Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Работа №98535

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1. Содержание понятия эстетическая культура в педагогических и психологических исследованиях 6
1.2.Общая характеристика изобразительного искусства как средства формирования эстетической культуры дошкольников 18
1.3.Изобразительная деятельность в формировании эстетической культуры старших дошкольников 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА 35
2.1. Организация опытно - поисковой работы 35
2.2. Проектирование формирования эстетической культуры старших
дошкольников средствами изобразительного искусства 41
2.3. Результаты опытно - поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67


Актуальность темы. Современные процессы, которые происходят в жизни современного общества, ведут к осуществлению современной модели дошкольного образования через путь повышения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития, которые определяют новые подходы к содержанию дошкольного образования.
В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина», которая определяет воспитательный идеал и основные национальные ценности, в соответствии с ФГОС нашел подтверждение в основной образовательной программе дошкольного образования. В качестве тематического модуля образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дошкольного образования
выделяют «Художественное творчество», формирующее культуру личности ребенка, где предусмотрено развитие познавательных интересов в
совместной изобразительной и конструктивной деятельности.
Системные образующие направления воспитания должны «пронизывать» учебно-воспитательный процесс, выходя в более углубленную работу художественно-эстетической направленности. Они предполагают развитие по следующим направлениям: ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства, мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Все выделенные направления необходимы для гармоничного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства.
Степень разработанности темы исследования. Планирование психолого-педагогической работы с детьми в условиях стандартизации носит комплексный характер и сформировано на базе:
- исследований, направленных на реализацию процесса формирования эстетической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства в образовательном процессе ДОО в работах Т.С Комаровой, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева;
- исследований, которые раскрывают содержание формирования эстетической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства, посвящены работы: И.А. Лыкова, А.И. Буров, Е.В. Квятковский, A. М. Коршунов, Б.Т. Лихачев и др.;
- исследований, направленных на изучение формирования эстетической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства в работах Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашаев и др.;
- исследований, которые раскрывают коммуникативные способности детей в работах Л. С. Высоготского «Педагогическая психология», А.B. Петровского, Д. Б. Эльконина и др.
Проблема исследования: недостаточно изучено влияние средств изобразительного искусства на формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически и практически обосновать процесс формирования эстетической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства.
Объект исследования: формирование эстетической культуры
дошкольников.
Предмет: изобразительное искусство как средство формирования эстетической культуры дошкольников.
Предмет исследования ограничен изучением влияния изобразительного искусства на формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание понятия эстетическая культура
2. Охарактеризовать изобразительное искусство как средство формирования эстетической культуры дошкольников.
3. Изучить влияние изобразительной деятельности на формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста.
4. Реализовать проект по формированию эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
5. Оценить результаты проведенной работы.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение материала, синтез, сравнение.
Эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности детей; методы математической и графическо й обработки
данных.
База исследования - МБДОУ - детский сад №46 «Непоседы», город Екатеринбург.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования нами были сформулированы следующие выводы.
Эстетическая культура это динамическое, процессуальное образование, представляющее собой постоянно изменяющуюся и обогащающуюся совокупность эстетических знаний, умений и навыков, эстетической деятельности на основе собственного конкретного жизненного опыта ребенка. Процесс формирования эстетической культуры дошкольника - это целенаправленный педагогический процесс эстетического воздействия на ребенка, включения его в эстетическую деятельность, организуемый педагогом и осуществляемый им совместно с детьми.
Эстетическая культура формируется в процессе эстетического воспитания, который определяется как система мероприятий, которые направлены на изменения в человеке к лучшему возможности воспринимать, верно, оценивать, дорожить и развивать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве. Старший дошкольный возраст является особым возрастом для эстетического восприятия, где ключевую роль играет взрослый (родители, воспитатель).
Искусство, в том числе - изобразительное искусство, является наиболее значимым средством формирования эстетической культуры.
Содержание знаний об изобразительном искусстве содержит познания о книжной иллюстрации, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном, народном искусстве, аппликации, натюрморте, об образе, о портрете У детей формируются также знания о разных выразительных средствах искусства, например, материал, поза жест, перемещение, обработка поверхности.
Для детей дошкольного возраста изобразительное искусство может рассматриваться как привлекательный вид творческой деятельности, способный приносить удовольствие от творческого процесса и его результата. В этом случае понятия «изобразительное искусство» и «изобразительная деятельность могут рассматриваться как тождественные.
Изобразительная деятельность представляет собой специфическую деятельность детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности - рисунки, поделки, и реализовать себя как творческая личность. Рисование, лепка, аппликация являются видами изобразительной деятельности, главное предназначение которой - образное отображение реальности.
Самостоятельная детская изобразительная деятельность может рассматриваться в качестве одного из критериев сформированности эстетической культуры, потому что она появляется по его инициативе., соответствует его интересам, делается потребностью.
Опытно-поисковая работа была проведена на базе МБДОУ детский сад № 46 «Непоседы» г. Екатеринбург с сентября 2016 по май 2017. И включала три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
Для того, чтобы оценить уровень сформированности эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста, нами были выделены два основных критерия: уровень сформированности художественных
способностей, и уровень сформированности изобразительной деятельности.
Показатели уровня художественных способностей выявлялись по следующим параметрам: самостоятельный выбор замысла рисунка, умение передавать выразительность образа, используя нетрадиционные приемы рисования, выбор техники рисунка, умение передавать необычность, оригинальность образа. Также, было проведено анкетирование родителей.
Результат, полученный в ходе констатирующего этапа работы, позволил определить содержание проекта «Путешествие по радуге-дуге», который был направлен на формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
В ходе реализации проекта была достигнута значительная положительная динамика результатов. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Алексеенко, Т. Ф. Воспитание личности [Текст] / Т. Ф. Алексеенко. - М. : АСТ, 2012. - 262 с.
2. Абашина, Н. Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения [Текст] / Н. Н. Абашина. Дис. канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2012. - 145 с.
3. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика - педагогика развития: курс лекций по дошкольной педагогике [Текст] / Сост.Т. М. Бабунова: М. - Изд-во МаГУ, 2012. - 197 с.
4. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Т. М. Бабунова. — Москва : ТЦ Сфера, 2007. — 204 с.
5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль, 2012. - 243 с.
6. Бережная М. С., Фузейникова И. Н., Педагогическая модель социокультурной адаптации личности в процессе гуманитарного образования [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» - 2011. - № 3. URL: http:// www.art-education.ru/AE-magazine. (дата обращения: 20.10.2017).
7. Бех, И. Д. Психологические основы нравственного развития личности [Текст] - дис. ... д-ра. психол. Наук : И. Д. Бех ; СПб. : Речь, 2012. - 320 с.
8. Борев, Ю. Б. Эстетика [Текст] / Ю. Б. Борев. - М. : Высшая школа, 2002. - 511 с.
9. Брыкина, Е. К., Зайцева, В. В. Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. К. Брыкина, В. В. Зайцева. - М. : Центр педагогического образования, 2010.-96 с.
10. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
11. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] / Н. Е Веракса. // Вопросы психологии. - 2000. - 4. - С. 5-9.
12. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном
возрасте [Текст] / Л. Н. Выготский. - СПб. : Союз, 2007. - 92 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.
Выготский. - М. : Педагогика - Пресс, 2006. - 536 с.
14. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1997 - 342 с.
15. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка [Текст] / В. И. Гарбузов. - Москва : АСТ, 2012. - 432 с.
16. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно социальный подход [Текст] / Л. И. Гриценко. - М. : Академия, 2008. - 240 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ