Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности

Работа №98358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость на музыку» ..7
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у младших школьников 15
1.3. Методические основы развития эмоциональной отзывчивости
на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Диагностическое исследование уровней развитости эмоциональной
отзывчивости на музыку у младших школьников на констатирующем этапе 33
2.2. Содержание педагогической работы по развитию эмоциональной
отзывчивости на музыку у младших школьников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

На современном этапе развития общества остро стоит проблема развития эмоциональной отзывчивости как значимого качества для духовного становления личности. Однако сегодня само общество подвержено деструктивным процессам. Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей и т.п. вызывают негативные отклонения в развитии и формировании чувств, эмоций подрастающего поколения. Поэтому среди многообразия задач всестороннего развития ребенка одной из ведущих выступает формирование эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.
Подтверждение значимости развития эмоциональной отзывчивости отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО). Среди основных задач данного документа отмечается: «развитие способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства...», «умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению», «.сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, что предполагает развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусств» [51].
Младший школьный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Развитие эмоциональной отзывчивости, как важнейшей способности внутреннего мира человека, связано с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку.
Общение с музыкой, художественной культурой — обогащает чувства, формирует эмоциональное отношение к произведениям искусства, которое в дальнейшем сопровождается преобразованием внешнего культурного содержания в нравственный мир личности. Эти идеи отображены в работах известных искусствоведов, педагогов и психологов: М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.В. Иванова, Б.М. Теплова, В.П. Анисимова, Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, В.В. Медушевского, Л.В. Школяр, А.Е. Ольшанниковой, Н.Л. Гродзенской, О.А. Апраксиной.
Анализ программ области «Искусство» показал, что в содержании предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» реализуется интеграция разных видов искусств и художественной деятельности. Поскольку существует единый механизм восприятия произведений искусства, в котором значимым этапом является возникновение эмоционального отклика и развитие эмоциональной отзывчивости. Несмотря на возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости, что отмечается большинством авторов (М.М. Бахтин, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Бердяев, Б.М. Теплов, В.П. Анисимов, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Л.В. Школяр, А.Е. Ольшанникова, Н.Л. Гродзенская), её потенциал осуществляется не в полной мере.
Отсюда возникает противоречие, между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости для осознанного восприятия музыкальных произведений и недостаточной разработанностью содержания интегрированной художественной деятельности для её развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каково содержание интегрированной художественной деятельности для успешного развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования — теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в процессе интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования — процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку младших школьников.
Предмет исследования — комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
3. Определить показатели и критерии эмоциональной отзывчивости на музыку, разработать характеристику уровней развитости эмоциональной отзывчивости.
4. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе интегрированной художественной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития эмоциональной отзывчивости, разработанные психологами (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); положения учёных, психологов и педагогов, изучающих вопросы взаимосвязи эмоциональной отзывчивости с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, Л.В. Ясинских, и др.); идеи представителей в области педагогики и искусства о развитии интегрированной художественной деятельности средствами искусства (А.А. Мелик-Пашаев, Т.С. Комарова, Б.М. Теплов и др.); интегрированный подход в музыкальном воспитании на основе использования комплекса искусств (Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдулин, О.П. Радынова, Л.В. Школяр, Е.П. Кабкова).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста в процессе интеграции разных видов художественной деятельности, а также для организации досуговой деятельности в ОУ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- творческие задания;
- анализ продуктов детского творчества;
- опытно-поисковая работа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия №177 города Екатеринбурга Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 28 детей в возрасте 8 - 10 лет.
Структура и объем работы:
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (58 источников), приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы нами исследована одна их наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики — развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку. В работе мы рассмотрели сущность и структуру понятия «эмоциональная отзывчивость», существующие трактовки, отражающие многообразие направлений в исследовании данного понятия.
Обобщая точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что эмоциональная отзывчивость на музыку это способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно- смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций, мыслеобразов в процессе восприятия музыки и воплощения впечатлений в интегрированной художественной деятельности (В.П. Анисимов). На основании данного определения были выделены компоненты эмоциональной отзывчивости на музыку: эмоциональный, под которым мы понимаем возникновение и развитие эмоционального отклика на музыкальные произведения; творческий, под которым мы понимаем экспериментирование с материалом разных видов искусства для адекватного воплощения чувственных впечатлений в разных видах художественной деятельности; ценностно-смысловой, под которым мы понимаем осознание ассоциаций и мыслеобразов, возникших в процессе восприятия музыкального произведения.
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (В.П. Анисимов, О.П. Радынова, В.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев и др.), выделены показатели эмоциональной отзывчивости:
- способность ребенка эмоционально откликаться на музыку и определять её характер, настроение;
- способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии музыкального произведения в творческом продукте;
- способность ребенка понимать эмоциональное содержание музыкального произведения.
Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников. Концепция нашей работы базируется на положении о том, что интегрированная художественная деятельность, объединяя разные виды творческой деятельности (изобразительная, музыкальная и др.) не ограничивает эмоциональные проявления детей, предоставляет широкий спектр для развития эмоциональной отзывчивости младших школьников. Взаимосвязь разных видов искусств и видов деятельности, обусловливает многогранное отношение ребенка к миру, развивает эмоциональную отзывчивость, предоставляет более широкие возможности для самовыражения.
Реализация разработанного содержания педагогической работы на практике подтвердила, что интегрированная художественная деятельность является эффективным условием развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на музыку. Так, в результате реализации комплекса занятий наблюдалось развитие у ребёнка эмоционально-двигательной активности, адекватной характеру произведений, как проявление эмоционального отклика на музыку; совершенствовались умения проводить аналогии между чувствами, выраженными в музыкальных произведениях и собственными переживаниями, возникшими в процессе музыкального восприятия; учащиеся размышляли об эмоциональном содержании произведения, проводили аналогии между ассоциациями и образами музыкального произведения и личностным опытом.



1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. - М. : Просвещение, 1974. - 252 с.
2. Алексеев, А. Д. Творчество музыканта-исполнителя [Текст] / А. Д. Алексеев - М. : Музыка 1991. - 102 с.
3. Анисимов, В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст] / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра, 2006. - 232 с.
4. Апраксина, О. А. Современные требования к учителю музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов [Текст] // Музыка в школе.-1983. - С. 30-36.
5. Арчажникова, Л. Г. Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного педагогического образования [Текст] / Л. Г. Арчажникова : Сборник научных трудов. - М. : МГЗПИ, 1983.-117 С.
6. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] : Б. В. Асафьев // Кн. 1 и 2. М. - Л. : Музыка, 1971. - 376 с.
7. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста [Текст] - М. : Просвещение, 1967. - 192 с.
8. Бахтин, М. М. Формирование у младших школьников ценностного отношения к музыкальной деятельности в процессе художественного анализа музыкальных произведений на внеурочных комплексных занятиях [Текст] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Вып. №1 - 2011. - С. 162-164.
9. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как её создать. : Кн. для учителя [Текст] / Белкин А. С. - М. : Просвещение, 1991. - 168 с.
10. Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) [Текст] // Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Румер. - М. : Педагогика, 1975. - 168 с.
11. Бореев, Ю. Б. Эстетика [Текст] - 4-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1988. - 496 с.
12. Ветлугина, H. A. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности [Текст] // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. М., 1982. - С. 15¬19.
13. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М. : Знание 1983. - 128 с.
14. Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальным произведением [Текст] - М. : Музыка, 1981. - 513 с.
15. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии [Текст] : учебно-методическое пособие /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — Ростов: Феникс, 2008. - 124 с.
16. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология [Текст] / А. Л. Готсдинер. М. : МИП «N6 Магистр», 1993. - 191 с.
17. Гродзенская, М. Л. Школьники слушают музыку [Текст] - М. : Просвещение, 1969. - 11 с.
18. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. - М. - 1999. - 344 с.
19. Джола, Д. Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетической культуре [Текст] // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. научных трудов. М. : АПН СССР, 1991. - С. 19-24.
20. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2001. - 237 с.
21. Каган, М. С. Внутренний диалог как закономерность художественно-творческого процесса [Текст] // Сов. искусствознание. - М., 1985. вып.19. - С. 184-219.
22. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] М. : Просвещение, 1984. - 250 с.
23. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке в общеобразовательной школе [Текст] М. : Просвещение, 1983. - С.22-29.
24. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления : Избр. статьи и доклады [Текст] - М. : Педагогика, 1986. - 188 с.
25. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская - М. : Педагогика, 1972. - 152 с.
26. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества [Текст] : Книга для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мнемозина, 1995. - 160 с.
27. Корепанова, М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова / Пособие для педагогов и родителей. - М. : Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. - 180 с.
28. Костюк, А. Г. Культура музыкального восприятия [Текст] // Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. М. : Наука, 1971. - С. 334-347.
29. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] : учеб. для учащихся пед. уч-щ.- 2-е изд., перераб. И доп.- М. : Просвещение, 1986. - 160 с.
30. Лузина, Л. M. Влияние эстетической деятельности на формирование нравственной отзывчивости старшеклассников [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1975. - 20 с.
31. Матюшин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] М. : Изд-во «Директмедиа Паблишинг», 2008. - 392 с.
32. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В. В. Медушевский. - М. : Музыка, 1976. - 254 с.
33. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческих способностей [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. - М. : Педагогика, 1981. - 183 с.
34. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] М., «Академия», 1994. - 345 с.
35. Немов, Р. С. Психология [Текст] : Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений: В 3кн. - 4е. издание - М. :
Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - 112 с.
36. Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание [Текст] М. : Знание, 1983. - 196 с.
37. Падалка, Г. М. Теоретические основы преподавания музыкальных дисциплин в педвузе [Текст] // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М. : МГЗПИ, 1980. - С. 12¬19.
38. Пирадов, А. В. Эстетика [Текст] - М., 2002. - 512 с.
39. Психология. Словарь [Текст] /под ред. А. В. Перовского, Г. М. Ярошевского. - 2-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
40. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия [Текст] : Теория и практика / В. И. Петрушин. - М. : Пед. поиск, 2000. - 167 с.
41. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] : В 2 ч. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 267 с.
42. Радынова, О. П. Учебное пособие [Текст] : Слушаем музыку, 2009. - 439 с.
43. Радынова, О. П., Комиссарова, Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : Учебник для студентов высших учебных заведений - Дубна : Феникс+, 2011. - 352 с.
44. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : В 2 т. Т.1. М. : НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
45. Сластенин, В. А. Подымова, Л. С. Педагогика [Текст] : Инновационная деятельность. - М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 223 с.
46. Стрелкова, Л. В. Творческое воображение: эмоции и ребенок [Текст] // Вопросы психологии. - 1996. - С. 24-27
47. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. М. : Политиздат, 1988. - 219 с.
48. Теплов, Б. М. Основные музыкальные способности [Текст] / Б. М. Теплов, Музыка в школе, 2004. - 192 с.
49. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] /Б. М. Теплов. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - 174 с.
50. Тарасов, Г. С. Педагогика в системе музыкального образования [Текст] : Учеб. пособие по курсу «Педагогика» для студентов муз. вузов; Гос. муз.-пед. институт им. Гнесиных. М. : ГМПИ, 1986. - 199 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : утв. приказом Минобрнауки России от 06 окт. 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 нояб. 2010 г. № 1241. - URL : http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%-
D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/922(дата обращения: 11.12.2016).
52. Федорович, Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии [Текст] : Учебное пособие. Екатеринбург, 2007. - 304 с.
53. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества [Текст] / В. Н. Шацкая / М. : Педагогика, 1975. - 200 с.
54. Школяр, Л. В., Красильникова, М. С., Критская, Е. Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] - М., Флинта: Наука, 1998. - 231 с.
55. Энциклопедический музыкальный словарь / Авт.-сост. Б. Ш. Штейнпресс, И. М. Ямпольский; отв. Ред. Г. В. Келдыш - М. : БСЭ, 1956. - 326 с.
56. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивация [Текст] / Под ред. Е. М. Борисовой / П. М. Якобсон. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 116 с.
57. Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание [Текст] / П. М. Якобсон. - М. : Просвещение, 1966. - 198с.
58. Ясинских, Л. В. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе педагогической интеграции искусств [Текст] // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. - 19 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ