Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правой компетенции у старших подростков в общеобразовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков 7
1.2. Правовая компетенция: понятие, структура 19
1.3. Интерактивные методы формирования правовой компетенции
у старших подростков в общеобразовательной организации 28
Глава 2. Практические аспекты формирования правовой компетенции у старших подростков в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Соликамска 41
2.1. Анализ работы МАОУ СОШ № 17 г. Соликамска по
формированию правовой компетенции у старших подростков 41
2.2. Диагностика уровня правовой компетенции у старших подростков в МАОУ СОШ № 17 г. Соликамска 50
2.3. Программа элективного курса «Человек и закон» по
формированию правовой компетенции у старших подростков МАОУ СОШ № 17 г. Соликамска 63
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложения 84
Не учитывая проблемы и противоречия, возникающие в современной жизни невозможно представить процесс формирования правовой компетенции старших подростков.
Рост преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, бродяжничества среди несовершеннолетних являются основными негативными явлениями, сопровождающими экономические и политические преобразования в Российской Федерации.
Необходимость в развитии высокого уровня правовой компетенции старших подростков занимает особое место на протяжении большого исторического промежутка развития Российского государства как правового.
Российской Федерации требуются грамотные, активные, предприимчивые, социально ответственные, толерантные, компетентные, способные результативно и законно действовать во благо общества граждане.
Актуальность исследования. Современная ситуация развития российского общества и происходящее реформирование образования, повышение роли права в жизни людей поставили ряд социально-педагогических задач по повышению уровня правового образования и воспитания учащихся.
Основополагающие подходы к организации правовой подготовки, подходы к формированию правовых знаний, правового сознания, а так же вопросы правового воспитания освещены в работах педагогов и ученых: Г. П. Давыдова, Л.М. Корниенко, А.В. Коротун, А.С. Макаренко, С.К. Омарова, Л.И. Петражицкого, В.Г. Подзолкова, В.А. Сухомлинского, А. Е. Тараса, Н. Г. Суворова, Г. А. Кузнецова.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает:
• формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
• приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений;
• формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
• понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
• приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
• формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности [65].
Анализ теории и практики свидетельствует, что отсутствие научно опробированной системы формирования правовой компетенции школьников с участием образовательных учреждений привело к стихийности, неорганизованности в их деятельности по обеспечению необходимых для данного процесса условий.
Определено основное противоречие между отсутствием системы подготовки компетентных в области права учащихся и потребностью социума в повышении уровня правовой образованности и воспитанности старших подростков.
Таким образом, на лицо проблема исследования, предполагающая поиск ответа на вопрос каким образом формировать правовую компетенцию у старших подростков в образовательной организации.
Актуальность исследования определила выбор его темы: «Формирование правовой компетенции старших подростков в общеобразовательной организации».
Объект исследования: формирование правовой компетенции старших подростков.
Предмет исследования: процесс формирования правовой компетенции старших подростков в общеобразовательной организации.
Цельисследования:на основе изученной теории и проведённого анализа процесса формирования правовой компетентности старших подростков в общеобразовательной организации, разработать программу с применением интерактивных методов для развития правовой компетенции у старших подростков в общеобразовательной организации.
Гипотеза:в своем исследовании мы исходим из предположения, что формирование правовой компетенции у старших подростковв общеобразовательной организации происходит в процессе изучения учебных предметов истории и обществознания, а также на элективных курсах по этим предметам, когда процесс обучения ориентирован на использование интерактивных методов обучения, таких как дискуссия, анализ конкретных ситуаций, деловая игра, ролевая игра, поисковая и эвристическая беседа, дидактическая игра, синквейн, мозговая атака, пресс-конференция.
Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
1. дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков;
2. проанализировать понятие «правовая компетенция», выделив его сущность и структуру;
3. охарактеризовать интерактивные методы, используемые при развитии правовой компетенции у старших подростков;
4. проанализировать деятельность специалистов МАОУ СОШ № 17 г. Соликамска по формированию правовой компетенции у старших подростков;
5. провести диагностику сформированности правовой компетенции у старших подростков в МАОУ СОШ № 17 г. Соликамска;
6. разработать программу элективного курса «Человек и закон», направленную на развитие правовой компетенции у старших подростков в МАОУ СОШ № 17 г. Соликамска.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (анализ документов, тестирование, анкетирование, описание).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 города Соликамска.
Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (70 источников), приложений (3 ед.).
В процессе исследования проблемы формирования правовой компетенции детей старшего подросткового возраста изучена специальная психолого-педагогическая литература. Рассмотрена сущность, содержание и основные понятия правовой компетенции, а также характеристики старших подростков:
• старший подросток - это особый возраст, существующий между детством и взрослостью, когда ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни, планирующий будущую профессиональную карьеру. Для него характерны поиски смысла жизни, своего места в мире. Он плавно и постепенно продвигается к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включается в новую систему отношений;
• в старшем подростковом возрасте углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально - политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
На основании проведенного анализа организации правового воспитания учащихся МАОУ СОШ № 17 г. Соликамскараскрыты особенности правового воспитания в старшем подростковом возрасте, а так же методы, формы и приемы правого воспитания в условиях образовательного учреждения. Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Под правовой компетенцией понимается способность личности применять правовые знания и правовые умения на практике, в любых жизненных ситуациях, в том числе при решении правовых задач.
Правовые знания и умения определяют способность старшеклассника соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованием законов оценить правомерность и противоправность поведения индивида.
В своей работе мы использовали структуру правовой компетенции М.А. Соболевой, которая выделяет три основных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий.
В области формирования правовой компетенции выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования граждан страны. В этой связи методы праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников.
К ним относятся эвристическая и поисковая беседы, творческие задания, технологии «попс-формулы», «мозговой штурм», учебные игры, синквейны, дискуссионные методы, «пресс-конференция», мозговая атака, дидактические игры, иллюстративные игры, деловые игры.
Проанализировав работу МАОУ СОШ № 17 г. Соликамска по развитию правовой компетенции, можно сделать вывод о том, что школа ведет работу по развитию правовой компетенции по 3 направлениям:
1. учебно-воспитаельный процесс;
2. внеучебная деятельность;
3. работа с родителями.
В учебно-воспитательном процессе формируются знания о Конституции РФ, о правах и обязанностях человека, правовые умения и ценностные ориентации, которые заключаются в уважении прав и свобод других людей, уважении закона, справедливости в отношениях.
Во внеучебной деятельности большее внимание уделяется формированию когнитивного компонента правовой компетенции, а именно знаний об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних. При работе с родителями обучающихся формируются правовые знания о соблюдении прав ребенка, об уголовном и административном наказании.
В курсе обществознания, во вне учебной работе недостаточно объема материала и часов для формирования правовой компетенции в целом. В основном в МАОУ СОШ № 17 г. Соликамска ведется работа по развитию когнитивного и мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции, акцент делается на развитие правовых знаний и ценностных ориентаций.
Проблема состоит в том, что обучающиеся школы не могут применить правовые знания на практике, так как поведенческому компоненту правовой компетенции не уделяется особого внимания.
Результаты диагностики сформированности уровня правовой компетенции показали, что у некоторых обучающихся 10-х классов наблюдается низкий уровень правовой компетенции.
Поэтому мы сочли необходимым разработать под руководством учителя обществознания МАОУ СОШ № 17 г. Соликамска программу элективного курса «Человек и закон», направленную на развитие правовой компетенции обучающихся старших классов, а именно на развитие когнитивного и поведенческого компонента правовой компетенции.
Работа, проводимая педагогическим коллективом МАОУ СОШ № 17 города Соликамска, по развитию правовой компетенции - это систематизированный процесс.
Разработанный элективный курс «Человек и закон» дополнилсистему формирования правовой компетенции старших подростков, позволил ей стать более успешной в части воспитания моральных качеств, навыков и привычек поведения у старших подростков. Тем самым, можно утверждать, что гипотеза доказана, задачи решены, цель работы достигнута. А представленный элективный курс «Человек и закон» будет использоваться педагогами МАОУ СОШ № 17 г. Соликамска в их дальнейшей работе.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. М. :Юрайт, 2010. 812 с.
2. Алексеев, С.С. Гражданином быть обязан [Текст] :основы правовых знаний для юношества / С.С. Алексеев. Свердловск, : Урал. книж. изд-во, 1985. 174 с.
3. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения[Текст]: науч. метод. пособие / М. М. Анцибор; Тул. обл. ин-т повышения квалификации работников нар. образования,.Тула : Левша, 1993. 23 с.
4. Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа[Текст] : изодноимен. кн. / А. С. Арсеньев. М. : Чистые пруды, 2009. 32 с.
5. Байбаков, A.M. Воспитание толерантности у старшего подростка в
условиях взаимодействия малых групп [Текст] :автореф.дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.М.Байбаков; Волгоград. гос. пед. ун-т. Волгоград,
2003.24 с.
6. Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание[Текст] /В.Н. Баранов. М.: Лань. 2003. 347 с.
7. Башкатов, И.П. Психология ассоциально-криминальных групп подростков и молодежи[Текст] / И.П.Башкатов ;Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Изд-во Моск.; Воронеж : МОДЭК, 2002. 416 с.
8. Безукладников, К.Э.Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя [Электронный ресурс] / К.Э. Безукладников // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца : материаламеждунар. науч.-практ. конф., 1-3 июня 2009 г., г. Пермь / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2009. С. 108-112.URL :http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_20.html (дата обращения: 22.04.2017).
9. Беликова, С.Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения[Текст]:дис. канд. пед. наук : 13.00.01 /
С.Б. Беликова. - Ставрополь, 2006. 207 с.
10. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов /А.С Белкин. М. : Академия, 2000. 192 с.
11. Березин, С.В.Технология формирования социальных
навыков[Текст] :метод. пособие для психологов и социал. педагогов ИТУ / С.В.,Березин,К.С.Лисецкий. Самара :[б. и.], 1999. 250 с.
12. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И.Божович. М.:Междунар.пед. акад.,1995. 209 с.
13. Вербицкий, А. А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности [Текст]/ А. А. Вербицкий // Активные методы обучения и деловые игры : тез. докл. на III межведомств. шк.-семинаре /Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск, 1981. С. 34-38.
14. Выготский,Л.С.Педология подростка [Текст] / Л. С. Выготский // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М., 1997. С. 232-285.
15. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций
[Текст]/ Л.С. Выготский. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с...