Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией через использование дидактических игр

Работа №93492

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Закономерности развития фонетико-фонематической системы речи у
детей старшего дошкольного возраста, роль дидактических игр в развитии речи дошкольников 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией 11
1.3. Характеристика фонетико-фонематической системы речи у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 22
2.1. Организация, принципы и методология логопедического обследования
детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 33
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 33
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
с дизартрией через использование дидактических игр 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63


Речевое нарушение в современном мире было и остается особо актуальным. В настоящее время всё чаще у детей встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи и дизартрия.
Рассмотрение теории и практики коррекционной работы с речевым нарушением, соотносится с именами Е. Ф. Архиповой, Е. М. Мастюковой, К. А. Семеновой, Г. В. Чиркиной, М. Б. Эйдиновой и др.
Возрастной период дошкольного возраста считается самым активным, в развитии всех умений и навыков. Данный возрастной период самый разговорный, дети в этом возрасте больше познают, узнают и пополняют свой словарный запас, происходит процесс формирования импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Чем раньше произойдет обучение родному языку, тем быстрее и лучше ребенок начнет его усваивать и тем проще ему будет в дальнейшей жизни [34].
Многие педагоги, психологи, лингвисты рассматривали проблему речи дошкольников такие как: В. В. Виноградов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Монтьев, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др. [3].
Недостаток фонетической стороны речи может привести к повторной задержке фонематических процессов. К вторичным нарушениям, такими как, появление дисграфии и дислексии в школьном обучении, трудностям в ходе общения со сверстниками и взрослыми, неуверенности в своих силах, а также и замкнутости в обществе и низкой самооценке (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина и др.) [19].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и дизартрия данное нарушение нуждается в своевременной логопедической коррекции. Требует полной организации комплексной, целенаправленной, систематической и дифференцированной коррекционной работы (Е. Ф. Архипова, Г. Г. Гутцман, И. И. Данченко, Р. И. Мартынова, Л, В. Мелехова, О. В. Правдина, О. А. Токарева) [6].
По мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной в дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей отводится игре.
Самым интересным и увлекательным видом деятельности для дошкольников является игра. Она считается основным и очень действенным инструментом в речевом развитии ребенка. Применение игровых упражнений не может быть без сопровождающего речевого общения, речевых действий. При помощи игры ребенок узнает, что-то новое, делится своим мнением с другими. А также ребенок в ходе игры готовится к взрослой самостоятельной жизни.
Самой главной и основной для них потребностью является общение со сверстниками, их взаимодействие друг с другом. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольных образовательных организаций не уделяют достаточного внимания речевым играм, поэтому выбранная тема является наиболее актуальной [18].
Написанная нами работа будет направлена на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с использованием дидактических игр.
Объект исследования: моторика, фонетико-фонематическая система речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией; дидактические игры.
Предмет исследования: содержание работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией через дидактическую игру.
Цель исследования: на основе изучения методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы и картотеку дидактических игр по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам, связанным с изучением закономерностей развития фонетико¬фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, определить роль дидактических игр в развитии дошкольника.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление и изучение фонетико-фонематического недоразвития речи и дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить содержание коррекционной работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и разработать картотеку дидактических игр по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Для решения поставленной цели и задач необходимо использовать следующие методы:
1) Теоретическое изучение и анализ специальной логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:
2) Проведение констатирующего эксперимента, выявление детей с речевым нарушением:
3) Разработка и систематизация материала, направленного на коррекцию речевого нарушения.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Ёлочка»; г. Талица,
ул. Петрунинская, 34«г».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания нами выпускной квалификационной работы по проблеме коррекции ФФНР детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, через использование дидактических игр, было изучено: закономерности развития фонетико-фонематической системы речи у детей, роль дидактических игр в развитии речи дошкольников, клинико-психолого-педагогическая характеристика детей, характеристика фонетико-фонематической системы речи у детей с дизартрией.
Были изучены принципы и основные направления работы по коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, подробно описано содержание коррекционной работы по формированию фонематических процессов, составлен план индивидуальной коррекционной работы.
Характер нарушения при ФФНР проявляется в нарушениях фонетических и фонематических процессов (общая моторика, произвольная моторика пальцев рук, мимическая моторика, артикуляционный аппарат, звукопроизношение, просодическая сторона речи, слоговая структура слова, фонематический слух, фонематическое восприятие, звуко-слогового анализа и синтеза).
Характер нарушения звукопроизношения может зависеть от места расположения звука в слове, соседних звуков, стечение других звуков, слоговой структуры всего слова, длительности слова, а также ударение слова [12].
Речь детей с дизартрией характеризуется смазанностью, нечёткостью, неправильностью, торопливостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке и нуждается в специально организованном формировании правильного звукопроизношения.
В МКДОУ «Детский сад №5 «Ёлочка» города Талицы, была проведена диагностика 5 воспитанников. В результате полученных данных по обследованию, мы произвели качественный и количественный анализ данных.
Данные диагностики показали, что все обучающиеся имеют ФФНР и псевдобульбарную дизартрию легкой степени тяжести.
На основе анализа результатов был составлен перспективный план индивидуальной коррекционной работы для каждого обследуемого ребенка, разработаны конспекты индивидуальных занятий, разработана и систематизирована по каждому компоненту речи картотека дидактических игра, направленная на коррекцию ФФНР детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Перед нами была поставлена цель: на основе изучения методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы и картотеку дидактических игр по коррекции ФФНР старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами была спланирована логопедическая работа по преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Мы можем предположить, что проведенная данная коррекционная работа по разработанному перспективному плану даст положительный результат.
На протяжении написания выпускной квалификационной работы поставленная цель и задачи были достигнуты в полном объеме.
Цель была достигнута путем изучения методической литературы по проблеме исследования, проведения конституирующего эксперимента с детьми, разработке содержания логопедической работы индивидуально для каждого ребенка, разработке конспектов логопедических занятий и составление картотеки дидактических игр.



1. Акименко В. М. Домашний логопед : программа исправления речевых нарушений у детей. Ростов н/Д, 2019. 272 с.
2. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей. СПб:. 2005. 148 с.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов пед вузов. М., 2000. 400 с.
4. Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. 2007. № 1. С. 27-34.
5. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2010. 577 c.
6. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по
преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2008. 254 с.
7. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. 331 с.
8. Бадалян Л. О. Невропатология : учеб. для студентов вузов. М., 2008. 400 с.
9. Беккер К.- П., Совак М. Логопедия. М., 1981. 288 с.
10. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009. 287 с.
11. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспитателя дет. сада. М., 1991. 160 с.
12. Брюховских Л. А. Дизартрия : учеб.-метод. пособие. Красноярск, 2015. 180 с.
13. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2006. 141 с.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
15. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 472 с.
16. Гребнева Т. В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф., июль 2014 г. / отв. ред. Г. А. Кайнова, Е. И. Осянина. СПб., 2014. С. 58-62. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5900/ (дата обращения: 22.07.2020).
17. Григорьева Ю. С. Прикладные аспекты использования дидактической игры как средства полового воспитания детей старшего дошкольного возраста : монография. Пермь, 2008. 161 с.
18. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и метод. рекомендации. М., 2006. 151 с.
19. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; сост. В. П. Балобанова. СПб., 2001. 238 с.
20. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха детей. М., 1996. 123 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ