Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации

Работа №98368

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Неполная семья: определение, виды, современные проблемы 6
1.2. Социальная работа с неполными семьями: понятие, компоненты,
функции 17
1.3. Формы и методы социальной работы с неполными семьями в
дошкольной образовательной организации 24
Глава 2. Эмпирические аспекты социальной работы с неполными семьями на примере детского сада «Центр начинающего Академика», г. Екатеринбурга 34
2.1. Анализ социальной работы в детском саду «Центр начинающего
Академика» с неполными семьями 34
2.2. Разработка комплекса мероприятий по социальной работе с
неполными семьями в дошкольной образовательной организации 45
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Именно в семье человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире, именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными. По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Неполная семья - семья, в которой есть только один родитель, заботящийся о детях. Как правило, это семья, где глава - женщина. Довольно редко встречаются неполные отцовские семьи.
Основу исследования неполных семей составляют научные труды следующих авторов: З. Матейчик, Т. С. Зубкова, С. В. Захаров, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко, А. О. Гневанов, К. А. Воробьева, А. И. Антонов, В. М. Медков, Ю. В. Василькова и др.
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в постоянной динамике, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
Актуальность исследования: социальные проблемы неполных семей и технологии их решения, являются актуальными, т.к. возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак. Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем неполной семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно - значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально - экономического положения в России.
Анализ данных исследований и практики социальной работы показывают, что пока отсутствуют теоретико-технологические разработки по социальной работе с неполными семьями и именно поэтому данная тема достаточно актуально в настоящее время.
Тема исследования: «Социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации».
Противоречие исследования: между актуальностью социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью её изучения.
Проблема исследования: каковы методы социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: процесс социальной работы с неполными семьями.
Предмет исследования: методы социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по социальной работе с неполными семьями в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации предполагает
• формы: краткосрочные и долгосрочные;
• методы: патронаж; беседа; консультирование; лекция и семинар; дискуссионный диалог;
• индивидуальный характер мероприятий, основанных на диагностике социальных проблем.
Задачи исследования:
1) проанализировать понятие «неполная семья», обозначить виды и современные проблемы неполных семей;
2) рассмотреть понятие «социальная работа», выделить компоненты и функции социальной работы с неполными семьями;
3) изучить формы и методы социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации;
4) проанализировать социальную работу в детском саду «Центр начинающего Академика», г. Екатеринбурга с неполными семьями.
Методы исследования:
теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
эмпирические - наблюдение, анализ документов, опрос, математическая и графическая обработка данных.
Эмпирическая база исследования: частный детский сад «Центр начинающего Академика», г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 60 источников и 2 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основные результаты исследования заключаются в следующем. Анализ теории показал, что неполная семья - семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Неполная семья образуется в результате расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.
Неполные семьи делятся на следующие виды: материнские неполные семьи; отцовские неполные семьи; неполные простые (мать (отец) с ребенком или несколькими детьми); неполные расширенные (мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками); функционально неполные семьи.
Неполная семья имеет ряд проблем, таких как: экономические, социально-психологические, проблемы социализации и воспитания детей. Некоторые проблемы неполных семей можно решить средствами социальной работы.
Социальная работа это - профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Социальная работа с неполной семьёй предполагает консультационную и реабилитационную деятельность социальных служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений.
Социальная работа с неполными семьями может быть реализована: в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях социальной защиты, в дошкольной образовательной организации и в общеобразовательной организации.
Направления социальной работы: социально-бытовое (содействие оптимальной адаптации людей в их бытовой среде); психолого­-педагогическое (развитие способностей клиента, формирование активной жизненной позиции, позитивной самооценки, организация освоения индивидом социального опыта); социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).
На сегодняшний день диагностическую, психолого-педагогическую, организационно-коммуникативную и прогностическую функции социальной работы может выполнять сотрудник детского сада.
Социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации должна быть направлена на решение проблем неполных семей (информирование о существующих социальных гарантиях для неполных семей (при необходимости); консультирование родителей на тему правильного воспитания их детей, а также на что обратить внимание при общении с ребенком от первого брака и ребенком от другого брака; консультирование родителей на тему того, что нужно всячески поддерживать ребенка и не акцентировать его внимание на разрыве семейных отношений и ни в коем случае не обвинять ребенка в этом), укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Исходя их этого, специалисты в дошкольном образовательном учреждении призваны выполнять следующие функции: диагностическую, психолого-педагогическую, организационно-коммуникативную,
прогностическую, координационную.
В социальной работе с неполными семьями применяются следующие формы: социальный патронат; консультационные беседы (консультирование, убеждение и т.д.); социально-педагогический мониторинг семьи.
Также необходимо отметить методы работы с неполной семьей в дошкольной образовательной организации: патронаж; посредничество; содействие родителям в выполнении воспитательных функций; беседа; метод психологической поддержки; консультирование; лекция и семинар; дискуссионный диалог.
Опытно поисковая работа проводилась на базе частного детского сада «Центр начинающего Академика» в г. Екатеринбург.
Проанализировав работу с неполной семьей в частной дошкольной организации выявили формы и методы работы с неполными семьями: беседы; содействие родителям в выполнении воспитательных функций; метод преодоления конфликта используется; патронаж семей на дому; привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий; консультативная помощь; наблюдения; проведение опросов, собраний.
Опыт социальной работы с неполными семьями в дошкольном учреждении «Центр начинающего Академика», говорит о том, что неполные семьи имеют ряд проблем, а именно: психологические (обида, угнетенность, чувство собственной неполноценности, дефицит внимания со стороны родителя), воспитание и образование детей, а также правовая.
После проведенного анализа на основе полученных данных был разработан комплекс мероприятий по социальной работе с неполными семьями в дошкольном образовательном учреждении.
Комплекс мероприятий содержит: социально-педагогическое просвещение «Родители и дети»; тренинг для родителей «Тропинкою родительской любви»; беседу «Взаимоотношения в вашей семье»; консультирование «Конфликты с детьми и пути их решения»; игру - тренинг «Безусловная любовь к ребенку»; упражнение «Родительское отношение- довольный ребенок»; тренинг «Мой ребенок должен быть счастливым»; лекцию для родителей: «Я и мой ребенок- поиск взаимоотношений»; консультирование «Папа нужен для ребенка»; беседу с родителями «Нет отца»; беседу семейного консультанта «Азбука семейных отношений»; семинар «Ребенок-мое достояние»; игровой прием «Психологические проблемы детей из неполных семей».
Было выдвинуто предположение, что данный комплекс мероприятий, разработанный для дошкольной образовательной организации, направлен на социальную работу с неполной семьей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2003. 91 с.
2. Александрова О. А., Боголюбова О. Н., Васильева Н. Л., Психология социальной работы. СПб.: Питер, 2008. 256 с.
3. Алфеева Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста, 4-7 лет: дис... канд. псих. наук. М., 2000. 196 с.
4. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ («Братья Карич»), 2009. 365 с.
5. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 58-61.
6. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Свердловск, 1990. 96 с.
7. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 2010. 375 с.
8. Василькова Ю. В. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: Академия, 2000. 416 с.
9. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. М., 2000. 195 с.
10. Воробьева К. А. Решение проблемы родительско-детских отношений в неполных семьях: (рекомендации для родителей подростков) // Воспитание школьников. 2010. № 4. С. 66-68.
11. Галагузова М. А., Мардахаев Л. В. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . М.: «Академия», 2007. 458 с.
12. Гневанов А. О. Триангулярные конфликты детей и родителей в семьях с одним родителем // Социально-психологические проблемы и задачи развития современной молодежи : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2009. С. 137-140.
13. Гнетковская М. Г. Концепция психолого-педагогического сопровождения образования. // Завуч. Управление современной школой. 2007. №3. С. 33-37.
14. Григорьева И. А., Козлов А. А. Социальная работа и гражданское общество. СПб.: «Скифия-принт», 2006. 312 с.
15. Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М., 2011. 108 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ