ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 9
1.2. Педагогические условия развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения у детей 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Диагностика развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно- поисковой работы 39
2.2. Содержание работы по развитию воображения у детей
старшего дошкольного возраста 49
2.3 Диагностика развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста на итоговом этапе опытно-поисковой работы . 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Изменения, происходящие в экономике и социальной сфере в современной России в последние десятилетия, требуют особого подхода к решению задач стоящих перед всей системой дошкольного образования. Одной из важнейших выступает необходимость формирования с самого раннего детства творчески активной личности, способной нестандартно и эффективно решать вопросы, возникающие в жизни перед людьми. В связи с этим перед учреждениями дошкольного образования встает важная задача планомерного и целенаправленного развития творческого потенциала подрастающего поколения. А это, в свою очередь, требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из важнейших обозначена задача развития творческого потенциала ребенка: «организацию видов деятельности, способствующих развитию воображения и детского творчества, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, формирования у ребенка общей культуры, развития социальных, нравственных, эстетических качеств» [35, с. 15,17].
Исследования таких ученых как Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других показывают что воображение является как предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, так и условием творческого преобразования знаний детьми. Все это способствует саморазвитию личности, что в конечном счете влияет на эффективность всей образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Воображение и фантазия - важнейшие черты становления личности ребенка, его саморазвития. Исследования ученых в области художественного воспитания доказывают особую направленность ребенка дошкольного возраста к миру художественных образов, рождаемых детским воображением и фантазией. Воображение является высшей и необходимейшей психологической способностью человека. Наиболее интенсивно оно начинает развиваться именно в период старшего дошкольного возраста. Если в этом возрасте не уделить достаточного внимания развитию воображения, то в последующем эта способность будет снижена, что ведет к обеднению личности, снижается уровень творческого мышления. Затем теряется интерес и ко всей творческой деятельности. Наибольшую возможность для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Дошкольный возраст особенно сензитивен к художественно-творческой деятельности. И для наиболее продуктивного развития творческого воображения у детей необходимо особенным образом организовывать сам процесс изобразительной деятельности.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» нового поколения отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в формировании личностных качеств ребенка. Занятия художественно-творческой деятельностью как сенситивной в дошкольном возрасте решают не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и личностного развития ребенка.
Творческая деятельность, направленная на развитие воображения детей включена в содержание многих современных программ дошкольного образования, и используется как средство развития их творческого потенциала («Детство», «Радуга», «Росток», «Развитие» и др.). В то же время, не полностью осмыслены и раскрыты принципы включения детей в художественную деятельность как в действительно творческий процесс, направленный на решение задач развития воображения у детей, отсутствуют методики, активно реализующие потенциал художественно-практической деятельности в приобщении детей к творческой деятельности.
Обращение к изобразительной деятельности в работе с дошкольниками соответствует целостному восприятию ребенка, а также включает его в ситуацию увлекательной творческой деятельности, способствующей развитию воображения и фантазии и т.д.
Однако, несмотря на интерес авторов к проблеме развития воображения ребенка средствами изобразительной деятельности, недостаточно разработаны принципы и методические подходы к развитию воображения у ребенка на основе изобразительной деятельности.
Сказанное дает основания к выделению противоречий между:
^ потребностью в развитии творческого воображения у детей, сформулированной в задачах ФГОС нового поколения, и недостаточной готовностью дошкольных образовательных организаций к ее реализации;
^ разработанными в педагогике художественного образования положениями о развивающем потенциале художественно-практической деятельности дошкольников и недостаточностью теоретических исследований о развитии творческого воображения детей на основе изобразительной деятельности;
^ продуктивности изобразительной деятельности, ее востребованности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике дошкольного образования.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования, состоящую в определении условий и методов развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогике обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать на практике эффективность содержания образовательной деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей.
Предмет исследования - содержание непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- будет разработано содержание изобразительной деятельности детей с опорой на нетрадиционные техники рисования, которые стимулируют воображение детей, вовлекают их в эмоциональное самовыражение, дарят радость творчества, вводят в состояние успеха и являются доступными для старшего дошкольного возраста;
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятию «творческое воображение».
2. Выявить педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
3. Раскрыть возможности нетрадиционных техник рисования в развитии у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения.
4. Провести опытно-поисковую работу и доказать эффективность
содержания изобразительной деятельности детей с опорой на нетрадиционные техники рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования является концепции развития творческого воображения, разработанные психологами Комаровой Т.С., Казаковой Т.Г., Лыковой И.А., Шайдуровой Н.В., Флериной Н.В., Рубинштейна С.Л., Субботиной Л.Ю., Полуянова Ю.А., Ветлугиной Н.А. и др.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические - изучение, анализ и обобщение
философской, психолого-педагогической, методической литературы
• экспериментальные - опытно-поисковая работа;
• эмпирические - изучение нормативных документов в области дошкольного образования, включенное наблюдение, беседа, анализ художественно-практической деятельности, продуктов творческой деятельности, анализ и обобщение результатов опытно-поисковой работы, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось в старшей и подготовительной группах в МБДОУ № 588 г. Екатеринбурга. В работе приняли участие 20 детей в возрасте 5-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Проведенные теоретическое и опытно-поисковое исследования подтвердили актуальность проблемы, выбранной нами для данного исследования. В ходе опытно-поисковой работы была доказана гипотеза о том, что использование изобразительной деятельности способствует развитию творческого воображения детей. В результате реализованы поставленные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме выявлено содержание понятия «творческое воображение». Это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Так же анализ теоретико-методологической базы позволил выделить основные виды воображения, приемы его создания и развития, а также критерии, характеризующие творческое воображение.
2. Выделены следующие условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста:
- организация интересной содержательной жизни в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения
- обучение детей изобразительной деятельности ориентированное на развитие творчества
- комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность
- учет индивидуальных особенностей ребенка
- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел и т.д.
3. Было выявлено, что возможности нетрадиционных техник рисования в развитии у детей творческого воображения неограниченны, они стимулируют фантазию детей, помогают вовлекать детей в эмоциональное самовыражение, удивляют и восхищают детей, создают мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью.
4. Был разработан диагностический инструментарий, выделены критерии и показатели определения уровня развития творческого воображения у старших дошкольников:
- беглость
- гибкость
- оригинальность
- разработанность
Исходя из данных показателей, была проведена первичная диагностика уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике диагностики воображения у детей старшего дошкольного возраста нами использован тест Е.П. Торренса (в адаптации Е.Е. Туник, а именно, вторая часть диагностики образная батарея - два субстеста:
1. «Создание рисунка»: требуется создать оригинальный рисунок. Частью которого была бы заданная цветная фигура;
2. «Незаконченные фигуры»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе заданных незаконченных фигур. Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения, активизирует деятельность воображения.
На основе анализа результатов диагностики мы можем сделать выводы:
1 .Наблюдается преимущество среднего уровня развития творческого воображения
2. 85% детей имеют низкий уровень оригинальности, что говорит о том, что дети следуют общепринятым идеям, не выдвигают никаких новых решений
3. На высоком уровне мы наблюдаем доминирование беглости, что говорит о том, что дети самостоятельно создают большое количество осмысленных новых идей, без помощи со стороны взрослых.
5. В ходе опытно-поисковой работы, на основе данных первичной диагностики уровня развития творческого воображения. Было разработано и апробировано в период преддипломной практики содержание непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленной на развитие творческого воображения с помощью нетрадиционных техник рисования, которые обеспечили толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети научились думать, принимать самостоятельные решения в том какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительными. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляло дошкольников, у них сохранялась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. С детьми старшей группы мы учились рисовать техниками кляксографии, техникой рисования свечой, ватными палочками, пальцами, техникой оттиска, рисования «по сырому» и другими не менее интересными техниками.
6. После апробации содержания непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого воображения у старших дошкольников была проведена итоговая диагностика, в ходе которой нами были получены следующие данные:
Анализ выполненных детьми заданий на итоговом этапе показывает, что дети перешли на качественно новый уровень развития творческого воображения в изобразительной деятельности.
На низком уровне не находится не один ребенок, в отличие от начального этапа, где 15% детей занимали низкий уровень развития воображения в изобразительной деятельности. Стала проявляться креативность дошкольников в новизне сюжетов в рисунках, в самостоятельности исполнения.
На среднем уровне находятся 75%
На высоком уровне находятся 25%
Сравнивая данные по констатирующему и итоговому этапам опытно- поисковой работы, мы сделали следующие выводы:
1) Результаты детей после проведенных занятий повысились, это можно наблюдать по индивидуальным баллам, указанным в таблице 3, а также в таблице 4, где указаны суммарные баллы всей группы
2) В ходе беседы с детьми, мы выяснили, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования воспринимается ими с радостью, приносит удовольствие.
Исходя из результатов данного исследования, мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, П.Л. Рыбалко. - М.: Наука; 1964. -287 с.
2. Айви, А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. [Текст] / М.Б. Айви, Л. М Саймэк-Даунинг.- М.: 1999. -487 с.
3. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст]: Учебник для вузов. / М.К. Акимова, Гуревич К.М. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 652 с .
4. Ассараф Джон. Ответ [Текст] / Джон Ассараф, Мюррей Смит- [пер. с англ. М.Башкатова]. - М.: Эксмо, 2009. -336 с.
5. Бадяева, Г.С. Орнамент и современное народное искусство [Текст] Г.С.Бадяева - М.: 1986. -48 с.
6. Басина, Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке [Текст] Н.Э. Басина, О.А. Суслова - М.: Линка-Пресс, 2003.
7. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству [Текст] О.А. Белобрыкина - Новосибирск, 1993.
8. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять,
поддержать [Текст] Е.С. Белова - М.: 1998.
9. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры, искусства [Текст] Н.А. Бердяев - М.: 1994, т. 1
10. Брунер, Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] Д.С. Брунер - М.: 1997
11. Бодалев, А.А. Как становятся великими или выдающимися? [Текст] /А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -287 с.
12. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические
рекомендации [Текст] / О.В. Боровик - М.: 1989.
13. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих
способностей детей младшего школьного возраста [Текст] И.С. Бухарова - Екатеринбург, 2002
14. Бьюзен Тони. Супермышление [Текст] Бьюзен Тони, Бьюзен Барри [Пер. с англ. Е.А. Самсонов] - М.: Попурри, 2003 -304 с.
15. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст] Л.М. Веккер - Л.: 1974, т.1
16. Венгер, Л.А., Мухина В.В. Психология [Текст] Л.А. Венгер, В.С, Мухина - М., 1988
17. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду [Текст] Н.А. Ветлугина - М., 1974
18. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте [Текст] Л.С. Выготский - СПб., 1997
19. Выготскийй, Л.С. Лекции по психологии [Текст] Л.С. Выготский - СПб., 1999
20. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] Л.С.Выготский - М., 1950
21. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] Г.Г. Григорьева - М., 1998
22. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] Г.Г.Григорьева - М., 2000
23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] В.В. Давыдов - М., 1986
24. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] В.В. Давыдов - М., 1996
25. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов [Текст]: - М., 1997
26. Дудецкий, А.Я. Воображение [Текст] А.Я.Дудецкий - М., Наука, 1969
27. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения [Текст] О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова - М., 1980
28. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольников [Текст] О.М. Дьяченко - М., 1996
29. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] О.М. Дьяченко - М., 1988
30. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] О.М. Дьяченко - М., 1987
31. Джемс У. Психология [Текст] У. Джемс - М., 1991
32. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка [Текст]: Избранные психологические труды в 2-х томах А.В. Запорожец - М., 1986, т.1
33. Золотников, В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве [Текст] В.Г. Золотников - М., 1970
34. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения
представлений и воображения [Текст] Е.И.Игнатьев - М., 1956
35. Коломинский, Я.К. Психология детей шестилетнего возраста [Текст] Я.К. Коломинский, Е.А. Панько - Минск, 1999
36. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] Т.С. Комарова - М., 1976
37. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей [Текст] Т.С. Комарова., А.И. Савенков - М., 1998
38. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] Л.С. Коршунова - М., 1979
39. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] Е.Е. Кравцова - М.: Просвещение, 1996
40. Левин В.А. Что мы называем творчеством? [Текст] в кн.: В.А. Левин. Воспитание творчества - Томск, 1992
41. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2005
42. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие
способности [Текст] А.А. Мелик-Пашаев - М., 1981
43. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству [Текст] А.А. Мелик-Пашаев - М., 1985
44. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта[Текст] / В.С. Мухина - М., Педагогика, 1981
45. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения [Текст] / Р.Г. Натадзе - Тбилиси, 1972
46. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений Р.С. Немов в 3 кн., - М., 2001, кн.2
47. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений Р.С. Немов в 3 кн., - М., 2001, кн.1
48. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] О.Н. Никифорова - М., 1990
49. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? [Текст] З.Н. Новлянская - М., 1978
50. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов - М., 1989
51. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду [Текст] Екатеринбург: Центр проблем детства, 1996, 2-ая часть
52. Педагогический словарь под ред. Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю.- М., Академия, 2001
53. Петровский А.В. Введение в психологию [Текст] А.В. Петровский - М., 1996
54. Психологический словарь Под ред. Зинченко В.П. М., 1997
55. Психологический словарь Под ред. Петровского А.М.. М., 1990
56. Рубинштейн С.А., Основы общей психологии [Текст] С.А. Рубинштейн - М., 1989
57. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольному детстве [Текст] Н.П. Сакулина - М., 1965
58. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детскому саду [Текст] Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М., 1973
59. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] под ред. Ерофеевой Т.И., М.: Академия, 1999
60. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Ю. Субботина - Ярославль, 1996
61. Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке детей: развитие творческого мышления детей: учеб.-метод. Пособие. - М., Глобус. 2007- 219 с.
62. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание советского школьника [Текст] Шацкая В.Н. - М., 1947
63. Фридман Л.Н. Психология воспитания [Текст] Л.Н. Фридман - М., 1996
64. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] Д.Б. Эльконин - М., 1960
65. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] Е.Л. Яковлева - М. , 1997