Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мониторинг представлений у старших дошкольников о пожарной безопасности (Нижневартовский государственный университет)

Работа №40355

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы41
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 71 «Радость» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (19 дошкольников).
Есть приложение (Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожарные»).
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………

7
1.1. Мониторинг педагогического процесса в ДОО……………….. 7
1.2.
Проблема формирования представлений о пожарной безопасности у дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………………………………………… 10
1.3.
Анализ образовательных программ по проблеме формирования представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников ………………………………………......
16

Выводы по первой главе……………………………………………………….. 21
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………

22
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников……………………………………………………..
22
2.2. Состояние работы по формированию представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников в практике ДОО…………………………………………………………………
24
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников…………………………. 26



Выводы по второй главе………………………………………………………. 30

Заключение……………………………………………………………………. 32

Список литературы………………………………………………………….. 33

Приложение…………………………………………………………………… 36



Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Пожарная безопасность в детском саду предполагает первичное формирование у воспитанников представлений о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувств опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями помогающими предупредить загорания или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими возможностями формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о пожарной безопасности и недостаточной разработанностью методики формирования представлений о пожарной безопасности в ДОО. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: какова технология формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является разработка и апробация педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста более эффективным если:
- будет разработана модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена уровневая характеристика сформированности представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников;
- будет разработана система мероприятий по формированию представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Предложить мероприятия по формированию представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, констатирующий этап опытно-поисковой работы – тестирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г..) осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных результатов.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (декабрь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к организации и проведения педагогического мониторинга в дошкольной образовательной организации – А.В. Хуторского, Н.Е. Щурковой и др.;
- подходы к формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста – Н.В. Полтавцевой, М. Сильченко и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для формирования представлений о правилах пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями в ДОО, а также педагогами дополнительного образования.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 71 «Радость» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (19 дошкольников).
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования планируется представить перед сокурсниками в процессе защиты курсовой работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время педагогический мониторинг в системе образования приобретает все большее значение, поскольку, как показал анализ психолого-педагогической литературы, педагогический мониторинг связан с постановкой цели, анализом, коррекцией, диагностикой, оценкой и контролем учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. Данные столь разноплановые понятия, выступая структурными компонентами педагогического мониторинга, свидетельствуют о том, что данное понятие не имеет точного, однозначного толкования. В связи с чем, педагогический мониторинг является сложным педагогическим явлением.
Знания детей по правилам пожарной безопасности будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, расширяют знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, которые помогут избегать несчастья, учатся правильно действовать во время пожара, если рядом нет взрослых, знакомятся с предметами тушения.
В ходе исследования была разработана модель педагогического мониторинга, состоящая из диагностического, аналитического и проектировочного этапа. Анализ результатов проведенного исследования показал, что в группе старших дошкольников недостаточно сформированы представления о пожарной безопасности: средний уровень – 45%, низкий уровень – 25%. С целью формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста был разработан план проведения тематической недели «Азбука пожарной безопасности». Такая форма обучения как тематическая неделя очень эффективна, так как в результате у детей создаётся целостная картина мира, а не разрозненные отрывочные знания. Итак, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.



1. Алекссева, Т. Д. Взаимодействие с родителями дошкольников по формированию у детей основ безопасного поведения [Текст] / Т. Д. Алексеева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №4. – С. 41-44.
2. Березина, Н. О. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова [и др.]; под научным руководством А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2012. – 298 с.
3. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.] ; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – Санкт-Петербург : Детство‐Пресс, 2013. – 321 с.
4. Здоровьесберегающее пространство ДОО [Текст] / Под ред. Н. И. Крыловой. – Волгоград : Учитель, 2009. – 218 с.
5. Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни [Текст] / В. Г. Игнатович // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С. 45-47
6. Истоки : Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. [Текст]. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
7. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике [Текст] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
8. Казин, Э. М. Социально-педагогические подходы к здоровью как базовой адаптивной и социальной ценности [Текст] / Э. М. Казин // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №9. – С. 30 – 36.
9. Калинина, М. Быть здоровыми должны взрослые и дети [Текст] / М. Калинина // Минская школа сегодня. – 2016. – № 5. – С. 42–51.
10. Картушина, М. Ю. Зеленый огонек здоровья : Программа оздоровления дошкольников [Текст] / М. Ю. Картушина. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 225 с.
11. Лиман, Н. А. Безопасное детство [Текст] : пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Лиман. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 136 с.
12. Новикова, И. М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей [Текст] / И. М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 8. – С. 52-55.
13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 241 с.
14. Павлова, М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М .А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
15. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни [Текст] / Н. В. Потавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова, И. А. Гаврилова. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
16. Развитие : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 2. Старший дошкольный возраст [Текст] / Под ред. А. И. Булычевой. – Москва : Издательство НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012. – 263 с.
17. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н. А. Рыжова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 52-55.
18. Рыленко, Ю. А. Мониторинг образовательного процесса в ДОО [Текст] / Ю. А. Рыленко // Молодой ученый. – 2015. – №17. – С. 565-568.
19. Сильченко, М. Формирование привычек здорового образа жизни [Текст] / М. Сильченко // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 69-72.
20. Твоя безопасность : Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л.А . Кондрыкинская и др. – 6-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 48 с.
21. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2013. – № 5. – С. 55 – 61.
22. Щуркова, Н. Е. Педагогика [Текст] / Н. Е. Щуркова. – Москва : Академия, 2015. – 623 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 36 с.
24. Шарапова, Н. В. Пожарная безопасность в ДОО [Текст] / Н. В. Шарапова // Педагогика. – 2014. – №5. – С. 72-77.
25. Юрченко, Р. Л. Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Р. Л. Юрченко // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 112-115.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ