ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ 7
1.1. Сущность понятия «формирование нравственных представлений» . 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Сказка как средство формирования нравственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ 35
2.1 Диагностическое исследование формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы на материале сказки 35
2.2 Содержание опытно-поисковой работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Сегодняшняя российская общественность резюмирует решающее понижение уровня единой культуры и нравственности подрастающего поколения, его оторванности от обычаев и ценностей собственного народа. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования нравственных представлений, ведь впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь. Дошкольный возраст характеризуется большими способностями для целостного формирования личности.
В законе «Об образовании РФ» выделено значение образования в период становления личности, развития его основных качеств: «образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития личности человека» [40].
Современные педагоги Н.А. Ветлугина, О.А. Богданова, И.Ф. Мулько и др. отмечают что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» [12, с. 10].
О.С. Богданова и Л.И. Катаева считают, что формирование нравственных представлений и качеств дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» [9, с. 20]. Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения ^ действие ребенка по образцу ^ повторение образца ^ выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка ^ возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» [7, с. 21].
Одним из средств формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют нравственному воспитанию. Русская педагогика отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.
Однако, использования сказки, в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации (далее ДОУ), как средства формирования нравственных представлений старших дошкольников, требует дальнейшего изучения. Именно поэтому была выбрана тема работы: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки».
Объектом исследования является процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс интегрированных занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс интегрированных занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «нравственные представления».
2) Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3) Рассмотреть возможности комплексных занятий в формировании нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4) Уточнить критерии и показатели сформированности нравственных представлений, подобрать диагностический инструментарий и провести начальную диагностику.
5) В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс интегрированных занятий направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды О.С. Богдановой, Н.А. Ветлугиной, И.Ф Свадковского, Б.М.Теплова, И.Ф. Мулько. Современными учеными рассматривались психологические механизмы становления и формирования нравственных представлений, Р.С. Буре, С.Г Якобсон, С.А. Козлова, Е.А Авилова и др., которые подчеркивают сензитивность старшего дошкольного возраста для формирования
нравственных представлений и раскрывают психологические особенности исследуемого процесса.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок в процессе интеграции разных видов детской деятельности.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения Зайковский детский сад № 4. В опытно-поисковой работе приняло участие 16 человек.
Опытно-поисковая работа по формированию нравственных представлений осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал сказки в формировании нравственных представлений, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, щедрость ,хорошие поступки.
1. Нравственные представления - это чувственно-наглядный образ о нравственных качествах и поступках, таких как доброта, жадность, хорошие и плохие поступки (Н.А. Ветлугина, Ф.В. Константинова).
2. На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как, Т.П. Авдуловой, Г.А. Урунтаевой, И.Ф. Свадковского, Н.А. Ветлугиной, и др., мы определяем формирование нравственных представлений в единстве трех критериев: Когнитивный, мотивационный, поведенческий (автор Н.А. Ветлугина). Когитивный представление детей о нравственных чувствах и эмоциях доброта, щедрость, хорошие и плохие поступки; мотивационный наличие у детей определенных нравственных качеств, которые обусловливают нравственное поведение; умений ориентироваться на чувства, воспитывают доброжелательность и отзывчивость к окружающим , поведенческий умение использовать знания норм поведения в практической деятельности, поступает согласно нравственным i нормам, способность; осознанность собственное поведение
2. Мы выяснили, что изучение формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста отображено в работах Е.А. Авиловой, С.А. Козловой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, И.А. Зайцевой и др. Данные исследователи считают, что процесс формирования нравственных представлений старших дошкольников включает уровень развития осознания и принятия нравственных норм, понимание нравственного аспекта действия или отношения, умение воссоздать мотивы оценок и действий людей, оценку возможных альтернатив нравственного выбора и их последствий.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
3. Рассмотрев сущность сказок, ее значение, пришли к выводу, что сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей. Работа над сказкой дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, но и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» в материал нравственной направленности.
В ходе работы над сказкой у детей формируются нравственные представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан тематический план, включающий комплекс занятий на материале сказки с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста. В содержание комплекса занятий по формированию нравственных представлений деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения.
Выбор содержания, форм и методов организации на материале сказки обеспечил положительный результат, который мы отметили в процессе наблюдения за детьми в деятельности по выделенным критериям сформированности нравственных представлений(когнитивный, мотивационный, поведенческий) Данная работа позволяет сделать вывод о том, что разработанный тематический план интегрированных занятий, выбранные формы и методы, применяемые в процессе формирования нравственных представлений у старших дошкольников эффективны.
1. Авилова, Е.А. Нравственное воспитание дошкольников
[Текст] / Е. Авилова. - М.: Пресс, 2014.
2. Авдулова Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Т. П. Авдулова . - M.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. - 320 с.
3. Алексеенкова Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции [Текст] // Вопросы психологии. -2016. - № 6. - С. 39-47.
4. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. [Текст]- М.: Артель, 2012. - 158 с.
5. Бабаева, Т.И, Гогоберидзе, А.Г, Солнцева, О.В. Детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] - Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
6. Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К Бабанский - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 284 с.
7. Богданова, О. С., Катаева, Л. И. О нравственном воспитании детей. [Текст] — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
8. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. [Текст] - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 2016. - 137 с.
9. Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек...» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина [Текст] - М.: Просвещение, 2014.
10. Буре, Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] Методическое пособие. - М., 2014.
11. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] - М.: Ось-89, 2001.
12. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с
13. Виноградова,А.М. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников: [Текст] 2-е изд./ Под.ред.Виноградовой А.М.-
М.,Просвещение :1986- 16,20с.
14. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М. В Гамезо, Е. А Петрова, Л. М Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
15. Грабенко, Т.М. Зачем читать детям сказки [Текст] Издательство: Речь, 2012.
16. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи.. .Методика приобщения детей к чтению [Текст] / З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс, 2013.- 176 с.
17. Губанова, Н. С. Педагогические возможности игры-драматизации [Текст]. - М.: Просвещение: Владос, 2014
18. Денякина, Л. М., Струкалова И. И. Сказки как средство нравственного и речевого развития дошкольников [Текст] - Якутск. - 2013, - 23с.
19. Ершова О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Школа Олеси Жукова. Игры со сказками для детей 4-6 лет [Текст]/О.А. Ершова.-СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.- 240 с.
20. Зайченко, И.В. Педагогика: Учебник. Система средств
воспитания [Текст] - М. Аспект-Пресс, 2012.
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками. [Текст] - Спб.: Речь, 2014. - 240 с.
22. Ильин, И.А. О духовном развитии и воспитании детей. [Текст] - М., 2012
23. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок [Текст] - М.: АСТ, 2011
24. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей [Текст] / Е. В Котова - М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 80 с.
25. Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766
26. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. [Текст] - М.: Просвещение, 1987. - 386с.
27. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. [Текст]- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия. - 2012. - 416 с.
28. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей
в современном мире [Текст] // . - М.: Просвещение: Владос, 2013
29. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Лихачев, Б.Т [Текст] - М.1995.
30. Микляева, Н. В, Социально-нравственное воспитание дошкольников. [Текст] - М.:ТЦ Сфера, 2013.
31. Методическая разработка «Мнемотаблицы «Сказки», Корнева
Е.А. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-
rechi/2011/11/20/metodicheskaya-razrabotka-mnemotablitsy-skazki (Дата
обращения 15.02.2017 г.)
32. Ожегов С.И. Толковый словарь. Издательство "Азъ" - 1992.- с.720
33. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание
дошкольников 5-7 лет. [Текст] — М.: Детство-Пресс, 2015. — 96 с.
34. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. [Текст] Л. - 1986. - 361с
35. Рувинский, Л. И. Психолого-педагогическая проблема нравственного воспитания школьников [Текст]/ Л. И. Рувинский - М.: «Педагогика», 2014. - 191 с.
36. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. [Текст] - М.: Академия, 2012.
37. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. [Текст] - М.1998. 170с. - 178с.
38. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания . [Текст] -М.1977. - 34 с.
39. Чуковский К.И. . Собрание сочинений. т. 22 «От двух до пяти» . [Текст] / -М.1979. - 34 с.
40. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических вузов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспитателей д/с. [Текст] - М.: Просвещение: Владос, 2012.
41. Урунтаева, Г.А. Диагностическое обследование детей [Текст] / Б.А.Урунтаева - М: Просвещение, 2014. 25 с
42. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский - М: Просвещение, 2013. 431 с.
43. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. [Текст] - М.: Фолио , Аст ,2014.
44. Филиппова, Л.В. Сказка как источник творчества детей. [Текст] - М.2011.
45. Филиппов Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе [Текст] // Мир психологии. - 2013. - № 3. - С.160 - 173.
46. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
47. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/
И.Ф.Харламов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2013.
48. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников[Текст]/ И.Ф.Харламов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Тц Сфера, 2014г.
49. Шорыгина, Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. [Текст]- М.: Прометей; Книголюб, 2014. - 128 с. (Развивающие сказки для детей)
50. Шорыгина, Т.А. «Трудовые сказки». Беседы с детьми о труде , о профессиях. [Текст]- ООО «Тц Сфера», 2014г.
51. Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2014
52. Штольц, Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? [Текст]— М.: Мозаика-Синтез, 2013.
53. Щуркова, Н.Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника. [Текст]- М.: Ювента, 2013.
54. Якобсон, С.Г. Проблемы нравственного развития детей. [Текст] / С.Г. Якобсон. -М.: Азбуковник, 2014. - 256с.
55. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М. Г. Яновская // Классный руководитель. - 2013. №4 - с.24-29.