ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО¬
КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 6
1.1. Социально-коммуникативное развитие детей: сущность понятия,
компоненты, особенности их развития 6
1.2. Особенности организации подвижных игр для детей дошкольного
возраста 22
1.3. Возможности подвижных игр для социально-коммуникативного
развития дошкольников 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 43
2.1. Результаты диагностики социально-коммуникативного развития
детей в начале учебного года 43
2.2. Описание практической работы по проведению подвижных игр в
дошкольном учреждении с целью социально-коммуникативного развития детей 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 106
Проблема социально-коммуникативного развития личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. Философская и психолого-педагогическая мысль развивает идеи формирования социально активной личности, нашедшие отражение в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, А. Гуддинса, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Наторпа, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др.
Актуальность социально-коммуникативного развития обусловлена социальным заказом общества на формирование социально активной личности, способной к полному взаимодействию с внешней средой и активному ее преобразованию, что обозначено в ряде нормативных правовых документах: ФГОС ДО, «Концепции дошкольного воспитания», программах дошкольного образования и т.д.
Основным образовательным результатом должно являться достижение цели образования - воспитание успешного поколения, владеющего адекватными знаниями, навыками и компетенциями, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития. Это обусловлено, с одной стороны - сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой - потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических инстанций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.).
Наиболее приемлемым, оптимальным средством социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, являющаяся ведущим видом деятельности в этом возрасте, и, в частности, подвижные игры.
Подвижная игра - это сложная эмоционально окрашенная двигательная деятельность, регулируемая правилами. Подвижные игры всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариантностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения.
По убеждению Е.А. Аркина, подвижные игры вносят радость в жизнь ребенка, способствуют укреплению организма главным образом путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действия. Поэтому социальную активность целесообразно формировать через подвижные игры.
Однако в практике работы недостаточно используется педагогический потенциал подвижных игр для формирования и развития социально - коммуникативной сферы старших дошкольников.
Целью работы является обоснование эффективности подвижных игр в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные подходы по проблеме социально-коммуникативного развития личности.
2. Изучить методику организации подвижных игр в детском саду.
3. Провести диагностику социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в начале учебного года.
4. Провести в течение учебного года комплекс подвижных игр в различных формах образовательной деятельности.
5. Сделать выводы, показать роль подвижных игр в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
Работа проводилась на основе методов: теоретических, включающих изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, а также эмпирических методов, таких как наблюдение, обобщение педагогического опыта, диагностические методы (беседа, оценивание результатов деятельности дошкольников).
Теоретическая основа исследования. Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, М.С. Кагана, Д.Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками- последователями - Л.Н. Галигузовой, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и др.
База исследования: МБДОУ «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа, старшая группа общеразвивающей направленности для детей от 5 лет.
Достижение цели образования - воспитание из детей успешного поколения России, владеющего адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками - является основным воспитательным результатом и невозможно без целенаправленного социально-
коммуникативного развития дошкольников.
В данной работе дано обоснование эффективности подвижных игр в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав современные научные подходы по проблеме социально-коммуникативного развития личности, мы пришли к выводу, что важнейшей теоретико-методологической основой выделения состава социально-коммуникативного развития старших дошкольников является понятие о ценностных ориентациях личности, а именно о стремлении, направленности человека к максимальной самореализации в той или иной сфере. Это позволило нам определить основные компоненты социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста - эмоциональный, когнитивный, поведенческий компонент; выделить показатели, по которым можно судить о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста - степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитость самостоятельности и саморегуляции, уровень развития эмпатии; а также охарактеризовать уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Изучение методики организации подвижных игр в детском саду позволило определить наиболее важные для социально-коммуникативного развития дошкольников аспекты:
- использовать игры систематически в различных формах образовательной деятельности;
- усложнять игровые действия постепенно;
- обеспечивать радостный настой играющих;
- регулировать действие, правила, условия игры в зависимости от психо-физиологического состояния играющих;
- распределять роли в играх, руководствуясь конкретными педагогическими задачами;
- своевременно разрешать конфликты во взаимоотношениях детей.
Любая игра, требующая точного следования правилам, точного повторения за ведущим, выполнения задания ведущего, воспитывают осознанность своих действий и исполнительность.
Подобрав диагностические методики, мы провели диагностику социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 лет МБДОУ «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа, являющегося базой исследования.
С учетом полученных результатов был подобран комплекс подвижных игр для социально-коммуникативного развития дошкольников и составлено планирование организации данных игр на учебный год. Анализ проведенной в соответствии с планированием практической работы по проведению подвижных игр в старшей группе детского сада позволил сделать выводы, определить роль подвижных игр в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста:
Развитие социально-коммуникативной сферы дошкольников лучше всего осуществлять через подвижные игры.
Игры являются одним из эффективных средств решения педагогических задач.
Понятия, действия и представления, используемые в игре, в дальнейшем становятся основой детских поведения и убеждений.
Подвижные игры учат взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способствуют развитию эмпатии, усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развивают самостоятельность и саморегуляцию.
Таким образом, подвижные игры способствуют социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Задачи исследования решены, цель работы достигнута.
1. Аникеева, Н. П. Игра в педагогическом процессе [Текст] / Н. П. Аникеева. - Новосибирск: НГПИ , 1989. - 126 с.
2. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] / В. В. Абраменкова. - М.: Феникс, 2008. - 432 с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст]: книга для учителя / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-68.
5. Газман, О. С. Социальные аспекты развития [Текст] / О.С. Газман // Советская педагогика. - 1988. - №5. - С. 12-14.
6. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н. Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
7. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология [Текст] / под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение ,1988. - 287 с.
8. Иванова, Н.В. Теория и методические основы построения
социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Иванова. - Череповец:
Череповец, 2003. - 136 с.
9. Исаков, К.В. Как воспитать в ребёнке гражданина? [Текст] / Исаков К.В. // Активность школьников в процессе воспитания и обучении: сб. ст. - Пермь, 1971. - С. 18-22.
10. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 701 с.
11. Казанская, В.Г. Трудности взросления [Текст] / В.Г. Казанская. - СПб: Питер , 2003. - 123 с.
12. Казачок В.П. Самостоятельная личность [Текст] /В.П. Казачок // International Padagogical Magazin. - № 44. - С. 36-42.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика для
студ.сред.пед.учеб.заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
14. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск : Народная асвета, 1984. - 478 с.
15. Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) [Текст] // Ребенок в детском саду. - 2006. - №5. - С.83.
16. Коротков, И.М. Подвижные игры [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева.-М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 40 с.
17. Кочерова М.В. Развитие социальной активности младшего школьника в игровой деятельности [Текст] / М.В. Кочерова // Педагогический калейдоскоп. -2008. - №3. - С. 20-23.
18. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения [Текст] / Н.К. Крупская.
- М.: Высшая школа, 1947. - Т. 1. - 130 с.
19. Мудрик А.В. Социализация и воспитание [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Сентябрь, 1997. - 153 с.
20. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 313 с.
21. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина.- М.: Просвещение , 1986. - 304 с.
22. Панько Е.А. Физическая культура и развитие личности дошкольника [Текст] /Е.А. Панько, В.Н. Шебеко // Пралеска. - 1999.- № 4¬5.- С. 33-35.
23. Петровский А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2002. - 312 с.
24. Портных, Ю.И. Спортивные и подвижные игры [Текст]: учебник для техникумов физической культуры / Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 25 с.
25. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. -518 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - 361 с.
27. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / под ред. М.А.Васильевой. - М.: Просвещение , 1986. - 109 с.
28. Савин Н.В. Педагогика [Текст] / Н.В. Савин. - М.: Просвещение, 1978. - 268 с.
29. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия , 2001. - 336 с.
30. Франкл В. А. Гуманистическая психология [Текст] /В.А. Франкл. - М.: Просвещение, 1988. - 248 с.
31. Фребель, Ф.В.А. Точное письменное изложение занятий в детском саду [Текст] / Ф.В.А. Фребель // Педагогика детского сада. - Берлин, 1874. - С. 570.
32. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 345 с.
33. Чернова Г.Р. Психология общения [Текст]: учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. - СПб.: Питер, 2012. - 240 с.
34. Эльконин Д.Б. Психологические игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 360 с.