ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Становление звуков речи у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 12
1.3. Дидактическая игра как средство коррекции речевых недостатков у
старших дошкольников с дизартрией 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Методика исследования моторных функций 25
2.2 Методика исследования звукопроизношения и просодики 46
2.3. Методика исследования фонематических процессов 52
2.4. Методика исследования дидактических игр 61
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 67
3.1 Теоретическое обоснование коррекции нарушений фонетической стороны речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии... 67
3.2. Содержание работы по коррекции нарушений фонетической
стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на материале дидактических игр 71
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
Проблема коррекции фонетической стороны речи у дошкольников старшего дошкольного возраста приобретает в современном мире всё большую актуальность. В результате анализа педагогической литературы было обнаружено значительное число исследований, посвященных изучению данной темы. В старшем дошкольном возрасте многие дети имеют выраженные отклонения в речевом развитии. Одним из самых часто встречающихся в дошкольном возрасте речевых нарушений является легкая степень дизартрии. При этом нарушении главными в структуре речевого дефекта считаются стойкие нарушения фонетической стороны речи, однородные с другими расстройствами артикуляции и трудности для дифференциальной диагностики и коррекции [8, 15, 23]. Перечисленные отклонения вызывают вторичные нарушения в развитии фонематической, лексической и грамматической сторон речи, уменьшают результативность обучения детей в школе [18, 29, 31]. Нарушение фонетической стороны речи и фонематического слуха у детей с дизартрией приводит к системно обусловленным трудностям овладения фонологическими операциями, а также другими средствами языка, надстраивающимися над ними [20]. В большинстве случаев у таких детей не сформирована звукослоговая структура речи. Она формируется в течение длительного времени под влиянием всё более полного овладения родным языком. На это в своих работах указывают Г. Н. Соломатина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. Г. Визель, Е. Н. Винарская, А. К. Маркова [15, 17, 20, 25, 42].
Теоретический аспект проблемы этиологии, симптоматики различных разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых отклонений при дизартрии и их коррекции изучен Э. К. Макаровой, Л. В. Лопатиной, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартыновой, Э. Я. Сизовой, Л. В. Мелеховой и другими авторами. Исследователи отмечают, что формирование звукопроизношения у детей с указанным речевым расстройством успешно проходит при использовании игр разных видов и игровых действий [17, 28, 45].
В наибольшей степени продуктивны при коррекции звукопроизношения дидактические игры, так как они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [24, 30, 41].
В рамках исследования необходимо разработать научно-обоснованную систему специально организованных дидактических игр, используемых для закрепления сформированных звуков. Следовательно, повышение эффективности коррекционно-логопедической работы, систематизация имеющегося материала дидактических игр и приведение его в соответствие с характером и структурой речевого дефекта считается на сегодняшний день одной из актуальных задач логопедии.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией на материале дидактических игр.
Объектом исследования является фонетическая сторона речи и пути ее коррекции нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: процесс коррекции нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией на материале дидактических игр.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Путем анализа литературных источников выявить особенности фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
2. Экспериментально изучить фонетическую сторону речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Разработать компилятивным методом содержание логопедической работы с использованием дидактических игр по коррекции фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
4. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
Характер поставленных задач определил выбор методов исследования: библиографический, аналитико-синтетический, компилятивный, педагогический эксперимент.
Научно-методологической основой исследования являются:
• основные положения теории единства законов нормального и аномального развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев);
• современные научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка; механизмах произношения; современное понимание в психолингвистике о фонетической стороне речи (Р.И. Аванесов, Г. М. Богомазов, Л. В Бондарко, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, М. В. Панов, Л. В. Щерба и др.)...
Проведенный анализ научной литературы показал, что проблема коррекции фонетической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией не потеряла своей актуальности и на современном этапе.
Особый интерес в этом плане представляет научно-обоснованная система специально организованных дидактических игр, используемых для закрепления сформированных звуков. Таким образом, систематизация имеющегося материала дидактических игр и приведение его в соответствие с характером и структурой речевого дефекта способствует повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.
Бесценный вклад в изучение данной темы был внесен такими учеными как А.Р. Лурия, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Г.Н. Соломатина, Т.Г. Визель, Е.Н. Винарская, А.К. Маркова, Э.К. Макарова, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова и др. Из их трудов, были получены данные о закономерностях развития фонетической (фонематической) систем языка, механизмах произношения, современных подходах в психолингвистике к фонетической стороне речи; об особенностях нарушения фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и путях коррекции с использованием специально организованных дидактических игр.
Анализ литературных данных, а так же результаты, полученные при проведении констатирующего этапа эксперимента, позволили выявить специфические особенности фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В результате анализа полученных данных отмечены значительные качественные и количественные отклонения в развитии моторной сферы, нарушения мышечного тонуса и дискоординационные расстройства. В ходе констатирующего исследования у дошкольников с дизартрией было 91
выявлено, что развитие звукопроизношения у детей с дизартрией не совпадает с возрастными показателями, у них проявляется низкий уровень формирования умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, были выявлены значительные нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. Ведущими механизмами расстройств произношения при лёгкой степени дизартрии являются нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата и связанные с ними ограничения подвижности речевого аппарата, а также недостаточность артикуляционного праксиса, выражающаяся в кинетических и кинестетических нарушениях. По результатам анализа полученных данных было выявлено, что нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно повлияли на формирование фонематической стороны речи. Полученные результаты исследования игровой деятельности дошкольников с дизартрией позволили использовать дидактическую игру при коррекции фонетической стороны речи.
С учетом психолингвистического подхода и представления о языке, как о системе со сложной иерархической структурой, современных представлений о структуре речевого дефекта у детей с дизартрией, а также руководствуясь принципом системного подхода к коррекции нарушений речи, было разработано содержание логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Исходя из того, что нарушения фонетической стороны речи при дизартрии в легкой степени имеют различную степень выраженности и обусловлены особенностями структуры дефекта, содержание коррекционнологопедической работы составлено с учётом формы речевой патологии и с учётом ведущей деятельности возраста. В процессе формирующего эксперимента была организована сюжетно-тематическая система занятий, активно использовались дидактические игры и упражнения, целесообразные для коррекции звукопроизношения и просодической стороны речи детей, развития познавательных процессов старших дошкольников, так как именно в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
С целью изучения эффективности предложенного содержания коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент. Анализ полученных данных выявил значительное улучшение по состоянию всех исследуемых параметров (общая, мелкая и артикуляционная моторика, звукопроизношение, просодическая сторона речи, фонематические процессы и дидактическая игра).
Таким образом, содержание обучающего эксперимента, построенное с учётом формы речевой патологии, с использованием дидактических игр повысило эффективность коррекционно-логопедической работы и способствовало коррекции фонетической стороны речи старших дошкольников с дизартрией, что позволяет говорить о решении задач и достижении цели исследования.
1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 192 с.
2. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
3. Бессонова, Т. П. Специфика коррекционного обучения I этапа учащихся с общим недоразвитием речи (в условиях школьного логопедического пункта) [Текст] / Т. П. Бессонова // Дефектология. - 1988. - № 4. - С. 52-55.
4. Блоги. Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs. (дата обращения: 6.03.2018)
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : «Детство-пресс», 2007. - 472 с.
6. Голоднова, О. И. Приключения весёлого моторчика [Текст] / О. И. Голоднова. - Курган, 2001 - 65 с.
7. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] : методическое пособие / О. Е. Грибова. - М. : Айрис- пресс, 2005. - 96 с.
8. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : УНПЦ «Энергомаш», 1994. - 325 с.
9. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М., 1973. - 296 с.
10. Каше, Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 107 с.
11. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 16 с.
12. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика [Текст] : практ. пособие / Е. Н. Краузе. - СПб. : КОРОНА - Век, 2007. - 80 с.
13. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О. И. Крупенчук. - СПб., 2006. - 96 с.
14. Крупенчук, О. И. Исправление произношение [Текст] /
О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. - СПб. : Литера, 2009. - 92 с.
15. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : «Союз», 1999. - 214 с...