Методика организации учебной деятельности с применением ГИС-технологий
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.?
1.1. История и развитие метода проектов в педагогической теории и
практике 7
1.2. Современный подход к определению, сущности и типологии метода
проектов 9
1.3. Методическое осуществление организации проектной деятельности со
школьниками 14
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ГИС ТЕХНООГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 21
2.1. Характеристика географических информационных систем (ГИС) 21
2.2. Основы использования ГИС в образовательной среде 24
2.3. Методика организации учебной деятельности с применением ГИС-
технологий 32
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 41
3.1. Методические условия организации проектной деятельности с
обучающимися по созданию ГИС Алапаевского района 41
3.2. Географическая информационная система Алапаевского района 48
3.3. Анализ результатов проектной деятельности с обучающимися 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.?
1.1. История и развитие метода проектов в педагогической теории и
практике 7
1.2. Современный подход к определению, сущности и типологии метода
проектов 9
1.3. Методическое осуществление организации проектной деятельности со
школьниками 14
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ГИС ТЕХНООГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 21
2.1. Характеристика географических информационных систем (ГИС) 21
2.2. Основы использования ГИС в образовательной среде 24
2.3. Методика организации учебной деятельности с применением ГИС-
технологий 32
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 41
3.1. Методические условия организации проектной деятельности с
обучающимися по созданию ГИС Алапаевского района 41
3.2. Географическая информационная система Алапаевского района 48
3.3. Анализ результатов проектной деятельности с обучающимися 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Процессы глобализации и постиндустриальное общество ставят новые образовательные задачи. В настоящее время система российского школьного образования претерпевает изменения в связи с переходом на ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Теперь перед педагогом ставится цель формирования у школьников компетенций, которые должны опираться на знания, творческий опыт и универсальные умения. Стандарт устанавливает требовании к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися программы основного общего образования.
ФГОС ООО, а также в примерные программы определяют роль школы и педагога в решении этих задач. Сегодня, обучающийся, при окончании школы, должен иметь не только системные знания, помимо этого он должен уметь применять эти знания в своей практической деятельности. Педагог должен создать условия для всестороннего развития личности.
Для успешной модернизации современного географического образования, необходимы новые подходы к применению методик и технологий обучения, а так же к построению содержания школьных предметов. Одним из вариантов решения этих задач, являются учебные проекты. Они позволяют освоить обучающимся навыки практической деятельности, учат их ставить цели и задачи, планировать свою деятельность и анализировать ее результаты. Также этот метод активно используется во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.
Учебная деятельность школьников с применение информационных технологий подчеркивается как в ФГОС ООО, где говорится что результаты освоения учебного предмета должны так же отображать формирование и развитие компетенций в области применения ИКТ. Так и в проекте «Концепция развития географического образования в Российской Федерации», упоминается, что география, как яркий и увлекательный предмет, позволяет преподносить информацию максимально доступными для восприятия современными средствами, в то числе к ним можно отнести и использование ГИС технологий.
Геоинформационные технологии становятся одними из наиболее перспективных технологий обучения географии. Они предоставляют новые методы и средства обработки информации, обеспечивающие высокую наглядность отображения разнородной информации, мощность и удобство инструментария для анализа реальности. Указанные факторы обуславливают необходимость внедрения геоинформационных технологий в систему географического школьного образования, в том числе и в рамках проектной деятельности обучающихся.
Современная школа в полной мере не может реализовать весь педагогический потенциал проектной деятельности с использованием ГИС технологий, как личностно ориентированного метода, это показывает анализ школьной практики. Наблюдается противоречие между необходимостью формирования у школьников умений и недостаточностью материально технической базы и методической литературы.
Таким образом, проблемой является выявление условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении географии.
Объект: Внеурочная деятельность по географии.
Предмет: Методические условия организации проектной деятельности обучающихся с применением ГИС-технологий.
Цель: разработать программу внеурочной деятельности с использование географической информационной системы Алапаевского района.
Задачи:
1. выявить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе, а так же в интернет источниках;
2. охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;
3. проанализировать методику использования ГИС технологий при обучении географии;
4. составить программу внеурочной деятельности «Проектная деятельность на географии»;
5. проанализировать результаты проектной деятельность с обучающимися в рамках программы внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• теоретические: анализ и обобщение педагогической и методической литературы;
• эмпирические - изучение нормативных документов в области географического образования, педагогическое наблюдение, анкетирование; изучение педагогического опыта по проблеме исследования.
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили работы Е. С. Полат, И.К. Баталиной. Н.Ю. Пахомовой М.А. Барсуков ой, С. Шишова, И. Д. Чечель раскрывающие потенциал проектной деятельности; Н.Мансуровым, Г.В. Нарыковой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым, Е.А.Гилевой были охарактеризованы этапы учебного проекта, а так же роль педагога, при работе на каждом из этапов; И.Д. Чечель и С. Лернер были предложены разные подходы оценивания проектной деятельности.
Проблемам информатизации образования и разработке
геоинформационных технологий посвящены работы: А.М.Берлянта, И.В. Лурье, А.И.Маргыненко, А.М.Шредерса, Е.Г.Капралова, А.В.Симонова,
B. Я.Цветковой, Н.В.Разумовской, И.В.Пролеткина, АК.Ковальчука,
C. В.Шайтура) они свидетельствует, о том что существует огромный потенциал ГИС как инструмента для анализа географической информации.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы внеурочной деятельности, посвященной организации проектной деятельности с обучающимися. При работе с обучающимися, по созданию проекта, была использована ГИС Алапаевского района.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа имеет общий объем 65 страниц, из них 62 страницы основного текста; включает 3 рисунка, 2 таблицы. Работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Первая глава направлена на раскрытие сущности проектной деятельности и метода проектов, как формы организации проектной деятельности, разработанность этих вопросов в методической и педагогической литературе, включает три подглавы. Вторая глава также содержит три подглавы, раскрывающие сущность геоинформационных систем, основы использования в образовательной среде и Методику организации учебной деятельности с применением ГИС технологий. Третья глава практическая и раскрывает методические условия проектной деятельности с применение ГИС, а так же анализ результатов проектной деятельности с обучающимися. Приложения содержат теоретический материал, разработки проектов по географии, программу внеурочной деятельности и материалы к занятиям.
Теперь перед педагогом ставится цель формирования у школьников компетенций, которые должны опираться на знания, творческий опыт и универсальные умения. Стандарт устанавливает требовании к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися программы основного общего образования.
ФГОС ООО, а также в примерные программы определяют роль школы и педагога в решении этих задач. Сегодня, обучающийся, при окончании школы, должен иметь не только системные знания, помимо этого он должен уметь применять эти знания в своей практической деятельности. Педагог должен создать условия для всестороннего развития личности.
Для успешной модернизации современного географического образования, необходимы новые подходы к применению методик и технологий обучения, а так же к построению содержания школьных предметов. Одним из вариантов решения этих задач, являются учебные проекты. Они позволяют освоить обучающимся навыки практической деятельности, учат их ставить цели и задачи, планировать свою деятельность и анализировать ее результаты. Также этот метод активно используется во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.
Учебная деятельность школьников с применение информационных технологий подчеркивается как в ФГОС ООО, где говорится что результаты освоения учебного предмета должны так же отображать формирование и развитие компетенций в области применения ИКТ. Так и в проекте «Концепция развития географического образования в Российской Федерации», упоминается, что география, как яркий и увлекательный предмет, позволяет преподносить информацию максимально доступными для восприятия современными средствами, в то числе к ним можно отнести и использование ГИС технологий.
Геоинформационные технологии становятся одними из наиболее перспективных технологий обучения географии. Они предоставляют новые методы и средства обработки информации, обеспечивающие высокую наглядность отображения разнородной информации, мощность и удобство инструментария для анализа реальности. Указанные факторы обуславливают необходимость внедрения геоинформационных технологий в систему географического школьного образования, в том числе и в рамках проектной деятельности обучающихся.
Современная школа в полной мере не может реализовать весь педагогический потенциал проектной деятельности с использованием ГИС технологий, как личностно ориентированного метода, это показывает анализ школьной практики. Наблюдается противоречие между необходимостью формирования у школьников умений и недостаточностью материально технической базы и методической литературы.
Таким образом, проблемой является выявление условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении географии.
Объект: Внеурочная деятельность по географии.
Предмет: Методические условия организации проектной деятельности обучающихся с применением ГИС-технологий.
Цель: разработать программу внеурочной деятельности с использование географической информационной системы Алапаевского района.
Задачи:
1. выявить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе, а так же в интернет источниках;
2. охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;
3. проанализировать методику использования ГИС технологий при обучении географии;
4. составить программу внеурочной деятельности «Проектная деятельность на географии»;
5. проанализировать результаты проектной деятельность с обучающимися в рамках программы внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• теоретические: анализ и обобщение педагогической и методической литературы;
• эмпирические - изучение нормативных документов в области географического образования, педагогическое наблюдение, анкетирование; изучение педагогического опыта по проблеме исследования.
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили работы Е. С. Полат, И.К. Баталиной. Н.Ю. Пахомовой М.А. Барсуков ой, С. Шишова, И. Д. Чечель раскрывающие потенциал проектной деятельности; Н.Мансуровым, Г.В. Нарыковой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым, Е.А.Гилевой были охарактеризованы этапы учебного проекта, а так же роль педагога, при работе на каждом из этапов; И.Д. Чечель и С. Лернер были предложены разные подходы оценивания проектной деятельности.
Проблемам информатизации образования и разработке
геоинформационных технологий посвящены работы: А.М.Берлянта, И.В. Лурье, А.И.Маргыненко, А.М.Шредерса, Е.Г.Капралова, А.В.Симонова,
B. Я.Цветковой, Н.В.Разумовской, И.В.Пролеткина, АК.Ковальчука,
C. В.Шайтура) они свидетельствует, о том что существует огромный потенциал ГИС как инструмента для анализа географической информации.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы внеурочной деятельности, посвященной организации проектной деятельности с обучающимися. При работе с обучающимися, по созданию проекта, была использована ГИС Алапаевского района.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа имеет общий объем 65 страниц, из них 62 страницы основного текста; включает 3 рисунка, 2 таблицы. Работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Первая глава направлена на раскрытие сущности проектной деятельности и метода проектов, как формы организации проектной деятельности, разработанность этих вопросов в методической и педагогической литературе, включает три подглавы. Вторая глава также содержит три подглавы, раскрывающие сущность геоинформационных систем, основы использования в образовательной среде и Методику организации учебной деятельности с применением ГИС технологий. Третья глава практическая и раскрывает методические условия проектной деятельности с применение ГИС, а так же анализ результатов проектной деятельности с обучающимися. Приложения содержат теоретический материал, разработки проектов по географии, программу внеурочной деятельности и материалы к занятиям.
Современный мир постоянно меняется, процессы развития новых технологий, и глобализации не стоят на месте. Для того чтобы приспособиться к постоянно меняющемуся миру современный человек должен уметь постоянно, на протяжении всей своей жизни учиться. Процесс познания и развития практически не останавливается. Соответственно перед образовательными учреждениями встают совершенно новые задачи перед, воспитания, обучения и развития школьников. Применение новых технологий обучения в рамках нынешнего образования является повседневной необходимостью.
Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации.
К одной из интереснейших технологий обучения, можно отнести технологию проектной деятельности. В процессе работы над проектом школьник учится таким необходимым навыкам как постановка цели и задач, планированию, работе с различными источниками информации, анализу, а так же учится презентовать и защищать продукт своей деятельности. При работе над написанием проекта, у обучающихся расширяется кругозор, ребята могут проявить свою творческую и познавательную активность.
При включении в проектную деятельность новейших информационных технологий, таких как ГИС, у обучающихся повышается мотивация к изучению таких предметов как география, информатика, экология, краеведение. У них выстраивается более полная картина мира. Так же ГИС помогает обучающимся лучше запомнить географическую номенклатуру.
При написании данной работы были изучены различные литературные и интернет источники, отражающие историю и современные состояние метода проектов.
Изучены основы применения ГИС-технологий в рамках школьного географического образования. А так же методические основы использования ГИС-технологий в проектной деятельности с обучающимися.
Разработана программа внеурочной деятельности с обучающимися по теме «Проектная деятельность по географии», для обучающихся 5-го класса. Программа была апробирована на обучающихся 5-а класса МАОУ СОШ № 147.
Все учащиеся 5-а класса успешно прошли данную программу, и по итогу получили зачеты на отчетной конференции в конце учебного курса. Где представили свои групповые проекты, которые они разработали с применением ГИС-технологий.
Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации.
К одной из интереснейших технологий обучения, можно отнести технологию проектной деятельности. В процессе работы над проектом школьник учится таким необходимым навыкам как постановка цели и задач, планированию, работе с различными источниками информации, анализу, а так же учится презентовать и защищать продукт своей деятельности. При работе над написанием проекта, у обучающихся расширяется кругозор, ребята могут проявить свою творческую и познавательную активность.
При включении в проектную деятельность новейших информационных технологий, таких как ГИС, у обучающихся повышается мотивация к изучению таких предметов как география, информатика, экология, краеведение. У них выстраивается более полная картина мира. Так же ГИС помогает обучающимся лучше запомнить географическую номенклатуру.
При написании данной работы были изучены различные литературные и интернет источники, отражающие историю и современные состояние метода проектов.
Изучены основы применения ГИС-технологий в рамках школьного географического образования. А так же методические основы использования ГИС-технологий в проектной деятельности с обучающимися.
Разработана программа внеурочной деятельности с обучающимися по теме «Проектная деятельность по географии», для обучающихся 5-го класса. Программа была апробирована на обучающихся 5-а класса МАОУ СОШ № 147.
Все учащиеся 5-а класса успешно прошли данную программу, и по итогу получили зачеты на отчетной конференции в конце учебного курса. Где представили свои групповые проекты, которые они разработали с применением ГИС-технологий.
Подобные работы
- Методические условия организации проектной деятельности с обучающимися по созданию ГИС Алапаевского района
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность школьников с использованием технологий геоинформационных систем на территории Калиновского лесного парка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Проектная работа на уроках географии с применением геоинформационных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АГРОЛАНДШАФТОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Диссертации (РГБ), география. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АГРОЛАНДШАФТОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Диссертации (РГБ), география. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ЛЕСОПОКРЫТЫХ ТЕРРИТОРИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





