Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социальной активности старших подростков в учреждении среднего профессионального образования

Работа №98455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава □ 1. □ Теоретические основы развития социальной активности старших подростковв учреждении среднего профессионального образования 6
1.1. Учреждение среднего профессионального образования: понятие,
функции 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков -
студентов учреждения среднего профессионального образования 14
1.3. Понятие «социальная активность» и ее сущность 24
1.4. Волонтерская деятельность как фактор развития социальной
активности старших подростков в учреждении СПО 33
Глава □ 2. □□ Опытно-поисковая работа по развитию социальной активности старших подростков на примере филиала ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова», п. Буланаш 41
2.1. Из опыта работы по развитию социальной активности старших
подростков в филиале ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова 41
2.2. Программа развития социальной активности старших подростков
через волонтерское движение и ее частичная реализация 50
Заключение 60
Список □ использованной □ литературы 63
Приложения 68

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем является развитие социальной активности старших подростков. Возрастная категория выбрана не случайно. Подростковый период - это период становления личности, это период перехода из детства во взрослую жизнь.
Согласно идеям развития современного профессионального образования в основе перехода на ФГОС нового поколения лежат концепции личностно ориентированного обучения и социального воспитания обучающихся, реализация которых позволяет создать необходимые условия для формирования социальной активности личности. С этим связано формирование активной жизненной позиции личности, становление осознанного самостоятельного выбора, ориентация всего педагогического процесса на ситуацию успеха, личностно - деятельностный подход. Условия учреждения среднего профессионального образования (СПО) создают особую среду в организации учебно- воспитательного процесса средствами учебных и производственных практик, наставничества, студенческого самоуправления.
Формировать личность подростка, «социализировать», вводить его в «мир взрослости» должны непосредственные воспитатели - родители и педагоги. Если этого не делать, то подросток найдет способы проникнуть в этот мир и без помощи взрослых. Нежелание или неумение взрослых понять новые устремления подростка еще больше увеличивают потребность в общении со сверстниками, поскольку здесь, в среде сверстников, он находит признание и поддержку. Общение с товарищами является особой шкалой развития социальных качеств старших подростков, и сила влияния сверстников прямо пропорциональна степени неудовлетворенности подростка общением со взрослыми. Развитие социальной активности, подготовка к самостоятельной жизни старших подростков, интеграция в современное общество после выпуска из среднего профессионального учреждения является серьезной и актуальной проблемой, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Психолого-педагогические теории развития социальной активности личности разрабатывались такими отечественными авторами как Е. А.Ануфриев,А. В. Мудрик, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин и др.
Указанные и другие исследования способствуют обобщению накопленных знаний и опыта по рассматриваемой проблеме. Однако такому важному её аспекту как развитие социальной активности старших подростков в учреждениях среднего профессионального образования пока уделяется недостаточно внимания.
Противоречие: между возросшей необходимостью развития социальной активности у старших подростков в учреждении среднего профессионального образования и недостаточностью методических пособий, в которых бы содержались проверенные рекомендации педагогам по данному вопросу.
Проблема исследования: как развивать социальную активность у старших подростков в учреждениях среднего профессионального образования?
Объект исследования -процесс развития социальной активности старших подростковв учреждении среднего профессионального образования.
Предмет исследования - содержание развития социальной активности старших подростков в учреждении среднего профессионального образования.
Цель исследования-разработать и теоретически обосновать программу развития социальной активности старших подростков через волонтерское движение в учреждении среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования :развитию социальной активности старших подростков в учреждениях СПО будут способствовать:
-формирование активной гражданской позиции старших подростков;
- привлечение старших подростков к волонтерской деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «учреждение среднего профессионального образования» и его функции.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшим подросткам - студентам учреждения среднего профессионального образования.
3. Раскрыть содержание понятия «социальная активность» и его сущность.
4. Рассмотреть волонтерскую деятельность как фактор развития социальной активности старших подростков в учреждении СПО.
5. Проанализировать деятельность филиала ГАПОУ СО «НТГПК им. Н. А. Демидова» по развитию социальной активности старших подростков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение;
• эмпирические: опрос, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова» п. Буланаш Артемовского района Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе рассмотрены позиции учёных, педагогов, социологов, философов, психологов по вопросу содержания понятия «социальной активности». На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведенной опытно - поисковой работы обобщим результаты проведенного исследования и сформулируем необходимые выводы.
Исходя из проведенного нами анализа, выяснилось, что социальная активность получает многоаспектную характеристику и рассматривается как:
• деятельность, направленная на преобразование окружающего мира;
• личностно значимая деятельность, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
• качество личности, личностное образование, проявляющееся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности.
Социальная активность рассматривается как сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. Социальная активность как понятие может быть рассмотрена с точки зрения важности самореализации для индивида и с точки зрения силы его воздействия на социум.
В нашем исследовании, социальную активность личности мы рассматривали в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение ее как свойства личности, обусловленного в первую очередь ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, обучения и практической деятельности. Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности.
Социальная активность - это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности.
Социальная активность может стимулироваться под условием внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам, прежде всего, относятся мотивы личности и психологические качества, к внешним - условия среды, позволяющие данную активность проявлять и совершенствовать себя в ней.
Для успешного проявления своей активности старшим подросткам необходимо существование такой среды, где они могут раскрыть свой потенциал, реализовать свои идеи, попробовать себя в различных видах деятельности. Это может быть участие в волонтерских движениях, работа с пожилыми людьми, а также участие в политической жизни общества и проектной деятельности.
Волонтерские объединения предоставляют возможность удовлетворить личностные потребности и интересы старших подростков, способствуют формированию их социальной активности, опыта, статуса. Участие старших подростков в волонтерских организациях воздействует на развитие социальной активности, что благотворно влияет на личностный рост молодых людей и на развитие общества в целом
В опытно-поисковой работе принимали участие 140 чел. На начальном этапе работы мы провели опрос по методике «Приоритет»для выявления наиболее значимых ценных качеств у старших подростков. Данная методика показала, что наиболее ценные, значимые качества для старших подростков это: ответственность, самостоятельность, решительность, твердая воля. Средне значимые качества это: социальная активность, чуткость, милосердие, честность. Наименее значимые качества это: настойчивость, инициативность.
По результатам анкетирования выявлено, что старшие подростки проявляют социальную активность в наибольшей степени, участвуя в развлекательных и спортивных мероприятиях (41%). А наименьшую заинтересованность вызывает у старших подростков участие в волонтерском движении (7%). Чуть больше 20% в социально - полезной деятельности вообще не участвуют.
Все это послужило поводом для разработки и внедрения в практику филиала колледжа программы развитиясоциальной активности старших подростков через волонтерское движение. Программа была частично реализована.
Проведенная повторная диагностика показала существенные изменения вкачественных и количественных показателях рассматриваемых критериев социальной активности. У старших подростков поменялись наиболее ценные, значимые качества. На первое место старшие подростки поставили социальную активность, ответственность, милосердие, решительность. Средне значимые качества: чуткость, твердая воля, самостоятельность, честность. Наименее значимое качество- настойчивость.
Результаты повторного анкетирования на выявление степени участия старших подростков в социально-полезной деятельностипосле частичной реализации программы показали, что количество старших подростков, участвующих в волонтерской деятельности увеличилось на 18 %, количество человек, нигде не участвующих снизилось на 12 %. Остальные показатели изменились в малой степени.
Таким образом, опытно-поисковая работа показала, что развитие социальной активности старших подростков через волонтерскую деятельность по исследуемым критериям происходит успешнов ходе реализации разработанной программы. Практическая реализация всех предложенных мероприятий, направленных на развитие социальной активности старших подростков, позволяет получить позитивную динамику в исследуемой проблеме в будущем.
В заключении отметим, что полученные результаты доказали успешность разработанной программы развития социальной активности старших подростков через волонтерскую деятельность, что доказывает правильность выдвинутой гипотезы.


1. Андреева Г.М. Социальная психология.М.:Наука, 2013. 375с.
2. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности. М.:Академияпедагогических наук, 2011. 45 с.
3. Аркин Е.А. Задачи и методы изучения коллектива подростков. М.: Издательство Академия, 2013. 150 с.
4. Асперов Э.К. Введение в социологию. М.: Алетейя, 2012. 256с.
5. Бархаев А.Б. Имидж общественной организации как фактор вовлечений студенческой молодёжи в волонтёрскую деятельность.М.: ЛЕФ, 2015. 75 с.
6. Бершедова Л.И. Психологическая готовность современных подростков к жизни. Петрозаводск, 2014. 125 с.
7. Бехтерев В.Ф.Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания. Ростов-на- Дону: Феникс,2012. 140с.
8. Булашов В. П. Образование в контексте социализации.М.: Педагогика, 2014.412 с.
9. БодренковаГ.И. Добровольчество. // Социальная работа. 2014. №3.С.87- 104.
10. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности.М.: Международная педагогическая академия, 2014. 212 с.
11. Богомолова Н.Н.Основы социально-психологической теории. М.:
2013. 149 с.
12. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2015. 335 с.
13. Иванов А.В.Методика формирования социальной активности учащегося. М.: Академия, 2013. 195 с.
14. Истомина О.С. История волонтёрского движения в мире. М.:Астрель, 2013. 231 с.
15. Каргина М.С. Проблемы социализации подростка // Воспитание школьников. 2013. №4. С. 26-31...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ