Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ 7
1.1. Сущность понятия «формирование нравственных представлений» . 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Сказка как средство формирования нравственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ 35
2.1 Диагностическое исследование формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы на материале сказки 35
2.2 Содержание опытно-поисковой работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ 7
1.1. Сущность понятия «формирование нравственных представлений» . 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Сказка как средство формирования нравственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ 35
2.1 Диагностическое исследование формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы на материале сказки 35
2.2 Содержание опытно-поисковой работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Сегодняшняя российская общественность резюмирует решающее понижение уровня единой культуры и нравственности подрастающего поколения, его оторванности от обычаев и ценностей собственного народа. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования нравственных представлений, ведь впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь. Дошкольный возраст характеризуется большими способностями для целостного формирования личности.
В законе «Об образовании РФ» выделено значение образования в период становления личности, развития его основных качеств: «образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития личности человека» [40].
Современные педагоги Н.А. Ветлугина, О.А. Богданова, И.Ф. Мулько и др. отмечают что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» [12, с. 10].
О.С. Богданова и Л.И. Катаева считают, что формирование нравственных представлений и качеств дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» [9, с. 20]. Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения ^ действие ребенка по образцу ^ повторение образца ^ выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка ^ возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» [7, с. 21].
Одним из средств формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют нравственному воспитанию. Русская педагогика отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.
Однако, использования сказки, в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации (далее ДОУ), как средства формирования нравственных представлений старших дошкольников, требует дальнейшего изучения. Именно поэтому была выбрана тема работы: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки».
Объектом исследования является процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс интегрированных занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс интегрированных занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «нравственные представления».
2) Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3) Рассмотреть возможности комплексных занятий в формировании нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4) Уточнить критерии и показатели сформированности нравственных представлений, подобрать диагностический инструментарий и провести начальную диагностику.
5) В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс интегрированных занятий направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды О.С. Богдановой, Н.А. Ветлугиной, И.Ф Свадковского, Б.М.Теплова, И.Ф. Мулько. Современными учеными рассматривались психологические механизмы становления и формирования нравственных представлений, Р.С. Буре, С.Г Якобсон, С.А. Козлова, Е.А Авилова и др., которые подчеркивают сензитивность старшего дошкольного возраста для формирования
нравственных представлений и раскрывают психологические особенности исследуемого процесса.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок в процессе интеграции разных видов детской деятельности.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения Зайковский детский сад № 4. В опытно-поисковой работе приняло участие 16 человек.
Опытно-поисковая работа по формированию нравственных представлений осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал сказки в формировании нравственных представлений, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В законе «Об образовании РФ» выделено значение образования в период становления личности, развития его основных качеств: «образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития личности человека» [40].
Современные педагоги Н.А. Ветлугина, О.А. Богданова, И.Ф. Мулько и др. отмечают что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» [12, с. 10].
О.С. Богданова и Л.И. Катаева считают, что формирование нравственных представлений и качеств дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» [9, с. 20]. Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения ^ действие ребенка по образцу ^ повторение образца ^ выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка ^ возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» [7, с. 21].
Одним из средств формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют нравственному воспитанию. Русская педагогика отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.
Однако, использования сказки, в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации (далее ДОУ), как средства формирования нравственных представлений старших дошкольников, требует дальнейшего изучения. Именно поэтому была выбрана тема работы: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки».
Объектом исследования является процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс интегрированных занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс интегрированных занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «нравственные представления».
2) Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3) Рассмотреть возможности комплексных занятий в формировании нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4) Уточнить критерии и показатели сформированности нравственных представлений, подобрать диагностический инструментарий и провести начальную диагностику.
5) В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс интегрированных занятий направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды О.С. Богдановой, Н.А. Ветлугиной, И.Ф Свадковского, Б.М.Теплова, И.Ф. Мулько. Современными учеными рассматривались психологические механизмы становления и формирования нравственных представлений, Р.С. Буре, С.Г Якобсон, С.А. Козлова, Е.А Авилова и др., которые подчеркивают сензитивность старшего дошкольного возраста для формирования
нравственных представлений и раскрывают психологические особенности исследуемого процесса.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок в процессе интеграции разных видов детской деятельности.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения Зайковский детский сад № 4. В опытно-поисковой работе приняло участие 16 человек.
Опытно-поисковая работа по формированию нравственных представлений осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал сказки в формировании нравственных представлений, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, щедрость ,хорошие поступки.
1. Нравственные представления - это чувственно-наглядный образ о нравственных качествах и поступках, таких как доброта, жадность, хорошие и плохие поступки (Н.А. Ветлугина, Ф.В. Константинова).
2. На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как, Т.П. Авдуловой, Г.А. Урунтаевой, И.Ф. Свадковского, Н.А. Ветлугиной, и др., мы определяем формирование нравственных представлений в единстве трех критериев: Когнитивный, мотивационный, поведенческий (автор Н.А. Ветлугина). Когитивный представление детей о нравственных чувствах и эмоциях доброта, щедрость, хорошие и плохие поступки; мотивационный наличие у детей определенных нравственных качеств, которые обусловливают нравственное поведение; умений ориентироваться на чувства, воспитывают доброжелательность и отзывчивость к окружающим , поведенческий умение использовать знания норм поведения в практической деятельности, поступает согласно нравственным i нормам, способность; осознанность собственное поведение
2. Мы выяснили, что изучение формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста отображено в работах Е.А. Авиловой, С.А. Козловой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, И.А. Зайцевой и др. Данные исследователи считают, что процесс формирования нравственных представлений старших дошкольников включает уровень развития осознания и принятия нравственных норм, понимание нравственного аспекта действия или отношения, умение воссоздать мотивы оценок и действий людей, оценку возможных альтернатив нравственного выбора и их последствий.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
3. Рассмотрев сущность сказок, ее значение, пришли к выводу, что сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей. Работа над сказкой дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, но и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» в материал нравственной направленности.
В ходе работы над сказкой у детей формируются нравственные представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан тематический план, включающий комплекс занятий на материале сказки с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста. В содержание комплекса занятий по формированию нравственных представлений деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения.
Выбор содержания, форм и методов организации на материале сказки обеспечил положительный результат, который мы отметили в процессе наблюдения за детьми в деятельности по выделенным критериям сформированности нравственных представлений(когнитивный, мотивационный, поведенческий) Данная работа позволяет сделать вывод о том, что разработанный тематический план интегрированных занятий, выбранные формы и методы, применяемые в процессе формирования нравственных представлений у старших дошкольников эффективны.
1. Нравственные представления - это чувственно-наглядный образ о нравственных качествах и поступках, таких как доброта, жадность, хорошие и плохие поступки (Н.А. Ветлугина, Ф.В. Константинова).
2. На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как, Т.П. Авдуловой, Г.А. Урунтаевой, И.Ф. Свадковского, Н.А. Ветлугиной, и др., мы определяем формирование нравственных представлений в единстве трех критериев: Когнитивный, мотивационный, поведенческий (автор Н.А. Ветлугина). Когитивный представление детей о нравственных чувствах и эмоциях доброта, щедрость, хорошие и плохие поступки; мотивационный наличие у детей определенных нравственных качеств, которые обусловливают нравственное поведение; умений ориентироваться на чувства, воспитывают доброжелательность и отзывчивость к окружающим , поведенческий умение использовать знания норм поведения в практической деятельности, поступает согласно нравственным i нормам, способность; осознанность собственное поведение
2. Мы выяснили, что изучение формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста отображено в работах Е.А. Авиловой, С.А. Козловой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, И.А. Зайцевой и др. Данные исследователи считают, что процесс формирования нравственных представлений старших дошкольников включает уровень развития осознания и принятия нравственных норм, понимание нравственного аспекта действия или отношения, умение воссоздать мотивы оценок и действий людей, оценку возможных альтернатив нравственного выбора и их последствий.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
3. Рассмотрев сущность сказок, ее значение, пришли к выводу, что сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей. Работа над сказкой дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, но и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» в материал нравственной направленности.
В ходе работы над сказкой у детей формируются нравственные представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан тематический план, включающий комплекс занятий на материале сказки с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста. В содержание комплекса занятий по формированию нравственных представлений деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения.
Выбор содержания, форм и методов организации на материале сказки обеспечил положительный результат, который мы отметили в процессе наблюдения за детьми в деятельности по выделенным критериям сформированности нравственных представлений(когнитивный, мотивационный, поведенческий) Данная работа позволяет сделать вывод о том, что разработанный тематический план интегрированных занятий, выбранные формы и методы, применяемые в процессе формирования нравственных представлений у старших дошкольников эффективны.
Подобные работы
- Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей среднего
дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



