Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость на музыку» ..7
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у младших школьников 15
1.3. Методические основы развития эмоциональной отзывчивости
на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Диагностическое исследование уровней развитости эмоциональной
отзывчивости на музыку у младших школьников на констатирующем этапе 33
2.2. Содержание педагогической работы по развитию эмоциональной
отзывчивости на музыку у младших школьников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость на музыку» ..7
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у младших школьников 15
1.3. Методические основы развития эмоциональной отзывчивости
на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Диагностическое исследование уровней развитости эмоциональной
отзывчивости на музыку у младших школьников на констатирующем этапе 33
2.2. Содержание педагогической работы по развитию эмоциональной
отзывчивости на музыку у младших школьников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
На современном этапе развития общества остро стоит проблема развития эмоциональной отзывчивости как значимого качества для духовного становления личности. Однако сегодня само общество подвержено деструктивным процессам. Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей и т.п. вызывают негативные отклонения в развитии и формировании чувств, эмоций подрастающего поколения. Поэтому среди многообразия задач всестороннего развития ребенка одной из ведущих выступает формирование эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.
Подтверждение значимости развития эмоциональной отзывчивости отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО). Среди основных задач данного документа отмечается: «развитие способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства...», «умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению», «.сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, что предполагает развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусств» [51].
Младший школьный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Развитие эмоциональной отзывчивости, как важнейшей способности внутреннего мира человека, связано с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку.
Общение с музыкой, художественной культурой — обогащает чувства, формирует эмоциональное отношение к произведениям искусства, которое в дальнейшем сопровождается преобразованием внешнего культурного содержания в нравственный мир личности. Эти идеи отображены в работах известных искусствоведов, педагогов и психологов: М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.В. Иванова, Б.М. Теплова, В.П. Анисимова, Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, В.В. Медушевского, Л.В. Школяр, А.Е. Ольшанниковой, Н.Л. Гродзенской, О.А. Апраксиной.
Анализ программ области «Искусство» показал, что в содержании предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» реализуется интеграция разных видов искусств и художественной деятельности. Поскольку существует единый механизм восприятия произведений искусства, в котором значимым этапом является возникновение эмоционального отклика и развитие эмоциональной отзывчивости. Несмотря на возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости, что отмечается большинством авторов (М.М. Бахтин, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Бердяев, Б.М. Теплов, В.П. Анисимов, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Л.В. Школяр, А.Е. Ольшанникова, Н.Л. Гродзенская), её потенциал осуществляется не в полной мере.
Отсюда возникает противоречие, между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости для осознанного восприятия музыкальных произведений и недостаточной разработанностью содержания интегрированной художественной деятельности для её развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каково содержание интегрированной художественной деятельности для успешного развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования — теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в процессе интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования — процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку младших школьников.
Предмет исследования — комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
3. Определить показатели и критерии эмоциональной отзывчивости на музыку, разработать характеристику уровней развитости эмоциональной отзывчивости.
4. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе интегрированной художественной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития эмоциональной отзывчивости, разработанные психологами (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); положения учёных, психологов и педагогов, изучающих вопросы взаимосвязи эмоциональной отзывчивости с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, Л.В. Ясинских, и др.); идеи представителей в области педагогики и искусства о развитии интегрированной художественной деятельности средствами искусства (А.А. Мелик-Пашаев, Т.С. Комарова, Б.М. Теплов и др.); интегрированный подход в музыкальном воспитании на основе использования комплекса искусств (Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдулин, О.П. Радынова, Л.В. Школяр, Е.П. Кабкова).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста в процессе интеграции разных видов художественной деятельности, а также для организации досуговой деятельности в ОУ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- творческие задания;
- анализ продуктов детского творчества;
- опытно-поисковая работа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия №177 города Екатеринбурга Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 28 детей в возрасте 8 - 10 лет.
Структура и объем работы:
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (58 источников), приложения.
Подтверждение значимости развития эмоциональной отзывчивости отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО). Среди основных задач данного документа отмечается: «развитие способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства...», «умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению», «.сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, что предполагает развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусств» [51].
Младший школьный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Развитие эмоциональной отзывчивости, как важнейшей способности внутреннего мира человека, связано с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку.
Общение с музыкой, художественной культурой — обогащает чувства, формирует эмоциональное отношение к произведениям искусства, которое в дальнейшем сопровождается преобразованием внешнего культурного содержания в нравственный мир личности. Эти идеи отображены в работах известных искусствоведов, педагогов и психологов: М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.В. Иванова, Б.М. Теплова, В.П. Анисимова, Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, В.В. Медушевского, Л.В. Школяр, А.Е. Ольшанниковой, Н.Л. Гродзенской, О.А. Апраксиной.
Анализ программ области «Искусство» показал, что в содержании предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» реализуется интеграция разных видов искусств и художественной деятельности. Поскольку существует единый механизм восприятия произведений искусства, в котором значимым этапом является возникновение эмоционального отклика и развитие эмоциональной отзывчивости. Несмотря на возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости, что отмечается большинством авторов (М.М. Бахтин, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Бердяев, Б.М. Теплов, В.П. Анисимов, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Л.В. Школяр, А.Е. Ольшанникова, Н.Л. Гродзенская), её потенциал осуществляется не в полной мере.
Отсюда возникает противоречие, между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости для осознанного восприятия музыкальных произведений и недостаточной разработанностью содержания интегрированной художественной деятельности для её развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каково содержание интегрированной художественной деятельности для успешного развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования — теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в процессе интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования — процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку младших школьников.
Предмет исследования — комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.
3. Определить показатели и критерии эмоциональной отзывчивости на музыку, разработать характеристику уровней развитости эмоциональной отзывчивости.
4. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе интегрированной художественной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития эмоциональной отзывчивости, разработанные психологами (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); положения учёных, психологов и педагогов, изучающих вопросы взаимосвязи эмоциональной отзывчивости с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, Л.В. Ясинских, и др.); идеи представителей в области педагогики и искусства о развитии интегрированной художественной деятельности средствами искусства (А.А. Мелик-Пашаев, Т.С. Комарова, Б.М. Теплов и др.); интегрированный подход в музыкальном воспитании на основе использования комплекса искусств (Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдулин, О.П. Радынова, Л.В. Школяр, Е.П. Кабкова).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста в процессе интеграции разных видов художественной деятельности, а также для организации досуговой деятельности в ОУ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- творческие задания;
- анализ продуктов детского творчества;
- опытно-поисковая работа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия №177 города Екатеринбурга Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 28 детей в возрасте 8 - 10 лет.
Структура и объем работы:
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (58 источников), приложения.
В рамках выпускной квалификационной работы нами исследована одна их наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики — развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку. В работе мы рассмотрели сущность и структуру понятия «эмоциональная отзывчивость», существующие трактовки, отражающие многообразие направлений в исследовании данного понятия.
Обобщая точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что эмоциональная отзывчивость на музыку это способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно- смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций, мыслеобразов в процессе восприятия музыки и воплощения впечатлений в интегрированной художественной деятельности (В.П. Анисимов). На основании данного определения были выделены компоненты эмоциональной отзывчивости на музыку: эмоциональный, под которым мы понимаем возникновение и развитие эмоционального отклика на музыкальные произведения; творческий, под которым мы понимаем экспериментирование с материалом разных видов искусства для адекватного воплощения чувственных впечатлений в разных видах художественной деятельности; ценностно-смысловой, под которым мы понимаем осознание ассоциаций и мыслеобразов, возникших в процессе восприятия музыкального произведения.
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (В.П. Анисимов, О.П. Радынова, В.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев и др.), выделены показатели эмоциональной отзывчивости:
- способность ребенка эмоционально откликаться на музыку и определять её характер, настроение;
- способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии музыкального произведения в творческом продукте;
- способность ребенка понимать эмоциональное содержание музыкального произведения.
Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников. Концепция нашей работы базируется на положении о том, что интегрированная художественная деятельность, объединяя разные виды творческой деятельности (изобразительная, музыкальная и др.) не ограничивает эмоциональные проявления детей, предоставляет широкий спектр для развития эмоциональной отзывчивости младших школьников. Взаимосвязь разных видов искусств и видов деятельности, обусловливает многогранное отношение ребенка к миру, развивает эмоциональную отзывчивость, предоставляет более широкие возможности для самовыражения.
Реализация разработанного содержания педагогической работы на практике подтвердила, что интегрированная художественная деятельность является эффективным условием развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на музыку. Так, в результате реализации комплекса занятий наблюдалось развитие у ребёнка эмоционально-двигательной активности, адекватной характеру произведений, как проявление эмоционального отклика на музыку; совершенствовались умения проводить аналогии между чувствами, выраженными в музыкальных произведениях и собственными переживаниями, возникшими в процессе музыкального восприятия; учащиеся размышляли об эмоциональном содержании произведения, проводили аналогии между ассоциациями и образами музыкального произведения и личностным опытом.
Обобщая точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что эмоциональная отзывчивость на музыку это способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно- смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций, мыслеобразов в процессе восприятия музыки и воплощения впечатлений в интегрированной художественной деятельности (В.П. Анисимов). На основании данного определения были выделены компоненты эмоциональной отзывчивости на музыку: эмоциональный, под которым мы понимаем возникновение и развитие эмоционального отклика на музыкальные произведения; творческий, под которым мы понимаем экспериментирование с материалом разных видов искусства для адекватного воплощения чувственных впечатлений в разных видах художественной деятельности; ценностно-смысловой, под которым мы понимаем осознание ассоциаций и мыслеобразов, возникших в процессе восприятия музыкального произведения.
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (В.П. Анисимов, О.П. Радынова, В.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев и др.), выделены показатели эмоциональной отзывчивости:
- способность ребенка эмоционально откликаться на музыку и определять её характер, настроение;
- способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии музыкального произведения в творческом продукте;
- способность ребенка понимать эмоциональное содержание музыкального произведения.
Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников. Концепция нашей работы базируется на положении о том, что интегрированная художественная деятельность, объединяя разные виды творческой деятельности (изобразительная, музыкальная и др.) не ограничивает эмоциональные проявления детей, предоставляет широкий спектр для развития эмоциональной отзывчивости младших школьников. Взаимосвязь разных видов искусств и видов деятельности, обусловливает многогранное отношение ребенка к миру, развивает эмоциональную отзывчивость, предоставляет более широкие возможности для самовыражения.
Реализация разработанного содержания педагогической работы на практике подтвердила, что интегрированная художественная деятельность является эффективным условием развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на музыку. Так, в результате реализации комплекса занятий наблюдалось развитие у ребёнка эмоционально-двигательной активности, адекватной характеру произведений, как проявление эмоционального отклика на музыку; совершенствовались умения проводить аналогии между чувствами, выраженными в музыкальных произведениях и собственными переживаниями, возникшими в процессе музыкального восприятия; учащиеся размышляли об эмоциональном содержании произведения, проводили аналогии между ассоциациями и образами музыкального произведения и личностным опытом.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание эмоционально-творческой культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной игры-сказки
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016



