ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОСНОВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 12
1.1 Сетевое взаимодействие в дошкольных образовательных организациях. 12
1.2 Нормативно-правовое регулирование сетевого взаимодействия в
дошкольных образовательных организациях 35
1.3 Управленческое консультирование по совершенствованию нормативно
правового регулирования деятельности дошкольной образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия 60
2 АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МБДОУ «ДЕТСТВО» 73
2.1 Характеристика сети образовательных организаций 73
2.2 Оценка сетевого взаимодействия в МБДОУ «Детство» 88
2.3 Анализ системы нормативно-правового регулирования сети
МБДОУ «Детство» 104
2.4 Мероприятия по совершенствованию нормативно-правового регулирования в условиях сетевого взаимодействия в МБДОУ
«Детство» и оценка их эффективности 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Проект Положения о сетевом взаимодействии
филиалов МБДОУ «Детство» 133
Актуальность темы. Государственной политике в сфере образования уделяется повышенное внимание в большинстве стран мира, в том числе и в РФ. Образование в на современном этапе социально-экономического развития играет исключительно важную роль и значимо и для граждан, и для хозяйствующих субъектов, и для институтов государственной власти. Сфера образования, включающая как государственные, так и негосударственные образовательные структуры, в РФ предназначена для реализации государственной политики в сфере образования. Основу государственной политики России в области образования положены идеи гуманизации и демократизации нашедшие отражение в Конституции страны и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу образования и образовательные процессы в образовательных организациях.
За период современного развития России законодательные акты, регулирующие как образовательный процесс, так и деятельность образовательных организаций неоднократно менялись, уточнялись. Россия в 2013 году перешла на четвертую модель образования. Переход на новую модель образования вызван изменениями в современном глобальном мире, который становится инновационным и ориентированным на экономику знаний. Знания становятся товаром, который производят ученые в академических институтах, преподаватели и студенты вузов и другие специалисты, и эта характеристика знаний становится все востребованной.
Правовое регулирование современной модели образования осуществляется с помощью целостной системы законодательных и подзаконных актов. Система законодательства об образовании - это совокупность законов и подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере образования.
Основу реализуемой в РФ модели образования составляют положения, принятого в 2013 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ. Данный нормативный акт принят в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования, закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).
Действующие в настоящее время нормативные акты определяют необходимость развития системы образования в РФ в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов, и направленного на рост качества образования на всех его уровнях, в том числе и дошкольном.
Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка включает следующие аспекты: возможность посещения образовательной
организации; создание условий для образовательной деятельности; содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами. При этом до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. От качества дошкольного образования зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор, является первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка.
Признание дошкольного образования как первого уровня системы образования на официальном уровне является объективным и закономерным в силу того, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, определяется качество дальнейшего его физического и психического развития и закладываются основы для его дальнейшего успешного прохождения обучения на других уровнях системы образования.
Для дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания, и присуща ярко выраженная специфика, обусловленная такими факторами как:
• возрастной состав воспитанников и как следствие заинтересованными в данном виде образования в наибольшей степени оказываются законные представители детей - воспитанников современных дошкольных образовательных учреждений;
• режим работы - воспитанники находятся в течении всего рабочего дня в
дошкольных образовательных организациях, в числу чего образовательный процесс включает не только образовательную
деятельность, но весь режим дня воспитанников;
• педагогический состав, к которому предъявляются повышенные
требования, так как по сути педагог - воспитатель должен иметь профессиональные знания как в педагогике, так и в психологии и других научных дисциплинах, уметь принять знания на практике и постоянно развиваться;
• широкий спектр взаимодействия дошкольной образовательной организации в процессе ее деятельности - с педагогами, родителями, детьми, государственными органам в сфере образования и т.д.
Перечисленные выше особенности деятельности дошкольных образовательных организаций на практике трансформируются в много аспектный образовательный процесс усложнившийся в последние годы в силу изменения системы нормативно-правового регулирования деятельности дошкольных образовательных организаций. Изменения нормативных актов на практики выявили необходимость повышения уровня квалификации как педагогического, так и управленческого персонала дошкольных образовательных организаций. Изучение опыта деятельности дошкольных образовательных организаций показывает проблему «незнания» документов и неумения их использовать, так как педагоги зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми, как то: какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие - рекомендательными и т. д...
Сетевое взаимодействие - совокупность взаимодействующих субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью достижения образовательных целей и построения нового предметного и иного знания. Применительно к деятельности дошкольных образовательных организаций сеть - это совокупность занимающих определенные позиции субъектов и связей между ними, направленных на решение определенных проблем посредством: преодоления автономности и закрытости участников сети; организации взаимодействия на принципах социального партнерства; выстраивания вертикальных и горизонтальных связей между участниками сети.
Сетевое взаимодействие не только позволяет решать проблемы, возникающие в деятельности ДОО, но позволяет обеспечивать инновационность развития ДОО, т.е. становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям не только выживать, но и динамично развиваться, реализовывать образовательные программы.
Деятельность дошкольных образовательных организаций регламентируется нормами различных отраслей права: образовательного, бюджетного, гражданского, трудового, налогового права и т.д. Для эффективной деятельности ДОО важнейшее значение имеют как нормативные акты РФ, так и локальные акты самого ДОО, в совокупности формирующие систему правового регулирования ДОО.
Особенностью ДОО является то, что аспекты их деятельности имеют высокий уровень локального регулирования. На уровне локального регулирования получают развитие нормы, которые четко урегулированы действующим законодательством и нормы, механизм реализации которых отличается вариативностью и требует уточнения. Локальный акт образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации, регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Совокупность актов локального регулирования согласно действующему законодательству в сфере образования регламентируют большое количество вопросов, поэтому локальные акты в деятельности ДОО имеют важнейшее значение и обеспечивают устойчивое развитие ДОО.
Управленческое консультирование обеспечивает квалифицированную помощь в вопросах функционирования ДОО, результативность которой зависит от многих конкретных обстоятельств: от степени
квалифицированности консультантов, от отношения к ним руководителей ДОО, от возможностей педагогического коллектива, от степени взаимопонимания и взаимосодействия консультантов, руководителя и педагогов.
Особенности управленческого консультирования как совместной деятельности консультантов и ДОО или педагогов (управленцев) обуславливают его эффективную реализацию в условиях сетевого взаимодействия. Учитывая роль и значимость локального регулирования ДОО, одним из направлений управленческого консультирования может являться нормативно-правовое регулирование их деятельности. Результатом совместной деятельности консультантов и ДОО будет в данном случае являться действенная система локального регулирования, учитывающая положения законодательства РФ, не противоречащая им, раскрывающая особенности образовательной деятельности отдельного ДОО.
Организация сетевого взаимодействия в деятельности ДОО включает несколько этапов и работы по созданию полного пакета нормативных документов на уровне объединения, т.е. локальных актов определяющих концепцию совместной деятельности; программы совместной деятельности; положения об образовательном комплексе, интегрирующим различные виды, уровни и формы образовательной и социально-культурной деятельности и иных документов, отражающих и фиксирующих условия и порядок материально-технического и финансового обеспечения деятельности, включая определение механизмов распределения трудовых ресурсов и нематериальных активов.
Проведенное исследование показало, что в МБДОУ «Детство» разработана и внедрена модель сетевого взаимодействия между филиалами. В результате внедрения и использования модели сетевого взаимодействия в ДОО сформирована саморазвивающаяся образовательная среда в которой: обеспечивается повышение квалификации педагогов без отрыва от основной деятельности; применяются современные интерактивные формы обучения и взаимодействия педагогов. Модель успешно функционирует и позволила улучшить показатели деятельности ДОО.
Среди недостатков, препятствующих трансляции опыта по созданию и использованию модели сетевого взаимодействия выявлены следующие:
• система сетевого взаимодействия не регламентирована на локальном уровне дошкольной образовательной организации;
• низкий уровень использования таких обучающих технологий как вебинары и онлайн-семинары;
• отсутствие интеграции в Интернет, банк данных формируется на магнитном носителе.
Результаты проведенного исследования системы нормативноправового регулирования сети дошкольных образовательных организаций «Детство» выявили необходимость его совершенствования посредством осуществления следующих мероприятий:
- разработать и утвердить локальные акты, регламентирующие сетевое взаимодействие филиалов;
• разработать и утвердить локальные акты по организационным вопросам,
предусмотрев них положения, относящиеся к сетевому взаимодействию;
• внести изменения в локальные акты по организационным вопросам в части совместной деятельности филиалов.
• внести изменения в должностные инструкции заведующих, совмещающих функции управления 2 филиалами, в должностные инструкции педагогов-воспитателей, совмещающих функции музыкальных работников, инструкторов по физической культуре.
Практическое освоение данных мероприятий позволит повысить уровень локального регулирования деятельности филиалов сети МБДОУ «Детство». В результате система нормативно-правового регулирования деятельности будет приведена в соответствие с теми процессами, которые протекают в дошкольной образовательной организации. Эффективность мероприятий состоит в том, что за счет изменения действующих локальных актов, принятия новых локальных актов будет сформирована правовая база, обеспечивающая устойчивое развитие ДОО по всем направлениям его деятельности.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) // СЗ РФ. -
2012. - № 53. Ст. 7598.
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. Ст. 3802.
4. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» от 07.02.2011 г. № 61 // СЗ РФ. - 2011. - № 10. Ст. 1377.
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» от 15.04.2014 г. № 295 // СЗ РФ. - 2014. - № 21. Ст. 2541.
6. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» от 23 мая 2015 г. № 497 г. // СЗ РФ. - 2015. - № 22. Ст. 3232.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» от 27 октября 2011 г. № 2562.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября.
9. Абанкина И. В. Эффективные модели сетевого
межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования. - URL:
http://yandex.ru/search/?lr=78&clid=40795&text= 1.%.
10. Аванесов В. С. Модернизация образования в России: ключевые проблемы и пути их решения // Народное образование. 2017. № 1. С. 35-39.
11. Акулов В.Б., Василенко Н.В., Линьков А. Я. Управление
знаниями в сетевых взаимодействиях // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. №1. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/upravlenie-
znaniyami-v-setevyh-vzaimodeystviyah.
12. Багаутдинова С.Ф., Сальникова Л.Н. Управление дошкольным образованием. - М.: Флинта, 2015. - 374 с.
13. Борисенко Л.В. Метод административно-правового
регулирования в сфере государственного управления системой образования // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №2. С.250-253.
14. Бочкарева С.В., Милаева О.Г. К вопросу об уставе и локальных актах образовательных организаций в контексте реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Огарёв- Online. 2014. №25 (38). С.10-15.
15. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. канд. пед. наук. Омск, 2009. - 188 с...