Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика организации учебной деятельности с применением ГИС-технологий

Работа №98398

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.?
1.1. История и развитие метода проектов в педагогической теории и
практике 7
1.2. Современный подход к определению, сущности и типологии метода
проектов 9
1.3. Методическое осуществление организации проектной деятельности со
школьниками 14
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ГИС ТЕХНООГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 21
2.1. Характеристика географических информационных систем (ГИС) 21
2.2. Основы использования ГИС в образовательной среде 24
2.3. Методика организации учебной деятельности с применением ГИС-
технологий 32
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 41
3.1. Методические условия организации проектной деятельности с
обучающимися по созданию ГИС Алапаевского района 41
3.2. Географическая информационная система Алапаевского района 48
3.3. Анализ результатов проектной деятельности с обучающимися 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации и постиндустриальное общество ставят новые образовательные задачи. В настоящее время система российского школьного образования претерпевает изменения в связи с переходом на ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Теперь перед педагогом ставится цель формирования у школьников компетенций, которые должны опираться на знания, творческий опыт и универсальные умения. Стандарт устанавливает требовании к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися программы основного общего образования.
ФГОС ООО, а также в примерные программы определяют роль школы и педагога в решении этих задач. Сегодня, обучающийся, при окончании школы, должен иметь не только системные знания, помимо этого он должен уметь применять эти знания в своей практической деятельности. Педагог должен создать условия для всестороннего развития личности.
Для успешной модернизации современного географического образования, необходимы новые подходы к применению методик и технологий обучения, а так же к построению содержания школьных предметов. Одним из вариантов решения этих задач, являются учебные проекты. Они позволяют освоить обучающимся навыки практической деятельности, учат их ставить цели и задачи, планировать свою деятельность и анализировать ее результаты. Также этот метод активно используется во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.
Учебная деятельность школьников с применение информационных технологий подчеркивается как в ФГОС ООО, где говорится что результаты освоения учебного предмета должны так же отображать формирование и развитие компетенций в области применения ИКТ. Так и в проекте «Концепция развития географического образования в Российской Федерации», упоминается, что география, как яркий и увлекательный предмет, позволяет преподносить информацию максимально доступными для восприятия современными средствами, в то числе к ним можно отнести и использование ГИС технологий.
Геоинформационные технологии становятся одними из наиболее перспективных технологий обучения географии. Они предоставляют новые методы и средства обработки информации, обеспечивающие высокую наглядность отображения разнородной информации, мощность и удобство инструментария для анализа реальности. Указанные факторы обуславливают необходимость внедрения геоинформационных технологий в систему географического школьного образования, в том числе и в рамках проектной деятельности обучающихся.
Современная школа в полной мере не может реализовать весь педагогический потенциал проектной деятельности с использованием ГИС технологий, как личностно ориентированного метода, это показывает анализ школьной практики. Наблюдается противоречие между необходимостью формирования у школьников умений и недостаточностью материально технической базы и методической литературы.
Таким образом, проблемой является выявление условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении географии.
Объект: Внеурочная деятельность по географии.
Предмет: Методические условия организации проектной деятельности обучающихся с применением ГИС-технологий.
Цель: разработать программу внеурочной деятельности с использование географической информационной системы Алапаевского района.
Задачи:
1. выявить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе, а так же в интернет источниках;
2. охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;
3. проанализировать методику использования ГИС технологий при обучении географии;
4. составить программу внеурочной деятельности «Проектная деятельность на географии»;
5. проанализировать результаты проектной деятельность с обучающимися в рамках программы внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• теоретические: анализ и обобщение педагогической и методической литературы;
• эмпирические - изучение нормативных документов в области географического образования, педагогическое наблюдение, анкетирование; изучение педагогического опыта по проблеме исследования.
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили работы Е. С. Полат, И.К. Баталиной. Н.Ю. Пахомовой М.А. Барсуков ой, С. Шишова, И. Д. Чечель раскрывающие потенциал проектной деятельности; Н.Мансуровым, Г.В. Нарыковой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым, Е.А.Гилевой были охарактеризованы этапы учебного проекта, а так же роль педагога, при работе на каждом из этапов; И.Д. Чечель и С. Лернер были предложены разные подходы оценивания проектной деятельности.
Проблемам информатизации образования и разработке
геоинформационных технологий посвящены работы: А.М.Берлянта, И.В. Лурье, А.И.Маргыненко, А.М.Шредерса, Е.Г.Капралова, А.В.Симонова,
B. Я.Цветковой, Н.В.Разумовской, И.В.Пролеткина, АК.Ковальчука,
C. В.Шайтура) они свидетельствует, о том что существует огромный потенциал ГИС как инструмента для анализа географической информации.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы внеурочной деятельности, посвященной организации проектной деятельности с обучающимися. При работе с обучающимися, по созданию проекта, была использована ГИС Алапаевского района.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа имеет общий объем 65 страниц, из них 62 страницы основного текста; включает 3 рисунка, 2 таблицы. Работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Первая глава направлена на раскрытие сущности проектной деятельности и метода проектов, как формы организации проектной деятельности, разработанность этих вопросов в методической и педагогической литературе, включает три подглавы. Вторая глава также содержит три подглавы, раскрывающие сущность геоинформационных систем, основы использования в образовательной среде и Методику организации учебной деятельности с применением ГИС технологий. Третья глава практическая и раскрывает методические условия проектной деятельности с применение ГИС, а так же анализ результатов проектной деятельности с обучающимися. Приложения содержат теоретический материал, разработки проектов по географии, программу внеурочной деятельности и материалы к занятиям.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный мир постоянно меняется, процессы развития новых технологий, и глобализации не стоят на месте. Для того чтобы приспособиться к постоянно меняющемуся миру современный человек должен уметь постоянно, на протяжении всей своей жизни учиться. Процесс познания и развития практически не останавливается. Соответственно перед образовательными учреждениями встают совершенно новые задачи перед, воспитания, обучения и развития школьников. Применение новых технологий обучения в рамках нынешнего образования является повседневной необходимостью.
Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации.
К одной из интереснейших технологий обучения, можно отнести технологию проектной деятельности. В процессе работы над проектом школьник учится таким необходимым навыкам как постановка цели и задач, планированию, работе с различными источниками информации, анализу, а так же учится презентовать и защищать продукт своей деятельности. При работе над написанием проекта, у обучающихся расширяется кругозор, ребята могут проявить свою творческую и познавательную активность.
При включении в проектную деятельность новейших информационных технологий, таких как ГИС, у обучающихся повышается мотивация к изучению таких предметов как география, информатика, экология, краеведение. У них выстраивается более полная картина мира. Так же ГИС помогает обучающимся лучше запомнить географическую номенклатуру.
При написании данной работы были изучены различные литературные и интернет источники, отражающие историю и современные состояние метода проектов.
Изучены основы применения ГИС-технологий в рамках школьного географического образования. А так же методические основы использования ГИС-технологий в проектной деятельности с обучающимися.
Разработана программа внеурочной деятельности с обучающимися по теме «Проектная деятельность по географии», для обучающихся 5-го класса. Программа была апробирована на обучающихся 5-а класса МАОУ СОШ № 147.
Все учащиеся 5-а класса успешно прошли данную программу, и по итогу получили зачеты на отчетной конференции в конце учебного курса. Где представили свои групповые проекты, которые они разработали с применением ГИС-технологий.


1. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ РФ N 273 от 29 декабря 2012 г.// Российская газета. - 2012. - № 34. - С. 2-3.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения. Основное общее образование. Среднее (полное) общее образование. - URL: http://standart.edu.ru
3. Берлянт А.М. Картография: Учебник для вузов / А. М. Берлянт. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 336 с.
4. Богучарсков В.Т. Размышление о географическом образовании / В. Т. Богучарсков. - Р/нД.: Терра, 2000. - 80 с.
5. Бреховских Л.М. Как делаются открытия/ Л. М. Бреховских // Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся». - М.: 2001. - С.5-29
6. Васильев C.B. Экологическое образование школьников при обучении географии: монография/ С. В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.-91с.
7. Веселовский А.В. ГИС-технологии и проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра «минерал»/ А. В. Веселовский //Вестник ОГГГГН РАН. - 1999. - № 1(7) - С.54 - 61.
8. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании/ В. Ф. Взятышев //Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
9. Геоинформатика. Толковый словарь основных терминов/ под ред. A.M. Берлянта, A.B. Кошкарёва. - М.: ГИС-Ассоциация, 1999. - 156 с.
10. Глебова Н. И. ГИС для управления городами и территориями / Н. И. Глебова // ArcReview. - 2006. - № 3(38).
11. Еремченко Е. А. Новый подход к созданию ГИС для небольших муниципальных образований/ Е. А. Еремченко // ArcReview. - 2005. - №2(32).
12. Журкин И. Г. Геоинформационные системы/ И. Г. Журкин, С. В. Шайтура. — М.: «КУДИЦ-ПРЕСС», 2009.
13. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования/ Е. С. Заир- Бек. - СПБ.: 1995.
14. Закиева Л. Р. Проектная деятельность педагога / Л. Р. Закиева, Ф. И. Хадиева // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 6-7.
15. Иконников В.Ф. Геоинформационные системы / В. Ф. Иконников, А.
М. Седун, Н. Г. Токаревская. — М.: БГЭУ...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ