы, цели, задачи логопедической работы по
развитию навыков связного высказывания 43
3.2. Содержание логопедической работы по развитию навыков связной
монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня и дизартрией с помощью мнемотехники 45
3.3. Анализ результатов контрольного исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55

Психолого-педагогические исследования в области коррекционной педагогики указывают на стабильную устойчивую тенденцию к увеличению численности детей со сложными нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи (далее - ОНР) наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности к обучению в школе является уровень сформированности связной речи. Это обусловливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы [12].
Наиболее сложной формой речевой деятельности является связная речь. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Нарушения связной речи часто лежат в основе неуспеваемости ребенка по программе ДОУ и младших классов школы и связанной с ними дезадаптации. Кроме того, нарушения связной речи снижают
коммуникативное развитие дошкольников. Развитие связной речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения [1].
Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах А. М. Бордича, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Ф. А. Сохина, В. И. Тихеевой, Т. А, Ткаченко, Т. Б. Филичевой и других. Основная мысль, просматривающаяся в трудах всех исследователей, что в системе коррекционной работы логопеда с детьми, имеющими ОНР, формирование 4
связной речи приобретает особое значение и становится сложной задачей, исходя из структуры дефекта. Сформированная связная речь - это, главная и конечная цель всего коррекционного процесса. Данную цель трудно достичь, она требует долгой тщательной работы не только специалиста (логопеда), но и воспитателей детского сада, родителей и самого ребенка.
Объект исследования - уровень сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования - содержание логопедического воздействия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством использования мнемотехники.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически апробировать содержание логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Изучить научную, методическую литературу по теме исследования.
2. Провести теоретический анализ особенностей развития связного высказывания в процессе онтогенеза и у детей с изучаемой патологией.
3. Изучить сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в процессе констатирующего эксперимента.
4. На основании теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента сделать выводы об особенностях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
5. Определить основные направления и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с учетом данных констатирующего эксперимента.
6. Определить эффективность логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием средств мнемотехники.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: библиографические (изучение анамнестических данных, изучение сопутствующей документации), эмпирические (наблюдение, беседа, констатирующий и контрольный эксперименты), количественный и качественный анализ.
Теоретико-методологическим основанием исследования явились следующие научные теории и положения:
1. Представления о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина и др.
2. Особенности развития связной речи у детей с ОНР, рассмотренные в работах В. П. Глухова, А. А. Гуськовой, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой и др.
3. Особенности коррекционной работы при ОНР в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской, Г. В. Чиркиной и др.
Теоретическая значимость работы заключаются в уточнении данных об уровне сформированности связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией. Практическая значимость состоит в применении имеющихся знаний для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы.
База исследования: МБ ДОУ д/с компенсирующего вида № 244
г. Екатеринбурга. В эксперименте участвовало 10 детей (8 мальчиков и 2 девочки), возраст детей от 6 лет 6 месяцев до 7 лет. Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи третьего уровня, псевдобульбарная дизартрия.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа
включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Наличие общего недоразвития у детей приводит с стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Актуальность проведенного исследования связана с существующей проблемой недостаточного развития устной связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня находится на среднем уровне и уровне выше среднего. Словарь детей не соответствует возрасту, наблюдаются грамматические нарушения. При отсутствии своевременной помощи в дальнейшем произойдет нарушение не только устной, но и письменной речи.
Можно сделать вывод, что в проведенной работе была достигнута цель: теоретическое обоснование и практическое апробирование содержания логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники. Для осуществления цели работы успешно решены поставленные задачи:
1. Изучена научная, методическая литература по теме исследования.
2. Проведен теоретический анализ особенностей развития связного высказывания в процессе онтогенеза и у детей с изучаемой патологией.
3. Изучена сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в процессе констатирующего эксперимента.
4. На основании теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента сделан выводы об особенностях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
5. Определены основные направления и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с учетом данных констатирующего эксперимента.
6. Определена эффективность логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием средств мнемотехники.
Для наиболее полного преодоления общего речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей связную монологическую речь.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., испр. и доп.- М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Либроком, 2012. - 224 с.
3. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова // Молодой ученый. -2016. - №7.6. - С. 35-38.
4. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т. В. Большева. - М. : Детство-Пресс, 2005. - 96 с.
5. Бордич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бордич. - М. : Просвещение, 1984. - 288 с.
6. Вавинова, С. Л. Сопоставительный анализ формирования аспектов речи и языка у детей с нормальным речевым развитием и с ОНР 3 уровня [Текст] / С. Л. Вавинова // Журнал научных проблем развития и образования в 21 веке. - 2004. - №1. - С.214-219.
7. Валуева, Я. В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов [Текст] / Я. В. Валуева // Логопед. - 2014. - №1. - С.102-112.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ: Астрель, 2006. - 142 с.
9. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М. : АСТ: Астрель, 2006. - 158 с.
10. Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1996. - 420 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 13-24.
14. Глухов, В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология.
• 1989. - №1. - С. 69-76.
15. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ