Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие классного руководителя с семьей младшего школьника в общеобразовательной организации

Работа №98351

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника в
общеобразовательной организации 7
1.1. Семья младшего школьника: классификации и
характеристика 7
1.2. Направления деятельности классного руководителя по
взаимодействию с семьей младшего школьника в общеобразовательной организации 20
1.3. Формы и методы взаимодействия классного
руководителя с семьей младшего школьника в общеобразовательной организации 31
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию классного руководителя с семьей младшего школьника в МКОУ «Таежнинская школа №20» 47
2.1. Анализ деятельности МКОУ «Таежнинская школа №20» по взаимодействию классного руководителя с семьей
младшего школьника 47
2.2. Разработка и частичная реализация комплекса мероприятий по взаимодействию классного руководителя с семьей младшего школьника в общеобразовательной
организации 57
Заключение 77
Список использованной литературы 82
Приложения 91

Актуальность исследования. Среди наиболее значимых институтов социализации личности традиционно рассматривают семью. На значимость влияния семьи на воспитание ребенка указывают основные нормативные документы, принятые в нашей стране в последние годы. Новые задачи образования определены и зафиксированы в основных документах, регламентирующих развитие и функционирование системы образования [11].
Вышесказанное свидетельствует о необходимости организации взаимодействия между важнейшими институтами социализации личности: семьей и школой. Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе современной отечественной школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этих проблем, определяют содержание и формы взаимодействия. Установление контактов с семьей является обязательным условием успешности образования ребенка. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности школьника. В особенности это относится к учащимся младших классов.
Выстраивание работы с родителями - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Проблемы оптимизации детско- родительских отношений посредством педагогического просвещения родителей раскрыты в работах таких ученых, как Т. Н. Доронова [18], Г. Г Кравцов [33], Т. А. Маркова [45] и др. Педагогическое осмысление
понятия педагогическое взаимодействие» получило в работах Ю. К. Бабанского [4], В. И. Загвязинского [22], Е. В. Коротаевой [28],
Л. А. Левшина [36] и др. О необходимости единства воспитательных воздействий на ребенка со стороны школы и семьи неоднократно высказывались ученые в области педагогики (Г. А. Карпова [29], А. Н. Леонтьев [37], А. К. Маркова [44], П. А. Сорокин [68] и др.).
Новые подходы (в том числе, компетентностный подход, применение интерактивных форм), лежащие в основе Федеральных государственных образовательных стандартов, как показывает передовой практический опыт, должны применяться и к организации взаимодействия между классным руководителем и родителями учащихся начальной школы [48].
В частности в Федеральном государственном стандарте начального образования говорится, что средством «развития потенциала обучающихся» «с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей)» [77]. Однако в современной образовательной практике рассматриваемый вопрос остается не разрешенным, в частности многие педагоги, в том числе классные руководители не достаточно компетентны, чтобы конструктивно реализовывать описываемую деятельность. Таким образом, возникает противоречие исследования: с одной стороны, взаимодействие классного руководителя и семьи младшего школьника является важнейшим направлением в деятельности общеобразовательной организации, а с другой стороны - недостаточно методических разработок по организации взаимодействия между классным руководителем и семьей младшего школьника.
Проблема исследования: как осуществлять взаимодействие классного руководителя с семьёй младшего школьника в общеобразовательной организации?
Вышесказанное определило тему настоящего исследования «Взаимодействие классного руководителя с семьей младшего школьника в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс взаимодействия классного руководителя с семьей.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьёй младшего школьника.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично реализовать комплекс мероприятий по взаимодействию классного руководителя с семьей младшего школьника в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: взаимодействие классного руководителя с семьей младшего школьника в образовательной организации будет успешна при:
1. Если будет разработан и частично реализован комплекс мероприятий, включающий традиционные и нетрадиционные формы (посещение семьи, переписка с родителями, родительское собрание, кружки).
2. Будут осуществляться активные и интерактивные методы (игровые, дискуссионные, экскурсионные, проектные) взаимодействия.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть семью младшего школьника: классификации и характеристика.
2. Изучить направления деятельности классного руководителя в общеобразовательной организации.
3. Выявить формы и методы взаимодействия классного руководителя с семьёй младшего школьника в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность МКОУ «Таежнинская школа №20» по организации взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника.
Для решения указанных задач в работе использовались следующие методы: теоретические (анализ и синтез, классификация, обобщение); эмпирические (анализ документов, анкетный опрос, интервью).
База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Таежнинская школа № 20 Богучанского района Красноярского края.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема взаимодействия педагогов с родителями обучающихся и, в частности, классного руководителя с семьей младшего школьника, является чрезвычайно актуальной в современном российском образовании. От решения данной проблемы во многом зависит успешность реализации школой образовательного процесса. Вышесказанное обусловило выбор темы для данного исследования.
В рамках исследования нами были поставлены и решены пять задач.
В процессе решения первой задачи были рассмотрены характеристика и классификации семей в отечественной психолого-педагогической литературе. В контексте данного исследования семья рассматривалась с психолого-­педагогических позиций как общественная группа, основанная на личных взаимоотношениях членов семьи и разных поколений, на воспитательной и социальной роли представителей старшего поколения в развитии младших участников группы.
Среди характеристик семьи были выделены состав, уровень образования, социальный статус, материальные условия; ценностные установки; стиль жизни; стиль взаимоотношений членов семьи; воспитательный потенциал.
Кроме того были рассмотрены различные классификации семей. В частности: по количеству брачных партнеров, детей, поколений; по целям и характеру партнерских отношений; по стадиям жизненного цикла; по критерию гармоничности; по характеру родственных отношений между родителями и детьми; по степени реализации базовых функций.
Решение второй задачи было направлено на изучение направлений работы классного руководителя в общеобразовательной организации. К основным направлениям деятельности классного руководителя младших классов в общеобразовательной организации являются: работа с
учениками; работа с родителями и общественностью; взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками; работа с учителями в рамках методобъединения; работа по оформлению документации.
На основе теоретического анализа и синтеза литературы рабочее определение понятия «взаимодействие классного руководителя, младшего школьника и его родителей» было сформулировано как «взаимная активность всех названных субъектов, направленная на разностороннее развитие личности учащегося; следствием которой будут позитивные изменения поведения, деятельности и отношений всех субъектов взаимодействия, их позитивная социализация».
Согласно различным критериям были выделены следующие виды взаимодействия:
• объект-объектное, объект-субъектное, субъект-объектное субъект- субъектное;
• содействие, бездействие и противодействие;
• деструктивный (разрушающий), рестриктивный (ограничивающий), реструктивный (поддерживающий), конструктивный (развивающий).
Согласно требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта начального образования (ФГОС НО) взаимодействие между классным руководителем, младшим школьником и его семьей должно бытьсубъект-субъектным, конструктивным, развивающим.
При решении третьей задачи посредством теоретического анализа и синтеза литературы, классификации, обобщения были выявлены результативные формы (родительские собрания, наглядная пропаганда, клубы, дни открытых дверей, внеурочные мероприятия) и методы (лекционный, практические, коллективное творческое дело, дискуссионные, игровые, наглядные) взаимодействияклассного руководителя с семьёй младшего школьника.
На данном этапе исследования нами была выдвинута гипотеза, согласно которой: взаимодействие классного руководителя с семьей младшего
школьника будет носить субъект-субъектный, конструктивный, развивающий характер при условии разработки и реализации программы, включающей традиционные и нетрадиционные формы (посещение семьи, переписка с родителями, родительское собрание, кружки), активные и интерактивные методы (игровые, дискуссионные, экскурсионные, проектные) взаимодействия.
С целью проверки данной гипотезы было проведено эмпирическое исследование на базе МКОУ «Таежнинская школа №20» Богучанского района Красноярского края. В рамках решения четвертой задачи была проанализирована деятельность МКОУ «Таежнинская школа №20» по организации взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника. Осуществлялся анализ документов (Устав школы, План воспитательной работы на 2017-2018 учебный год, План воспитательной работы классного руководителя 3-а класса), регулирующих деятельность МКОУ «Таежнинская школа №20». Анализ названных документов показал, что работа по организации взаимодействия между педагогами и родителями в школе осуществляется, однако без учета запросов родителей и не систематически.
Для выявления уровня удовлетворенности родителей и других членов семей учащихся организацией взаимодействия с классным руководителем было проведено исследование, в рамках которого использовались такие методы, как анализ документов (классный журнал), интервью с классным руководителем, анкетный опрос родителей учащихся (анкета «Ваше отношение к школе»), тестовый опрос (методика «Изучения
удовлетворенности родителей работой педагога» Е.Н. Степанова).В результате проведенного исследования во взаимодействии классного руководителя и семей учащихся 3-а класса были выявлены проблемы, которые сказывались как на активности родителей, их участии в делах школы, так и на успеваемости учащихся.
Вышесказанное побудило нас разработать комплекса мероприятий по взаимодействию классного руководителя с семьями учащихся 3-а класса, что и определило пятую задачу настоящего исследования.
Разработанныйкомплекс мероприятий нацеленный на реализацию конструктивного, субъект-субъектного, развивающего взаимодействия между классным руководителем и семьями учащихся 3-а класса Таежнинской школы №20.
Задачи комплекса мероприятий:
• выявить результативные формы и методы для организации конструктивного взаимодействия классного руководителя с семьями младших школьников;
• разработать систему мероприятий, направленных на привлечение родителей и других членов семей учащихся к участию в жизни класса и школы;
• в течение учебного года реализовать мероприятия в соответствии с планом.
Комплекс мероприятий рассчитан на период 2017-18 учебного года.
Формы взаимодействия: родительские собрания, наглядная пропаганда, клубы, открытые уроки, внеурочные мероприятия. Методы: лекционный, практические, коллективное творческое дело, дискуссионные, игровые, наглядные, экскурсионный.
В рамках комплекса мероприятий были выделены несколько направлений (в соответствии с запросами родителей и планом воспитательной работы школы), по которым реализовывались мероприятия в течение учебного года: работа с классным руководитедем и работа с семьями учащихся.
Комплекс мероприятий была частично реализован в период с сентября 2017 до мая 2018 года.
С целью проверки выдвинутой ранее гипотезы, а также результативности разработанногокомплекса мероприятий было проведено вторичное исследование. В качестве диагностического инструментария были использованы те же методики, что и в начале исследования. Данное исследование показало, что частичная реализациякомплекса мероприятий по взаимодействию классного руководителя с семьями учащихся 3-а класса привелак:
• активизации участия родителей и других членов семей учащихся в жизни школы (посещению классных родительских собраний, обращению за индивидуальными консультациями к педагогам, участию в организации и проведении классных мероприятий, регулярному ознакомлению с учебно­воспитательными и общеразвивающими информационными материалами, размещаемыми на стендах, в стенгазетах и на сайте школы);
• повышению оценки родителями и другими членами семей учащихся деятельности классного руководителя, педагогов и школьной администрации;
• повышению успеваемости учащихся 3-а класса и активизации их участия в жизни класса, в работе школьных кружков и секций.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что в результате взаимной активности классного руководителя, младших школьников и их родителей, бабушек, дедушек, осуществляемых в рамках реализуемой программы, направленной на разностороннее развитие младших школьников, произошли позитивные изменения в поведении младших школьников (повышение учебной дисциплины, успеваемости); повышение активности семей учащихся в отношении школы.
Это подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу, а также позволяет говорить о результативности комплекса мероприятий повзаимодействию классного руководителя и семей учащихся младших классов, разработанной и частично реализованной на базе 3-а класса Таежнинской школы № 20 Богучанского района Красноярского края.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.


1. Анохина Г. М. Модернизация модели образовательного процесса в школе и педвузе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. 2014. №4. С.167-171.
2. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. М.: Дошкольное воспитание, 2013. 247 с.
3. Асафова Е .В. Социальная педагогика: конспект лекций. Казань, 2014. 83 с.
4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
5. Баркова Н. Н. Проблема роли и места учителя в образовательном процессе // Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры: сб. науч. тр. / под науч. ред. М.В. Богуславского, С.В. Куликовой. Волгоград: Изд-во «Отрок», 2016. С.221-226.
6. Белкина В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками. Автореферат... дис. докт. пед. наук. Ярославль, 2000. 42 с.
7. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
8. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград: ИД «Корифей», 2008. 96 с.
9. Бреева М. В., Вылегжанина И. А. Риски психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. №4. С.110-113.
10. Варга А. Я. Семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.: Речь. 2001. 144 с.
11. Волков Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение: пособие для педагога-исследователя. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
12. В помощь классному руководителю. Мн.: ООО «Классико-принт», 2003. 120 с.
13. Гаврилюк О. В. К вопросу о реформировании законодательства об образовании в России // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 7. Екатеринбург: УрГПУ, 2012. С.40-44.
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Поведение ребенка в руках родителей. М.: «Издательство АСТ», 2014. 36 с.
15. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2012. 111 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ