Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №94436

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников 7
1.1 Патриотическое воспитание дошкольников: исторический обзор
проблемы в нашей стране и за рубежом 7
1.2 Особенности патриотического воспитания дошкольников 21
1.3 Педагогические условия патриотического воспитания в ДОУ и
семье 35
Выводы по 1 главе 44
Глава 2. Описание опытно-поисковой работы в ДОУ 46
2.1 Изучение начального уровня патриотической воспитанности
дошкольников 46
2.2 Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников:
практический аспект 51
2.3 Анализ результатов исследования 64
Выводы по 2 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 149
ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Каждый человек умеет любить - это чувство должно красной нитью проходить через все аспекты воспитания. Мы формируем свое собственное «Я» только в процессе общения с другими людьми. Еще недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого человека глубоко ранят.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых - педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и др.
Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь воспитать этих героев нашего времени, как настоящих патриотов России. Кого же можно назвать патриотом? Особое значение имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым России. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было. Старший дошкольник должен осознать: наша страна - сильная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника - все дело в доходчивых словах и ярких фактах.
Быть гражданином России - это непременно быть интернационалистом. Одна из задач воспитания - развивать у ребенка эмоционально - положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну.
Воспитывать хозяев страны - проблема нравственной и социальной значимости. Сегодняшние дети завтра станут распоряжаться огромными материальными ресурсами. Природными богатствами, землей, техникой. Это обязывает педагога и родителей уже сейчас заботиться о формировании в ребенке будущего хозяина, которому присущи такие качества, как бережливость, чувство созидания, добросовестное отношение к труду и народному добру. Из наших детей должны вырасти не только хорошие люди, но и трудолюбивые, честные, экономные хозяева.
Чувство долга начинается с сознания необходимости делать то и поступать так, как этого требует общество. Чувство долга к родителям, учение проявить сыновнее внимание тогда, когда это необходимо, в более поздние годы, не приходит к человеку вдруг. Это чувство формируется всей предшествующей жизнью.
Об актуальности патриотического воспитания свидетельствует принятый Государственный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» [14, с. 53], который разработан на основе приумноженных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»[44, с. 78] в которой учитывается, что патриотическое воспитание - это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества.
Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое - чувство долга по отношению к обществу, Родине.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы патриотического воспитания детей в психолого-педагогической литературе.
2. Определить компоненты и критерии патриотического воспитания, подобрать диагностические методики и провести диагностику детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
3. Разработать календарно-тематический план мероприятий по патриотическому воспитанию и реализовать его на практике.
4. Провести повторную диагностику и сравнить результаты с первоначальной. Сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Теоретическая основа исследования: Проблема патриотического воспитания разрабатывалась в трудах отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Е.Е. Казаевой, Л.Л. Кондрыкинской. Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой, С.А. Козловой, О.А. Князевой, О.А. Артамоновой, М.В. Крулехт, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, И.Д. Власовой, С.А. Котляровой, С. Македонской, Н.М. Крыловой, Р.И. Жуковской и др.
Методы исследования: анализ педагогической, исторической литературы, наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности, опытно-педагогическая работа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Базой практического исследования является образовательное учреждение города Екатеринбурга, детский сад №195.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Патриотическое воспитание является одно из главных направлений воспитания личности. Личность - это человек, имеющий определённый набор качеств, таких как: ответственность, доброта, помогающий старшим, защитник слабых, высказывающий свою точку зрения и многое другое.
Воспитать патриота означает, воспитать ЧЕЛОВЕКА. Важную роль в воспитании играет семья, дом, детский сад, школа. Здесь закладываются основы патриотического воспитания. Примером для этого являются родители ребёнка, если они испытывают гордость и уважение за свою страну, край, тогда эти же чувства будут испытывать и дети.
Поэтому, патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Воспитание патриота происходило во все времена. В древней Руси воспитывали война, сейчас воспитывают человека, уважающего свою страну. В зарубежной Европе также уделяется внимание патриотическому воспитанию. Главным направлением является развитие личности, любящей свою страну, свой дом. В дошкольном учреждении используются различные формы работы, направленные на патриотическое воспитание. Используются различные рассказы, экскурсии по музеям города, проекты, чтение художественной литературы, изучение истории страны. Родители также рассказывают детям о семье, крае, городе, стране.
Современные исследователи считают патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс взаимодействия взрослого и детей в какой- либо деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности. Важными задачами являются приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, в результате которого у дошкольника формируется эмоционально-действенное отношение, чувство привязанности, преданности, ответственности и так далее по отношению к своей Родине. Решать задачи патриотического воспитания могут педагоги и родители, которые сами преданы Родине и способны найти привлекательные стороны.
В ходе теоретического и практического исследования были решены поставленные задачи: На основе изученной литературы нами раскрыта сущность понятия «Патриотизм».
Патриотизм - нравственный и общественный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и верность Родине, гордость за его прошлое и настоящее, желание защищать интересы Отчизне.
Патриотическое воспитание дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
• подбор более увлекательных и легкодоступного материала с опорой на опыт и эмоции детей. Технология развития патриотических взглядов у детей должна опираться на доступность, красочных творений;
• плотная связь с семьей;
• построение цикла торжеств согласно патриотическому обучению;
• технология развития патриотических взглядов обязана опираться на доступных, красочных, образных примерах из жизни и образных творений.
Разработан и проведен цикл праздников, нацеленных на патриотическое воспитание старших дошкольников. В данный цикл вошли, как праздники, носящие познавательный характер и обобщающие праздники, направленные на закрепление у детей патриотические эмоции. Разработана концепция исследовательских задач, обнаружены характеристики и установлены степени сформированности патриотических взглядов у дошкольников в процессе практической работы.
В ходе проведения опытно - поисковой работы на исходном этапе были получены следующие результаты выполнения диагностических заданий:
• Низкий - 46%
• Средний - 46%
• Высокий - 8%
На основе анализа результатов итогового этапа выявлены следующие уровни:
• Низкий - 13%
• Средний - 54%
• Высокий - 34%.
Теоретическое исследование и практическая работа позволяют сделать вывод о правильности нашей гипотезы: - патриотическое воспитание дошкольников будет эффективным, если:
- процесс проведения и подготовки праздников будет связан с атмосферой эмоциональной приподнятости и погружения детей в переживание социально значимых событий, а также активного взаимодействия с окружающими;
- будет разработан цикл занятий по подготовке к календарным праздникам с патриотической тематикой, на которых дети смогут осваивать информацию о значимых событиях и в творческих заданиях выражать к ним свое отношение. Цель работы выполнена, задачи - реализованы.



1. Алексеева М.М. Методика социализации и обучения родному языку дошкольников [Текст] / Алексеева М.М., Яшина - М.: Академия, 2000. - 152 с.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 180 с.
3. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. - 2011. - 80 с.
4. Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание, 1988.- №2.- С. 10-13.
5. Божович Л. И. Избирательные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: АСТ, 1995. - 120 с.
6. Буторина Д. Патриотическое воспитание детей в семье // Мама дома. 2014. - 95 с.
7. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»/ Детство-Пресс.- 2013. - 210 с.
8. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание - 2004. - № 4. - С. 23 - 90.
9. Власов Н.И. «Воспитание в вопросах и ответах» [Электронный ресурс] // URL:http://www.portal-slovo.ru(дата обращения: 23.09.2021).
10. Вострухина Т.Н. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения»/ Школьная пресса - 2010. - С. 32-57.
11. Выготский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений. - М., 1982. - т. 4. - 580 с.
12. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи. - Волгоград: ПринТерра, 2008. - 130 с.
13. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. - 80 с.
14. Государственный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://archives.ru/programs/patriot 2021.shtml(Дата обращения: 25.10.2021).
15. Даль В. И. Толковый словарь [Электронный ресурс] //
Патриотизм. URL:http://slovardalja.net/word.php?wordid=24470(Дата
обращения: 15.04.2021).
16. Денисенко Н. Г. Ваш ребёнок познает мир // Дошкольное воспитание. - 2000. - 203 с.
17. Дубинина Д.Н. Гармонизация психофизического и социального развития детей - материалы конференции / Минск, 2007. - 100 с.
18. Дудкина Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста: психолого-педагогический аспект / Вестник социально¬
гуманитарного образования и науки - 2013. - № 3. - С. 21-38
19. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь - справочник. - Минск, 2001. - 45 с.
20. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / - Просвещение,2010. - 180 с.
21. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
22. Зеленова Н.Г. «Мы живём в России»-2016. - 105 с.
23. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.- СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 201 с.
24. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Электронный
ресурс] -
М.,2005 .URL.: https://studme.org/46416/pedagogika/vospitatelnyy_protsess_kak_c hast_tselostnogo_pedagogicheskogo_protsessa (Дата обращения: 10.08.2021).
25. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ Дошкольное воспитание - 2001. - № 9. - С. 21-38.
26. Колесов Д. В. Современный подросток. Взросление и пол. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,2003. - 207 с.
27. Кондрыкинская Л.В. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» / Сфера-2003. - С. 11- 28.
28. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные
подходы патриотического воспитания дошкольников [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. URL.:
https://moluch.ru/th/1/archive/49/1608/(Дата обращения: 03.09.2021).
29. Космачева М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №35. — [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/169/45516/(Дата обращения: 06.04.2021).
30. Крившенко Л. П. Педагогика. - М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2010. - 300 с.
31. Крупская Н. К. Дети - наше будущее. - М.: Просвещение, 1985. - 135 с.
32. Ламартин А. Жирондисты. Историка - прагматическое исследование. - Т. 3. Спб. - 1911. - 175 с.
33. Лихачёв Д. С. Заметки о русском «Издательская группа Азбука - Аттикус», 2014. - 120 с.
34. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещения, 1946. - 280 с.
35. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». - Сфера - 2016. - 140 с.
36. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание дошкольников. - Белгород, 2013. - 205 с.
37. Мухина В.С. Детская психология/ Мухина В.С. - М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 2019. - 90 с.
38. Новикова О.С. Праздники в детском саду. Дошкольное воспитание / Новикова О.С. 2018. - С. 23 - 79.
39. Ожегов С. И. Толковый словарь. [Электронный ресурс] URL.: http://www.ozhegov.com/words/22388.shtml(Дата обращения: 15.10.2021).
40. Петерсон Л. Г., Лыкова И.А. «Мир открытий»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 97 с.
41. Петрова Л. А. Формирование патриотизма // Психология,
социология и педагогика. 2012, №3 [Электронный ресурс]. URL.:
http://psychology.snauka.ru/2012/03/349(Дата обращения: 01.04.2021).
42. Пискарева Н. Воспитательная система «Маленькие россияне». - М.: Мозаика - синтез, 2005. - 210 с.
43. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий. Волгоград: Учитель, - 2008. - С. 11- 80.
44. Рыбалова И. О. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитания, 2003. - С. 54 - 77.
45. Смирнова Е. О. Детская психология. - М.: Академия, 2001. - 90 с.
46. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL.:
https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(Дата обращения: 07.08.2021).
47. Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации/ Мозаика-Синтез-2006. - 105 с.
48. Тихомирова Т. С. Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания детей 6 - 7 лет. [Электронный ресурс] // URL:http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/6696--6-7-.html(Дата обращения: 10.10.2021).
49. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. - М.: Учпедгиз. 1950. - 130 с.
50. Чеушева А.В. Сущность и содержательная специфика
патриотизма/ Чеушева А.В. Дошк. воспитание. - 2017. - №1. - 280 с.
51. Ястребцова А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников// Вопросы дошкольной педагогики. -2016. №1. - 184 с.
52. Яхров И.С. Условия формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования. - 2012. №3.-С. 15.
53. Яхетенко Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач - пед. наук. - Челябинск, 2012. - 135с.
54. Яцрев В. И. - М.: Сов. энциклопедия, 2000. - 808 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ