Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление психолого-педагогической компетентности родителей подростков в образовательной организации

Работа №98418

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы изучения становления психолого­педагогической компетентности родителей подростков в образовательной организации 6
1.1. Родитель как субъект образовательных отношений 6
1.2. Психолого-педагогическая компетентность родителей
подростков в образовательной организации: понятие, компоненты, условия становления 13
1.3. Формы и методы становления психолого-педагогической
компетентности родителей подростков в образовательной организации 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по становлению психолого­педагогической компетентности родителей подростков в образовательной организации на примере МАОУ СОШ №56 г.Артёмовского 31
2.1. Анализ деятельности школы по становлению психолого­педагогической компетентности родителей подростков 31
2.2. Программа становления психолого-педагогической
компетентности родителей подростков в школе 50
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 71

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день актуальность взаимодействия родителей и школы очевидна. Уровень успешности ребенка зависит от того, кто и каким образом оказывает влияние на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей не противоречили друг другу, положительно и в полном объеме воспринимались ребёнком. Это вполне осуществимо при согласованности действий педагогов и родителей, связанных с воспитанием и развитием ребёнка.
Взаимодействие с родителями - одна из важных и сложных проблем в работе школы в целом и каждого учителя в частности. Актуальность темы исследованияобусловлена ещё и тем, что в настоящее время расширяется пространство педагогической деятельности, а также спектр функциональных обязанностей педагога. С момента, когда дети поступают в образовательные учреждения, возникает педагогический треугольник: родитель - ученик - педагог. От того, как складываются отношения между родителями, их детьми и педагогами, зависит успешность в развитии и воспитании детей. Таким образом, в современных условиях родителям нужна квалифицированная и систематическая помощь со стороны школы. Лишь в процессе сотрудничества родителей и педагогов можно успешно решать проблему развития школьника. Методы и формы работы с родителями обязаны быть направлены на становление психолого-педагогической компетентности родителей, на усиление воспитательного потенциала родителей в совокупности со школой, а также на укрепление взаимодействия между родителями и школой.
Вопросами педагогической компетентности родителей занимались такие ученые, как Н.Г. Кормушина, М.М. Мизина, А.В. Минина, Е.В. Руденский, А.П. Тряпицына, Е. В. Чердынцева и другие. В исследованиях раскрыты значение, основные направления, принципы и педагогические условия взаимодействия педагогов с родителями учеников в процессе воспитания. Однако до сих пор не разработаны содержательные и организационные аспекты становления психолого-педагогической компетентности родителей подростков.
В процессе изучения литературы по становлению психолого­педагогической компетентности родителей подростков был сделан вывод о том, что этот вопрос слабо изучен. Следовательно, возникает противоречие между необходимостью становления психолого-педагогической компетентности родителей и недостаточностью методических рекомендаций для педагогов общеобразовательных организаций по данному вопросу.
Проблема исследования: как осуществлять становление психолого­педагогической компетентности родителей обучающихся?
Ограничение: мы будем рассматривать только становление психолого­педагогической компетентности родителей младших подростков в образовательной организации.
Тема исследования: «Становление психолого-педагогической компетентности родителей подростков в образовательной организации».
Объект исследования: процесс становления психолого-педагогической компетентности родителей.
Предмет исследования: содержание становления психолого­педагогической компетентности родителей подростков.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать программу, направленную на становление психолого-педагогической компетентности родителей подростков в образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, становление психолого­педагогической компетентности родителей подростков в образовательной организации должно осуществляться в соответствии с научно обоснованной программой, с учётом определённых форм и методов деятельности классного руководителя в ОО, направленной на становление психолого-педагогической компетентности родителей подростков.
Задачи исследования:
1) изучить понятие, структуру и условия становления психолого­педагогической компетентности родителей подростков;
2) рассмотреть родителя как субъекта образовательных отношений;
3) рассмотреть формы и методы деятельности классного руководителя по становлению психолого-педагогической компетентности родителей подростков в образовательной организации;
4) проанализировать деятельность школы по становлению психолого­педагогической компетентности родителей подростков в ОО.
Методы исследования.
Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация.
Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка
результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56» г. Артёмовского.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое изучение становления психолого-­педагогической компетентности родителей подростков в образовательной организации позволило сделать следующие выводы.
Анализ действующего законодательства по проблеме исследования показал, что образовательные отношения и правовой статус их участников регулируются Федеральным законом от 29. 12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
Анализ работ М.М. Мизиной, А.В. Мининой, Е.В. Руденский, А.П. Тряпицыной, Е. В. Чердынцевой и других исследователей позволил определить психолого-педагогическую компетентность родителей подростков как наличие у родителей опыта, умений и знаний в сфере воспитания ребенка. Основными компонентами психолого-педагогической компетентности родителей являются гностический, коммуникативно-деятельностный и мотивационно-личностный.
Гностический компонент связан с областью знаний родителей, восприятием, поиском и отбором информации, наличием психолого­-педагогических знаний о развитии и воспитании ребенка у родителей.
Коммуникативно-деятельностный компонент содержит практические, организаторские и коммуникативные умения и навыки родителей.
Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к самому себе и ребенку (педагогическая рефлексия, эмпатия), личный опыт воспитания.
К условиям становления психолого-педагогической компетентности у родителей подростков относятся:
- расширение представлений о психолого-педагогических особенностях подростков;
• формирование мотивации родителей подростков на успешное воспитание детей, стремление понять их мотивы и поступки;
• развитие у родителей подростков способности к эмпатии, поддержке, рефлексии и самоконтролю;
• обеспечение атмосферы доброжелательности, взаимопомощи и взаимоуважения между участниками данного процесса.
Для становления психолого-педагогической компетентности родителей подростков классным руководителем могут быть использованы индивидуальные (беседа, телефонный разговор, переписка, посещение семей), коллективные (родительские конференции, лекции, родительские чтения, родительские собрания, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, открытые уроки) и групповые (взаимодействие с родительским комитетом, клубы, практикум, родительский всеобуч) формы взаимодействия с родителями. Целесообразным является сочетание всех форм.
К методам работы классного руководителя с родителями, направленной на становление психолого-педагогической компетентности родителей подростка, относятся обсуждение опыта воспитания, педагогических ситуаций, анализ мотивов детского и родительского поведения, дискуссионные вопросы, апелляция к авторитетному мнению специалистов, метод «замена», моделирование способов общения с ребенком, игровые задания для домашнего общения, самотестирование и самонаблюдение.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №56» г. Артёмовского. Мы пришли к выводу, что деятельность по становлению психолого-педагогической компетентности родителей подростков в МАОУ СОШ № 56 носит не систематический характер. Результаты первичной диагностики свидетельствуют о том, что, несмотря на развитость мотивационно-личностного компонента психолого-­педагогической компетентности родителей подростков у испытуемых наблюдается неразвитость коммуникативно-деятельностного и гностического компонентов. Это обуславливает необходимость активного вовлечения родителей в педагогический процесс воспитания и развития детей подросткового возраста. Для этого была разработана программа деятельности классного руководителя по становлению психолого-педагогической компетентности родителей подростков.
Настоящая программа была призвана решать следующие задачи:
• актуализация потребности родителей в получении специальных знаний, умений, навыков по выстраиванию детско-родительских отношений;
• мотивация родителей к взаимодействию с ОО;
• изменение стиля родительского воспитания подростков;
• согласование требований, которые предъявляются родителями к подросткам;
• обучение родителей навыкам общения, а также разрешения конфликтных ситуаций «родитель-подросток».
По завершению реализации программы по становлению психолого­педагогической компетентности родителей подростков была проведена повторная диагностика по аналогичным методикам. Ее результаты показали, что уровень показателей, характеризующих сформированность гностического и коммуникативно-деятельностного компонентов психолого-педагогической компетентности родителей существенно повысился.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Абрамова А.А. Несознательное родительство? [Электронный ресурс] // URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/45934.php (дата обращения: 30.08.2017).
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2003. 270 с.
3. Акопян А.В. Научные проблемы гуманитарных исследований // Народное образование. Педагогика, 2013. №1. С.46-50.
4. Алексеева О.В., Елсукова Д.А. К вопросу о формировании педагогической компетентности родителей детей школьного возраста // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»-2016 [Электронный ресурс] URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1448/17296 (дата обращения: 20.10.2017).
5. Алова Н.Н. Структура педагогической культуры преподавателя профессионального лицея // Современные проблем науки и образования. 2013. №2. С.13-18.
6. Артемчук Н.В. Сущностная характеристика понятия «родительская компетентность» // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Т.А. Семенова. М., 2015. С. 207-211.
7. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворение образования // Педагогика. 2003. №8. С. 35-41.
8. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. Под ред. В.А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2004. 144 с.
9. Боднева Н.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 232 с.
10. Великородная В.А., Жиренко O.E., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М.: ВАКО, 2008. 224 с.
11. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию образоват. учреждений и родителей. М.: «Просвещение», 2006. 190 с.
12. Гладкова Ю. А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия // Воспитание школьников. 2008. № 4. С. 103-110.
13. Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков A.B, Концепция духовно­
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Вестник образования. № 17. Сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]
URL: www.vestnik.edu.ru/proect.html
14. Дюльдина Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей // Воспитание школьников, 2009. №1. С. 70-73.
15. Желтонова Ю.А. К вопросу об условиях достижения взаимопонимания в общении. Сборник научных работ молодых ученых. Ростов-на-Дону.: РГУ, 1999. Вып. 4. 650 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ