Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 9
1.2. Педагогические условия развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения у детей 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Диагностика развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно- поисковой работы 39
2.2. Содержание работы по развитию воображения у детей
старшего дошкольного возраста 49
2.3 Диагностика развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста на итоговом этапе опытно-поисковой работы . 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 9
1.2. Педагогические условия развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения у детей 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Диагностика развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно- поисковой работы 39
2.2. Содержание работы по развитию воображения у детей
старшего дошкольного возраста 49
2.3 Диагностика развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста на итоговом этапе опытно-поисковой работы . 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Изменения, происходящие в экономике и социальной сфере в современной России в последние десятилетия, требуют особого подхода к решению задач стоящих перед всей системой дошкольного образования. Одной из важнейших выступает необходимость формирования с самого раннего детства творчески активной личности, способной нестандартно и эффективно решать вопросы, возникающие в жизни перед людьми. В связи с этим перед учреждениями дошкольного образования встает важная задача планомерного и целенаправленного развития творческого потенциала подрастающего поколения. А это, в свою очередь, требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из важнейших обозначена задача развития творческого потенциала ребенка: «организацию видов деятельности, способствующих развитию воображения и детского творчества, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, формирования у ребенка общей культуры, развития социальных, нравственных, эстетических качеств» [35, с. 15,17].
Исследования таких ученых как Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других показывают что воображение является как предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, так и условием творческого преобразования знаний детьми. Все это способствует саморазвитию личности, что в конечном счете влияет на эффективность всей образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Воображение и фантазия - важнейшие черты становления личности ребенка, его саморазвития. Исследования ученых в области художественного воспитания доказывают особую направленность ребенка дошкольного возраста к миру художественных образов, рождаемых детским воображением и фантазией. Воображение является высшей и необходимейшей психологической способностью человека. Наиболее интенсивно оно начинает развиваться именно в период старшего дошкольного возраста. Если в этом возрасте не уделить достаточного внимания развитию воображения, то в последующем эта способность будет снижена, что ведет к обеднению личности, снижается уровень творческого мышления. Затем теряется интерес и ко всей творческой деятельности. Наибольшую возможность для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Дошкольный возраст особенно сензитивен к художественно-творческой деятельности. И для наиболее продуктивного развития творческого воображения у детей необходимо особенным образом организовывать сам процесс изобразительной деятельности.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» нового поколения отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в формировании личностных качеств ребенка. Занятия художественно-творческой деятельностью как сенситивной в дошкольном возрасте решают не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и личностного развития ребенка.
Творческая деятельность, направленная на развитие воображения детей включена в содержание многих современных программ дошкольного образования, и используется как средство развития их творческого потенциала («Детство», «Радуга», «Росток», «Развитие» и др.). В то же время, не полностью осмыслены и раскрыты принципы включения детей в художественную деятельность как в действительно творческий процесс, направленный на решение задач развития воображения у детей, отсутствуют методики, активно реализующие потенциал художественно-практической деятельности в приобщении детей к творческой деятельности.
Обращение к изобразительной деятельности в работе с дошкольниками соответствует целостному восприятию ребенка, а также включает его в ситуацию увлекательной творческой деятельности, способствующей развитию воображения и фантазии и т.д.
Однако, несмотря на интерес авторов к проблеме развития воображения ребенка средствами изобразительной деятельности, недостаточно разработаны принципы и методические подходы к развитию воображения у ребенка на основе изобразительной деятельности.
Сказанное дает основания к выделению противоречий между:
^ потребностью в развитии творческого воображения у детей, сформулированной в задачах ФГОС нового поколения, и недостаточной готовностью дошкольных образовательных организаций к ее реализации;
^ разработанными в педагогике художественного образования положениями о развивающем потенциале художественно-практической деятельности дошкольников и недостаточностью теоретических исследований о развитии творческого воображения детей на основе изобразительной деятельности;
^ продуктивности изобразительной деятельности, ее востребованности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике дошкольного образования.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования, состоящую в определении условий и методов развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогике обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать на практике эффективность содержания образовательной деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей.
Предмет исследования - содержание непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- будет разработано содержание изобразительной деятельности детей с опорой на нетрадиционные техники рисования, которые стимулируют воображение детей, вовлекают их в эмоциональное самовыражение, дарят радость творчества, вводят в состояние успеха и являются доступными для старшего дошкольного возраста;
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятию «творческое воображение».
2. Выявить педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
3. Раскрыть возможности нетрадиционных техник рисования в развитии у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения.
4. Провести опытно-поисковую работу и доказать эффективность
содержания изобразительной деятельности детей с опорой на нетрадиционные техники рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования является концепции развития творческого воображения, разработанные психологами Комаровой Т.С., Казаковой Т.Г., Лыковой И.А., Шайдуровой Н.В., Флериной Н.В., Рубинштейна С.Л., Субботиной Л.Ю., Полуянова Ю.А., Ветлугиной Н.А. и др.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические - изучение, анализ и обобщение
философской, психолого-педагогической, методической литературы
• экспериментальные - опытно-поисковая работа;
• эмпирические - изучение нормативных документов в области дошкольного образования, включенное наблюдение, беседа, анализ художественно-практической деятельности, продуктов творческой деятельности, анализ и обобщение результатов опытно-поисковой работы, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось в старшей и подготовительной группах в МБДОУ № 588 г. Екатеринбурга. В работе приняли участие 20 детей в возрасте 5-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Исследования таких ученых как Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других показывают что воображение является как предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, так и условием творческого преобразования знаний детьми. Все это способствует саморазвитию личности, что в конечном счете влияет на эффективность всей образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Воображение и фантазия - важнейшие черты становления личности ребенка, его саморазвития. Исследования ученых в области художественного воспитания доказывают особую направленность ребенка дошкольного возраста к миру художественных образов, рождаемых детским воображением и фантазией. Воображение является высшей и необходимейшей психологической способностью человека. Наиболее интенсивно оно начинает развиваться именно в период старшего дошкольного возраста. Если в этом возрасте не уделить достаточного внимания развитию воображения, то в последующем эта способность будет снижена, что ведет к обеднению личности, снижается уровень творческого мышления. Затем теряется интерес и ко всей творческой деятельности. Наибольшую возможность для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Дошкольный возраст особенно сензитивен к художественно-творческой деятельности. И для наиболее продуктивного развития творческого воображения у детей необходимо особенным образом организовывать сам процесс изобразительной деятельности.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» нового поколения отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в формировании личностных качеств ребенка. Занятия художественно-творческой деятельностью как сенситивной в дошкольном возрасте решают не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и личностного развития ребенка.
Творческая деятельность, направленная на развитие воображения детей включена в содержание многих современных программ дошкольного образования, и используется как средство развития их творческого потенциала («Детство», «Радуга», «Росток», «Развитие» и др.). В то же время, не полностью осмыслены и раскрыты принципы включения детей в художественную деятельность как в действительно творческий процесс, направленный на решение задач развития воображения у детей, отсутствуют методики, активно реализующие потенциал художественно-практической деятельности в приобщении детей к творческой деятельности.
Обращение к изобразительной деятельности в работе с дошкольниками соответствует целостному восприятию ребенка, а также включает его в ситуацию увлекательной творческой деятельности, способствующей развитию воображения и фантазии и т.д.
Однако, несмотря на интерес авторов к проблеме развития воображения ребенка средствами изобразительной деятельности, недостаточно разработаны принципы и методические подходы к развитию воображения у ребенка на основе изобразительной деятельности.
Сказанное дает основания к выделению противоречий между:
^ потребностью в развитии творческого воображения у детей, сформулированной в задачах ФГОС нового поколения, и недостаточной готовностью дошкольных образовательных организаций к ее реализации;
^ разработанными в педагогике художественного образования положениями о развивающем потенциале художественно-практической деятельности дошкольников и недостаточностью теоретических исследований о развитии творческого воображения детей на основе изобразительной деятельности;
^ продуктивности изобразительной деятельности, ее востребованности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике дошкольного образования.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования, состоящую в определении условий и методов развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогике обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать на практике эффективность содержания образовательной деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей.
Предмет исследования - содержание непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- будет разработано содержание изобразительной деятельности детей с опорой на нетрадиционные техники рисования, которые стимулируют воображение детей, вовлекают их в эмоциональное самовыражение, дарят радость творчества, вводят в состояние успеха и являются доступными для старшего дошкольного возраста;
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятию «творческое воображение».
2. Выявить педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
3. Раскрыть возможности нетрадиционных техник рисования в развитии у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения.
4. Провести опытно-поисковую работу и доказать эффективность
содержания изобразительной деятельности детей с опорой на нетрадиционные техники рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования является концепции развития творческого воображения, разработанные психологами Комаровой Т.С., Казаковой Т.Г., Лыковой И.А., Шайдуровой Н.В., Флериной Н.В., Рубинштейна С.Л., Субботиной Л.Ю., Полуянова Ю.А., Ветлугиной Н.А. и др.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические - изучение, анализ и обобщение
философской, психолого-педагогической, методической литературы
• экспериментальные - опытно-поисковая работа;
• эмпирические - изучение нормативных документов в области дошкольного образования, включенное наблюдение, беседа, анализ художественно-практической деятельности, продуктов творческой деятельности, анализ и обобщение результатов опытно-поисковой работы, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось в старшей и подготовительной группах в МБДОУ № 588 г. Екатеринбурга. В работе приняли участие 20 детей в возрасте 5-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Проведенные теоретическое и опытно-поисковое исследования подтвердили актуальность проблемы, выбранной нами для данного исследования. В ходе опытно-поисковой работы была доказана гипотеза о том, что использование изобразительной деятельности способствует развитию творческого воображения детей. В результате реализованы поставленные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме выявлено содержание понятия «творческое воображение». Это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Так же анализ теоретико-методологической базы позволил выделить основные виды воображения, приемы его создания и развития, а также критерии, характеризующие творческое воображение.
2. Выделены следующие условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста:
- организация интересной содержательной жизни в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения
- обучение детей изобразительной деятельности ориентированное на развитие творчества
- комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность
- учет индивидуальных особенностей ребенка
- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел и т.д.
3. Было выявлено, что возможности нетрадиционных техник рисования в развитии у детей творческого воображения неограниченны, они стимулируют фантазию детей, помогают вовлекать детей в эмоциональное самовыражение, удивляют и восхищают детей, создают мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью.
4. Был разработан диагностический инструментарий, выделены критерии и показатели определения уровня развития творческого воображения у старших дошкольников:
- беглость
- гибкость
- оригинальность
- разработанность
Исходя из данных показателей, была проведена первичная диагностика уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике диагностики воображения у детей старшего дошкольного возраста нами использован тест Е.П. Торренса (в адаптации Е.Е. Туник, а именно, вторая часть диагностики образная батарея - два субстеста:
1. «Создание рисунка»: требуется создать оригинальный рисунок. Частью которого была бы заданная цветная фигура;
2. «Незаконченные фигуры»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе заданных незаконченных фигур. Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения, активизирует деятельность воображения.
На основе анализа результатов диагностики мы можем сделать выводы:
1 .Наблюдается преимущество среднего уровня развития творческого воображения
2. 85% детей имеют низкий уровень оригинальности, что говорит о том, что дети следуют общепринятым идеям, не выдвигают никаких новых решений
3. На высоком уровне мы наблюдаем доминирование беглости, что говорит о том, что дети самостоятельно создают большое количество осмысленных новых идей, без помощи со стороны взрослых.
5. В ходе опытно-поисковой работы, на основе данных первичной диагностики уровня развития творческого воображения. Было разработано и апробировано в период преддипломной практики содержание непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленной на развитие творческого воображения с помощью нетрадиционных техник рисования, которые обеспечили толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети научились думать, принимать самостоятельные решения в том какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительными. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляло дошкольников, у них сохранялась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. С детьми старшей группы мы учились рисовать техниками кляксографии, техникой рисования свечой, ватными палочками, пальцами, техникой оттиска, рисования «по сырому» и другими не менее интересными техниками.
6. После апробации содержания непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого воображения у старших дошкольников была проведена итоговая диагностика, в ходе которой нами были получены следующие данные:
Анализ выполненных детьми заданий на итоговом этапе показывает, что дети перешли на качественно новый уровень развития творческого воображения в изобразительной деятельности.
На низком уровне не находится не один ребенок, в отличие от начального этапа, где 15% детей занимали низкий уровень развития воображения в изобразительной деятельности. Стала проявляться креативность дошкольников в новизне сюжетов в рисунках, в самостоятельности исполнения.
На среднем уровне находятся 75%
На высоком уровне находятся 25%
Сравнивая данные по констатирующему и итоговому этапам опытно- поисковой работы, мы сделали следующие выводы:
1) Результаты детей после проведенных занятий повысились, это можно наблюдать по индивидуальным баллам, указанным в таблице 3, а также в таблице 4, где указаны суммарные баллы всей группы
2) В ходе беседы с детьми, мы выяснили, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования воспринимается ими с радостью, приносит удовольствие.
Исходя из результатов данного исследования, мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме выявлено содержание понятия «творческое воображение». Это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Так же анализ теоретико-методологической базы позволил выделить основные виды воображения, приемы его создания и развития, а также критерии, характеризующие творческое воображение.
2. Выделены следующие условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста:
- организация интересной содержательной жизни в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения
- обучение детей изобразительной деятельности ориентированное на развитие творчества
- комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность
- учет индивидуальных особенностей ребенка
- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел и т.д.
3. Было выявлено, что возможности нетрадиционных техник рисования в развитии у детей творческого воображения неограниченны, они стимулируют фантазию детей, помогают вовлекать детей в эмоциональное самовыражение, удивляют и восхищают детей, создают мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью.
4. Был разработан диагностический инструментарий, выделены критерии и показатели определения уровня развития творческого воображения у старших дошкольников:
- беглость
- гибкость
- оригинальность
- разработанность
Исходя из данных показателей, была проведена первичная диагностика уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике диагностики воображения у детей старшего дошкольного возраста нами использован тест Е.П. Торренса (в адаптации Е.Е. Туник, а именно, вторая часть диагностики образная батарея - два субстеста:
1. «Создание рисунка»: требуется создать оригинальный рисунок. Частью которого была бы заданная цветная фигура;
2. «Незаконченные фигуры»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе заданных незаконченных фигур. Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения, активизирует деятельность воображения.
На основе анализа результатов диагностики мы можем сделать выводы:
1 .Наблюдается преимущество среднего уровня развития творческого воображения
2. 85% детей имеют низкий уровень оригинальности, что говорит о том, что дети следуют общепринятым идеям, не выдвигают никаких новых решений
3. На высоком уровне мы наблюдаем доминирование беглости, что говорит о том, что дети самостоятельно создают большое количество осмысленных новых идей, без помощи со стороны взрослых.
5. В ходе опытно-поисковой работы, на основе данных первичной диагностики уровня развития творческого воображения. Было разработано и апробировано в период преддипломной практики содержание непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленной на развитие творческого воображения с помощью нетрадиционных техник рисования, которые обеспечили толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети научились думать, принимать самостоятельные решения в том какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительными. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляло дошкольников, у них сохранялась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. С детьми старшей группы мы учились рисовать техниками кляксографии, техникой рисования свечой, ватными палочками, пальцами, техникой оттиска, рисования «по сырому» и другими не менее интересными техниками.
6. После апробации содержания непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого воображения у старших дошкольников была проведена итоговая диагностика, в ходе которой нами были получены следующие данные:
Анализ выполненных детьми заданий на итоговом этапе показывает, что дети перешли на качественно новый уровень развития творческого воображения в изобразительной деятельности.
На низком уровне не находится не один ребенок, в отличие от начального этапа, где 15% детей занимали низкий уровень развития воображения в изобразительной деятельности. Стала проявляться креативность дошкольников в новизне сюжетов в рисунках, в самостоятельности исполнения.
На среднем уровне находятся 75%
На высоком уровне находятся 25%
Сравнивая данные по констатирующему и итоговому этапам опытно- поисковой работы, мы сделали следующие выводы:
1) Результаты детей после проведенных занятий повысились, это можно наблюдать по индивидуальным баллам, указанным в таблице 3, а также в таблице 4, где указаны суммарные баллы всей группы
2) В ходе беседы с детьми, мы выяснили, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования воспринимается ими с радостью, приносит удовольствие.
Исходя из результатов данного исследования, мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного
возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Теоретические и методические основы использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



