Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности

Работа №98593

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Роль игры в развитии речи ребенка 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и характеристика
их речевого развития 9
1.3. Характеристика игровой деятельности дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 23
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента 23
2.2. Методика и анализ результатов обследования игры у детей
дошкольного возраста 24
2.3. Методы и анализ результатов логопедического обследования детей
дошкольного возраста 27
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и основные направления логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи
III уровня 41
3.2. Содержание логопедической работы по формированию словаря у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности 49
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Проблема владения языком давно вызвала интерес выдающихся исследователей различных профессий, и неоспоримым приходиться тот факт, что наша речь очень сложная и разнообразная, и совершенствовать ее требуется с первых лет жизни [29].
Актуальность исследования обусловливается такой исключительной ролью, которую исполняет родной язык в формировании личности ребенка- дошкольника. Язык и речь обычно исследовались в педагогике, психологии и философии как «узел», в котором встречаются разные очертания психического развития - воображение, мышление, эмоции, память. Быть главным способом людского общения, понимание реальности, язык работает главным каналом присоединения к ценностям душевной культурности от поколения к поколению, а также обязательным критерием воспитания и обучения. По данным авторов исследований в этой области (Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичева и друге) количество детей, с нарушениями речевой деятельности, становится все больше и больше [10,14, 31].
Дошкольный возраст - это время динамичного освоения ребенком разговорного языка, формирование и рост всех аспектов речи.
В работе рассматривается трудность формирования речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте этот вид занятия является основным.
Поводом острой потребности развития речевой деятельности детей является необходимость общения ребенка с окружающими его людьми, а что бы речь была понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности [22].
В этой работе раскрывается значение игровой деятельности для детей дошкольного возраста, роль игр в формировании речи детей.
Объект исследования - уровень сформированности игры и лексико­грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования - содержание работы по формированию словаря у детей с ОНР III уровня в процессе игровой деятельности.
Цель исследования - определить основные направления, содержание логопедической работы по формированию словаря дошкольников с ОНР III уровня, разработать дидактические игры, направленные на формирование словаря, провести обучающий эксперимент, оценить его эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования.
2. Проанализировать методики обследования игровой деятельности, речи детей дошкольного возраста, провести констатирующий эксперимент, проанализировать его результаты в качественном и количественном аспектах.
3. Определить направления, содержание логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с ОНР III уровня, разработать дидактические игры, направленные на формирование словаря, провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ логопедической, психолого­
педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (проведение констатирующего, обучающего и контрольного педагогического эксперимента).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
База исследования: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 244 для детей с тяжелыми нарушениями речи, г. Екатеринбург,
ул. Коммунистическая, дом 6А.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы провели психолого-педагогическое исследование, имеющее целью выявить специфику нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи, описать систему коррекционной работы по формированию лексико­грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Исследование включало теоретическую проработку изучаемого вопроса и освещение некоторых наиболее продуктивных на наш взгляд, приемов коррекции с использованием дидактических игр. В нашем исследовании мы опирались на работы А. Р. Лурия, Р.Е Левиной, которые занимались вопросом специфики нарушения речи у детей с ОНР. Также мы изучили и проанализировали труды по коррекционной педагогике Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, и других ученых.
Нами было проведено экспериментальное исследование развития речевых функций (понимание речи, активного словаря, грамматического строя) у детей с ОНР III уровня, с использованием методических рекомендаций Н. М. Трубниковой. Так же был проведен ассоциативный эксперимент, с целью изучения объема и качества сформированности словаря детей изучаемой категории. Результаты констатирующего эксперимента проанализированы в качественном и количественном плане.
Мы рассмотрели методику коррекции общего недоразвития речи с использованием дидактических игр. Именно в игре максимально реализуются потенциальные возможности дошкольников.
Можно сделать вывод, что при обучении детей с общим недоразвитием речи проведение коррекционной работы с использованием игровых приёмов усиливает мотивацию к исправлению лексико-грамматического недоразвития, активизирует речь, способствует развитию познавательных процессов, что повышает эффективность проводимой логопедом работы.
Нами проведен обучающий эксперимент по темам «Космос» и «Насекомые», который включал в семя специально разработанные игры по расширению и активизации словаря наречий, числительных, прилагательных и глаголов у детей экспериментальной группы. Дидактические игры проводились во второй половине дня в дополнение к логопедическим занятиям.
Результаты контрольного эксперимента были положительные, цель и задачи исследования выполнены.


1. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] /
B. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
2. Бессонова, Т. П. Специфика коррекционного обучения I этапа учащихся с общим недоразвитием речи (в условиях школьного логопедического пункта) [Текст] / Т. П. Бессонова // Дефектология. - 1988. - № 4. - С. 52-55.
3. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников. [Текст] /
C. А. Васильева, Н. В. Соколова // Воспитание дошкольников. - М. : Школа Пресс, 1999. - № 5. - С. 78-79.
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-7
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : «Детство-пресс», 2007. - 472 с.
6. Глухов, В. П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. - 1993. - № 4. - С. 37-42.
7. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] : методическое пособие / О. Е. Грибова. - М. : Айрис- пресс, 2005. - 96 с.
8. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : УНПЦ «Энергомаш», 1994. - 325 с.
9. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М., 1973. - 296 с.
10. Каше, Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 107 с.
11. Козырева, О. А. Лексико-грамматические игры [Текст] / О. А. Козырева // Журнал «Логопед». - М. : ТЦ Сфера, 2004. - № 6. - С. 89-92.
12. Крупенчук, О. И. Исправление произношения [Текст] / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. - СПб. : Литера, 2009. - 92 с.
13. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : «Союз», 1999. - 214 с.
14. Левина, Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями [Текст] / Р. Е. Левина // Развитие психики в условиях сенсомоторных дефектов. - М., 1966. - № 1. - С. 302-308.
15. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1969. - 214 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ