ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «творческие способности» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности художественной деятельности в развитии
творческих способностей у детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Возможности художественной деятельности в развитии
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50
В связи с изменениями, происходящими в России, меняются и психолого-педагогические задачи нового образования: сейчас необходимы люди, способные принимать необычные решения, умеющие творчески мыслить. Обучение творчески мыслящих людей должна начинаться уже в дошкольном возрасте, для того, чтобы в первую очередь выявить склонности и способности детей к какой -либо деятельности и направить их в нужное направление. Кроме того, дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере выступает как чувствительный период в развитии творчества.
Формирование личности, ее результат в жизни тесно связаны с такими индивидуальными особенностями человека, как способности, талант, одаренность. Проблемой формирования способностей, в том числе детей дошкольного возраста, занимались Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, П. Торренс и ученые, изучающие развивающие возможность художественной деятельности (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, С.В. Погодина, Т.С. Комарова).
В дошкольном возрасте художественная деятельность является любимым занятием детей. Дошкольники имеют вероятность выражать свое ощущение, свое представление и воодушевленное отношение к охватывающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации. Художественная деятельность играет главную роль творческом развитии, развивает творческое мышление, воображение, фантазию. Формирует творческий потенциал личности, что в дальнейшем способствует самовыражению в творческой деятельности ребенка.
Об актуальности развития творческих способностей, мы можем увидеть в 1 главе закона «Об образовании в РФ», где среди основных целевых ориентиров, присутствует и творческое развитие ребенка: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции <...> в целях <.. .> творческого развития ребенка .. .»[23].
Исходя из актуальности проблемы исследования, нами были выявлено противоречие, между: необходимостью творческого развития детей дошкольного возраста и недостаточностью методических разработок и рекомендаций в области развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «творческие способности».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий по художественной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и провести комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа: концепция творческих способностей Б.М. Теплова, исследования Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Т.С. Комаровой, теоретические положения П. Торренса (о развитии творческих способностей ребенка) и других отечественных и зарубежных авторов.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования.
Теоретические методы исследования: теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Опытно-поисковое исследование проводилось на базе детского сада №40/228 «Капитошка» г. Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек.
Структура: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы содержащий 23 источника, приложений.
Обучение творчески мыслящих людей должна начинаться уже в дошкольном возрасте, для того, чтобы в первую очередь выявить склонности и способности детей к какой-либо деятельности и направить их в нужное направление. Проблемой формирования способностей, в том числе детей дошкольного возраста, занимались Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, П. Торренс. В ходе теоретического исследования было выявлено, что «творческие способности - это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении человека, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим» (Г.М. Ярошевский).
1. Исследовав научную литературу, мы пришли к выводу, что «творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества» (А.Н Леонтьев).
Процесс развития творческих способностей это процесс направленного изменения ведущее к появлению новых качества, специальных способностей, определяющие успех творчества (оригинальность замысла, проявление инициативы творчества и владение художественными техниками). (В.И. Ефремов).
Говоря о результате развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы выделили ряд показателей развитости творческих способностей (поВ.И. Ефремову, С.В. Погодиной):
- показатель - оригинальность замысла и его характеристика, возникновение замысла, проявление творческой инициативы;
- показатель - творческая самостоятельность и его характеристика, стремление к решению творческих задач без помощи со стороны взрослого, самоконтроль и оценка результата;
- показатель - владение художественными техниками и его характеристика, уверенность и ловкость во владении инструментами и материалами, скорость выполнения работы.
2. В ходе рассмотрения психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста в развитии творческих способностей было выявлено следующее:
- дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческих способностей.
- самостоятельность детей в решении поставленных задач.
- первое место занимают собственные придуманные образы, элементы реальности занимают второстепенное место, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.
3. Художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. (И.Т. Фролова). Одним из видов художественной деятельности относится изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, различными материалами, лепят, конструируют, делают аппликации, выполняют творческие продукты в смешанных техниках. Это мы учли при разработке комплекса занятий по художественной деятельности. Художественная деятельность позволяет решать задачи развития творческих способностей детей в условиях ДОО.
4. Диагностируя творческие способности детей мы выявили, что половина исследуемых детей старшего дошкольного возраста - пять человек показали средний уровень - замысел основан на наблюдениях, но не отличается оригинальностью, деятельность носила репродуктивно-творческий характер, дети часто обращались к взрослому, чтобы утвердиться в правильности выполнения задания. Только трое детей показали высокий уровень развитости творческих способностей - дошкольники проявляли самостоятельность в выборе замысла, содержание работ было разнообразно, замысел был оригинальный, основанный на наблюдениях и дети вносили элементы новизны, самостоятельно выполняли работу без обращения к взрослому. Низкий уровень показали двое детей - замысел стереотипный, инициативу и творчество не проявляли, деятельность носила репродуктивный характер, не справлялись с заданием без практической помощи взрослого. По данным диагностики было определено, что у детей старшего дошкольного возраста творческие способности имеют средний уровень. Имеющийся вывод, был сделан согласно анализу результатов по выделенным показателям.
5. Итак, при анализе представленных в первой главе теоретических положений, а также выводов, полученных в ходе опытно-поисковой работы, позволили нам разработать и провести комплекс занятий на основе художественной деятельности, направленный на развитие творческих способностей в тематике «Художественные промыслы Урала».
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : Учеб. пособие студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст] : Опыт исследований на материале пространственных искусств. - М. : Новая Москва, 1925.- 156 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д. Б .Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : книга для учителя / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93с.
5. Гаврина, С. Е. , Кутявина Н. Л. ,Топоркова И. Г. ,Щербинина С. В. Книга тестов [Текст] : - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». - 2008 - 80 с.
6. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : 2000. - 334 с.
7. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб. : Издательство Психология «Питер», 1999. - 368с.
8. Ефремов, В. И. Творчекое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] . - Пенза : Уникон-ТРИЗ, 2001. с. 38-39 с.
9. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] - М. : Учпедгиз, 1961. - 342 с.
10. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / Т. Г. Комарова - М. : Просвещение, 1985. - 125 с.
11. Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках [Текст] //Дошкольное воспитание - 1991. - №2. - с.54-56.
12. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества - кн. для педагогов дошк. учреждений [Текст] - М. : 1995. - 160 с.
13. Кон, И. С. Психология самостоятельности [Текст] // Знание — сила. 1985. № 7. С. 42-44.
14. Кудрявцев, В. Т. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В. Т. Кудрявцев, В. Б. Синельников. - Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 52-59.
15. Лепская, Н. А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков» [Текст] - М. : Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.
16. Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А. Н. Лук. - М. : Политиздат, 1976. -144 с.
17. Полтавцева, Л. И. Механизм интеграции достижений психологии в криминалистическую науку и практику [Текст] / Л. И. Полтавцева. - Изд- во: РЮИ МВД России, Ростов-на-Дону 2004. - 208с.
18. Психологическое обследование пятилетних детей, посещающих детские сады [Текст] Исследование МГ1П1У.
19. Ротенберг, В. С, Бондаренко С. М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение [Текст] // Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М. : Просвещение, 1989. - 238 с.
20. Теплов, Б. М. Способности и одаренность [Текст] - М. : 1982. - 286 с.
21. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест П. Торренса : Методическое руководство [Текст] / Е. Е. Туник. - Иматон, 1998. - 170 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, [Текст] 2013 г. - 20с
23. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) Об образовании в Российской Федерации [Текст] (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) - 118 с.
24. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : "Логос", 1996. - 320 с..
25. Юркевич, В. С. Типы одаренности [Текст] / В. С. Юркевич // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М. : Просвещение, 1997. - 260 - 270с