Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Работа №81626

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
464
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста... .7
1.2. Особенности воспитания доброжелательных отношений к
окружающим у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Педагогические условия воспитания доброжелательности у детей
5-6 лет в ходе подвижных играх 27
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению состояния процесса воспитания доброжелательных отношений у детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 36
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 36
2.2. Реализация педагогических условий воспитания доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх 46
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 56
Выводы по главе 2 66
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение

Активизация гуманистических тенденций в воспитании детей является характерной особенностью нашего времени (Ш.А. Амонашвили, Т.К. Ахаян, Р.С. Буре, А.В. Петровский, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.). Одна из гуманистических тенденций - это доброжелательность.
Следует отметить, что рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, педагоги, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения.
Изучены возможности старших дошкольников в развитии справедливых взаимоотношений (О.М. Гостюхина), доброжелательных (Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева), отзывчивости (М.В. Воробьева), гуманистической направленности поведения (С.А. Улитко, П.А. Цуканова). В исследованиях Т.И. Ерофеевой, Р.А. Иванковой, Н.П. Флегантовой и др. обсуждаются педагогические условия, способствующие формированию положительных гуманных взаимоотношений.
Актуальность исследования. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности (Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева и др.) [2]. Поэтому одной из целей дошкольного образования в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений, которое прописано в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1].
Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании умения видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором и строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сострадание и содействие. Чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, необходимо организовать совместную деятельность, так как дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку сверстников.
При общении со сверстниками у детей формируется чувство общности и желание видеть в сверстнике - друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. При взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управляя своим поведением.
Противоречия исследования: разработка теоретических и практических вопросов организации взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх, напрямую связана с разрешением противоречия между требованиями ФГОС ДО, определяющими идею максимального использования всех видов детской деятельности для развития личности, воспитания доброжелательных отношений и недостаточным методическим обеспечением данного процесса становления начальной социальной компетентности дошкольника и организацией игры с правилами в традиционной практике дошкольного образования с позиции решения узких дидактических задач, что и определило выбор темы исследования.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске теоретико-методического обеспечения педагогических условий воспитания доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Исходя из вышесказанного, мы сформировали тему нашего исследования: «Педагогические условия воспитания доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх».
Цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность внедрения педагогических условий воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия воспитания доброжелательных
отношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Гипотеза: процесс воспитания доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх будет эффективнее при реализации следующих педагогических условий:
-формирования «отношений кооперации» у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр;
- развитие у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств и переживаний (эмпатии, уважения, сочувствия).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить критерии проверки гипотезы.
3. Разработать картотеку подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста, конспекты этических бесед.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме);
- эмпирические (опрос, наблюдение, эксперимент, анкетирование);
- методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Эксперимент проводился на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23 г. Челябинска» (далее МАДОУ детский сад № 23). Юридический и фактический адрес: 454004, Челябинская область, г. Челябинск, ул.250-летия Челябинска, 65.
Исследование реализовывалось в несколько этапов:
Первый этап (октябрь-ноябрь 2017) - аналитико-теоретический.
Изучалась и анализировалась педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены его этапы и задачи.
Второй этап (ноябрь-апрель 2018) - опытно-экспериментальный.
Включает в себя проверку гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, в процессе которого проводилось работа по воспитанию доброжелательного отношения в подвижных играх детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальный этап в свою очередь делится еще на три этапа: констатирующий; формирующий; итоговый.
Третий этап (май 2018) - итогово-аналитический. Он посвящен
систематизации и обобщению полученных результатов, уточнению выводов и практических рекомендаций педагогам дошкольных образовательных организаций, оформлению результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что нами была разработана картотека подвижных игр для воспитания у детей старшего дошкольного возраста доброжелательных отношений, а также методические рекомендации для педагогов.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ряду базовых педагогических проблем, требующих своего изучения и решения, на одно из ведущих мест в последние годы выдвигается проблема развития доброжелательного отношения среди детей 5-6 лет. Её актуальность обусловлена потребностью научно обоснованного решения практических задач дошкольного образования в связи с большими социальными изменениями в нашей стране, возросшими требованиями к подрастающему поколению.
Доброжелательность - направленность личности, проявляется к окружающим под влиянием нравственного воспитания.
Особое место в развитии доброжелательности детей занимают педагогические условия, способствующие их улучшению.
С целью подтверждения гипотезы было проведено исследование:
- выявлена и теоретически обоснована проблема воспитания доброжелательности детей 5-6 лет;
- разработаны критерии;
- подобраны педагогические условия, способствующие эффективному развитию доброжелательности у детей.
Процесс воспитания доброжелательных отношениях предполагал следующих педагогических условий:
-формирования кооперации у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр;
- развитие у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств и переживаний (эмпатии, уважения).
На основании проведённого исследования можно сделать выводы, что в МАДОУ детский сад № 23 общий уровень развития доброжелательности у детей 5-6 лет значительно повысился. Дети стали способны объяснить и достаточно точно оценить собственные поступки в процессе взаимоотношений со сверстниками и поступки сверстников и окружающих в ходе дружеского общения.
С помощью диагностических методик были исследованы критерии гипотезы на констатирующем и итоговом этапах работы. Мы провели первичную и вторичную диагностики и при составлении сравнительных результатов пришли к выводу, что в контрольной группе уровень доброжелательности не изменился, остался на низком уровне.
Результаты методики «Разложи картинки» значительно поменялись в экспериментальной группе. Высоким уровнем правил взаимоотношений со сверстниками до эксперимента обладали лишь 2 человека (8.3%), сейчас высокому уровню соответствуют 8 детей (33.3%), средним уровнем обладали 5 детей (20.8%), сейчас среднему уровню соответствуют 10 детей (41.7%). Удовлетворительному уровню соответствовали 11 детей (45.9%), сейчас удовлетворительным уровнем обладают 5 детей (20.8%), и низкому уровню соответствовали 6 детей (25%), в то время как сейчас их количество составляет 1 (4.3%).
Исходя из диагностики «Мы вместе», в экспериментальной группе видно, что высокому уровню восприятия и понимания эмоционального состояния сверстников соответствовало всего лишь 3 ребенка (12.5%), а после проведенных нами педагогических условий высокому уровню соответствует 11 детей (45.8%). Среднему уровню соответствовало 11 детей (45.8%), а сейчас соответствует 9 детей (37.5%), и 10 детей (41.7%) соответствовало низкому уровню, а сейчас низкому уровню соответствуют всего лишь 4 ребенка (16.6%).
Исходя из диагностических ситуаций в экспериментальной группе видно, что высокому уровню применения норм и правил соответствовало 2 ребенка (8.3%), а после проведения педагогического эксперимента высокому уровню стало соответствовать 14 детей (58.4%), среднему уровню соответствовало 10 детей (41.7%), а сейчас - 5 детей (20.8%), и низкому уровню соответствовало 12 детей (50%), а сейчас -5 детей (20.8%).
Результаты контрольной группе остались почти неизменными.
В экспериментальной группе преобладающий низкий уровень доброжелательности среди детей 5-6 лет изменился на высокий. Высокий уровень дружеских взаимоотношений характеризует наличие у ребенка достаточно полной и конкретизированной информации о дружбе, о нормах и правилах дружественных отношений, способах взаимодействия со сверстниками в процессе общения и совместной деятельности, свободным использованием понятий «дружба», «друзья», «доброта», «сочувствие». Ребенком осознается степень необходимости указанных знаний, проявляется интерес к процессу их усвоения, его представления являются точными и конкретными.
Тем самым можно сказать, что выбранные нами педагогические условия воспитания доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх являются эффективными.
Таким образом, выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, что специально созданные условия оказывают существенное влияние на воспитание доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, поставленные задачи выполнены и гипотеза, оформленная в начале, подтвердилась.



1. Алексеева В.Г. Городская семья и воспитание личности / В.Г. Алексеева. - М.: Инфра. - 1976. - 29 с.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. - 1995. - 496 с.
3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. - М.:
Издательский Дом Шалвы Амонашвили - 2000. - 144 с.
4. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль. - 1979. - 189 с.
5. Анненкова Н.В. Воспитание у младших школьников уважительного и заботливого отношения к родителям / Н.В. Анненкова.-М.: Наука - 1991. - 16 с.
6. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. - М.: -Мысль - 1983. - 830 с.
7. Артемова Л.В. Развитие предпосылок толерантности в процессе социально-нравственного воспитания / Л.В. Артемова. - М.: Феникс - 2011. - № 1. - 99 - 105 с.
8. Артемова Л.В. Формирование общественной направленности ребенка в дошкольной игре / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение - Киев, 1998.- с 47 - 50.
9. Бабаева Т.И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. - М.: Детство - Пресс - СПб ., 2012. - 217 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение - 1968. - 464 с.
11. Буршит И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И. Е. Буршит, А. А. Зайцева - М.: Символ науки - 2016. - № 1/2. - 139 - 141 с.
12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. - 240 с.
13. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс. - 2011. - 125 с.
14. Войнова Т.П. Формирование чувства сотрудничества у детей
дошкольного возраста: игра как средство формирования чувства
сотрудничества / Т.П. Войнова, Е.В. Вовк. - М.: Проблемы соврем. пед. образования. - 2017. - № 54-2. -103 с.
15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский . - М.: Вопр. психологии. - 1966. - № 6. -68 с.
16. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина. - М.: Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. -10 - 14 с.
17. Дугарова Т.Ц. Проектный метод в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников / Т.Ц. Дугарова, А.А. Ооржак. - М.: Вестн. БГУ. - 2014. - № 4-1. -99-103с.
18. Дыбина О. В. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, Т.И. Бартошевич. - M.: Сфера, 2011. - 64 с.
19. Жуковская В. Н. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы / В. Н. Жуковская. - М.: Изд. доп. и перераб. - Минск: Народная асвета, 1975.
- 143 с.
20. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М.: АПН РСФСР , 1963. -320 с.
21. Запорожец, A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.
Эмоциональное развитие дошкольника/ A.B. Запорожец. - М.: Педагогика,
1985. - 176 с.
22. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 34 с.
23. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.
24. Князева Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л.П. Князева. - М.: Учебное пособие для спецкурса - Пермь, 2012.-117 с.
25. Ковалевский А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К.Ковалевский. - Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 138 с.
26. Комарова И.А. Игровые основы детского мировосприятия / И.А. Комарова. - М.: Весшк Вщебскага дзяржайнага ушверсггэта. - 2009. - 53с.
27. Космачева М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста /
М.Н. Космачева. - М.: Молодой ученый - 2017. - № 35. -91-93 с.
28. Красова Т.Д. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.Д. Красова. Липецк - 2001. - 23 с.
29. Кроненберг. Философия Канта и ее значение в истории развития мысли / Кроненсберг; вступ. ст. И. С. Кузнецовой. - М.: Янтарный Сказ - Калининград - 2005.- 192 с.
30. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
31. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения./ А.С. Макаренко. - М.: Просвещение - 1946. - 450с.
32. Новосельцева А.А. Ребенок в мире общения / А.А. Новосельцева, О.А. Ворфоломеева. - М: Педагогика и современность. - 2012. - № 2. -63-65 с.
33. Нищева Н. В. Играйка-5: семь игр для развития речи дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс -2010. - 32 с.
34. Павленко Т.А. Почему они конфликтуют?: Общение дошкольников/ Т.А. Павленко. - М.: Дошкольное воспитание. - 2012.- № 1. -72 -77 с.
35. Парфилова О.Н. Нравственное воспитание и формирование поведения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. -2003-2018. URL: https://www.ronl.ru/uchebnyye-posobiya/pedagogika/169354/
36. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. М: Просвещение, 1986. - 96 с.
37. Подласый И.П. Педагогика. Книга 1: Общие основы: Учебник для вузов./ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 435с.
38. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1981. - 35 с.
39. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2000. - 212 с.
40. Рыбаков И.А. Психолого-педагогические факторы формирования социально-коммуникативных способностей младших школьников [Электронный ресурс].-2011. URL:
https://infourok.ru/psihologopedagogicheskie-osnovi-razvitiya-kommunikativnih- sposobnostey-mladshih-shkolnikov-618478.html
41. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
42. Смирнова Е.О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева. - М.: Дошкольное воспитание, 2009. - №10. -63-73 с.
43. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного
отношения к сверстникам / Е. Смирнова,
В. Холмогорова. - М.: Дошкольное воспитание. - 2013. - № 8. -73-77 с.
44. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры: сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. - М.: Сфера: Речь - Москва. - Санкт-Петербург- 2010. - 174 с.
45. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения./ В.А. Сухомлинский.- М: Педагогика. - 1980. - 384с.
46. Трубайчук Л.В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста / Л.В. Трубайчук. - М.: Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2014.
- № 1 (4). -41-45 с.
47. Чепикова, Л.В. Педагогическое сопровождение воспитания основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: из опыта работы / Л.В. Чепикова, А.А. Миронюк. - М.: Аксиол. проблемы педагогики. - 2014. - № 6. - С. 133-143.
48. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2013.
49. Эльконин, Д. Б. Психологие игры / Д.Б. Эльконин. - М. Просвещение.
- 1987. -303 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ