Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной деятельности в
развитии эстетического восприятия у детей 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностическое исследование развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 24
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия у
детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной деятельности в
развитии эстетического восприятия у детей 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностическое исследование развития эстетического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 24
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия у
детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность. В настоящее время одной из актуальных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста является проблема развития эстетического восприятия. Её актуальность обусловлена ведущим условием прогрессивного развития общества - воспитание и развитие человека, способного к творческому созиданию. В процессе познания эстетическое восприятие имеет первостепенное значение, так как именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. А воспринимаемый образ несет определенную художественную информацию через свое внутреннее и внешнее содержание. Без умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
В Концепции дошкольного воспитания обозначен подход к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении как к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В данном документе подчеркивается, что проблема развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением, так как эстетическое восприятие в дошкольном периоде являются необходимыми компонентами образованной личности в дальнейшем. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сформированность эстетического восприятия является необходимым условием развития человека высокой культуры и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Современная педагогика определяет эстетическое восприятие, как процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, рассматривая его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности. По мнению Т.Г. Казаковой, эстетическое восприятие связано с чувственным восприятием окружающего мира, где особое значение приобретает «внешний облик мира, его «форма», все то в мире, что можно непосредственно воспринимать чувствами» [25, с. 34]. Эстетическое восприятие ребенка окружающего мира являет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Эстетическое восприятие включает эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты в творческой деятельности. Именно в период дошкольного детства важно сформировать у ребенка эстетическое восприятие окружающего мира, подготовить к восприятию произведений искусства.
Старший дошкольный возраст, является сенситивным периодом развития эстетического восприятия, так как именно в этом возрасте дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения.
Развитие эстетического восприятия старших дошкольников происходит в различных видах деятельности. Одним из эффективных методов развития эстетического восприятия старших дошкольников является интегрированная художественная деятельность. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей, включает знакомство со всеми видами искусства. Организация интегрированной художественной деятельности предполагает вовлечение дошкольника в различные виды искусства (живопись, музыка, театр, поэзия).
В дошкольной педагогике на сегодняшний день накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, и другие). Существенный вклад в разработку теоретико-методических основ интеграции дошкольного образования внесли исследователи Л.А. Горшунова, О.М. Клементьева, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.Н. Новикова, О.С. Ушакова и др. Однако интегрированная художественная деятельность специально не изучалась, как форма развития эстетического восприятия старших дошкольников, а исследовались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов образовательной деятельности.
Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития эстетического восприятия дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях по развитию эстетического восприятия старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленного на развитие эстетического восприятия старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования: процесс развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность понятия «эстетическое восприятие».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности, и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по проблеме эстетического воспитания дошкольников М.И. Венгера, Л.А. Сакулиной, А.А. Мелик-Пашаевой, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой и др. Методические работы, посвященные вопросам развития эстетического восприятия дошкольников Н.А. Ветлугиной, Т.В. Королевой, И.А. Лыковой, М.В. Мацкевича, Г.А. Петровой, В.Н. Полуниной и др. Методические работы по использованию в развитии эстетического восприятия ребенка различных видов искусства (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, В.Ю. Лебедев).
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; сравнительно - сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12, г. Тавда. В исследовании принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 6,5 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 85 источников, два приложения.
В Концепции дошкольного воспитания обозначен подход к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении как к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В данном документе подчеркивается, что проблема развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением, так как эстетическое восприятие в дошкольном периоде являются необходимыми компонентами образованной личности в дальнейшем. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сформированность эстетического восприятия является необходимым условием развития человека высокой культуры и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Современная педагогика определяет эстетическое восприятие, как процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, рассматривая его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности. По мнению Т.Г. Казаковой, эстетическое восприятие связано с чувственным восприятием окружающего мира, где особое значение приобретает «внешний облик мира, его «форма», все то в мире, что можно непосредственно воспринимать чувствами» [25, с. 34]. Эстетическое восприятие ребенка окружающего мира являет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Эстетическое восприятие включает эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты в творческой деятельности. Именно в период дошкольного детства важно сформировать у ребенка эстетическое восприятие окружающего мира, подготовить к восприятию произведений искусства.
Старший дошкольный возраст, является сенситивным периодом развития эстетического восприятия, так как именно в этом возрасте дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения.
Развитие эстетического восприятия старших дошкольников происходит в различных видах деятельности. Одним из эффективных методов развития эстетического восприятия старших дошкольников является интегрированная художественная деятельность. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей, включает знакомство со всеми видами искусства. Организация интегрированной художественной деятельности предполагает вовлечение дошкольника в различные виды искусства (живопись, музыка, театр, поэзия).
В дошкольной педагогике на сегодняшний день накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, и другие). Существенный вклад в разработку теоретико-методических основ интеграции дошкольного образования внесли исследователи Л.А. Горшунова, О.М. Клементьева, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.Н. Новикова, О.С. Ушакова и др. Однако интегрированная художественная деятельность специально не изучалась, как форма развития эстетического восприятия старших дошкольников, а исследовались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов образовательной деятельности.
Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития эстетического восприятия дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях по развитию эстетического восприятия старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленного на развитие эстетического восприятия старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования: процесс развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность понятия «эстетическое восприятие».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности, и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по проблеме эстетического воспитания дошкольников М.И. Венгера, Л.А. Сакулиной, А.А. Мелик-Пашаевой, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой и др. Методические работы, посвященные вопросам развития эстетического восприятия дошкольников Н.А. Ветлугиной, Т.В. Королевой, И.А. Лыковой, М.В. Мацкевича, Г.А. Петровой, В.Н. Полуниной и др. Методические работы по использованию в развитии эстетического восприятия ребенка различных видов искусства (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, В.Ю. Лебедев).
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; сравнительно - сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12, г. Тавда. В исследовании принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 6,5 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 85 источников, два приложения.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи:
1. Проведен анализ литературы, раскрыта сущность понятия «эстетическое восприятие».
По определению Н.А. Ветлугиной, эстетическое восприятие - это «особый вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием».
2. Выявлены психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития эстетического восприятия. Особенность ребенка старшего дошкольного возраста заключается в том, что он чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в детском мировидении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения. В этом возрасте дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения. Педагогическое воздействие приобретает решающее значение в развитии эстетического восприятия, как составляющей полноценной личности в целом. Под чутким руководством взрослого ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, быту, в явлениях окружающей действительности и общественной жизни; ребенок и сам с удовольствием играет, рисует, поет, рассказывает. Накопление собственного опыта создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности, что способствует формированию эстетического восприятия.
3. Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Одним из видов деятельности, направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников, является интегрированная художественная деятельность.
Цель интегрированной художественной деятельности - объединить различные виды художественной деятельности в целостный педагогический процесс для развития эстетического восприятия у дошкольников.
Интеграция разных видов художественной деятельности в дошкольном возрасте имеет естественный характер. В силу возрастных особенностей ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизацией и пр.). Интеграция различных видов детской деятельности предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоничное развитие на основе художественно-эстетического восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон, на основе восприятия действительности различными органами чувств. В процессе интегрированной художественной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционального восприятия и эстетических чувств и переживаний, которые постепенно формируют эстетическое восприятие дошкольников.
4. С целью определения направленности содержания занятий по развитию эстетического восприятия старших дошкольников была организована педагогическая диагностика на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МКДОУ Детский сад №12 г. Тавда. В исследовании принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 6,5 лет.
Показателями и критериями развития эстетического восприятия в старшем дошкольном возрасте являются:
1. Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации. Критерии: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения (Б.М. Теплов).
2. Направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы. Критерии: способность предвосхищать будущий художественный образ; активность художественно-творческой деятельности; способность находить адекватные средства (цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, фактуры, ритмы, тембры и т.д.), которые позволяют «проявить» и воплотить впечатления в выразительные образы (А.А.Мелик-Пашаев).
3. Эстетические суждения. Критерии: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения разных видов искусства (А.К. Дремов).
Для определения уровня развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, в качестве диагностического инструментария, нами были выбраны следующие диагностические методики:
Для определения способности к эстетической оценке: диагностика эстетического восприятия художественных произведений Морозовой Т.В.
Для выявления эмоциональной отзывчивости на художественные образы: художественно -экспрессивный тест Л.В. Школяр.
Для определения способности к эстетической выразительности рисунка: творческое задание, основанное на методических разработках Т.С. Комаровой.
На основании полученных данных, мы выявили, что большинство детей данной группы на констатирующем этапе опытно-поисковой работы показали средний уровень развития эстетического восприятия, также имеются дети с низким уровнем эстетического восприятия, что и определило направленность содержания занятий по развитию эстетического восприятия старших дошкольников.
5. Разработан комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия старших дошкольников и проверена его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
В разработанные нами занятия включены экскурсии, способствующие развитию способности к эстетической оценке окружающей действительности; знакомство с художественными произведениями, способствующие развитию эмоциональной
отзывчивости; творческие задания, способствующие развитию эстетической выразительности, являющихся основными компонентами эстетического восприятия.
Занятия в форме интегрированной художественной деятельности проводились 1 раз в неделю в течение месяца.
В результате проведения занятий, направленных на развитие эстетического восприятия старших дошкольников, было выявлено, что изобразительная деятельность весьма привлекает детей, проявленный интерес, безусловно, побуждает их творческую активность. Сочетание изобразительной деятельности с другими видами деятельности (музыка, чтение, экскурсии, наблюдение), а также использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности расширяет детский кругозор, развивает творческие способности воспитанников. Использование в развитии эстетического восприятия интегрированной художественной деятельности дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства.
В результате проведения занятий у детей наблюдается повышение эмоциональности речи, они активно используют жесты, мимику, движения тела, для выражения эмоций при восприятии эстетического объекта. В художественно-творческой деятельности дошкольники стали проявлять большую активность, самостоятельно выбирают средства для воплощения в творческой деятельности воспринимаемого эстетического образа. У детей возникает меньше трудности при выражении своего отношения к воспринимаемым произведениям искусства, в речи дети используют сравнения, эпитеты, образные выражения.
1. Проведен анализ литературы, раскрыта сущность понятия «эстетическое восприятие».
По определению Н.А. Ветлугиной, эстетическое восприятие - это «особый вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием».
2. Выявлены психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития эстетического восприятия. Особенность ребенка старшего дошкольного возраста заключается в том, что он чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в детском мировидении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения. В этом возрасте дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения. Педагогическое воздействие приобретает решающее значение в развитии эстетического восприятия, как составляющей полноценной личности в целом. Под чутким руководством взрослого ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, быту, в явлениях окружающей действительности и общественной жизни; ребенок и сам с удовольствием играет, рисует, поет, рассказывает. Накопление собственного опыта создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности, что способствует формированию эстетического восприятия.
3. Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Одним из видов деятельности, направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников, является интегрированная художественная деятельность.
Цель интегрированной художественной деятельности - объединить различные виды художественной деятельности в целостный педагогический процесс для развития эстетического восприятия у дошкольников.
Интеграция разных видов художественной деятельности в дошкольном возрасте имеет естественный характер. В силу возрастных особенностей ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизацией и пр.). Интеграция различных видов детской деятельности предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоничное развитие на основе художественно-эстетического восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон, на основе восприятия действительности различными органами чувств. В процессе интегрированной художественной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционального восприятия и эстетических чувств и переживаний, которые постепенно формируют эстетическое восприятие дошкольников.
4. С целью определения направленности содержания занятий по развитию эстетического восприятия старших дошкольников была организована педагогическая диагностика на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МКДОУ Детский сад №12 г. Тавда. В исследовании принимали участие 10 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6 - 6,5 лет.
Показателями и критериями развития эстетического восприятия в старшем дошкольном возрасте являются:
1. Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации. Критерии: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения (Б.М. Теплов).
2. Направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы. Критерии: способность предвосхищать будущий художественный образ; активность художественно-творческой деятельности; способность находить адекватные средства (цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, фактуры, ритмы, тембры и т.д.), которые позволяют «проявить» и воплотить впечатления в выразительные образы (А.А.Мелик-Пашаев).
3. Эстетические суждения. Критерии: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения разных видов искусства (А.К. Дремов).
Для определения уровня развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, в качестве диагностического инструментария, нами были выбраны следующие диагностические методики:
Для определения способности к эстетической оценке: диагностика эстетического восприятия художественных произведений Морозовой Т.В.
Для выявления эмоциональной отзывчивости на художественные образы: художественно -экспрессивный тест Л.В. Школяр.
Для определения способности к эстетической выразительности рисунка: творческое задание, основанное на методических разработках Т.С. Комаровой.
На основании полученных данных, мы выявили, что большинство детей данной группы на констатирующем этапе опытно-поисковой работы показали средний уровень развития эстетического восприятия, также имеются дети с низким уровнем эстетического восприятия, что и определило направленность содержания занятий по развитию эстетического восприятия старших дошкольников.
5. Разработан комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия старших дошкольников и проверена его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
В разработанные нами занятия включены экскурсии, способствующие развитию способности к эстетической оценке окружающей действительности; знакомство с художественными произведениями, способствующие развитию эмоциональной
отзывчивости; творческие задания, способствующие развитию эстетической выразительности, являющихся основными компонентами эстетического восприятия.
Занятия в форме интегрированной художественной деятельности проводились 1 раз в неделю в течение месяца.
В результате проведения занятий, направленных на развитие эстетического восприятия старших дошкольников, было выявлено, что изобразительная деятельность весьма привлекает детей, проявленный интерес, безусловно, побуждает их творческую активность. Сочетание изобразительной деятельности с другими видами деятельности (музыка, чтение, экскурсии, наблюдение), а также использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности расширяет детский кругозор, развивает творческие способности воспитанников. Использование в развитии эстетического восприятия интегрированной художественной деятельности дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства.
В результате проведения занятий у детей наблюдается повышение эмоциональности речи, они активно используют жесты, мимику, движения тела, для выражения эмоций при восприятии эстетического объекта. В художественно-творческой деятельности дошкольники стали проявлять большую активность, самостоятельно выбирают средства для воплощения в творческой деятельности воспринимаемого эстетического образа. У детей возникает меньше трудности при выражении своего отношения к воспринимаемым произведениям искусства, в речи дети используют сравнения, эпитеты, образные выражения.
Подобные работы
- Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития эстетического
восприятия у старших дошкольников в интегрированной
художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в танцевальной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого воображение у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия развития у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019



