Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в умении слушать и способности личности к речевому общению. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы.
Проблеме формирования коммуникативной компетенции посвящены работы, в которых исследуются различные аспекты данного вопроса: рассмотрена организация эффективной речевой коммуникации (Н.Д.
Арутюнова, В.И. Блинов, Л.А. Введенская., Е.В. Клюев), определены возможные пути формирования языковой компетенции (Е.Д. Божович), рассматривается развитие коммуникативной компетентности посредством решения задач общения (В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Л.В. Фарисенкова).
Подходы к обучению общению, формированию коммуникативной функции происходят гораздо медленнее, чем в других сферах педагогики и психологии. Это объясняется тем фактом, что ребенка можно научить, например, рисовать (взять его руку), но физически помочь ему заговорить гораздо труднее.
Для выпускников школ необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.
Актуальность. В современных условиях диалог приобретает новое значение и качество, выступая базовым принципом коммуникативного содержания образования. Поликультурное общество, насыщенное многообразными коммуникативными связями, предполагает не только налаживание отношений сотрудничества, взаимопонимания, но и возникновение противоречий. Поэтому способность выпускников школы вести плодотворный, эффективный диалог в самых различных областях социокультурной сферы, познавать мир не с монологических (с претензией на абсолютную истину) позиций, а диалогически, плюралистически становится наиболее важным и коммуникативным свойством.
Анализ педагогических исследований способных обеспечить единство языкового образования и речевого развития учеников (Антонова Е.С., Архипова Е.В., Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Зимней И.А., Ладыженская Т.А.), показал, что существует противоречие между современными требованиями к овладению коммуникативной компетенции выпускниками начальной школы и сложившейся традиционной системой обучения младших школьников.
Проблема исследования: невозможно последовательно формировать коммуникативную компетенцию учащихся без решения вопроса об эффективных способах, приемах и средствах развития речи обучающихся начальной школы.
На основе актуальности и выявленной проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у
обучающихся начальной школы».
Степень разработанности. Методологической основой исследования являются основополагающие подходы к теории речевой коммуникации М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислой; теория коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева, И.А. Зимней; компетенция общения Г.М.
Жукова, Л.А. Петровской, Н.Д. Никандрова, И.Н. Горелова, Хуторского и др.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы.
Предмет исследования: приемы, средства и методы, способствующие формированию коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы.
Цель исследования: изучить особенности, методы, средства и этапы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы в процессе обучения.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие компетенции.
2. Выявить особенности формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.
3. Познакомиться с современными подходами к процессу формирования коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы.
4. Проанализировать этапы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы.
5. Исследовать методы и средства формирования коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы.
6. Представить результаты опытно-поисковой работы по формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
Методы исследования, использованные в ходе работы для решения поставленных задач: теоретический анализ источников; изучение отчетов, материалов совещаний, конференций, публикаций по исследуемой проблеме; обобщение существующих педагогических идей. Эмпирические (тесты, опрос, тренинги), опытно-поисковая работа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, а также его цели и задачи.
В первой главе проводится анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; рассматриваются понятие, сущность, структура и современные подходы к формированию коммуникативной компетенции.
Во второй главе «Процесс формирования коммуникативной компетенции» проводится анализ основных этапов, методов и средств формирования коммуникативной компетенции.
Список литературы содержит 50 источников.
Одной из важнейших задач в процессе обучения, воспитания является формирование коммуникативной компетенции, которая направляет способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В представленной опытно-поисковой работе были описаны приемы и методы, позволяющие формировать коммуникативную компетенцию младших школьников.
1. Были проанализированы источники, раскрыто значение коммуникативной компетенции и современные способы процесса формирования коммуникативной компетенции, которая состоит в овладении навыков взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению. Выяснены особенности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы: психологическая готовность; изменение субъектной позиции младшего школьника в коммуникации; готовность к умению осуществлять мыслительные операции и действия; самооценка. Получены данные о том, что групповая работа является традиционным и высокоэффективным средством формирования коммуникативной компетенции на протяжении всего школьного обучения, в том числе и в начальной школе.
2. Была проведена опытно-поисковой работы на базе 3 класса общеобразовательной школы. Представлена организация работы и система заданий, тренингов, применяемых в урочной и внеурочной форме. Констатирующий этап показал, что младшие школьники нуждаются в повышении уровня своей коммуникативной компетенции, так как более 40% из них демонстрирует низкий уровень. По окончании формирующего этапа эксперимента, заключавшегося в апробации комплекса заданий для организации формирования коммуникативной компетенции младших школьников, был проведен контрольный эксперимент, который показал эффективность проделанной работы. Так, в классе уровень коммуникативной компетенции повысился.
Таким образом, цели и задачи исследования доказаны, выдвинутая в начале исследования проблема решена. Проведенная работа демонстрирует эффективность подобранных методов и приемов формирования коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы.
Предложенный комплекс заданий может быть применен на различных уроках в начальной школе, не требует специального оборудования или дополнительной подготовки педагога, что позволяет рекомендовать ее в работе учителей начальных классов.
1. Л.В., Рожков М.И. процесс в современной учеб. пособие / Байбородова М.И. . - Ярославль, 2013. - 120 с.
2. Батырева С.Г. Дидактические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников: дис. ... канд.пед.наук.:13.00.01/ С.Г. Батырева;БОУВПО МО «Академия социального управления», -Москва: 2014.-С.201
3. Битянова М.Р. ребенка в школе: коррекция, педагогическая : сб. метод. материалов для педагогов и школьных / М.Р. Битянова. - М.: поиск,
2015. - 162с.
4. Бодалев Личность и общение / Бодалев. - М.: Академия, - 380с.
5. Боровикова О.П., Боярская Л.Б. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь / О.П. Боровикова, Л.Б. Боярская. - М.: Педагогика, 2012, - 212с.
6. Булыгина О формировании коммуникативной школьников / Л.Н. // Вопросы психологии. — № 2. - С.149.
7. Василькова Василькова Т.А. педагогика / Ю.В. Т.А. Василькова.
- М.: 2013. - 420с.
8. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. — 1977. — № 6. — С.38-45.
9. Выготский Л.С. психология / Под ред. Давыдова. - М.: Педагогика- 2012. - С.263-269.
10. Георгиевский Шитикова Л.И. Проведение в начальных классах / Георгиевский, Л.И. . - М.: Просвещение, 2013. - 160с.
11. Дереклеева Развитие коммуникативной учащихся на уроках и во работе / Н.И. // Профессиональное образование, - №2. - С.13-19.
12. М.В. Индивидуальные школьников / М.В. . - М.: Академия, 2015.
- 230с.
13. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. - 1998. -№1
14. Н.Д. Организация сферы как условие как воспитания школьников / Еланцева. - М.: Педагогика, . - 84с.
15. Жуков Петровская Л.А., П.В. Диагностика и компетентности в общении / Жуков, Л.А. П.В. Растянников. - М.: 2016. - 120с.
16. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно¬целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40с.
17. Зайцева К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К. П. Зайцева//Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№2. -С.65-69.
18. Кабдолова К.Л. Формирование как необходимое условие качества образования / Кабдолова. - М.: Педагогика, - 162с.
...