Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста

Работа №98541

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
460
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Инклюзивное образование: понятие, сущность, особенности 6
1.2. Педагогические условия инклюзивного образования в дошкольном
образовании 16
Ребёнок с особыми образовательными потребностями, в начале испытывая трудности в адаптации и освоении программы, при успешной коррекционно - воспитательной работе достигает уровня развития своих сверстников. А иногда и превосходит их, в каком то виде деятельности. Дети с особыми образовательными потребностями, как правило, привязаны к педагогам, неизбалованны и чутки на похвалу. Шестеро детей с ОВЗ успешно посещают начальную школу в общих классах 33
2.2. Особенности образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей в инклюзивной группе детского сада..37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74


Актуальность. Интеграция «особых» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования. Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми возможности в разных областях жизни, включая образование.
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Данная проблема исследовалась рядом авторов: Шипицина Л.М., Эльконин Д.Б, Загуменнов Ю.Л., Сорокоумова С.Н., Акатов Л.И., Сабельникова С.И., Алёхина С.В. Реализация прав детей с ОВЗ на образование представлена как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.
Поэтому возникает противоречие между социальным заказом, на обеспечение равных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и разработанностью адаптивных программ и готовностью педагогов, образовательных организаций к реализации инклюзивного образования.
В данной работе были проанализированы труды российских и зарубежных ученых, специальная справочная литература, материалы периодической печати. Указанная проблема существует в каждом общеобразовательном учреждении. Подведение к тому, что инклюзивное образование - это один из видов образования детей с ОВЗ, помимо которого существуют и другие варианты обучения, развития и воспитания особых детей, а так же указанны критерии, которые были бы полезны при включении каждого особого ребенка в общеобразовательное учреждение.
Эффективна ли данная утвержденная и введенная система обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в дошкольных общеобразовательных учреждениях, и насколько эффективна реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного дошкольного учреждения.
Объект исследования: инклюзивное образование детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия реализации
инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
Цель: выявить педагогические условия, изучить особенности реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета данной работы, можно выявить следующие задачи:
- определить понятие, сущность, особенности инклюзивного образования;
- проанализировать разработанность проблем и реализацию инклюзивного образования в России;
- проанализировать педагогические условия реализации инклюзивного образования в ДОУ;
- охарактеризовать методическое обеспечение реализации инклюзивного образования в ДОУ;
- проанализировать материально-техническую базу инклюзивного образования в ДОУ;
- разработать адаптивную программу для детей дошкольного возраста;
- выявить средства и методы включения детей с ОВЗ в образовательный процесс через совместную деятельность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция интеграции и инклюзии, представленная в работах авторов: Шипицыной Л.М., исследования инклюзивного образования в ходе создания равных возможностей, изложенные в работах Загуменнова Ю.Л., особенности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, проанализированные Акатовым Л.И., специфика развития инклюзивного образования в исследованиях Алехиной С.В., концепции организации процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения, представленные в работах Артюшенко Н.П.
Методы исследования:
- теоретические (анализ; обобщение);
- эмпирические (изучение педагогической документации).
Практическая значимость. Возможно применение полученных данных в разработке и внедрении программ, направленных на реализацию инклюзивного образования в рамках дошкольного образовательного учреждения. Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 9 приложений, общий объём работы составил 115 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
Инклюзия - прототип безбарьерного общества, каждый участник которого открыт к общению, эмпатии, толерантности.
Выделение инклюзивного образования является достижением современной педагогической науки и практики. Оно расширяет возможности всех детей, а не только тех, кто имеет отклонения в развитии. Данный вид образования помогает развивать толерантность и у детей, и у взрослых, что положительно влияет на развитие всего общества в сторону гуманности и терпимости, делает его более гибким, способствует реализации на практике описанных декларируемых общечеловеческих и образовательных ценностей.
Инклюзивное образование предусматривает создание образовательной среды, которое бы отвечало потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития. Мы считаем, что каждая дошкольная образовательная организация должна предоставить возможность социализации ребенка с особыми образовательными потребностями, создав инклюзивную образовательную среду. Проблеме обучения дошкольников с особыми образовательными потребностями государству следует уделять больше внимания, так как эти дети не должны оставаться один на один со своими проблемами развития, а иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.
Инклюзивное образование в наше время остается одним из самых важных и нерешённым до конца вопросом. Интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться.
Для развития инклюзии в России на данный момент необходимы прежде всего следующие условия:
- наличие доступной среды: нам нужны пандусы, лифты, низкие бордюры и прочие условия, которые позволят ученикам с инвалидностью самостоятельно выйти из дома, добраться до школы и войти внутрь;
- изменение негативных стереотипов, касающихся инвалидности: для того, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя комфортно в России, нам предстоит проделать очень большую информационную работу. Очень важно говорить о необходимости инклюзии на всех уровнях, говорить о вопросах инвалидности позитивно, формировать положительное общественное мнение;
- корректировка существующего законодательства, которое позволит вписать инклюзию в существующую образовательную систему;
- дополнительная подготовка педагогов - для эффективного обучения в инклюзивном ОУ с инвалидностью нужна помощь педагога, понимающего суть инклюзии.
Несмотря на то, что нам еще очень многое предстоит сделать для развития инклюзии в России, у нас уже сейчас есть образовательные учреждения, практикующие инклюзивный подход.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного ребенка и удовлетворение особых потребностей каждого дошкольника.



1. Адаптированная образовательная программа образовательной организации [Текст]: метод. рекоменд. по разработке / М.И. Солодкова, Ю.Ю. Баранова и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 224 с.
2. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л.И. Акатов. - М.: Просвещение, 2002. - Президентская программа «Дети России». - 448 с.
3. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 1. - 516 с.
4. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного
образования. // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М., 2010. Н.Н.
Специальное образование в России и за рубежом. М. [Текст]. 1997. - 67 с.
5. Андикян Б.Д. Инклюзивное образование: особенности и тенденции развития [Текст] / Б.Д. Андикян // Вестник Московск. гос. гуманитарно- экономич. инст. - 2012. - № 2. - 56-62 с.
6. Ардзинба В. А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». -2010, №5, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. psyedu.ru/ files/articles/2282/pdf_version. pdf - С. (дата обращения 17.09.17)
7. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. П78 Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. - 189 с.
8. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М., Гном - Пресс, 2000. - 416 с.
9. Веселова А.А., Королёва А.А. Коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной сферы дошкольников» - Ярославль, ЯГПУ им. К.Д.
Ушинского, 2009. - 425 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. - М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001. - 464с.
11. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011г. "О положении детей в Российской Федерации" [Электронный ресурс] Режим доступа: / URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 12.07.17).
12. Данилина Т. А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций
- СПб. 2011. - 126 с.
13. Декларация прав ребенка (1959) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 24.08.17)
14. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников - М. 2016. - 217 с.
15. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст]: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / Зайцев Дмитрий Викторович. - Саратов, 2004. - 21с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ