Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по совершенствованию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа №98590

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические особенности диалогической речи детей
дошкольного возраста
1.2. Лингво-методические основы развития диалогической речи у детей
дошкольного возраста
1.3. Содержание деятельности педагога по совершенствованию умений
диалогической речи детей дошкольного возраста
1.5. Анализ ФГОС и образовательных программ по разделу «Развитие л . 36
связной речи»
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Диагностика сформированности диалогических умений у детей
старшего дошкольного возраста
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на
организацию деятельности педагога по совершенствованию диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


В возрасте 5-6 лет у детей возникает потребность делиться своими впечатлениями, разделять собственные эмоции. Они охотно делятся своими переживаниями, рассказывают о своих новых друзьях, об общении с природой, о своих любимых играх. У них не хватает терпения выслушивать собеседника до конца, дети начинают перебивать друг друга. Вступая в беседу со сверстником, ребята приобретают навык равноправия в общении; учатся говорить более связно, понятно, учатся рассуждать, задавать вопросы, отвечать на них. Процесс освоения диалогического общения с ровесниками неосуществим без поддержки взрослого. Для того чтобы ребята имели возможность обстоятельно беседовать друг с другом, нужны определенные условия с целью взаимодействия в играх, для совместной деятельности детей, в повседневной жизни.
В настоящий момент одной из актуальных проблем является общение детей со своими ровесниками, когда реальное - не виртуальное! - общение в живую всё чаще заменяется различными гаджетами, которые разрушают ещё не сложившуюся нервную систему ребят. Человек не может прожить без общения с людьми. Собственно в ходе общения ребёнок познает жизнь, обретает общественный навык. Дошкольники беспрерывно находятся в диалоге друг с другом, включаются в межличностные отношения, ежедневно взаимодействуя. В силу этого ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится общение с ровесниками.
В возрастной психологии изучение развития диалогической речи сверстников в дошкольном возрасте - это беспрерывно развивающаяся область. Известный психолог Ж. Пиаже в 30-е годы XX века впервые обратил внимание психологов на особенности общения дошкольников со сверстниками как к главному факту психологического развития ребёнка, который способен разрушить эгоцентризм. Общение - одна из основных составляющих социальной жизни ребёнка и успешность в процессе его взросления будет зависеть от того, как хорошо он овладеет способами общения [17].
Общеизвестно утверждение С. Л. Рубинштейна: «Первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек». Невозможно не согласиться и со следующей его мыслью: «Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [12].
Проблема общения концептуально проработаны в трудах следующих известных психологов: Г. М. Андреевой, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. Коитуса, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Б. Спока, утверждавших, что общение является важным условием психического развития человека, формирования личности, а следовательно, индивидуализации и социализации.
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1155, 2013 год), в связи с необходимостью внесения изменений в работу дошкольного образования в области познавательно-речевого развития детей, в 2013-2014 году все дошкольные образовательные учреждения приступили к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Речевое развитие дошкольников по ФГОС ДО является фундаментом, который закладывает основные умения общения, расширяет словарный запас детей, в том числе активный и пассивный, приобщает ребенка к языку как к некому культурному фонду нации, формирует умения грамотного построения монологической и диалогической речи, что гарантирует устойчивость коммуникативных навыков. Для достижения этого результата необходимо: творческий подход, развитие поведенческой и просодической культуры диалога, способность детей дифференцировать ситуации общения , полноценной знакомство с детской литературой. Речевое развитие дошкольников по ФГОС ДО (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.
В современной жизни все большее значение приобретает проблема формирования речевой активности ребенка. Сформированность навыков диалогической речи проявляется наиболее выпукло у детей дошкольного возраста, когда отсутствующие элементарные умения затрудняют общение ребенка с ровесниками и старшими, приводят к повышенной тревожности, нарушая процесс общения в целом.
Актуальность проблемы исследования определила тему нашей работы: «Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс совершенствования умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических мероприятий по совершенствованию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с этим определяется цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс организационно-педагогических мероприятий по совершенствованию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью нами определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Выявить первоначальный уровень сформированности диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить комплекс организационно-педагогических мероприятий по совершенствованию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогическое наблюдение; диагностика; беседа.
Теоретической основой исследования явились:
- закономерности речевого развития дошкольников, выявленные в работах А. Н. Гвоздева, Н. С. Жуковой, Ф. А. Сохина;
- положения о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к их изучению (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, Л. И. Солнцева).
База исследования: в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 144 города Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Создание условий для формирования и совершенствования умений диалогической речи ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного общеобразовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. Создавая условия для диалогического общения дошкольника, педагог помогает ребенку усовершенствовать свою речь для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Не только богатый словарный запас, грамматически правильная связная речь являются залогом будущего обучения дошкольника, но и умение культурно и грамотно общаться со взрослыми и ровесниками.
У детей дошкольного возраста необходимо и возможно развивать умение вести диалог, умение устанавливать диалогические отношения с собеседником, умение поддерживать и конструировать разговор, то есть налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи аудиальных (фонетических, лексических, грамматических) и визуальных средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). При этом диалог должен рассматриваться не просто как композиционная форма речи (бытовой ситуативный разговор, фактическая, то есть направленная на поддержание эмоционального контакта с собеседником, беседа), но, прежде всего, как вид речевого общения, как содержательное общение, обращенное к познанию и самопознанию.
Понимание диалогической речи предстает в научно-теоретической с разных точек зрения литературе.
Мы понимаем диалог как вид речевой коммуникации между людьми, обусловленный характером взаимодействия людей в процессе их общения, осуществляется посредством невербальных и вербальных средств.
Для того чтобы воспитанник детского сада в дальнейшем успешно обучался в школе, у него должны быть сформированы следующие умения: связно, логично высказывать свои мысли, строить диалог, составлять небольшой рассказ на определенную тему с опорой на иллюстрацию, из собственного опыта, по замыслу. Для обучения детей способам общения в игре применяются методы и приемы: беседы-обсуждения игровых ситуаций, беседы по содержанию художественного произведения, где фигурирует общение детей; игры-драматизации, театрализация, коммуникативные игры, беседы по их содержанию; вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее результатов, самостоятельная деятельность детей.
В соответствие с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, а так же взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников. Содержание образовательной деятельности в детском саду обеспечивает развитие личности, мотивации и охватывает такие структурные единицы, как социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Условия, необходимые для создания успешной социальной ситуации развития воспитанника, предполагают построение развивающего обучения, направленного на уровень развития, который проявляется у ребенка в совместной деятельности со взрослым, в его индивидуальной деятельности. А так же немаловажным условием для успешного коммуникативного развития дошкольников является активное взаимодействие с родительской общественностью ДОУ в направлении организации образовательного процесса, посредством создания совместных педагогических проектов с семьей.
Речевое развитие дошкольников согласно ФГОС ДО осуществляется через НОД, индивидуальную работу, совместную деятельность с воспитателем, взаимодействие с родителями ДОУ в данном направлении. Развитие речи включает в себя следующее: владение речью как средством общения, обогащение словаря, диалога и монолога, развитие речетворчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Для улучшения качества развития речи дошкольников необходима активизация творческого потенциала педагогов, расширение их кругозора, привнесение в занятия новых технологий и инноваций. Одной из таких инноваций может быть применение элементов ТРИЗ-технологий (ТРИЗ - теория решения изобретательских задач). К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: теории - катализатор творческого решения проблемы; знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться.
Именно непрерывная и целенаправленная работа воспитателей и специалистов, активное взаимодействие с родительской общественностью в данном направлении решат многие проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, повысив уровень усвоения ООП, который необходим ребенку при поступлении в школу.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были рассмотрены различные психологические, педагогические подходы к изучению развития речи детей дошкольного возраста; определены особенности использования игры в развитии связной диалогической речи и коммуникативных речевых умений. Был подобран комплекс диагностических методик для определения уровня развития диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста.
На основании проведённой диагностики были выявлены уровни сформированности диалогических умений у дошкольников. Исходя из наблюдений и проведенной работы, можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста имеют навыки и умения диалогической речи, слушают и понимают речь, хотя участвуют в общении чаще по инициативе других, неустойчиво пользуются формами речевого этикета. Дошкольники легко идут на контакт, но в недостаточном объёме владеют речевыми оборотами для установления контакта и умением отвечать на вопросы; не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Сложность диалога для детей заключается в необходимости быстрого речевого реагирования: обдумывание своих реплик происходит одновременно с восприятием чужой речи.
На формирующем этапе был разработан комплекс педагогических мероприятий, направленный на совершенствование диалогических умений дошкольников с помощью игры, которая включает в себя задачи формирования и совершенствования частных диалогических умений у дошкольников, а также умений культурно вести диалог.
Задачи дифференцированы в соответствии с возрастом детей и представлены в трех блоках:
1. Подготовительный.
2. Обучающий.
3. Творческий.
В первом блоке мы подготавливаем детей к умению слушать и слышать партнёра и реагировать на его высказывания, вступая в диалог.
Во втором блоке, мы обучаем детей высказываться на любые темы из личного опыта, учим отвечать на поставленные вопросы и планировать свои высказывания, с учётом сложившейся ситуации.
В третьем блоке учим детей проявлять инициативу в общении, пользоваться речевым этикетом, совершенствуем умения использовать вербальные и невербальные средства общения.
Таким образом, подобрав комплекс педагогических мероприятий, направленный на совершенствование диалогических умений, мы создали условия для совершенствования диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 1997. - 400 с.
2. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 1999. - 160 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
4. Арушанова, А. Г. Истоки диалога: старший дошкольный возраст [Текст] / А. Г. Арушанова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. - С. 53.
5. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 34 - 42.
6. Белошапкова, В. А. Современный русский язык [Текст] / В. А. Белошапкова. - М. : Высшая школа, 1989. - 800 с.
7. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст] / О. А. Бизикова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.
8. Богуш, А. М. Воспитание правильной речи [Текст] / А. М. Богуш. - К. : Рад. Школа, 1990. - 120 с.
9. Богуш, А. М. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях [Текст] / А. М. Богуш. - К. : Вища школа, 1990. - 220 с.
10. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988. - 328 с.
11. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / под ред. М. В. Гамезо. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.
12. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / под ред. А. В. Петровского - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.
13. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст] / Г. А. Волкова. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : собр. соч. в 8 т. Т1. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - 504 с.
15. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова. - М. : Просвещение, 1992. - 143 с.
16. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет [Текст] /
B. В. Гербова. - М. : Просвещение, 1993. - 127 с.
17. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] / А. Г. Глинка. - СПб.; М. : Харьков, Минск, Питер, 1998. - 221 с.
18. Глухов, В., Новшиков, В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В. Глухов, В. Новшиков. - М. : АСТ, 2007 - 223 с.
19. Детская психология [Текст] / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мн. : Университетское, 1988. - 399 с.
20. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 560 с.
21. Жичкина, А. Е. Значимость игры в развитии человека [Текст] / А. Е. Жичкина // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - С. 54.
22. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
23. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] /
C. А. Козлова. - 3-е изд., исправ. и доп. - М. : Академия, 2001 - 416 с.
24. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А., Игумнов, С. А. Психическое развитие детей в норме и паталогии [Текст] / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб. : Питер, 2004 - 482 с.
25. Левшина, Н. И. Речевой этикет дошкольника [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. И. Левшина, М. В. Полякова. - Магнитогорск : МаГУ, 2008. - 61 с.
26. Левшина, Н. И. Развиваем речевое общение дошкольников [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. И. Левшина, Л. Н. Нагушева, О. С. Сунцова. - Магнитогорск : МаГУ, 2009. - 64 с.
27. Левшина, Н. И. Теоретико-прикладные аспекты социализации
дошкольников в речевой деятельности [Текст] : Монография /
Н. И. Левшина. - Магнитогорск : МаГУ, 2009. - 227 с.
28. Леонтьев, А. А. Общее понятие о деятельности. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : «Наука», 1974. - 227 с.
29. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] : избр. психол. тр. / А. А. Леонтьев. - М. : Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2003. - 536 с.
30. Лисина, М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым [Текст] : учебно-методическое пособие / М. И. Лисина. - М. : Изд-во Академия, 1985. - 245с.
31. Лурия, А. Р. Речь и мышление [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 320 с.
32. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. - 2-е изд. - Ростов на/Д. : Питер, 2003. - 322 с.
33. Матюхина, М. В., Михальчик, Т. С., Прокина, Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : пособие для студ. пед. ин-тов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.
34. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] : книга для воспитателей дошкольных учреждений / Д. В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 1982. - 58 с.
35. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб. : «Прайм- Еврознак», 2005 - 672 с.
36. Мижериков, В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей
и педагогов общеобразовательных учреждений [Текст] /
В. А. Мижериков. - Ростов на/Д. : «Феникс», 1998. - 544 с.
37. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С.Мухина. - М. : ООО «Апрель-Пресс», 1999. - 315 с.
38. Мухина, В. С. Психологические особенности детей предшкольного и дошкольного возраста [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Педагогика, 1973. - 354 с.
39. Негневицкая, Е. Н. Язык и дети [Текст] / Е. Н. Негневицкая, А. М. Шахнарович. - М. : Наука, 1981. - 111 с.
40. Обухова, Л. Ф. Детская психология : Теория, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 1996. - 360 с.
41. Пиаже, Ж. Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» [Текст] / Ж. Ж. Пиаже. - СПб. : Союз, 1997. - 282 с.
42. Практикум по детской психологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. : Просвещение, 1995. - 291 с.
43. Программа «Воспитание и обучение в детском саду» [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009. - 459 с.
44. Программа «Развитие» [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Баренцева - М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015. - 325 с.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2001. - 712 с.
46. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н. А. Стародубова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
47. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] /Л. Д. Столяренко. - Ростов на/Д. : «Феникс», 2000. - 756 с.
48. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] : книга для воспитателей дошкольных учреждений / А. П. Усова. - М. : Просвещение, - 1980. - 164 с.
49. Ушакова, О. С. Игры и упражнения по развитию речи [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Владос, 2004. - 80 с.
50. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Владос, 2004. - 288 с.
51. Ушакова, Т. Н Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т. Н. Ушакова. - М. : ПЕРСЭ, 2004. - 256 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL:ййр://минобрнауки.рф.
53. Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст] : учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение 1989. - 223 с.
54. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / сост. М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 560 с.
55. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Цейтлин. - М. : Владос, 2000. - 240 с.
56. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] : учеб. пособие / А. В. Чулкова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 220 с.
57. Шипицына, Л. М. Азбука общения [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская [и др.]. - М. : Детство-Пресс, 1998. - 380 с.
58. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Тривола, 1994. - 217 с.
59. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 448 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ