Организация деятельности педагога по развитию эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧСЕКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Сущность понятия «эмоциональная отзывчивость» 9
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников 15
1.3. Театрализованная деятельность средних дошкольников как
средство развития эмоциональной отзывчивости 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Диагностика эмоциональной отзывчивости у детей среднего
дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно - поисковой работы 28
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной
отзывчивости у средних дошкольников в театрализованной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧСЕКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Сущность понятия «эмоциональная отзывчивость» 9
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников 15
1.3. Театрализованная деятельность средних дошкольников как
средство развития эмоциональной отзывчивости 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Диагностика эмоциональной отзывчивости у детей среднего
дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно - поисковой работы 28
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной
отзывчивости у средних дошкольников в театрализованной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
В настоящее время на современном этапе жизни, развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к себе самому, к другим людям и к миру в целом. Образование дошкольников должно быть направлено на «формирование общей культуры», в том числе развитие эстетических качеств, сказано В Новом законе «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года (ст.64,п.1). Одним из приоритетных направлений является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей, развития у них эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Для формирования такого отношения дошкольный возраст считается наиболее синзитивным.
Необходимо уже с дошкольного детства учить ребёнка замечать прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира, искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основу эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать художественно-творческие способности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) описывает нам следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• Может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Эти ориентиры говорят о необходимости развития навыков понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей к окончанию дошкольного возраста.
Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Б.М. Теплов.
Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребёнка В.С. Мухина указывает, что в дошкольном возрасте, дети находятся в плену эмоций. Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им свою выразительность.
Результаты исследований отечественных психологов (Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, А.Б. Николаева, А.А. Рояк, Л.П. Стрелкова, и др.) показывают, что развитие эмоциональной отзывчивости представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида основы эмоционально-нравственной культуры. Уровень развития эмоциональной отзывчивости во многом предопределяет эмоциональное самочувствие ребёнка. А.В. Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности. В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить своё отношение к нему, способность видеть прекрасное и безобразное, причем не, только в искусстве, но и в окружающей действительности. Установлено (П.М. Якобсон, Г.М. Бреслав,
Е.О. Смирнова, Т.П. Гаврилова и др.), что эмоционально чувственные дети более эффективно включаются в процесс социализации, успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Существует множество средств развития эмоциональной отзывчивости, но мы более подробно остановимся на театрализованной деятельности.
Как нам уже известно, что эмоциональная отзывчивость как качество личности активно развивается в процессе общения с произведениями искусства, через сопереживание художественным образам. Ряд авторов (Л.П. Бочкарева, М.Д. Маханева, Т.А. Гайворонская и др.) подчеркивают, что театрализованная деятельность побуждает детей к активной работе: от сочувствия и сопереживания к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению, побуждает детей к активной самостоятельной творческой деятельности. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребёнка оказывает влияние на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром.
Дошкольники имеют неполные представления о чувствах и эмоциях, переживаемых человеком в реальной жизни. Театрализованная деятельность, как системный процесс, включающий: ознакомление с литературной основой будущего спектакля, анализ сюжета и поступков героев, проживание роли, воплощение образа героя и замысла спектакля, открывает широкие возможности развития эмоциональной отзывчивости средних дошкольников.
Однако данная деятельность как средство развития эмоциональной отзывчивости средних дошкольников зачастую недооценивается педагогами, не в полной мере разработано содержание непосредственно образовательной деятельности в ДОО направленной на развитие эмоциональной отзывчивости в процессе театрализованной деятельности. Вместе с тем именно в среднем дошкольном возрасте, когда перестраиваются отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, закладываются основы социального поведения личности, важно определить эффективные пути развития у детей эмоциональной отзывчивости, сочувствия, гуманности.
Таким образом, в педагогической практике существует противоречие между: возможностью развития эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности в ДОО и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования театрализованной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости средних дошкольников.
Сформулированное противоречие позволило определить проблему исследования, какие методы и приёмы театрализованной деятельности, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Организация деятельности педагога по развитию эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности».
Объектом исследования является процесс организации развития эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников.
Предметом исследования является комплекс занятий по развитию эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников в процессе театрализованной деятельности направленный на развитие эмоциональной отзывчивости.
Цель исследования: теоретически обосновать разработать и провести комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости детей среднего дошкольного возраста в процессе организации их театрализованной деятельности.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «эмоциональная отзывчивость»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности
развития эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников;
3. Рассмотреть возможности театрализованной деятельности в процессе эмоциональной отзывчивости детей среднего дошкольного возраста;
4. В ходе опытно-поисковой работы разработать и организовать проведение комплекса занятий по развитию эмоциональной отзывчивости в театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат Работы по теории эмоциональных явлений Г.М. Бреслава, В.К. Вилюноса; концептуальные положения о закономерностях и синзитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); концепция эмоционального развития ребенка (А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Л.П. Стрелкова); теории о роли искусства в развитии ребенка (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.), о закономерностях функционирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, П.М. Якобсон и др.), о роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей (Е.И. Михайлова, Е.А. Антипина, Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ психологической, педагогической методологической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, творческие задания, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов ДОО по развитию эмоциональной отзывчивости. Также следует отметить практическую значимость продукта проектной деятельности, который также может использоваться для организации досуговой деятельности в ДОУ.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение начальная школа - детский сад №14 г. Первоуральска. В опытно-поисковой работе приняло участие 10 воспитанников средней группы.
Опытно-поисковая работа по нравственно-патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме эмоциональной отзывчивости дошкольников; определялись психолого-педагогические особенности средних дошкольников, выявлялся потенциал проектной деятельности в эмоциональной отзывчивости, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня эмоциональной отзывчивости средних дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости эмоциональной отзывчивости средних дошкольников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приёмы, направленные на развитие выделенных нами критериев эмоциональной отзывчивости средних, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Необходимо уже с дошкольного детства учить ребёнка замечать прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира, искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основу эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать художественно-творческие способности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) описывает нам следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• Может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Эти ориентиры говорят о необходимости развития навыков понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей к окончанию дошкольного возраста.
Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Б.М. Теплов.
Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребёнка В.С. Мухина указывает, что в дошкольном возрасте, дети находятся в плену эмоций. Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им свою выразительность.
Результаты исследований отечественных психологов (Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, А.Б. Николаева, А.А. Рояк, Л.П. Стрелкова, и др.) показывают, что развитие эмоциональной отзывчивости представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида основы эмоционально-нравственной культуры. Уровень развития эмоциональной отзывчивости во многом предопределяет эмоциональное самочувствие ребёнка. А.В. Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности. В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить своё отношение к нему, способность видеть прекрасное и безобразное, причем не, только в искусстве, но и в окружающей действительности. Установлено (П.М. Якобсон, Г.М. Бреслав,
Е.О. Смирнова, Т.П. Гаврилова и др.), что эмоционально чувственные дети более эффективно включаются в процесс социализации, успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Существует множество средств развития эмоциональной отзывчивости, но мы более подробно остановимся на театрализованной деятельности.
Как нам уже известно, что эмоциональная отзывчивость как качество личности активно развивается в процессе общения с произведениями искусства, через сопереживание художественным образам. Ряд авторов (Л.П. Бочкарева, М.Д. Маханева, Т.А. Гайворонская и др.) подчеркивают, что театрализованная деятельность побуждает детей к активной работе: от сочувствия и сопереживания к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению, побуждает детей к активной самостоятельной творческой деятельности. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребёнка оказывает влияние на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром.
Дошкольники имеют неполные представления о чувствах и эмоциях, переживаемых человеком в реальной жизни. Театрализованная деятельность, как системный процесс, включающий: ознакомление с литературной основой будущего спектакля, анализ сюжета и поступков героев, проживание роли, воплощение образа героя и замысла спектакля, открывает широкие возможности развития эмоциональной отзывчивости средних дошкольников.
Однако данная деятельность как средство развития эмоциональной отзывчивости средних дошкольников зачастую недооценивается педагогами, не в полной мере разработано содержание непосредственно образовательной деятельности в ДОО направленной на развитие эмоциональной отзывчивости в процессе театрализованной деятельности. Вместе с тем именно в среднем дошкольном возрасте, когда перестраиваются отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, закладываются основы социального поведения личности, важно определить эффективные пути развития у детей эмоциональной отзывчивости, сочувствия, гуманности.
Таким образом, в педагогической практике существует противоречие между: возможностью развития эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности в ДОО и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования театрализованной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости средних дошкольников.
Сформулированное противоречие позволило определить проблему исследования, какие методы и приёмы театрализованной деятельности, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Организация деятельности педагога по развитию эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности».
Объектом исследования является процесс организации развития эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников.
Предметом исследования является комплекс занятий по развитию эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников в процессе театрализованной деятельности направленный на развитие эмоциональной отзывчивости.
Цель исследования: теоретически обосновать разработать и провести комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости детей среднего дошкольного возраста в процессе организации их театрализованной деятельности.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «эмоциональная отзывчивость»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности
развития эмоциональной отзывчивости у средних дошкольников;
3. Рассмотреть возможности театрализованной деятельности в процессе эмоциональной отзывчивости детей среднего дошкольного возраста;
4. В ходе опытно-поисковой работы разработать и организовать проведение комплекса занятий по развитию эмоциональной отзывчивости в театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат Работы по теории эмоциональных явлений Г.М. Бреслава, В.К. Вилюноса; концептуальные положения о закономерностях и синзитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); концепция эмоционального развития ребенка (А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Л.П. Стрелкова); теории о роли искусства в развитии ребенка (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.), о закономерностях функционирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, П.М. Якобсон и др.), о роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей (Е.И. Михайлова, Е.А. Антипина, Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ психологической, педагогической методологической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, творческие задания, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов ДОО по развитию эмоциональной отзывчивости. Также следует отметить практическую значимость продукта проектной деятельности, который также может использоваться для организации досуговой деятельности в ДОУ.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение начальная школа - детский сад №14 г. Первоуральска. В опытно-поисковой работе приняло участие 10 воспитанников средней группы.
Опытно-поисковая работа по нравственно-патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме эмоциональной отзывчивости дошкольников; определялись психолого-педагогические особенности средних дошкольников, выявлялся потенциал проектной деятельности в эмоциональной отзывчивости, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня эмоциональной отзывчивости средних дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости эмоциональной отзывчивости средних дошкольников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приёмы, направленные на развитие выделенных нами критериев эмоциональной отзывчивости средних, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современных условиях, когда остро стоит проблема развития нравственности подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является формирование эмоциональной отзывчивости. Средний дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования эмоциональных качеств, в том числе отзывчивости, и роль дошкольной организации в процессе социализации личности, становления эмоционального поведения огромна. Теоретический анализ литературы таких ученых, как А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Б.М. Теплов Т.П. Гаврилова, А.Б. Николаева, А.А. Рояк, Л.П. Стрелкова, П.М. Якобсон, Г.М. Бреслав, Е.О. Смирнова, Л.П. Бочкарева, М.Д. Маханева, Т.А. Гайворонска и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы ряда авторов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, В.А. Сухомлинский) по теме исследования, раскрыто понятие «эмоциональная отзывчивость», социально значимое качество личности, относящееся к нравственным эмоциям, рассматривается как эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие, является азбукой эмоциональной культуры человека.
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Т.П. Гаврилова, Б.И. Додонов и др.), мы определяем эмоциональную отзывчивость в единстве трех компонентов: когнитивного, эмоционального и действенного. Когнитивный компонент проявляется - в адекватном определении эмоционального состояния, эмоциональный - во внешнем выражении сопереживания, эмпатического реагирования, действенный - в проявлении отзывчивости, сопереживания во взаимоотношениях с окружающим миром и людьми.
2. Мы выяснили, что средний дошкольный возраст является ответственным этапом в формировании эмоциональной отзывчивости, в этом возрасте в ребенке происходят те значительные изменения, которые повлияют положительно на их эмоциональную отзывчивость. Дошкольники от 4 до 5 лет учатся понимать, проявлять, различать, принимать и полноценно выражать свои чувства. В качестве источника чувств служат взаимоотношения с другими людьми и игра как ведущая деятельность. Эмоциональное развитие обеспечивает регуляцию деятельности, воздействует на мотивационно - потребностную сферу, самосознание, познание.
У детей в возрасте от 4 до 5 формируется умение различать ярко выраженные эмоциональные состояния; видеть проявление эмоционального состояния во внешнем их проявлении - в выражении лица, жестах, интонации голоса. Различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния, вслушиваться в интонацию речи, ее содержание. Объединять изображения разных людей по общности их эмоционального состояния. Устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием изображенных.
Когнитивный компонент можно выявить по умению различать эмоции по мимике, жестам, интонации.
Эмоциональный компонент можно выявить по умению устанавливать связь между эмоцией, и причиной ее возникновения. В сочувствии в сопереживании.
Действенный компонент можно выявить по умению выражать эмоциональные переживания интонационно и двигательно.
Знакомство детей с эмоциями осуществляется в дошкольном учреждении как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях с педагогом, где дети с помощью техники выразительных движений, этюдов, тренингов, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания. Все это необходимо учитывать при построение занятий, а так же изучению динамики развития эмоциональной отзывчивости.
В целом можно утверждать, что дошкольники воспринимают мир в своих детских координатах и пропорциях, оценивают его через призму своей системы смыслов и значений, в эмоциональной отзывчивости на все взаимодействия с реальностью.
Роль ДОО в процессе развития эмоционального развития огромна. Поэтому основная задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста состоит в создании благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости.
3. Рассмотрев особенности театрализованной деятельности, ее роль, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития эмоциональной отзывчивости детей, их высших социальных чувств, что содействуют нравственному развитию, вырабатывают навыков адекватного эмоционального реагирования и самоконтроля. В театрализованной деятельности у детей расширяется круг распознаваемых эмоций, дети учатся определять эмоциональное состояние героя по мимике, жестам, интонации. Происходит осознание собственных эмоциональных переживаний (когнетивный); проявлять сочувствие и сопереживание героям, в оценивании причин поступка персонажа. Повышается уровень восприимчивости к эмоциональным состояниям других людей (эмоциональный}; передавать образа героя через воплощение в роль. Развивается способность к реальному содействию по отношении к окружающим (действенного).
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан проект «Театр настроения» для развития эмоциональной отзывчивости детей в театрализованных играх и проведен комплекс занятий. Работа включала следующие направления театрализованной деятельности: режиссерские игры: настольный театр картинок, настольный театр кукол; игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами, импровизация, имитационные игры, пластические и мимические этюды на воспроизведение эмоций, манипулятивные игры, беседы, работа со сказками, игры- релаксации, танцевальная и рисуночная терапия, сказкотерапия, сочинения рассказов, релаксационные техники, которые использовались комплексно. Проводились инсценировки, игры-драматизации, режиссерские игры. А так же в содержание комплекса занятий по театральной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения.
Выбор содержания, форм и методов организации театральной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей эмоциональной отзывчивости, что было выявлено в процессе опытно- поисковой работы и в результате наблюдения за детьми произошли существенные изменения, которые отметили родители. По их словам, дети стали более ярче проявлять свои эмоции, открытыми, менее скованными, были замечены улучшения в речи. Наблюдения во время занятий также показывают, что уровень эмоциональной отзывчивости повысился. Дети с большей легкостью научились устанавливать взаимосвязь между эмоцией и причинами ее возникновения, а так же выражать эмоциональные переживания интонационно и двигательно. У детей которые не желали включаться в игровое обучение, молча наблюдали за игрой со стороны, никак не проявляли свое эмоциональное отношение к сверстникам, появился интерес к совместной игровой деятельности. Группа стала более сплоченной.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы ряда авторов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, В.А. Сухомлинский) по теме исследования, раскрыто понятие «эмоциональная отзывчивость», социально значимое качество личности, относящееся к нравственным эмоциям, рассматривается как эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие, является азбукой эмоциональной культуры человека.
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Т.П. Гаврилова, Б.И. Додонов и др.), мы определяем эмоциональную отзывчивость в единстве трех компонентов: когнитивного, эмоционального и действенного. Когнитивный компонент проявляется - в адекватном определении эмоционального состояния, эмоциональный - во внешнем выражении сопереживания, эмпатического реагирования, действенный - в проявлении отзывчивости, сопереживания во взаимоотношениях с окружающим миром и людьми.
2. Мы выяснили, что средний дошкольный возраст является ответственным этапом в формировании эмоциональной отзывчивости, в этом возрасте в ребенке происходят те значительные изменения, которые повлияют положительно на их эмоциональную отзывчивость. Дошкольники от 4 до 5 лет учатся понимать, проявлять, различать, принимать и полноценно выражать свои чувства. В качестве источника чувств служат взаимоотношения с другими людьми и игра как ведущая деятельность. Эмоциональное развитие обеспечивает регуляцию деятельности, воздействует на мотивационно - потребностную сферу, самосознание, познание.
У детей в возрасте от 4 до 5 формируется умение различать ярко выраженные эмоциональные состояния; видеть проявление эмоционального состояния во внешнем их проявлении - в выражении лица, жестах, интонации голоса. Различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния, вслушиваться в интонацию речи, ее содержание. Объединять изображения разных людей по общности их эмоционального состояния. Устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием изображенных.
Когнитивный компонент можно выявить по умению различать эмоции по мимике, жестам, интонации.
Эмоциональный компонент можно выявить по умению устанавливать связь между эмоцией, и причиной ее возникновения. В сочувствии в сопереживании.
Действенный компонент можно выявить по умению выражать эмоциональные переживания интонационно и двигательно.
Знакомство детей с эмоциями осуществляется в дошкольном учреждении как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях с педагогом, где дети с помощью техники выразительных движений, этюдов, тренингов, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания. Все это необходимо учитывать при построение занятий, а так же изучению динамики развития эмоциональной отзывчивости.
В целом можно утверждать, что дошкольники воспринимают мир в своих детских координатах и пропорциях, оценивают его через призму своей системы смыслов и значений, в эмоциональной отзывчивости на все взаимодействия с реальностью.
Роль ДОО в процессе развития эмоционального развития огромна. Поэтому основная задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста состоит в создании благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости.
3. Рассмотрев особенности театрализованной деятельности, ее роль, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития эмоциональной отзывчивости детей, их высших социальных чувств, что содействуют нравственному развитию, вырабатывают навыков адекватного эмоционального реагирования и самоконтроля. В театрализованной деятельности у детей расширяется круг распознаваемых эмоций, дети учатся определять эмоциональное состояние героя по мимике, жестам, интонации. Происходит осознание собственных эмоциональных переживаний (когнетивный); проявлять сочувствие и сопереживание героям, в оценивании причин поступка персонажа. Повышается уровень восприимчивости к эмоциональным состояниям других людей (эмоциональный}; передавать образа героя через воплощение в роль. Развивается способность к реальному содействию по отношении к окружающим (действенного).
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан проект «Театр настроения» для развития эмоциональной отзывчивости детей в театрализованных играх и проведен комплекс занятий. Работа включала следующие направления театрализованной деятельности: режиссерские игры: настольный театр картинок, настольный театр кукол; игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами, импровизация, имитационные игры, пластические и мимические этюды на воспроизведение эмоций, манипулятивные игры, беседы, работа со сказками, игры- релаксации, танцевальная и рисуночная терапия, сказкотерапия, сочинения рассказов, релаксационные техники, которые использовались комплексно. Проводились инсценировки, игры-драматизации, режиссерские игры. А так же в содержание комплекса занятий по театральной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения.
Выбор содержания, форм и методов организации театральной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей эмоциональной отзывчивости, что было выявлено в процессе опытно- поисковой работы и в результате наблюдения за детьми произошли существенные изменения, которые отметили родители. По их словам, дети стали более ярче проявлять свои эмоции, открытыми, менее скованными, были замечены улучшения в речи. Наблюдения во время занятий также показывают, что уровень эмоциональной отзывчивости повысился. Дети с большей легкостью научились устанавливать взаимосвязь между эмоцией и причинами ее возникновения, а так же выражать эмоциональные переживания интонационно и двигательно. У детей которые не желали включаться в игровое обучение, молча наблюдали за игрой со стороны, никак не проявляли свое эмоциональное отношение к сверстникам, появился интерес к совместной игровой деятельности. Группа стала более сплоченной.
Подобные работы
- Организация процесса по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного
возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-
игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организация деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в музейной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



