Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 5
1.1. Дошкольная образовательная организация как социальный институт. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по экологическому воспитанию старших дошкольников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении №12 «Рябинка» п. Буланаш 41
2.1. Анализ деятельности и первичная диагностика детей старшего
дошкольного возраста по экологическому воспитанию в дошкольной образовательной организации 41
2.2. Программа«Экологическое воспитаниедетей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» 48
Заключение 59
Список используемой литературы 63
Приложения 69
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом воспитании детей.
Экологическое воспитание - важное направление развития детей старшего дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание - бережное отношение к окружающему миру природы.
Актуальность темы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать бережное и любящее отношение к природе. Этого можно достичь в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Изучая данный вопрос, мы столкнулись с таким явлением: не у всех детейстаршего дошкольного возраста есть познания об экологии.
Таким образом, сложилось противоречие: между необходимостью экологического воспитания и недостаточной разработанностью данного направления в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему: как осуществляется экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательнойорганизации.
Объект исследования-экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Цель: на основе изученной теории и анализа деятельности дошкольной образовательной организации разработать программу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если использовать различные формы и методы, и разработать программу экологического воспитания.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть дошкольную образовательную организацию как социальный институт.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность МБДОУ№12 «Рябинка»по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику по выявлению уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обощение и сравнение.Эмпирические - анкетирование, тестирование, анализ документов.
База исследования: Опытно-поисковая работа проводилась на базе
МБДОУ №12, поселок Буланаш. В исследовании участвовали дети старшей группы в количестве 22 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Итак, дошкольная образовательная организация является социальным институтом, потому что ДОО подготавливает детей к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечивает безопасность жизнедеятельности дошкольника, обеспечивает уход, присмотр, питание, воспитание и оздоровление. Здесь ребёнок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Всё что делает дошкольная образовательная организация - делает ради детей, ради того, чтобы дети росли и развивались.
Рассмотрев психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в этот период у ребенка формируется определённый объем знаний и навыков. Развивается: память - ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, даёт наилучшие впечатления; мышление - умение оперировать словами и понимать логику рассуждений; воображение - это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи ( такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка или конструкции); речь - большинство детей правильно произносят
все звуки родного языка, словарный запас составляет 3,5 тысяч слов.
Опираясь на память, воображение, мышление можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Воспитание — это целенаправленное развитие ребенка, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.
Экологическоевоспитание - это воспитание и развитиеребенка дошкольного возраста, направленноена знание о природе., бережное и заботливоеотношение к ней.
Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, зависящий от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.
Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах. Все эти знания мы черпаем из художественной литературы, рисунков с изображением животных, но самое главное - из непосредственного общения с животными.
Общаясь с животными, малыши учатся понимать животных. Любовь к животным, ответственность за них лучше воспитывается на наглядном примере, когда сам ребёнок непосредственно участвует в уходе за животным. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, поэтому дошкольники должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания воспитателя. Педагог, воспитывая у ребёнка чувство любви к природе должен стремиться к тому, чтобы ребенок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе также зависит от способности воспринимать её эстетически, то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Это обеспечивается непосредственным общением детей с живой природой.
Эффективность работы по данному направлению в большей степени зависит от правильно подобранных форм и методов экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Формы такие как: занятия, экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
Методы - словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений о природе), наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов), практические (игры, элементарные опыты, моделирование).
Экологическое воспитание будет успешным, если:
• взрослые члены семьи сами владеют знаниями об окружающей природной среде, демонстрируют рачительное хозяйствование на Земле (в своем дворе, на садовом участие и пр.);
• своим примером утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют этические нормы поведения в природе;
• используются семейные традиции (родился ребенок - посади дерево, знакомство с жизнью природы в разные времена года в ходе семейных походов и во время семейного отдыха и пр.).
Итак, в практической части работы мы:
• подобралидиагностический материал и провели первичную диагностику для выявления знаний о природе родного края детей старшего дошкольного возраста;
• на основании проведённой первичной диагностики разработали план работы по экологическому воспитанию в соответствии с региональной программой «воспитание дошкольника»;
• апробировали опытно - экспериментальным путём намеченную программу деятельности через включение её в целостный педагогический процесс детского сада;
• выявили повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края через включение их в совместную деятельность со взрослыми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Разработанная нами программа по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников показала свою эффективность: уровень экологических знаний о природе родного края дошкольников стал выше.
1. Аминов В.И. Семицветик. Программа по культурно-экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. М., 2013.
2. Арнаутова Е.П. О воспитании трудолюбия//Дошкольное воспитание. 2012 . №7. С. 36-42
3. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. 2007. №9. С. 16-17.
4. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. Томск, 2014. 65 с.
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль, 2014. 240 с.
6. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. 2016. №3. С. 57-59.
7. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. М., 2002. 56 с.
8. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. 360 с.
9. Венгер Л.А., Мухина B.C. Развитие мышления дошкольника// Дошкольное воспитание. 2002. 15 с.
10. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. 160 с.
11. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. Новосибирск, 2006. 145 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 327 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2009. 217 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд- во Эксмо, 2005. 1136 с.
15. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2015. 191 с...