Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коллектива
первоклассников в общеобразовательной организации 6
1.1. Психолого - педагогическая характеристика первоклассников 6
1.2. Коллектив: понятие и признаки 16
1.3. Способы и методы формирования коллектива первоклассников в
общеобразовательной организации 25
Глава 2.Практические аспекты формирования коллектива
первоклассников в общеобразовательной организации 36
2.1. Из опыта работы по формированию коллектива первоклассников в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1» 36
2.2. Комплекс мероприятий по формированию коллектива
первоклассников в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1» 46
Заключение 58
Список использованной литературы 63
Приложения 68
Актуальность. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности.
Каким станет наше общество - зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники.
Развитие и воспитание подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связано с проблемой формирования школьного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Формирование коллектива необходимо для овладения определённой суммой знаний, умений и навыков, формирования способностей и социально - полезных качеств человека. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив. Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс.
С момента создания класс становится детской общностью, в которой в процессе совместной деятельности и общения возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на личность каждого. Стремясь к эффективному обучению в школьном классе, педагоги вынуждены заниматься налаживанием дисциплины в нем, организацией совместной деятельности детей, корректировкой отношений между ними, т. е. в классе спонтанно реализуется и воспитательная функция.
Основной целью, для которой создан класс, является усвоение определенного объема знаний, где основным видом деятельности является учение. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Многие педагоги стали значительно больше внимания уделять совершенствованию эмоционально - психологических отношений в классе, что связано с их ориентацией на личностное развитие каждого ребенка и с активным освоением педагогами психологических знаний. Организационная структура класса может статьнаиболее действенной, когда она основана на реальных потребностях детей и отражает характер их совместной деятельности.
Основам формирования коллективов первоклассников посвящены труды, Л.Н. Галагузовой, А.А. Максимовой, Л.В. Мардахаевой, М.А. Панфиловой.
Противоречие: между необходимостью формирования коллектива
первоклассников и недостаточной методической ее разработанностью.
Проблема исследования: каковы способы и методы формирования коллектива первоклассников?
Объект исследования: процесс формирования коллектива
первоклассников.
Предмет исследования: содержание процесса формирования коллектива первоклассников в общеобразовательной организации.
Цель работы: на основе анализа теоретических и практических аспектов формирования детского коллектива разработать и частично реализовать комплекс мероприятий по формированию коллектива первоклассников.
Гипотеза: вероятно формированию коллектива первоклассников в
общеобразовательной организации будет способствовать реализация комплекса мероприятий предполагающая:
- индивидуальную, групповую и коллективную работу
-деятельность по двум направлениям: работе с детьми, работа с родителями.
Задачи исследования:
1.Дать психолого-педагогическую характеристику первоклассникам.
2.Определить понятие «коллектив» и признаки коллектива.
3.Рассмотреть способы и методы формирования коллектива первоклассников.
^Проанализировать формирование коллектива первоклассников в МАОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1».
Методы исследования:
-теоретические: анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
-эмпирические: анкетирование с учащимися, обработка результатов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, списка использованной литературы и приложений.
В рамках данной работы нами была определена проблема исследования, которая заключалась в формировании коллектива первоклассников в общеобразовательной организации, в частности нами была рассмотрена проблема недостаточно методического разработанного материала по формированию коллектива первоклассников в образовательной организации. В связи с этим нами была сформулирована цель исследования - на основе анализа теоретических и практических аспектов формирования детского коллектива разработать и частично реализовать комплекс мероприятий по формированию коллектива первоклассников.
Для достижения поставленной цели, мы поэтапно реализовали теоретические и эмпирические задачи. Так, нами были рассмотрены понятие коллектив и его признаки, формы и методы формирования коллектива первоклассников, проанализированы психолого-педагогические
характеристики первоклассников.
В практической части нашей работы мы рассмотрели опыт работы по формированию коллектива первоклассников в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1», провели анализ. Проведенный анализ показал, что в общеобразовательной организации есть необходимость разработки комплекса мероприятий направленного на формирование коллектива первоклассников в образовательной организации.
Для изучения формирования коллектива первоклассников в первую очередь необходимо определить, что представляет собой коллектив, его признаки, структура, способы и методы формирования. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметнопрактической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.
Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.
Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. Для закрепления коллективных отношений требуется время.
Для воспитания детей нужна всевозможная совместная деятельность, без которой не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.
Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.
Особенно важно определить, какие способы и методы формирования коллектива первоклассников в образовательной организации. Нами был проведен анализ по формированию коллектива первоклассников. Базой нашего исследования была взята Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа». После проведения анализа, диагностических методик с учащимися первого класса было выявлено, то, что в школе недостаточно систематизирована работа классных руководителей по формированию коллектива первоклассников. Данная проблема актуальна на сегодняшний день и имеет большую значимость для учащихся первых классов.
Формирование классного коллектива - одна из главных задач, стоящих перед классным руководителем. Ведь от того, как ученики чувствуют себя в коллективе, зависит их желание идти в школу, желание учиться. Атмосфера в классном коллективе влияет на формирование личностных качеств учащихся. В то же время каждый ребенок имеет влияние на коллектив. Это тоже важно учитывать при планировании и проведении воспитательной работы в классе.
Проведенные нами определенные методики: «Какой у нас коллектив?», методика цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе»,диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка» позволили выделить детей из числа учащихся первого класса, у которых уровень развития коллектива на низком и среднем уровне.
При проведении методики «Какой у нас коллектив», большое количество учащихся, а именно 12 человек оценили свой коллектив как дружный и сплочённый.
При проведении методики цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе», целью которого являлось выявление уровня сплоченности детского коллектива. Проанализировав данную методику выявили, что в классе есть такие учащиеся, которые считают, что коллектив сформирован слабо: у 5 первоклассников уровень сплоченности коллектива проявляется очень хорошо, 12 учащихся показали результаты, что уровень сплоченности коллектива проявляется слабо, и у 3 человек по результатам практически не проявляется.
Последняя методика «Солнце, дождик, тучка» проведенная нами была так же направлена на выявление самочувствия ребят в классе. После обработки результатов большое количество первоклассников чувствуют в классе себя не комфортно и скучно: 10 определили себя к критерию «Тучка», это говорит о том, что в коллективе им не очень комфортно, два человека оценили свое самочувствие как «Солнышко», в коллективе таким детям тепло и комфортно, и 8 человек выбрали критерий «Дождик», в классе таким ребятам не интересно и скучно.
Поэтому возникла необходимость для создания комплекса мероприятий по формированию коллектива первоклассников в общеобразовательной организации. Комплекс разработан для педагогов, работающих с первыми классами.Комплекс был рассчитан на третью и четвертую четверть 2016-2017 учебного года. Занятия продолжительностью до 1 ч. проводили в то время, которое было предусмотрено для игровой и самостоятельной деятельности детей.
После реализации комплекса мероприятий по формированию коллектива первоклассников атмосфера в классе заметно улучшилась, стало наиболее позитивное отношение учащихся кдруг другу и ко всему коллективу в целом.
У детей развилась, доброжелательность, взаимопомощь, доверие и требовательность по отношению друг к другу, в классе создана комфортная атмосфера для всех членов коллектива, дети научились совместно работать в коллективе. Заметно стали сформировываться навыки общения с окружающими и адекватное поведение в обществе.
Формирование коллектива первоклассников это очень продолжительный процесс. И потому необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия, в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это отличная возможность рассмотреть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.
Таким образом, правильная организация совместной деятельности учащихся, постановка перед ними чёткой цели, совместное продумывание путей и средств её достижения, систематичность такой деятельности обеспечат достижение цели исследования. Формируя коллектив первоклассников, необходимо делать акцент на развитие у детей - доброжелательности, взаимопомощи, доверие и требовательность по отношению друг к другу, создавать в классе атмосферу, комфортную для всех членов коллектива, вырабатывать у детей умение работать в коллективе, формировать навыки общения с окружающими и адекватно вести себя в обществе.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии: материалы Всероссийской научной конференции, 23-26 марта 2015 г, г. Москва: сборник материалов. М.: Директ- Медиа, 2015.105с.
2. Амонашвили Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев: 21 ВЕК, 2000.97 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.:
Просвещение, 2000. 78 с.
4. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000.192 с.
5. Ботьева О.В. Социальная педагогика. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 189 с.
6. Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез.докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ сост. Л.П. Буева. Санкт- Петербург, 2000. 56с.
7. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. М.: Педагогическое общество России, 2011. 192 с.
8. Василькова Ю.В. Социальный педагог: Педагогический опыт и методы работы / Ю.В. Василькова / 3-е изд., доп. М.: Академия, 2010. 208 с.
9. Возрастная психофизиология: учебно-методическое пособие /Копосова Т. С., Лукина С. Ф., Звягина Н. В., Морозова Л. В., Соколова Л. В. Изд-во: САФУ, 2015.178с.
10. Глебов С. Т. Формирование социально-психологических взаимоотношений в коллективе /Изд-во: Лаборатория книги, 2012. 55с.
11. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова. Санкт- Петербург: Тезариус, 2005. 76 с.
12. Гринева Е. А., Давлетшина Л. Х. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект: монография. Изд-во: Прометей, 2015. 78с.
13. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы Изд-во: Вако, 2008. 103с.
14. Дудкин А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми. Учебное пособие. Пенза, 2011. 40с.
15. Завацкая Л.М. Технологии профессиональной деятельности социального педагога. К.: Слово. 2012. 240 с...