ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Психофизиологическое содержание письма 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией 9
1.3. Нарушения письма у младших школьников с ОНР III уровня и
псевдобульбарной дизартрией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 22
2.1. Принципы и организация констатирующего эксперимента 22
2.2. Методика логопедического обследования младших школьников... 23
2.3. Анализ результатов логопедического обследования младших
школьников 24
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 38
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы
по коррекции нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией 38
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у
младших школьников 40
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
За последнее время существенно увеличилось число детей, сталкивающихся с различными трудностями при обучении в начальной школе. Одной из самых актуальных проблем является нарушение письма. Письмо является одним из сложных психических процессов является письмо, в его структуру входят вербальные и невербальные формы. Многие исследователи, такие как А. Н. Корнев, А. Ф. Спирова, Р. И. Лалаева, А. В. Ястребова, Р. Е. Левина, говорят о том, что письмо нарушается целостно, то есть как единый психический процесс.
Письмо лежит в основе всего процесса школьного обучения, что означает, что ребенок, не освоивший навык письма будет отставать в освоении школьной программы. Процесс овладения навыками письма сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики. По этой причине на освоение навыка письма значительное влияние имеет уровень сформированности всех сторон устной речи. При псевдобульбарной дизартрии нарушения в фонетической, фонематической, лексической и грамматической сторонах устной речи могут отражаться в виде специфических ошибок на письме.
Дисграфия является проявлением системного недоразвития речи и нарушения определённых неречевых функций, затрудняюющих процесс овладения письмом, языковыми знаниями и умениями. Согласно мнению многочисленных учёных, нарушения письма базируются на совокупности дисфункций: дефектах устной речи, недостаточной сформированности
психических процессов, недоразвитии пальчиковой моторики, нарушении ориентации в схеме тела, а также недостаточной сформированности чувства ритма, как в движениях, так и в речи.
Актуальность работы связана с необходимостью своевременного проведения коррекционной работы по устранению дисграфических ошибок у младших школьников с общим недоразвитием третьего уровня и с псевдобульбарной дизартрией, как предотвращение возникновения трудностей в усвоении общеобразовательной программы.
Объект исследования — устная речь и письмо у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет — содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Цель данного исследования — определить основные направления и содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией, провести данную работу и оценить ее эффективность.
Исходя из поставленной цели и обозначенного предмета исследования, были поставлены следующие задачи:
• Провести анализ специальной литературы по проблеме исследования.
• Рассмотреть теоретические подходы к классификациям и исследованиям дизартрии, дисграфии.
• Изучить клинические и психолого-педагогические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
• Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление дисграфии у детей данной категории. Проанализировать его результаты в качественном и количественном плане.
• Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с ОНР III уровня и псевдобульбарной формой дизартрии, провести обучающий эксперимент.
• Проанализировать результаты проведенной работы в ходе контрольного эксперимента.
• Выявить эффективность проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
В работе использовались такие методы, как:
1. Теоретический, заключающийся в анализе логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный метод включал в себя сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Базой исследования является государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат № 6, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы".
В результате проведенной работы нами были решены все поставленные задачи, а именно, были проанализированы литературные источники по проблеме исследования (А. Р. Лурия, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова и др.), рассмотрены теоретические подходы к классификациям и исследованиям дизартрии и дисграфии, изучены клинические и психолого-педагогические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление дисграфии у детей данной категории. Также нами были проанализированы результаты констатирующего этапа эксперимента в качественном и количественном плане. Были определены направления и содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, проведён обучающий эксперимент, и оценена его эффективность.
Анализ литературных данных показал, что вопрос о коррекции нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня, псевдобульбарной формой дизартрии освещен достаточно полно. Сведения, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют о том, что нарушения в устной речи находят свое отражение на письме в виде дисграфических ошибок.
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у детей данной категории недостаточно сформированными оказываются моторная сфера, фонематические процессы, фонетическая и лексико-грамматическая стороны речи, сторона речи, а также недостаточно сформированы зрительно-пространственная ориентировка и графо-моторные навыки. Таким образом, можно сказать, что у детей с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией страдают все компоненты речи, которые в свою очередь приводят к возникновению нарушений письма — различным формам дисграфии.
Нами было спланировано содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у данной категории детей, также были подобраны необходимые методы и приемы для проведения коррекционной работы. Всё это было реализовано на формирующем этапе педагогического эксперимента. В ходе констатирующего этапа эксперимента было проведено логопедическое обследование письма у детей, входящих в экспериментальную группу, по методикам констатирующего эксперимента. В ходе сравнения результатов обследования на данных этапах эксперимента, были сделаны выводы об эффективности выбранных методик логопедической работы по коррекции дисграфии у данной категории детей.
Так, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы была подтверждена актуальность, то есть была практически подтверждена необходимость своевременного проведения коррекционной работы по устранению дисграфических ошибок у младших школьников с общим недоразвитием третьего уровня и с псевдобульбарной дизартрией, как предотвращение возникновения трудностей в усвоении общеобразовательной программы.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТ: Астрель, 2006. — 319 с.
2. Бельтюков, В. И. Пути исследования механизма речи [Текст]. В. И. Бельтюков // Дефектология. — 1984. — № 4. — С. 24 — 30.
3. Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Л. В. Венедиктова. — СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2003. — 203 с.
4. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : ACT : Астрель Хранитель, 2006. — 141с.
5. Гайдина, Л. И. Исправление нарушений письменной речи. 1— 4 классы [Текст] / Л. И. Гайдина, Л. А. Обухова. — М. : ВАКО, 2007. — 112 с.
6. Гуровец, Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофобией и методы коррекционного воздействия [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, — 1981. — С. 103—114.
7. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. — М. : Изд- во академии педагогических наук, 1958. — 373 с.
8. Коваленко, О. М. Коррекция нарушения письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы [Текст] : учебнометодическое пособие / О. М. Коваленко. — М, 2008. — 182с.
9. Лалаева, Р. И. Логопатопсихология [Текст] : учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. — 285 с.
10. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. — М. : Просвещение, 2001. — 153 с.
11. Левина, Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина // Вопросы логопедии. — М. : Просвещение, 1959. — С. 207 — 252.
12. Левина, Р Е. О перестройке принципов анализа речевых нарушений у детей [Текст] / Р Е. Левина // Специальная школа. — 1960. — № 1. — С. 78 — 85.
13. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. — М. : Просвещение, 1967. — 365 с.
14. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
15. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников
(коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учебное пособие./ Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — Спб. : Изд-во «СОЮЗ». 2000. — 192 с...