Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование правовой культуры у младших подростков в школе

Работа №98390

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры у младших подростков в школе 7
1.1. Понятие и характеристика правовой культуры 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового
возраста 14
1.3. Принципы, формы и методы формирования правовой культуры у
младших подростков в школе 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой культуры у младших подростков в школе на примере МАОУ СОШ № 2 г.Туринска 37
2.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ № 2 по формированию правовой
культуры у младших подростков 37
2.2. Диагностика правовой культуры младших подростков 44
2.3. Программа формирования правовой культуры младших подростков. 51
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 66

Актуальность вопросов формирования правовой культуры обусловлена, прежде всего, необходимостью дальнейшего движения современной России к гражданскому обществу и правовому государству, развитием и обновлением концептуальных основ отечественной теории права. Правовая культура общества и личности является основой развития правовой системы, государственных институтов и общественной жизни в целом. При этом формирование правовой культуры личности должно представлять собой системный и целенаправленный процесс, подчиненный определенным принципам и опирающийся на соответствующий юридический, политический, идеологический и иной инструментарий.
Важность исследования и определения стратегии формирования правовой культуры у младших подростков в школе потребностями развития юридической науки, необходимостью разработки методологических подходов к ценностному пониманию права, созданием новых методик и программ правового воспитания, выработкой концептуальных основ нормотворческой деятельности.
Вопросы правовой культуры, проблемы ее повышения стали в отечественной науке предметом весьма обстоятельного анализа. В частности, целый ряд работ был посвящен различным аспектам взаимодействия права и личности, проблем формирования правовой культуры младших подростков.
В этом плане следует назвать труды Е. В. Аграновской [1], Н. Н. Вопленко [11], В. Н. Карташова [27] и др.
Проблемы правовой культуры и правового воспитания в современный период стали предметом исследований таких авторов, как И. И. Балаклеец [2], О. А. Долгополов [18], К. В. Науменкова[42], Н. И. Сухова [60] и др.
В то же время роль права как средства формирования личности и ее правовой культуры в трудах отечественных авторов не рассматривается в контексте создания единой стратегии, опирающейся на определенный комплекс целей, взаимодействие соответствующих субъектов, а также на систему принципов и средств.
Затрагиваются проблемы развития правовой культуры и в официальных документах. Но проблема состоит в том, что вопросы формулирования единой стратегии формирования правовой культуры личности младших подростков в школе не подвернуты в них специальному анализу.
Таким образом, проблема стратегии формирования правовой культуры личности, ее целей и направлений не стала в отечественной литературе предметом самостоятельного комплексного научного исследования.
Именно в младшем подростковом возрасте учащиеся начинают сравнивать и осознавать разницу того, что происходит на улице и в стенах образовательного учреждения. И педагоги, и родители утрачивают свой безусловный авторитет для подростков. Отныне, чтобы вызвать у них интерес к учебе уже не достаточно хорошо преподавать свой предмет, необходимо стать для них примером, дать возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность. Воспитательная работа с подростками требует от педагога чувства такта, мобильности, уверенности в себе, умения проявлять индивидуальный подход. К сожалению, далеко не каждый педагог обладает подобными качествами.
Противоречие: между необходимостью формирования правовой культуры в школе и низким уровнем изученности данной проблемы в педагогический теории, а так же отсутствием целенаправленной программы направленной на формирование правовой культуры у младших подростков.
Проблема исследования: как формировать правовую культуру у младших подростков в школе?
Тема исследования: «Формирование правовой культуры у младших подростков в школе».
Объект исследования: процесс формирования правовой культуры у младших подростков в школе.
Предмет исследования: содержание процесса формирования правой культуры у младших подростков в школе.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать программу формирования правовой культуры у младших подростков в школе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, сформировать правовую культуру у младших подростков в школе возможно, если разработать и реализовать соответствующую программу, предполагающую использование разных форм (правовое обучение, правовое информирование, юридическая практика, самовоспитание) и методов (заседание, клубный час, учебная игра, диспут, интеллектуальный марафон, викторина) работы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и характеристику правовой культуры.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Выявить принципы, формы и методы, формирования правой культуры у младших подростков в школе.
4. Проанализировать деятельность МАОУ СОШ № 2 по формированию правовой культуры у младших подростков.
5. Провести диагностику уровня сформированности правовой культуры младших подростков в МАОУ СОШ №2 г. Туринска.
6. Частично апробировать программу формирования правовой культуры у младших подростков.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение; эмпирические: анализ документов, наблюдение, тестирование, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Туринска.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования нам удалось выяснить, что современная правовая литература рассматривает правовую культуру с позиций пяти основных подходов: аксиологического, деятельностного, социологического, информационно-семиотического и системного.
С точки зрения, аксиологического подхода имеет место убеждение о первичной природе материальных и духовных ценностной составляющей в поле правовой культуры, определяющих правовое сознание и поведение в юридически значимых ситуациях.
Деятельностный подход к изучению правовой культуры заключается в понимании ее, прежде всего, как результатов и способов правовой деятельности человека.
Представители деятельностного подхода отмечают правовую культуру не просто как деятельность человека, но подчеркивают именно творческий характер этой деятельности.
Сторонники социологического подхода определяют правовую культуру как разновидность общей культуры человечества, как степень развитости в обществе права, законности, развитости правовой культуры населения.
В рамках информационно-семиотического подхода правовая культура понимается как «правовая информация (совокупность регулятивов, ценностей и знаний в области правовой действительности), которая накапливается и передается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых систем»
В системном подходе под правовой культурой принято понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к как сфере действия права, так и к их отражению в сознании и поведении людей.
Младший подростковый возраст имеет возрастные рамки 11-13 лет и характеризуется асинхронностью, дисгармоничность развития, проявлением чувства взрослости, половым созреванием, становлением «Я-концепции».
Интерес к обучению постепенно ослабевает, и на его место приходит желание общения со сверстниками как ведущий вид деятельности.
Младший подросток значительно подвержен влиянию своей группы, ее ценностным ориентирам; его пугает перспектива потери популярности в кругу сверстников. Стоит отметить, что роль подростка в сфере взаимоотношений подчинено обычно от его нравственным качествам, а его ранг в данной группе характеризует различную степень его «эмоционального комфорта».
Кризис данного возрастного периода в отличие от кризисов других возрастных периодов более протяженный и ощутимый, так как из-за быстрой интенсивности физического и умственного роста у подростков появляется так много реальных действующих нужд, которые не могут удовлетвориться в рамках неполной социальной зрелости подросткового возраста
Ведущая педагогическая идея в работе с младшими подростками - создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.
Для формирования правовой культуры имеются разнообразные принципы, методы и формы.
Принципами формирования правовой культуры младших подростков являются неразрывная связь формирования общей культуры личности и культуры собственно правовой; гуманизм как уважение достоинства человека; реалистичность; гибкость и адаптированность к особенностям развития общества; сведение к минимуму использования принудительных мер и др.
Среди различных форм формирования правовой культуры мы выделяем основные организационные формы: правовое обучение, правовое
информирование, просвещение, юридическая практика и самовоспитание.
Мы выделили ряд методов, используемых для формирования правовой культуры: разъяснение, внушение и увещевание, этическая беседа, диспут и метод примера.
Проанализировав работу МАОУ СОШ №2 г. Туринска, мы определили, что формирование правовой культуры в образовательном процессе Туринской школы действительно имеет место быть и реализуется оно посредством таких дисциплин, как история и обществознание.
Формирование правовой культуры младших подростков в МОУ СОШ № 2 направлено на решение таких задач:
• вооружение школьников системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного проведения в обществе;
• воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;
• воспитание чувства ответственности за свое поведение;
• формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.
Проведя диагностику правой культуры младших подростков в МАОУ СОШ № 2. г. Туринска, мы можем сделать вывод о том, что уровень правовой культуры у младших подростков 6 «А» и 7 «В» классов находятся на среднем уровне.
На основании диагностики, нами была разработана программа по формированию правовой культуры у младших подростков, которая рассчитана на внеурочную деятельность.
Целью данной программы, мы видим, создание условий для формирования у учащихся правовой культуры как регуляторе поведения человека в обществе, формирование правовых отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора поведения и ответственности за него.
В ходе реализации программы младшие подростки смогут:
• освоить доступные способы изучения общества,
• понимать недопустимость ссор и конфликтов на национальной почве,
• выполнять правила ученика в школе;
• научится работать в группе.
Данная программа способна создать условия для формирования у младших подростков правовой культуры.
Таким образом, цель опытно - поисковой работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности.
М.: Наука, 2014. 142 с.
2. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. / Баранов П.П., Русских В.В.Учебное пособие. Ростов- на-Дону. Издательство СКАГС, 2014.
3. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 2015.320 с.
4. Архипов В.Д. Подросток и закон. Куйбышев: Книга, 2014.
5. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков: Книжное издательство,
2013. 45 с.
6. Байниязов Р.С. Правосознание. Психологические аспекты //
Правоведение, 2008. № 3. С. 16-21.
7. Балаклеец И.И. Роль правовой культуры в обеспечении
национальной безопасности России. М., 2015. 190 с.
8. Баранов П.П. Обществознание в современном мире: проблемы и перспективы развития науки. Барнаул, 2012.
9. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 2014. 234 с.
10. Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 159 с.
11. Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно­теоретической конференции (16 февраля 2012 г.). Волгоград, 2011.С. 11-14.
12. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура - Тюмень: ВУЗ: ТНУ, 2010. 52 с.
13. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. 52 с.
14. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведениях /Под общей редакции М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 416 с.
15. Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2007. 21с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ