ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «нравственные представления».... 6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Возможности театрализованной деятельности
в формировании нравственных представлений у детей 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Диагностическое исследование сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 26
2.2. Содержание работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Формирование нравственных представлений овладение нормами и правилами взаимодействия с окружающим миром людей и природы - актуальная проблема современной педагогики детства. В современном обществе нарушены нравственные представления о семье, о верности, о нерасторжимости браков, воспитание детей часто представляется как тяжкое, нежелательное бремя. Нарушена иерархия семейных отношений, в частности уклада семейной жизни, связей между поколениями. Традиционное уважение, почитание старших сменилось активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей и педагогов. Причина этих явлений - кризис, происходящий в обществе, который привел к разрушению естественных институтов социализации семьи и детского общества.
Педагогами отмечается низкий уровень сформированности нравственных представлений у детей. На формирование нравственных представлений негативное влияние оказывают неконтролируемые доступные средства массовой информации, телевидение, реклама, тем самым манипулируя не сформированным сознанием дошкольника. Воспитатели отмечают нарастание детской тревожности и агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты.
Старший дошкольный возраст является оптимальным для развития нравственных представлений, потому что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм поведения в обществе, к пониманию чувств и эмоций окружающих. От того, как будет выстраиваться система формирования нравственных представлений в семьях детей и в дошкольных образовательных учреждениях, зависит нравственный облик человека в будущем.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, с помощью которого формируются нравственные представления дошкольников. По мнению исследователей, таких как О.С. Богдановой [8], Т.Н. Дороновой [19], И.С. Марьенко [35], Н.Д. Сорокиной [56], М.Д. Маханевой [36] и др., театрализованная деятельность способствует формированию нравственных представлений, поскольку позволяет ребенку проигрывать проблемные ситуации, выражать свое собственное отношение к добру и злу, щедрости и жадности, мудрости и глупости.
Выявленная актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленного на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «нравственные представления».
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности в формировании нравственных представлений у детей.
4. Провести диагностику сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретической основой исследования являются концепции нравственного развития дошкольников, разработанные отечественными педагогами и психологами (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко и др.); теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), идеи представителей в области педагогики и психологии о развитии нравственных представлений средствами искусства (О.С. Богданова, Т.Н. Доронова, И.С. Марьенко, Н.Ф. Сорокина, М.Д. Маханева и др.); положения педагогов и психологов, изучающих вопросы взаимосвязи театрализованной деятельности с формированием нравственных представлений ребенка (Н.Ф. Губанова, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Б.П. Никитина, Э.Г. Чурилова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической,
педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение, наблюдение продуктивности детской деятельности; творческие задания; опытно-поисковая работа; беседа; сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32(далее МАДОУ) комбинированного вида города Краснотурьинска Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие дети старшей группы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (75 источников), приложения.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и проведенная опытно-поисковая работа подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа литературы раскрыто содержание понятия «нравственные представления». Это важные смысловые образования
в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой.
По мнению современных исследователей, нравственные представления - это понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки, соответствующие нормам общества.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, которые характеризуются тем, что:
- у ребенка формируются моральные суждения и оценки;
- у ребенка происходит становление первоначального понимания смысла нравственной нормы;
- у ребенка увеличивается результативность нравственных представлений;
- у ребенка возникает сознательная нравственность (поведение ребенка начинает определяться нравственной нормой).
3. Раскрыты возможности театрализованной деятельности в формировании нравственных представлений у детей. Они заключаются в том, что театрализованная деятельность вызывает интерес у старших дошкольников. Благодаря данному виду искусства ребенок воспринимает мир через образы, краски, звуки. Дети испытывают эмоциональные переживания, когда персонажу плохо, радуются за него, когда ему удается преодолеть трудности, готовы всегда прийти на помощь, что говорит о воспитательной направленности данного вида деятельности.
4. Проведена диагностика сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
На основе изучения теоретического материалы были выделены нравственные представления, понятные и актуальные для старших дошкольников: аккуратность, вежливость, внимание к людям, дружелюбие, отзывчивость, правдивость, трудолюбие, щедрость.
В выборе критериев и показателей сформированности нравственных представлений у детей мы опирались на авторов Н.В. Мельникову, Р.В. Овчарову, в диагностических методиках которых где они выделены:
- когнитивный показатель: наличие нравственных представлений и понятий нравственных и безнравственных качеств;
- эмоционально-мотивационный показатель: наличие эмоционально-положительных отношений к нравственным и непринятие безнравственных качеств; способность к эмоциональному сопереживанию, оценке нравственного или безнравственного поступка;
- деятельностный показатель: наличие умений и привычек
нравственного поведения, проявление своей позиции в продуктивных видах деятельности.
Диагностические методики, по которым проводилось исследование: модифицированные варианты методик Р.М. Калининой, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькина («Беседа с детьми о дружбе», «Сюжетные картинки», «Закончи историю»).
Проведение диагностических методик и анализ данных показал средний уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработан комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и проверена его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Тематика и содержание театрализованных игр имели нравственную направленность, которая заключалась в каждой сказке, литературном произведении и их импровизированных постановках. Это представления о дружбе, отзывчивости, доброте, честности, смелости. Любимые герои становились для детей образцами для подражания.
Дети на занятиях отождествляли себя с полюбившимися образами. Поддержка подобной идентификации и позволила через образы театрализованной игры оказывать положительное влияние на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведения комплекса театрализованных занятий уровень сформированности нравственных представлений у старших дошкольников значительно повысился.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи, выполнены.
1. Абрамова ,Г. С. Возрастная психология [Текст] / Абрамова Г. С. - М.: Академический Проект, 2010. - 623с.
2. Азарова, О. А. Психолого-педагогические особенности детей
старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сайт для воспитателей детских садов «Дошколенок» URL:http://dohcolonoc.ru/stati/1957-psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата
обращения 05.04.2017)
3. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития детей дошкольного возраста и младших школьников составитель Ю.О Красний [Текст] / Ю. О Красний. - М.: Просвещение, 1993. - 32 с.
4. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии [Текст] / Е. А Антипина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 213 с.
5. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / Л. В Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
6. Ацикик, В. «Русские народные сказки» - Детская литература [Текст] / В Ацикик. - М.: Просвещение, 1974. - 198 с.
7. Билан ,А. И. Учим рассказывать по иллюстрациям. Дошкольное воспитание [Текст] / А. И Билан. - М.: 2005. - № 1. - С. 12-14.
8. Богданова, О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. [Текст] / О. С Богданова., Л. И Катаева. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
9. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е.В Бондаревская. - М.: Педагогика. 1995. - №4. -153с.
10. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. [Текст]/ Р. С Буре- М., 2011.
11. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества. [Текст]/ Н. Ю Венгер. - М.: Дошкольное воспитание. 1982. -№11-С. 32-38.
12. Венгер, Н. Ю., Дьяченко О. М. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей. [Текст] / Н. Ю Венгер., О. М Дьяченко.
- М.: Дошкольное воспитание. - 1992 - № 9. - С.34-39
13. Ветлугина, Н. А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему: Основы дошкольной педагогики [Текст] / под редакцией А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1990. - С. 193-200.
14. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Н. А Ветлугина. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - 204 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под редакцией В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 402 с.
16. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного
развития [Текст] / И. Б Дерманова - СПб.: Речь, 2002. - 224 с.
17. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги [Текст] / М. А Давыдова. - М.: ВАКО, 2006. - 239 с.
18. Давыдчук, А. Детство: Творчество безостановочно [Текст] / А Давыдчук- М.: Дошкольное воспитание. - 1995. - № 3. - С. 6-7.
19. Доронова, Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Н Доронова-М.: Просвещение, 2003. - 20 с
20. Доронова, Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т. Н Доронова - М.: Просвещение, 2004.
- 46 с.
21. Аникина, Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Т.М. Аникина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева - М.: УЦ «Перспектива», 2012¬248с.
22. Журавлев, А. Л., Воловикова М. И., Ребеко Т. А. Психология человека в современном мире. [Текст]: Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе/ А. Л Журавлев.,
М. И Воловикова., Ребеко Т. А. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. - 412 с.
23. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений. Избр. псих. труды. [Текст] А. В Запорожец / - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2. - С. 5-227.
24. Иванова,. Е. Л. Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях современной социокультурной ситуации [Текст] / Е. Л Иванова- М.: Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 20-23.
25. Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] / Р. М Кадырова. - М.: Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 762 - 766.
26. Калинина, Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение [Текст] / Р. Р. Калинина- СПб., Дис. канд. психол. наук 1998. - 193 с.
27. Карманенко, Т. К., Карманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам [Текст]/ Т. К Карманенко., Ю. Г Карманенко- М.: Просвещение, 1982. - 191 с .
28. Ключникова, Е. А. Методика диагностики сформированности
нравственно - волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: опыт эксперим. разработки [Текст] / Е. А Ключникова,. -
М.:Методист: науч. - метод. журн. - 2016. - № 5. - С. 57-61.
29. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С. А. Козлова- М.: Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 102¬106.
30. Комарова, Т. С. Савенков А. И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для СПО [Текст] / Т. С Комарова. Савенков А. И. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. -108 с.
31. Кудрявцев, В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В.Кудрявцев., В.Синельников - М.: Вопросы психологии. -1995. - № 10. С. 62-67.
32. Леонтьев ,А. Н. Психологические основы детской игры В кн.: Проблемы развития психики. - 3-е изд. [Текст] / А. Н. Леонтьев-М., 1972. - С. 472-500.
33. Лихачев. Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Б. Т Лихачев- М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
34. Марьенко, И. С. Основы процесса нравственного воспитания дошкольников [Текст] / И. С Марьенко- М.: Просвещение, 1980. - 183 с.
35. Маханева, М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста . - 2-е изд., испр. и доп [Текст] /
М. Д.Маханева - М.: АРКТИ, 2005. - 72 с.
36. Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
37. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А. А Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
38. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю в детской игре: пособие для
воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Т.А. Марковой. - М.:
Просвещение, 1982. - 128 с.; Ил.
39. Методика "Сюжетные картинки". Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] /Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - С. 35.
40. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет.[Текст] / И. Ф Мулько - М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.
41. Никитин Б. П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин - М.:3нание, 1994. -. 256 с.
42. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П.Никитин - М.: Просвещение, 1991.
43. Обухова Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф.Обухова - М.: Россия, 2011. - 414 с.
44. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.
45. Парамонова Л. Творческое художественное конструирование [Текст] / Парамонова Л. - М.: Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10. - С. Тб- 84.
46. Петрова. А. А Мораль и нравственность: Единство
противоположностей: статья [Текст ] / А. А Петрова. - Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт Петербург, 2014
47. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников Вопросы психологии.[Текст] / Н. Н Поддъяков - М.: 1990. - № 1.
48. Программа художественно-комплексных занятий в группах детей дошкольного возраста для школ искусств и внешкольных учреждений [Текст] / - М., 1995. - 20 с.
49. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений.[ Текст] / О. П.Радынова., Комиссарова Л. Н. - М.: Феникс, 2011 - 240 с.
50. Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст ] / под ред. А.И. Булычевой. - М: НОУ "УЦ им. Л.А. Венгера "Развитие", 2015. - 168 с.
51. Рубинштейн С. П. Проблемы способностей и проблемы психологической теории. Проблемы общей психологии [Текст] / С.П.Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976. - С. 219-234.
52. Русова С. Ф. Избранные педагогические сочинения.[Текст] / С.Ф. Русова - М.: Просвещение, 1996. - 304 с.
53. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание [Текст] / Свадковский И. Ф - М.: Академия, 2011. - 144 с.
54. Система эстетического воспитания в детском саду[Текст] / под ред. Н.О. Ветлугиной. - М.: Сов. школа, 1985. - 208 с.
55. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей[Текст] / под ред. Т. И. Ерофеевой - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 344 с.
56. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий - пособие для воспитателей [Текст] / Сорокина Н. Д - М.: АРКТИ, 2004. - 288 с
57. Студенте А. Я. Об изучении воспитательного потенциала семьи. - В сб.: Воспитательные возможности семьи [Текст]/А.Я. Студенте под ред. А.М. Низовой. - М.: Просвещение, 1998. - 87с.
58. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям[Текст] / В. А Сухомлинский- М.: Академия, 2014. - 362 с.
59. Сухомлинский В. А. Эстетическое воспитание: Избранные произведения. В 5-ти т. Т 4.[Текст]/ В. А Сухомлинский - М.: Просвещение, 1976. - С. 369-393.
60. Сысоева О. В. Эстетическое отношение детей к произведениям живописи.[Текст] / Сысоева О. В - М.: Просвещение, 1968. - 108 с.
61. Теплов Б. М. Психологическое вопросы художественного воспитания.[ Текст] / Б.М.Теплов- М., 1947.
62. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., стереотип.[Текст]/ Г. А Урунтаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 336 с.
63. Ушинский К. Д. Избранное.[Текст] / К. Д Ушинский - М.: Владос, 2009. - 465 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 [Текст] / Доступ из справ.- правовой системы "КонсультантПлюс".
65. Федорова Г. Природа и творчество [Текст] / Г.Федорова - М.: Дошкольное воспитание. - 1996. - № 2. - С. 16.
66. Ферапонтова О. И., Емашева Е. А. Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. И Ферапонтова., Е..А. Емашева- М.: Молодой ученый. - 2016. - №5.6. - С. 106-109.
67. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. [Текст] / Е. А Флерина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 319 с.
68. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания (Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи).[Текст] / И. Ф Харламов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1972. - 363 с.
69. Холмогорова В. М. Психологические условия нравственного развития дошкольников:[Текст] / В.М. Холмогорова. - Автореф. дис. канд.психол.наук. - 2011. - 24 с.
70. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1972. - С. 3-67.
71. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности [Текст] / Э..Г. Чурилова - М.: Просвещение, 2001. - 127 с.
72. Шестакова А.В. РОСТОК: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.[Текст] / А.В. Шестакова - Челябинск, 1996. -192 с.
73. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника [Текст] / Х. Штольц., Р Рудольф - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 195 с.
74. Эльконин Д.Б. Детская психология. учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Б.Д. Эльконина.; 4-е изд. - Москва: Издательский центр "Академия", 2007. - 194 с
75. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания.[Текст] / М. Г. Яновская - М.: Просвещение, 1986. - 155 с.