ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность и содержание понятия «традиционные семейные
ценности» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
традиционных семейных ценностей у младших школьников 22
1.3. Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании
традиционных семейных ценностей у младших школьников 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
традиционных семейных ценностей у младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 32
2.2. Содержание работы по формированию традиционных семейных
ценностей у младших школьников в игровой деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время демографическая ситуация в России характеризуется демографическим кризисом, т. е. нисходящей демографической динамикой. Смена эпох, потрясения XX века и технический прогресс привели к трансформации традиционного жизненного уклада, нравственных и духовных основ жизни общества и смене ценностных ориентаций в XXI веке. В современных условиях трансформировалась структура семьи (ориентация на малодетность и бездетность, увеличение числа неполных семей), что напрямую повлияло на ухудшение демографической ситуации в России. Как отмечает В.И. Якунин [65], сейчас институт семьи переживает кризис, который выражается в устойчивых установках в массовом сознании на малодетность или даже бездетность, в нежелании молодежи создавать семью, распространении «пробных браков», в росте числа разводов.
Разрывается связь между поколениями, семья из расширенной становится нуклеарной, утрачиваются традиционные ценности многопоколенной семьи. В то же время, институт семьи является неотъемлемым условием сохранения традиций и культурной преемственности в истории народа. В условиях демографического кризиса вопрос сохранения традиционных семейных ценностей как мировоззренческих установок у подрастающего поколения приобретает особую значимость и актуальность.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяет семью как базовую национальную ценность. Так же в Концепции выделены задачи, которые должны обеспечить духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся в сфере общественных отношений: «осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу РФ, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода» [29]. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одним из важнейших приоритетов государственной политики в области воспитания является «обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям» [49].
Система образования оказывает существенное влияние на формирование ценностных установок, особенно, в младшем школьном возрасте. Одна из главных задач обучения и воспитания детей на ступени начального общего образования - духовно-нравственное развитие обучающихся, становление их гражданской идентичности, приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, в частности, к традиционным семейным ценностям.
«Примерная основная образовательная программа начального общего образования» [40] выделяет направление духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в области семейной культуры «воспитание семейных ценностей», основанной на системе базовых национальных ценностей (семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших), которое должно обеспечить усвоение их обучающимися. Исследователь С.П. Акутина [1] выделяет следующие традиционные семейные духовно-нравственные ценности: материнство, отцовство, ребенок в семье, кровное родство, семейный лад, домашний очаг, труд, обычаи, традиции, обряды, вера, соборность, родина, трудолюбие, мир.
В педагогике существует множество форм, методов, приемов, способствующих формированию базовых национальных ценностей (в частности, семейных) у младших школьников. Но принять и усвоить традиционные семейные ценности как свои мировоззренческие установки ребенок сможет только тогда, когда «проживет» эти ценности в своей собственной деятельности. В этом раскрывается значимость игровой деятельности, в которой младшему школьнику предоставляется возможность прикоснуться к художественным произведениям изобразительного искусства - носителям базовых национальных ценностей, а так же «проиграть» ту или иную жизненную ситуацию, усваивая те ценности, которые заложены в целях и задачах игры. Г.М. Алиева отмечает влияние игры на нравственное развитие младшего школьника: «игра является эффективнейшим средством умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания младших школьников. Она дает им такие доступные для них способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение окружающей действительности» [2, с. 10].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования традиционных семейных ценностей и как результат - сформированность традиционных семейных ценностей является актуальной для младших школьников и особенно в игровой деятельности как способа и средства формирования ценностей. Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выявить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по формированию традиционных семейных ценностей у младших школьников в игровой деятельности и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Все вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Формирование традиционных семейных ценностей у младших школьников в игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и применить комплекс настольных игр, направленный на формирование традиционных семейных ценностей у младших школьников.
Задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «формирование традиционных семейных ценностей»;
2) Проанализировать психолого-педагогические особенности формирования традиционных семейных ценностей у младших школьников;
3) Рассмотреть возможности игровой деятельности в процессе формирования традиционных семейных ценностей у младших школьников в игровой деятельности;
4) На констатирующем этапе опытно-поисковой работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику по выявлению уровней сформированности традиционных семейных ценностей у младших школьников;
5) В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс настольных игр, направленный на формирование традиционных семейных ценностей у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования традиционных семейных ценностей у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс настольных игр, направленный на формирование традиционных семейных ценностей у младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, раскрывающие проблему исследования с позиций аксиологического подхода (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин), формирующего подхода (Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов), воспитательного потенциала игровой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Б.Д. Эльконин, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Я.А. Коменский, И.Ф. Дементьева, А.В. Мудрик, С.П. Акутина, С.Ю. Дивногорцева).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию традиционных семейных ценностей у младших школьников. Комплекс настольных игр, направленный на формирование традиционных семейных ценностей, может быть использован как в урочной, так и внеурочной деятельности.
База исследования: исследование проводилось на базе экспериментальной общеобразовательной школы при ЧОУ «Свято- Симеоновская гимназия» города Екатеринбурга, в котором приняли участие 17 обучающихся 4 класса в возрасте от 10 до 11 лет.
Опытно-поисковая работа осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования традиционных семейных ценностей у младших школьников; определялись психолого-педагогические особенности младших школьников; выявлялся потенциал игровой деятельности по формированию традиционных семейных ценностей; разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности традиционных семейных ценностей у младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня сформированности традиционных семейных ценностей у младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса настольных игр, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев формирования традиционных семейных ценностей у младших школьников, осуществлялось применение разработанного комплекса настольных игр.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Одна из главных задач обучения и воспитания детей на ступени начального общего образования - духовно-нравственное развитие обучающихся, становление их гражданской идентичности, приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, в частности, к традиционным семейным ценностям.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Б.Д. Эльконин, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Я.А. Коменский, И.Ф. Дементьева, А.В. Мудрик, С.П. Акутина, С.Ю. Дивногорцева и др., а так же проведенная опытно-поисковая работа подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. На основании изученной литературы В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сластенина, С.П. Акутиной, Л.С. Подымовой, Н.В. Микляевой и др. раскрыто понятие «формирование традиционных семейных ценностей - это целенаправленный процесс нравственного становления и развития молодого поколения, результатом которого является сформированность мировоззренчески значимых представлений, приоритетных нравственных установок, выраженных в ценностных принципах, нормах, идеалах, целях, основанных на семейных, социально- исторических, культурных, и религиозных традициях, безусловное осознание ценности семьи (Е.Н. Бородина). На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как О.В. Дыбина, Е.Н. Бородина, О.Ю. Федосеева, Н.В. Микляева и др., мы определяем сформированность ценностного отношения к семье в единстве трех критериев (Е.Н. Бородина): познавательного, мотивационно-потребностного, деятельностно-поведенческого.
Познавательный проявляется в наличии знаний и представлений о базовых национальных ценностях (традиционных семейных ценностях), о мире семьи, о духовно-нравственных качествах семьянина и владении определенными понятиями и знанием произведений, в которых выражены традиционные семейные ценности; мотивационно-потребностный проявляется в устойчивом интересе к познанию своей семьи, к истории семейных традиций, в интересе и активности в процессе познавательной и игровой деятельности; деятельностно-поведенческий - проявляется в мотивации ребенка на нравственный поступок в отношении семьи и своего рода, уровне активности, инициативности, самостоятельности в познавательной и игровой деятельности.
2. Мы изучили психолого-педагогическую литературу, рассмотрели развитие когнитивной, эмоциональной и деятельностной сферы младших школьников (младших подростков), и пришли к выводу, что данный период в развитии ребенка является сенситивным для формирования традиционных семейных ценностей. Особенности восприятия и мышления детей младшего школьного возраста необходимо учитывать при формировании знаний и представлений о базовых национальных ценностях (традиционных семейных ценностях), о мире семьи, о духовно-нравственных качествах семьянина и формировании владением определенными понятиями (образно¬
содержательный критерий). Особенности эмоциональности и мотивации детей младшего школьного возраста необходимо использовать в развитии устойчивого интереса к познанию своей семьи, к истории семейных традиций, интереса и активности в процессе познавательной и игровой деятельности (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к мышлению, самостоятельному ценностному выбору и мотивация ребенка на нравственный поступок в отношении семьи и своего рода, уровень активности, инициативности, самостоятельности в познавательной и игровой деятельности (действенно-практический критерий) - все это необходимо учитывать при разработке и организации комплекса занятий по игровой деятельности;
3. Мы рассмотрели сущность и потенциал игровой деятельности, и сделали вывод, что игровая деятельность является эффективным средством формирования традиционных семейных ценностей. Содержательная наполненность игровой деятельности способствует формированию традиционных семейных ценностей через художественные образы - носители этих ценностей, а так же через литературный ряд, где младшие школьники знакомятся с произведениями отечественных писателей и мыслителей. В процессе дидактической настольной игры происходит воздействие не только на познавательную сферу младшего школьника, но и на эмоциональную, мотивационную. В процессе игровой деятельности приобретаются и систематизируются знания и представления о традиционных семейных ценностях;
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста и задач формирования традиционных семейных ценностей, и применен комплекс дидактических настольных игр. В содержание комплекса вошли художественные и литературные произведения по семейной, культурно-обрядовой и нравственно-патриотической тематике. Выбор содержания, форм и методов организации игровой деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей сформированности традиционных семейных ценностей, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа процесса игровой деятельности младших школьников.
1. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей [Текст] / С.П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №94. - С. 9-15.
2. Алиева, Г.М. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук / Г.М. Алиева. - Махачкала, 2008. - 22 с.
3. Асташова, H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / Н.А. Асташова // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 25-36.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000.
5. Беляева, А.Б. Традиционные семейные ценности [Текст] / А.Б. Беляева // Вестник ТГУ: серия Гуманитарные науки. - 2008. - № 11(67). - С. 170-175.
6. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
7. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / сост. Б.И. Кононенко. - М.: Вече, 2003. - 512 с.
8. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.
9. Бородина, Е.Н. Педагогические условия формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников [Текст] / Е.Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. - Пенза, 2013. - №6.
10. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст]: монография / Е.Н. Бородина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - 192 с.
11. Бородина, Е.Н. Наследие [Текст] : метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной - игровой деятельности / Е.Н.Бородина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - 140 с.
12. Бородина, Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: / Е.Н. Бородина. - Челябинск, 2016. - 23 с.
13. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М., 1967.
14. Воронина, Е.В. Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников [Текст] / Е.В. Воронина // Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова. - 2012. - № 5. - С. 43-45.
15. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский; под. ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 512 с.
16. Гладких Л.П. Экспресс-диагностика развития детей [Текст]: материалы для тематического контроля / Л.П. Гладких, Н.В. Микляева. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 104 с.
17. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
18. Гурджиян, М.В. Традиционная семья в современном российском обществе [Текст] // Общество: философия, история, культура. - 2016. - №4. - С. 41-43.
19. Данилюк, А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей [Текст] / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2012. - 27 с.
20. Дементьева, И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Вестник РУДН: серия Социология. - 2004. - № 6-7. - С. 150-160.
21. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 176 с.
22. Дыбина, О.В. Диагностика направленности на мир семьи [Текст]: учеб.-метод. пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина.- М. : Центр педагогического образования, 2009.
23. Задорожная, Е.А. Настольные игры - резерв развития УУД у
младших школьников [Электронный ресурс] / Е.А. Задорожная // Электронный научный журнал. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_25421024_30074441.pdf(дата обращения: 25.09.2017).
24. Еняшина, Н.Г. К вопросу о педагогических возможностях игры [Текст] / Н.Г. Еняшина // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2008. - №4 (11). - Ч. 2. - С. 79-81.
25. Епишкин, Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка [Текст] / Н.И. Епишкин. - М.: Словарное изд-во ЭТС, 2010. - 514 с.
26. Измайлова, А.Т. Игровая деятельность как фактор активизации деятельности младших школьников [Текст] / А.Т. Измайлова // Актуальные вопросы модернизации российского образования, материалы XX международной научно-практической конференции. - Таганрог, 2014. - С. 97-99.
27. Кильдюшова, П.Е. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье [Текст] / П.Е. Кильдюшова, Р.А. Валеева // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С. 18-23.
28. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения [Текст] / сост.
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 26 с.
29. Концепция развития дополнительного образования детей
[Электронный ресурс] / утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL:
http://www.gouo.ru/Informoteka/Normativnye dokumenty/Dopolnitel noe obrazovanie(дата обращения: 25.09.2017).
30. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: 2008. - 256 с.
31. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
32. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
33. Мусхелишвили, Н.Л. Ценностная рефлексия и конфликты в разделённом обществе [Текст] / Н.Л. Мусхелишвили, В.М. Сергеев, Ю.А. Шрейдер // Вопросы философии. - 1996. - № 6. - С. 3-21.
34. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. - М.: 1997. - № 3. - С. 3-11.
35. Новейший философский словарь [Текст] / сост. А.А. Грицанов. - Минск: Книжный Дом, 1999. - 896 с.
36. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание
дошкольников. [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 144 с.
37. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Юрайт, 2012. - 332 с.
38. Педагогический терминологический словарь [Текст]. - С.-
Петербург: Российская национальная библиотека, 2006.
39. Послание Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию
4 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения:
13.09.2017).
40. Примерная основная образовательная программа начального
общего образования [Электронный ресурс] / одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). URL:
http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/227/poop_noo_reestr.doc (дата
обращения 20.08.2017).
41. Прошкина, К.Д. «Время играть», или игровые технологии в обучении и воспитании (на примере использования современных настольных игр) [Текст] / К.Д. Прошкина // На путях к новой школе. - 2015. - №4. - С. 30-36.
42. Рыбак, Е.В. Социальное развитие и образование в системе семейных ценностей современных молодых родителей: аксикреативный подход [Текст] / Е.В. Рыбак, А.Б. Федулова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2012. - Т. 18: серия Педагогика. - № 3. - С. 11-14.
43. Савинов, Л.И. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Л.И. Савинов. - Саранск: изд-во Мордовского университета, 2000. - 196 с.
44. Семья. Общество. Государство [Текст]: сборник документов и материалов. - Екатеринбург, 2008. - 33 с.
45. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] / В.А. Сластенин, Г.И. Чижова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
46. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
47. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. - М.: ИЭОПГКО, 2006. - 144 с.
48. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / под ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.
49. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года [Электронный ресурс] /
утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70957260/#review(дата обращения 5.07.2017).
50. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
51. Трунина, О.К. Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры [Текст] / О.К. Трунина // Вестник ПСТГУ: серия 4: Педагогика. Психология. - М., 2015, . - №2. - С. 98-105.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. - Екатеринбург: Ажур, 2017. - 36с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. - Екатеринбург: Ажур, 2017. - 36с.
54. Федосеева, О.Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. URL:http://e-koncept.ru/2014/64342.htm.(дата обращения: 7.08.2017).
55. Федулова, А.Б. Семья и семейные ценности: философско- аксиологический аспект [Текст]: автореф. дисс.канд. филос. Наук / А.Б. Федулова. - Архангельск, 2003. - 24 с.
56. Филонов, Г.Н. Воспитательный процесс: методология и
специфика исследований [Электронный ресурс] // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. URL: http://go-url.ru/ixi8(дата обращения: 19.06.2017).
57. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
58. Фридман, Г.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст]: книга для учителя / Г.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
59. Цветы и плоды нашей жизни [Текст] серия: Нравственные начала для родителей и воспитателей / сост. АНО развития духовно-нравственных начал общества «Символик». - М.: ИП Жданова Т.Д., сост., 2013. - 256 с.
60. Чурекова, Т.М. Обусловленность формирования нравственных ценностей особенностями развития младшего подростка в современном социуме [Текст] / Т.М. Чурекова, И.В. Москаленко // Вестник КемГУКИ. - 2011. - №4 (17-2). - С.125-134.
61. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
62. Шестун, Е., протоиерей. Православная педагогика [Текст] / Е. Шестун. - М.: Про-Пресс, 2001. - 576 с.
63. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]: 2-е изд. / Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
64. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Сайт «Академик». 2013. URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/19183/(дата обращения 24.07.2017).
65. Якунин, В.И. Государственная политика вывода России из демографического кризиса [Текст]: монография. 2-е изд. / В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др.; под общ. ред. С.С. Сулакшина. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», Научный эксперт, 2007. - 888 с.